Развитие мнемических процессов детей младшего школьного возраста в работе учителя начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Память человек использует постоянно. Она играет большую роль в сохранении его индивидуально-личностных и деловых характеристик. Человек, полностью лишенный способности запечатлять, сохранять, узнавать и воспроизводить свой прошлый опыт, фактически перестает быть личностью. Память относят к особым процессам, отдавая ей роль своеобразного «интегратора» относительно всех остальных психических познавательных процессов. По определению В. Гжегорчика, «единственной мерой времени является память... Если бы не память, жизнь была бы невозможна; если бы не забывание, жизнь была бы невыносимой» [23, 24].

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..…..3
Глава I. Мнемические процессы их развитие
1.1. Понятие о мнемических процессах…………………………………………..8
1.2. Как эффективно научить запоминать (формы и методы развития памяти)…………………………………………………………………………24
1.3. Возможности учителя по развитию памяти детей младшего школьного возраста……………………………………………………...…………………35
Глава II. Исследование развития мнемических процессов у детей младшего школьного возраста
2.1. Констатирующее исследование …..………………………………………….44
2.2 Формирующий эксперимент………………………………………………….44
2.3. Контрольное исследование………………………………………………..…44
Заключение ………………………………………………………………………....46
Список литературы ……………………………………………………………...….49
Приложения …………………………………………………………………………51

Файлы: 1 файл

курсовая 2 год.doc

— 4.20 Мб (Скачать файл)

После упражнений с живыми существами можно предложить ребёнку попробовать себя в более сложном «волшебстве» - «оживлении» предметов. Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а потом с открытыми. Можно сделать для ребёнка волшебную палочку, тогда он легче войдёт в роль.

 

 

 

Упражнение 9 (окр. мир, изо, труд, русский язык)

«Расскажи мне про  этот предмет»

Подручным материалом для  этого упражнения может послужить  любая вещь, любой предмет, а цель тренировки – научить ребёнка  идти в своих рассуждениях от эмоций к логике. Чем можно воспользоваться? Вам подойдут:

- фрукты или овощи;

- цветы и растения;

- деревья: исследуйте  с детьми их общую форму,  крону, ветки, листья, плоды; 

- животные;

- окрестности (близлежащие  улицы, парки и т.д.)

- люди: лица, голоса, привычки  своих друзей.

Учителю нужно только показывать предмет и задавать стимулирующие вопросы по следующей схеме:

  1. Смотрим на предмет и воспринимаем его.

Если ребёнок подключал  к восприятию эмоции, информация окажется

записанной в долговременной памяти, он лучше запомнит про неё.

Постарайтесь выяснить, что произвело на  ребёнка самое яркое впечатление.

2. Проверяем и осмысливаем  наши чувства. 

«Скажи, этот предмет  тебе приятен или нет? Он тебя раздражает или успокаивает? Кажется впечатляющим или бесцветным? Грустным или забавным? Увлекательным или скучным?

Учите ребёнка прислушиваться к своим эмоциям, разбираться  в них. Такого рода размышления о  том, что он чувствует, помогают в  работе памяти.

Далее следует логическая часть упражнения. С помощью анализа  ребёнок сосредотачивается на главном, основном и запоминает самое важное».

3. Устанавливаем общий  смысл (что это за предмет,  как он называется).

4. Рассматриваем предмет  с точки зрения композиции (какие  использованы краски, чем предмет  отличается от других, что находится  на переднем плане и т. д.)

5. Разбираем в деталях.

Нужно найти самые  важные и значительные детали, в  которых заключаются наиболее характерные  черты предмета, подробно описать  предмет.

6. Подводим итог. Синтез.

Ребёнок закрывает глаза  и мысленно представляет себе этот предмет. Потом рисует предмет красками или карандашами, как он его запомнил.

 

Упражнение 10 (чтение, окр. мир)

«Сколько ты запомнишь?»

Предложить ребёнку  запомнить предметы, изображённые на 3 - 4 картинках, и назвать их по памяти. Затем ребёнок должен отыскать их изображение на 10 - 12 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать.

 

 

Чтобы легче вспомнить  нужную информацию, у ребёнка должен быть к ней «ключ». Таким ключом могут быть ассоциации, в результате которых одни представления и понятия вызывают появление в уме других. Необходимо потренировать ребёнка на ассоциации, научить его устанавливать связь между предметами и явлениями. Тогда ему будет гораздо легче их запоминать.

