Развитие мнемических процессов детей младшего школьного возраста в работе учителя начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Память человек использует постоянно. Она играет большую роль в сохранении его индивидуально-личностных и деловых характеристик. Человек, полностью лишенный способности запечатлять, сохранять, узнавать и воспроизводить свой прошлый опыт, фактически перестает быть личностью. Память относят к особым процессам, отдавая ей роль своеобразного «интегратора» относительно всех остальных психических познавательных процессов. По определению В. Гжегорчика, «единственной мерой времени является память... Если бы не память, жизнь была бы невозможна; если бы не забывание, жизнь была бы невыносимой» [23, 24].

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..…..3
Глава I. Мнемические процессы их развитие
1.1. Понятие о мнемических процессах…………………………………………..8
1.2. Как эффективно научить запоминать (формы и методы развития памяти)…………………………………………………………………………24
1.3. Возможности учителя по развитию памяти детей младшего школьного возраста……………………………………………………...…………………35
Глава II. Исследование развития мнемических процессов у детей младшего школьного возраста
2.1. Констатирующее исследование …..………………………………………….44
2.2 Формирующий эксперимент………………………………………………….44
2.3. Контрольное исследование………………………………………………..…44
Заключение ………………………………………………………………………....46
Список литературы ……………………………………………………………...….49
Приложения …………………………………………………………………………51

Файлы: 1 файл

курсовая 2 год.doc

— 4.20 Мб (Скачать файл)

 С уверенность можно сказать, что показатели памяти детей повысились, но по-прежнему ещё низки. Поэтому учителю необходимо постоянно на каждом уроке использовать различные приемы и упражнения, тренирующие память и позволяющие запоминать больший объем материала. Необходимо предоставить информацию о результатах диагностики памяти в конце учебного года учителям-предметникам, в начале года 5 класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Память – запечатление, сохранение, последующее узнавание  и воспроизведение следов прошлого опыта. Память необходима человеку –  она позволяет ему накапливать, сохранять и в последствии  использовать личный опыт, в ней  хранятся знания и навыки. Память человека - психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

  1. К процессам памяти относятся запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание материала.

Запоминание – процесс  памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

 Сохранение – динамический  процесс, совершающийся на основе  организованного усвоения, переработки материала.

Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала.

Забывание – процесс, необходимый для эффективной  работы памяти. с помощью забывания  человек избавляется от бесчисленных деталей и облегчает возможность общения.

  1. Исследователями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. Все эти науки расширяют наши знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.
  2. Процессы памяти у разных людей протекают неодинаково. В настоящее время принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в продуктивности заучивания, во вторую – различия типов памяти.
  3. В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и постепенное улучшение, приобщения у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.
  4. Мнемотехника – это приемы, облегчающие запоминание информации с помощью ее смысловой организации. Суть мнемотехнических приемов заключается в том, что запоминаемый материал определенным образом структурируется.

Наиболее ранним приемом  является метод размещения. Часто  используется система слов-вешалок и метод опорных слов.

Важным условием того, чтобы учебный материал запоминался  быстро и надолго, является наличие  интереса к тому, что запоминает ученик, и внимание в процессе усвоения и воспроизведения материала.

Большое значение для  запоминания имеют чувства. Всё, что связано с радостью, с печалью, с гневом, удивлением запоминается быстрее, прочнее, охотнее, чем то, к  чему ребёнок относится безразлично.

Очень важно также  поставить перед собой задачу – прочно и надолго усвоить.

Большое значение для  усвоения учебного материала имеет  соединение запоминания с деятельностью, требующей мышления, активности. Чтобы запоминаемый материал хранился в определённой системе, надо провести некоторую работу над его содержанием. Начать с общего ознакомления. Главная цель при этом – постараться всё понять и определить основные мысли автора.

Более прочному  запоминанию  помогает самостоятельное составление всевозможных схем, рисунков, планов, потому что прежде чем выполнить задание, ученик должен придумать их, найти способ изобразить.

Названные приемы позволяют  значительно увеличить объем  запоминаемого материала.

 

В нашей работе мы рассмотрели  понятие мнемических процессов, уделили особое внимание методам, формам и приемам эффективного запоминания, а также рассмотрели различные тренировочные упражнения, используемые учителем и родителями для развития памяти.

В практической части  работы мы провели исследования характеристик памяти младших школьников

Таким образом, гипотеза подтвердилась, т.к. исследования характеристик  памяти имеют динамику роста в  положительную сторону.

По результатам исследования нами были даны рекомендации детям  и учителям о необходимости развития всех видов запоминания и использования приемов запоминания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

          1.    Андреев, О. А. Тренировка памяти. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999. 

2. Асмолов А.Г. Принципы  организации памяти человека. Системно деятельностный подход к изучению познавательных процессов: Учебно-методическое пособие.– М., 1985.

     3. Балин В.Д. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии – СПб: Питер, 2000.

