Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 15:22, курсовая работа
Память человек использует постоянно. Она играет большую роль в сохранении его индивидуально-личностных и деловых характеристик. Человек, полностью лишенный способности запечатлять, сохранять, узнавать и воспроизводить свой прошлый опыт, фактически перестает быть личностью. Память относят к особым процессам, отдавая ей роль своеобразного «интегратора» относительно всех остальных психических познавательных процессов. По определению В. Гжегорчика, «единственной мерой времени является память... Если бы не память, жизнь была бы невозможна; если бы не забывание, жизнь была бы невыносимой» [23, 24].
Введение …………………………………………………………………………..…..3
Глава I. Мнемические процессы их развитие
1.1. Понятие о мнемических процессах…………………………………………..8
1.2. Как эффективно научить запоминать (формы и методы развития памяти)…………………………………………………………………………24
1.3. Возможности учителя по развитию памяти детей младшего школьного возраста……………………………………………………...…………………35
Глава II. Исследование развития мнемических процессов у детей младшего школьного возраста
2.1. Констатирующее исследование …..………………………………………….44
2.2 Формирующий эксперимент………………………………………………….44
2.3. Контрольное исследование………………………………………………..…44
Заключение ………………………………………………………………………....46
Список литературы ……………………………………………………………...….49
Приложения …………………………………………………………………………51
После упражнений с живыми существами можно предложить ребёнку попробовать себя в более сложном «волшебстве» - «оживлении» предметов. Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а потом с открытыми. Можно сделать для ребёнка волшебную палочку, тогда он легче войдёт в роль.
Упражнение 9 (окр. мир, изо, труд, русский язык)
«Расскажи мне про этот предмет»
Подручным материалом для этого упражнения может послужить любая вещь, любой предмет, а цель тренировки – научить ребёнка идти в своих рассуждениях от эмоций к логике. Чем можно воспользоваться? Вам подойдут:
- фрукты или овощи;
- цветы и растения;
- деревья: исследуйте с детьми их общую форму, крону, ветки, листья, плоды;
- животные;
- окрестности (близлежащие улицы, парки и т.д.)
- люди: лица, голоса, привычки своих друзей.
Учителю нужно только показывать предмет и задавать стимулирующие вопросы по следующей схеме:
Если ребёнок подключал к восприятию эмоции, информация окажется
записанной в долговременной памяти, он лучше запомнит про неё.
Постарайтесь выяснить, что произвело на ребёнка самое яркое впечатление.
2. Проверяем и осмысливаем наши чувства.
«Скажи, этот предмет тебе приятен или нет? Он тебя раздражает или успокаивает? Кажется впечатляющим или бесцветным? Грустным или забавным? Увлекательным или скучным?
Учите ребёнка прислушиваться к своим эмоциям, разбираться в них. Такого рода размышления о том, что он чувствует, помогают в работе памяти.
Далее следует логическая часть упражнения. С помощью анализа ребёнок сосредотачивается на главном, основном и запоминает самое важное».
3. Устанавливаем общий смысл (что это за предмет, как он называется).
4. Рассматриваем предмет с точки зрения композиции (какие использованы краски, чем предмет отличается от других, что находится на переднем плане и т. д.)
5. Разбираем в деталях.
Нужно найти самые важные и значительные детали, в которых заключаются наиболее характерные черты предмета, подробно описать предмет.
6. Подводим итог. Синтез.
Ребёнок закрывает глаза и мысленно представляет себе этот предмет. Потом рисует предмет красками или карандашами, как он его запомнил.
Упражнение 10 (чтение, окр. мир)
«Сколько ты запомнишь?»
Предложить ребёнку запомнить предметы, изображённые на 3 - 4 картинках, и назвать их по памяти. Затем ребёнок должен отыскать их изображение на 10 - 12 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать.
Чтобы легче вспомнить нужную информацию, у ребёнка должен быть к ней «ключ». Таким ключом могут быть ассоциации, в результате которых одни представления и понятия вызывают появление в уме других. Необходимо потренировать ребёнка на ассоциации, научить его устанавливать связь между предметами и явлениями. Тогда ему будет гораздо легче их запоминать.
Как это связано?
Упражнение 1 (русский язык, чтение, окр. мир)
«Сочини рассказ»
Детям даются несколько слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому-нибудь признаку, чтобы облегчить запоминание, а потом придумать историю, которая бы свела их вместе.
Медведь Кот Воздух
Тележка Солнце Ваза
Пчела Вода
Упражнение 2 (чтение, русский язык)
«Жили-были звери»
С МЕДВЕДЬ
О
Б ЛОШАДЬ
А
К ТИГР
А
П З
КОШКА Е Е
КРО Т Б
У Р
Х А
КОЗА
На листке написаны названия животных. Дети представляют себе этих животных в местах, где помещены их названия, и придумывают историю, связывающую их между собой.
Затем учитель закрывает написанное, а ребёнок на листе бумаги воспроизводит названия животных на их местах.
Упражнение 3
«Ассоциации»
Цель этого упражнения – побудить ребёнка к ассоциативному мышлению. Предлагается несколько слов и фиксируются все ассоциации, которые он говорит при чтении этих слов, например:
Верблюд – горб, гора, пустыня, кактус, песок.
Упражнение 4
«Конкретизация абстрактного»
Ребёнок называет те зрительные образы, которые ему представляются на каждое слово.
Зима Время Бедность Обед
Жара Терпение Свобода
Надежда Танец Энергия
В результате этих упражнений у ребёнка вырабатывается умение устанавливать логичные ассоциации, а значит, развивается логический вид запоминания. Однако в школе часто нужно запомнить материал, внешне логически не связанный. Для формирования этого умения можно использовать следующие упражнения.