 

Как это связано?

 

Упражнение 1 (русский язык, чтение, окр. мир)

«Сочини рассказ»

Детям даются несколько  слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому-нибудь признаку, чтобы облегчить запоминание, а  потом придумать историю, которая  бы свела их вместе.

Медведь   Кот   Воздух   Колокольчик

Тележка   Солнце  Ваза    Ромашка

Пчела   Вода 

 

Упражнение 2 (чтение, русский язык)

«Жили-были звери»

С    МЕДВЕДЬ

О

Б  ЛОШАДЬ

А

К     ТИГР

А

П   З

КОШКА     Е   Е

            КРО Т     Б

У   Р

Х   А

КОЗА

 

На листке написаны названия животных. Дети представляют себе этих животных в местах, где помещены их названия, и придумывают историю, связывающую их между собой.

Затем учитель закрывает  написанное, а ребёнок на листе  бумаги воспроизводит названия животных на их местах.

 

Упражнение 3

«Ассоциации»

Цель этого упражнения – побудить ребёнка к ассоциативному мышлению. Предлагается несколько слов и фиксируются все ассоциации, которые он говорит при чтении этих слов, например:

Верблюд – горб, гора, пустыня, кактус, песок.

 

Упражнение 4

«Конкретизация абстрактного»

Ребёнок называет те зрительные образы, которые ему представляются на каждое слово.

Зима   Время  Бедность  Обед

Жара   Терпение  Свобода  Скука

Надежда  Танец  Энергия  Счастье

 

В результате этих упражнений у ребёнка вырабатывается умение устанавливать логичные ассоциации, а значит, развивается логический вид запоминания. Однако в школе часто нужно запомнить материал, внешне логически не связанный. Для формирования этого умения можно использовать следующие упражнения.

 

Упражнение 5

«Сочини сказку про эти  слова» (нелогичные ассоциации)

Детям предлагается несколько  слов, логически не связанных между  собой.

Книга  Цветок  Сосиска  Мыло

-Что может быть  общего у этих слов?

В результате должна получиться маленькая история.

 

Упражнение 6

«Картина из двух слов» (нелогичные парные ассоциации слов).

В этом упражнении требуется  объединить в воображении два  предмета, не имеющие ничего общего друг с другом. Дети представляют в  уме образ каждого предмета, а затем мысленно объединяет оба предмета в одной чёткой картинке. Предметы могут объединяться по любой ассоциации.

Примерные пары для тренировки:

Горшок – коридор   Солнце - книга

Ковёр – кофе    Двор – ножницы

Кольцо – лампа    Котлета - песок

Жук – кресло    Обезьяна – пальто

 

Упражнение 7

«Запомни слова»

Теперь можно попробовать  научить ребёнка запомнить несколько  логически не связанных слов. Начать лучше с 10 слов, например: дерево, стол, река, корзина, расчёска, мыло, ёжик, резинка, книга, солнце. Эти слова можно связать в рассказ.

Задача учителя –  добиться того, чтобы такое запоминание  упорядоченной информации стало  для ребёнка привычным навыком  и не представляло сложностей.

 

Упражнение 8

«Давай выучим стихи»

Любой текст можно  представить мысленными образами, на этом и основана техника запоминания, которой следует обучать ребёнка.

 

 

Упражнение 9

«Хитрая зубрёжка»

План заучивания.

1. Повторить слово  или фразу про себя.

2.  Через 1 секунду  повторить снова.

3. Повторить через  2 секунды.

4. Повторить через 4 секунды.

5. Повторить через  10 минут.

6. Для того, чтобы информация  перешла из кратковременной памяти  в долговременную, повторить через  2 - 3 часа.

7. При необходимости  повторить через 1 - 2 месяца; через  год.

 

Проблемы с памятью  накладывают серьёзный отпечаток на успешность учёбы ребёнка. Ребёнок дома учит, много пересказывает, но приходит на урок и – результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребёнок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты, правила.

Упражнения  для тренировки памяти учащихся дома

 

Упражнение 1

Предложите ребёнку закрыть  глаза и по памяти назвать все  предметы, которые стоят в комнате. Затем пусть откроет глаза  и проверит, верно ли были им названы  предметы.

 

Упражнение 2

Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора.

 

Упражнение 3

Прочтите ребёнку диктант  из сборника или из учебника.

В первый раз читайте  весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно – два слова. В задачу ребёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно.

После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.