          4. Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие для вузов по непедагогич. специальностям. – Мн.: БГЭУ, 2004.

5. Веккер Л.М. Психика  и реальность: единая теория психических  процессов.– М., «Смысл», 1998.

6. Гамезо М.В., Домашенко  И.А. Атлас по психологии: информ. – метод. Пособие к курсу «Психология человека».– М., Педагогич. общество России, 1999.

7. Гиппенрейтер Ю.Б., В.Я. Романова. Психология памяти. М., 1998.

8.  Данилова Н.Н.  Психофизиология: учебник для  ВУЗа.– М., АспектПресс, 1998.

9. Дьяченко М.И., Кандыбович  Л.А. Краткий психологический словарь: личность, образование, самообразование, профессия. Мы: «Хэлтон», 1998.

          10. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М. И. Еникеев. – М.: Норма, 2005.

11. Истомина З.М. Развитие памяти.– М., 1978.

          12. Ительсон, Л. Б. Лекции по общей психологии: учебное пособие / Л. Б. Ительсон. – Мн.: Харвест, 2000.       

          13. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс", 1998.

          14.   Козубовский, В. М. Общая психология: учебное пособие для вузов / В. М. козубовский. – 2-е изд. – Мн.: Амалфея, 2007.

          15. Коломинский Я.Л. Человек: психология. - М.: Просвещение, 1986

          16.  Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1980.

           17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1998.

           18. Лапп Д. Искусство помнить и забывать. – СПб., 1995.

      19. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психических функций. – М., 1931.

20. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти.– М., 1968.

21. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. – М., 1976.

          22.. Маклаков А.Г. Общая психология.–  СПб: Питер, 2000.

          23. Максименко С.Д. Загальная психологія, МАУП, Киев 2000.

24. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь.– СПб: прайм – ЕВГОЗНИК, 2003.

25. Немов Р.С. Общие основы психологии. 2-е издание.– М., Просвещение: Владос, 1995.

26. Николаев Н., Нешев  Г. Загадка тысячелетий. Что  мы знаем о памяти.–  М., Мир, 1998.

           27. Онуприенко, С. П. Путь в тайны памяти / С. П. Онуприенко. – Мн.: ГНПМП Информпрогресс, 1994.

           28. Петровский А.В., Ярошевский М.Г.  Психология: Основы теоретической  психологии. – М.: ИНФРА - М., 1998.

29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.– СПб: ЗАО Изд-во «Питер», 1989.

          30. Слоущ Н. Д. Мнемотехника или искусство укреплять память / Н. Д. Слоущ. – Одесса: Типография Одесских Новостей, 1893. – 117 с.

          31. Смирнов А.А., Избранные психологические труды.– М., Педагогика,  1987г.

32. Солсо Р.Л. Когнитивная  психология. – М., «Тривола», М., «Либерия», 2002.

33. http://www.medobozrenie.ru/teplov28.html

34. http://www.psyznaiyka.net/view-pamat.html?id=ponyatie-o-pamati

35. http://www.studentref.ru/Poniatie_o_pamiati,_vidy_pamiati.doc

36. http://www.kontrolnaja.ru/dir/psychology/66447

37. http://www.poluchi5.ru/000728-1.html

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

                                                                                                      

МЕХАНИЗМЫ  ЗАПОМИНАНИЯ

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

 

КРИВАЯ ЗАБЫВАНИЯ  ПО Г. ЭББИНГАУЗУ

 

 

 


 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Определение типа восприятия младшего школьника.

Внимательно выслушав зачитанное мною утверждение, ваша задача — согласиться с ним или не согласиться, записываем номер вопроса и свой ответ, — если согласен «+», не согласен — «–».

Вопросы:

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами 

2. Часто напеваю себе потихоньку 

3. Не ношу модных вещей, если мне в них неудобно 

4. Люблю подолгу понежиться  в постели 

5. Рассматриваю машины, больше всего внимания обращаю на их цвет 

6. Узнаю по шагам, кто вошел в комнату 

7. Меня развлекает подражание другим людям 

8. Много времени уделяю своему внешнему виду 

9. Мне нравится заниматься физическим трудом 

10. Когда есть свободное время, я люблю просто рассматривать людей 

11. Плохо себя чувствую, если долго не двигался 

12. Увидев игрушку на витрине магазина, сразу представляю, как буду с ней играть 

13. Когда услышу давнюю  песенку, ко мне возвращаются  детские воспоминания

14. Часто читаю во время еды 

15. Люблю разговаривать по телефону 

16. Глядя в зеркало  я ищу свои недостатки 

17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать его самому 

18. После плохо проведенного дня я долго не могу прийти в себя 

19. Мне нравится фотографировать 

20. Долго помню то, что мне сказали друзья или приятели 

21. Не стал бы жалеть деньги при покупке цветов, ведь они украшают нашу жизнь 

22. Мне нравится приминать контрастный душ (то холодный, то горячий)