Упражнение 5
«Сочини сказку про эти слова» (нелогичные ассоциации)
Детям предлагается несколько слов, логически не связанных между собой.
Книга Цветок Сосиска Мыло
-Что может быть общего у этих слов?
В результате должна получиться маленькая история.
Упражнение 6
«Картина из двух слов» (нелогичные парные ассоциации слов).
В этом упражнении требуется объединить в воображении два предмета, не имеющие ничего общего друг с другом. Дети представляют в уме образ каждого предмета, а затем мысленно объединяет оба предмета в одной чёткой картинке. Предметы могут объединяться по любой ассоциации.
Примерные пары для тренировки:
Горшок – коридор Солнце - книга
Ковёр – кофе Двор – ножницы
Кольцо – лампа Котлета - песок
Жук – кресло Обезьяна – пальто
Упражнение 7
«Запомни слова»
Теперь можно попробовать
научить ребёнка запомнить
Задача учителя – добиться того, чтобы такое запоминание упорядоченной информации стало для ребёнка привычным навыком и не представляло сложностей.
Упражнение 8
«Давай выучим стихи»
Любой текст можно представить мысленными образами, на этом и основана техника запоминания, которой следует обучать ребёнка.
Упражнение 9
«Хитрая зубрёжка»
План заучивания.
1. Повторить слово или фразу про себя.
2. Через 1 секунду повторить снова.
3. Повторить через 2 секунды.
4. Повторить через 4 секунды.
5. Повторить через 10 минут.
6. Для того, чтобы информация
перешла из кратковременной
7. При необходимости повторить через 1 - 2 месяца; через год.
Проблемы с памятью накладывают серьёзный отпечаток на успешность учёбы ребёнка. Ребёнок дома учит, много пересказывает, но приходит на урок и – результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребёнок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты, правила.
Упражнения для тренировки памяти учащихся дома
Упражнение 1
Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в комнате. Затем пусть откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.
Упражнение 2
Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора.
Упражнение 3
Прочтите ребёнку диктант из сборника или из учебника.
В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно – два слова. В задачу ребёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно.
После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.
Упражнение 4
Покажите ребёнку какую-нибудь иллюстрацию, затем уберите её и предложите ему нарисовать то, что на ней было изображено.
Упражнение 5
Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребёнка исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.
Упражнение 6
Предложите ребёнку ряды слов, между которыми отсутствуют смысловые связи. Вы зачитываете пару слов, а ребёнок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую-нибудь смысловую связь.
Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребёнок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизводит ребёнок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.
Все упражнения, которые предлагает учитель для работы с ребёнком, апробируются родителями на родительском собрании. Это даст возможность выполнять все упражнения с детьми в домашних условиях правильно [37].
Глава II. Исследование развития мнемических процессов у детей младшего школьного возраста
Для успешного развития памяти необходимо, прежде всего, выявить её особенности и показатели, включая объем и способность удерживать информацию.
Память ребенка младшего школьного возраста, как и его внимание, должна оцениваться не в целом, а дифференцированно, по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение. Что же касается общих выводов о состоянии мнемических процессов у ребенка, то они имеют условное значение и только, в общем, характеризуют то, в какой степени развитой является его память.
Если большинство отдельных показателей, относящихся к частным видам памяти, сравнительно высоки, а остальные находятся на среднем уровне, то это не позволяет с достаточной уверенностью судить о том, что память ребенка хорошая или средняя. Те виды памяти, которые в данном случае не изучались, могут оказаться иными и как раз такими, которые важны в некоторых видах деятельности. Так что правильнее будет, если в выводах о состоянии памяти ребенка опираться на частные показатели.
Исследование проводилось с 24 января по 30 апреля 2011 года на базе 4 класса МОУ Дубковская сош «Дружба» Одинцовского района Московской области. Количество учащихся – 10 человек (10-11 лет).
Охарактеризуем более методики, с помощью которых можно диагностировать особенности характеристик памяти младших школьников. Данные методики были разработаны Лурия А.Р. и Леонтьевым А.Н.
Для эмпирического исследования характеристик памяти нами были применены следующие методики:
- методика «запоминание 10 слов» для исследования объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения (см. Приложение 4);
- методика «определение объема кратковременной зрительной памяти» (использование трафаретных рамок (см. Приложение 7, 12).
2.1. Констатирующее исследование
Данное исследование было направлено на определение типа восприятия младших школьников и изучение уровня сформированности характеристик памяти.
Сначала было определили тип восприятия окружающего мира младшими школьниками (проведено тестирование, которое содержало 48 вопросов (см. Приложение 3)). Результаты тестирования таковы: из 10 детей в классе 5 – визуалы, 4 – аудиалы, 1 – кинестетик.
Далее была проведена
диагностика характеристик
2.2. Формирующий эксперимент
На протяжении 3 месяцев учитель использовал в работе приемы, описанные в курсовой работе, для облегчения запоминания материала младшими школьниками. Также использовал тренировочные упражнения для развития памяти на разных уроках. Проведено родительское собрание, где родителям были даны рекомендации и упражнения для облегчения процесса запоминания и тренировки памяти (имеются в тексте курсовой работы с. 41 – 42).
2.3. Контрольный эксперимент
В апреле 2011 года проведен контрольный эксперимент в этом же классе, диагностирующий те же характеристики памяти, что и на констатирующем. Результаты эксперимента следующие: уровень объёма слуховой памяти 6 чел. – низкий, 3 – средний, 1 – высокий; скорость запоминания 3 чел. – очень низкая, 5 – низкая, 2 – средняя (см. Приложение 9,10); диагностика кратковременной зрительной памяти: средний показатель объема памяти - 6 (см. Приложение 11).