 

Упражнение 4

Покажите ребёнку какую-нибудь иллюстрацию, затем уберите её и  предложите ему нарисовать то, что  на ней было изображено.

 

Упражнение 5

Прочитайте текст вслух  один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребёнка исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.

 

Упражнение 6

Предложите ребёнку  ряды слов, между которыми отсутствуют  смысловые связи. Вы зачитываете  пару слов, а ребёнок должен запомнить  второе слово пары, стараясь при  этом установить между словами какую-нибудь смысловую связь.

Через 10 минут после  первого прочтения вы читаете  слова из первого столбика, а  ребёнок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизводит  ребёнок, тем лучше у него развито  умение устанавливать смысловые связи.

 

        Все упражнения, которые предлагает учитель для работы с ребёнком, апробируются родителями на родительском собрании. Это даст возможность выполнять все упражнения с детьми в домашних условиях правильно [37].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Исследование развития мнемических процессов у детей младшего школьного возраста

Для успешного развития памяти необходимо, прежде всего, выявить  её особенности и показатели, включая  объем и способность удерживать информацию.

Память ребенка младшего школьного возраста, как и его внимание, должна оцениваться не в целом, а дифференцированно, по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение. Что же касается общих выводов о состоянии мнемических процессов у ребенка, то они имеют условное значение и только, в общем, характеризуют то, в какой степени развитой является его память.

Если большинство отдельных  показателей, относящихся к частным  видам памяти, сравнительно высоки, а остальные находятся на среднем уровне, то это не позволяет с достаточной уверенностью судить о том, что память ребенка хорошая или средняя. Те виды памяти, которые в данном случае не изучались, могут оказаться иными и как раз такими, которые важны в некоторых видах деятельности. Так что правильнее будет, если в выводах о состоянии памяти ребенка опираться на частные показатели.

          Исследование проводилось с 24 января по 30 апреля 2011 года на базе 4 класса МОУ Дубковская сош «Дружба» Одинцовского района Московской области. Количество учащихся – 10 человек (10-11 лет).

Охарактеризуем более методики, с помощью которых можно диагностировать особенности характеристик памяти младших школьников. Данные методики были разработаны Лурия А.Р. и Леонтьевым А.Н.

 Для эмпирического  исследования характеристик памяти нами были применены следующие методики:

- методика «запоминание 10 слов» для исследования объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения (см. Приложение 4);

- методика «определение объема кратковременной зрительной памяти» (использование трафаретных рамок (см. Приложение  7, 12).

 

2.1.   Констатирующее  исследование

Данное исследование было направлено на определение типа восприятия младших школьников и изучение уровня сформированности характеристик памяти.

Сначала было определили тип восприятия окружающего мира младшими школьниками (проведено тестирование, которое содержало 48 вопросов (см. Приложение 3)). Результаты тестирования таковы: из 10 детей в классе 5 – визуалы, 4 – аудиалы, 1 – кинестетик.

Далее была проведена  диагностика характеристик памяти. Результаты следующие: уровень объёма слуховой памяти 2 чел. – очень низкий, 4 – низкий, 4 средний; скорость запоминания 6 чел. – очень низкая, 3 – низкая, 1 – средняя (см. Приложение 5,6  ). Средний показатель объема и скорости запоминания - низкий; диагностика кратковременной зрительной памяти: средний показатель объема памяти - 4,55 (см. Приложение 8).

 

2.2. Формирующий эксперимент

На протяжении 3 месяцев учитель использовал в работе приемы, описанные в курсовой работе, для облегчения запоминания материала младшими школьниками. Также использовал тренировочные упражнения для развития памяти на разных уроках.  Проведено родительское собрание, где родителям были даны рекомендации и упражнения для облегчения процесса запоминания и тренировки памяти (имеются в тексте курсовой работы с. 41 – 42).

 

2.3. Контрольный эксперимент

В апреле 2011 года проведен контрольный эксперимент в этом же классе, диагностирующий те же характеристики памяти, что и на констатирующем. Результаты эксперимента следующие: уровень объёма слуховой памяти 6 чел. – низкий, 3 – средний, 1 – высокий; скорость запоминания 3 чел. – очень низкая, 5 – низкая, 2 – средняя (см. Приложение 9,10); диагностика кратковременной зрительной памяти: средний показатель объема памяти -  6 (см. Приложение 11).

Информация о работе Развитие мнемических процессов детей младшего школьного возраста в работе учителя начальных классов