23. Стараюсь записывать свои личные дела, веду личный дневник

24. Часто разговариваю сам с собой

25. После долгой поездки на машине так же долго прихожу в себя

26. Голос может многое сказать мне о человеке

27. Очень часто я оцениваю людей по их манере одеваться

28. Люблю потягиваться, разминаться

29. Слишком твердая или слишком мягкая постель — это для меня мука, я не могу заснуть

30. Мне трудно подобрать удобную обувь

31. Люблю смотреть художественные фильмы

32. Узнаю когда-либо виденные лица даже через несколько лет

33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику

34. Умею слушать то, что мне говорят

35. Люблю двигаться — танцевать, бегать, заниматься гимнастикой

36. Когда близко тикает будильник, я не могу заснуть

37. Слушая музыку, различаю  в мелодии инструменты её исполняющие

38. Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой

39. Не люблю осматривать памятники

40. Не выношу беспорядок

41. Не люблю синтетических тканей

42. Считаю, что атмосфера в комнате во многом зависит от освещения

43. Люблю ходить на концерты

44. Само пожатие руки может многое сказать мне о человеке

45. Охотно посещаю музеи и выставки

46. Поспорить — это захватывающее дело

47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами

48. В шуме я не могу сосредоточиться

 

Ключ к тесту:

Нас интересуют ответы «+». Каждому типу восприятия соответствуют  определенные вопросы:

Тип А — визуал

1 5 8 10 12 14 19 21 23 27 31 32 39 40 42 45

Тип В — кинестетик

3 4 9 11 16 18 22 25 28 29 30 35 38 41 44 47

Тип С — аудиал

2 6 7 13 15 17 20 24 26 33 34 36 37 43 46 48

 

Тип восприятия, набравший  большую сумму баллов, и является для вас ведущим типом восприятия. Бывают случаи, когда две (и, очень редко, три) суммы совпадают. Это говорит о том, что у вас сложный тип восприятия, когда одинаково быстро реагируют сразу несколько анализаторов.

 

Таблица результатов  определения типа восприятия окружающего  мира младшими школьниками.

№ испытуемого

№ вопросов, отмечен. знаком «+»

Тип А.

Сумма

Тип В.

Сумма

Тип С.

Сумма

Вывод

1.

1,3,6,9,10,11,13,16,19,20,23,26,27,29,30,31,34,36,37,39,40,41,42,44,48

1+10+19+23+27+31+39+40+42=232

3+9+11+16+29+30+41+44=183

6+13+20+26+34+36+37+48=220

Визуал

2.

1,2,5,6,7,11,13,17,18,20,23,24,26,31,33,36,42,43,44,45,47,48

1+5+23+31+42+45=147

11+18+44+47=120

2+6+7+13+17+20+24+26+33+36+43+48=275

Аудиал

3.

2,3,4,5,6,8,11,13,14,17,21,22,23,26,27,30,31,35,39,41,42,44,45,46,48

5+8+14+21+23+27+31+39+42+45=255

3+4+11+22+35+41+44=160

2+6+13+17+26+46+48=158

Визуал

4.

1,2,3,4,5,8,10,11,13,15,16,17,19,20,22,23,25,28,30,33,35,37,41,46,48

1+5+8+10+19+23=66

3+4+11+16+22+25+28+30+35+41=215

2+13+15+17+20+33+37+46+48=231

Аудиал

5.

1,3,4,7,9,12,13,16,18,20,21,22,24,25,27,29,30,31,32,35,37,38,40,41,43

1+12+21+27+31+32+40=164

3+4+9+16+18+22+25+29+30+35+38+41=270

7+13+20+24+37+43=144

Кинестетик

6.

1,3,4,5,6,8,10,11,12,13,14,17,19,20,21,22,23,27,31,32,33,35,36,39,40,46,47

1+5+8+10+12+14+19+21+23+27+31+32+39+40=282

3+4+11+22+35+47=122

6+13+17+20+33+36+46=171

Визуал

7.

1,2,4,5,7,8,11,12,15,19,26,27,28,31,32,33,35,40,43,45,46,47

1+5+8+12+19+27+31+40+45=188

4+11+28+35+47=125

2+7+15+26+33+43+46=172

Визуал

8.

2,4,6,7,8,11,13,15,19,20,26,27,28,31,33,34,35,36,40,43,46,47,48

8+19+27+31+

40=125

4+20+28+35+47=134

2+6+7+13+15+20+26+33+34+36+43+46+48=329

Аудиал

9.

2,6,7,13,15,17,20,24,26,33,34,36,37,43,46,48

2+33+36+48=119

15+17+20+34+37=123

6+7+13+17+26+36+43=129

Аудиал

10.

1,5,8,10,12,19,27,31,34,40,42,45

1+5+10+19+31+34+40+45=185

10+19+27+31+40=127

1+5+19+34+45=104

Визуал

Информация о работе Развитие мнемических процессов детей младшего школьного возраста в работе учителя начальных классов