Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 15:22, курсовая работа
Память человек использует постоянно. Она играет большую роль в сохранении его индивидуально-личностных и деловых характеристик. Человек, полностью лишенный способности запечатлять, сохранять, узнавать и воспроизводить свой прошлый опыт, фактически перестает быть личностью. Память относят к особым процессам, отдавая ей роль своеобразного «интегратора» относительно всех остальных психических познавательных процессов. По определению В. Гжегорчика, «единственной мерой времени является память... Если бы не память, жизнь была бы невозможна; если бы не забывание, жизнь была бы невыносимой» [23, 24].
Введение …………………………………………………………………………..…..3
Глава I. Мнемические процессы их развитие
1.1. Понятие о мнемических процессах…………………………………………..8
1.2. Как эффективно научить запоминать (формы и методы развития памяти)…………………………………………………………………………24
1.3. Возможности учителя по развитию памяти детей младшего школьного возраста……………………………………………………...…………………35
Глава II. Исследование развития мнемических процессов у детей младшего школьного возраста
2.1. Констатирующее исследование …..………………………………………….44
2.2 Формирующий эксперимент………………………………………………….44
2.3. Контрольное исследование………………………………………………..…44
Заключение ………………………………………………………………………....46
Список литературы ……………………………………………………………...….49
Приложения …………………………………………………………………………51
|
|
|
|
Одна из трудностей русского языка - усвоение отвлеченных понятий, какими в начальной школе являются части речи, члены предложения, компоненты арифметических действий. Тут поможет использование пиктограммы - изображения отвлеченных понятий в виде рисунков, символов. Для этого надо попытаться представить отвлеченное понятие живым существом.
Пробуем представить, например, имя существительное и имя прилагательное. Берем словосочетание "желтый лимон". Давайте представим по отдельности "лимон" и "желтый". Имя существительное "лимон" представить легко: это известный фрукт овальной формы, желтого цвета. А можно ли увидеть как самостоятельное существо имя прилагательное "желтый"? Нельзя ли "желтый" отделить от лимона, чтобы рассмотреть его получше? Может быть "желтый" ходит за "лимоном", словно хвостик. Тогда какой он формы? На что похож? Нет, "желтый" неотделим от лимона, он "живет" как бы внутри "лимона", неразрывно связан с ним так же, как и другие признаки - кислый, свежий, крупный.
В процессе подобной работы учащиеся уясняют для себя самое важное: имя прилагательное зависит от имени существительного. Если нет существительного, то нет и его признаков. Появляется предмет - и вместе с ним множество признаков этого предмета.
Как представить сказуемое? Чем оно занимается? Какова роль сказуемого? (Сказуемое сообщает нам, что делает подлежащее.) Ребята изображают "сказуемое" в образе шпиона, доносчика, в образе известной птицы сороки, которая неустанно сообщает о том, что делает подлежащее.
"Сумму" легко представить в виде большой сумки, куда складываются все "слагаемые". Какова роль "уменьшаемого"? Оно отдает все, что имеет: игрушки, конфеты, книги, фрукты. Оно очень щедрое. Как выглядит "вычитаемое"? Наверное, оно с большими, крепкими руками. Оно часто работает с тяжестями: ведь брать приходится и килограммами, и тоннами. "Уменьшаемое" можно изобразить яблоней, с которой снимают плоды, листом дерева, от которого гусеница - "вычитаемое" отъедает положенную часть, а "разность" остается то, что не съело "вычитаемое".
Суть методики для запоминания стихов.
Предлагаемая нами методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще "опирается" на образы, и именно по ним запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом.
Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками - эффективность запоминания увеличивается на порядок.
Описание методики.
Берем заданное на самостоятельное изучение стихотворение.
Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно просто размещать их в столбик или строчку. Все зависит от того, как вам удобнее.
Читаем заданное стихотворение, и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок, но вы тоже можете принять участие в процессе, и помочь в выборе образа. Стоит заметить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.
После этого, попросите ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.
Заключительный этап
– рассказ стихотворения
Для примера, рассмотрим небольшой отрывок из стихотворения С. Маршака:
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
Для того, чтобы лучше запомнить этот кусочек стихотворения, разбиваем его на отдельные блоки. Берем лист бумаги, ручку, и рисуем то, с чем у нас ассоциируется та или иная строка стиха.
Предположим, что на первый блок "в октябре, в октябре, чистый дождик на дворе", ребенок нарисует капельки дождя. Такой простой образ сразу напомнит дошкольнику двустишье из стиха, и не позволит забыть нужный блок. На двустишье "на лугах мертва трава, замолчал кузнечик", ребенок также может нарисовать то, что ему это напомнило. И, так как речь идет о траве и кузнечике, для ребенка будет уместным нарисовать простую травку и кузнечика, увидев которые, он сразу проассоциирует с этой строчкой стихотворения.
Аналогичные действия нужно проделать и с блоком "заготовлены дрова на зиму для печек"
Пример рисунков-образов:
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
Однако, ни в коем случае нельзя навязывать ребенку ту ассоциацию и тот образ, которые ребенку абсолютно не понятны. Пусть продумает свой образ, привяжет его к строчке из стиха, прочтет этот блок вслух. С помощью приведенной методики, и вашего настроя на позитивный результат, ваш ребенок сможет не только развиваться посредством запоминания стихов, но и получать от этого огромное удовольствие. Вы позволите ребенку проявить фантазию, поможете существенно сократить время на заучивание стихотворений в будущем, и, кроме этого, разовьете творческие способности ребенка.
Существуют специальные методы тренировки памяти, облегчения процесса запоминания.
1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации (“Каждый охотник желает знать, где сидит фазан” — о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.) (использование на уроке окружающего мира).
2. Ритмизация — перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой (стихотворное изучение цифр, букв).
3. Нужно находить яркие, необычные образы, картинки, которые по “методу связки” соединяют с информацией, которую надо запомнить (использование приема мультипликации) и др.
Таким образом, можно использовать различные формы и методы для облегчения процесса запоминания. Очень важно учителю выработать с учеником рациональные способы заучивания материала, которыми учащийся будет пользоваться самостоятельно. Это положительно повлияет на учебный процесс в целом.
1.3. Возможности учителя по развитию памяти
В педагогической практике учителя используют различные тренировочные упражнения для развития памяти, обучают им своих учеников. Такие упражнения включаются в уроки математики, русского языка, чтения и др [35].
Упражнение 1 (можно использовать на уроке чтения).
Первый этап тренировки напоминает тест, который ребёнок уже выполнял раньше. Ему нужно проиллюстрировать услышанное, чтобы лучше запомнить. На втором этапе ребёнку нужно представить слова или фразы в уме, без «подсказок» - рисунков. Примерный перечень возможных серий:
Весёлый праздник Сомнение
Радость Зависть
Тёмный лес. Сила воли
Болезнь День
Отчаяние
Быстрый человек Страх
Смелость Скорость
Печаль Сильный характер
Глухая старушка
Тёплый ветер Хороший товарищ
Упражнение 2 (чтение, изо, музыка).
Ребёнок закрывает глаза и представляет себе соответствующую картинку после каждого сказанного учителем предложения.
- Лев, нападающий на антилопу.
- Собака, виляющая хвостом.
- Муха в твоём супе.
- Хрустящее печенье в коробочке в форме ромба.
- Молния в темноте.
- Пятно на твоей любимой рубашке.
- Капли, сверкающие на солнце.
- Друг, ворующий твою любимую игрушку.
Затем ребёнок должен вспомнить и записать названные фразы. Если он ещё не умеет читать и писать, воспроизведение фраз может быть устным.
Это же упражнение можно использовать для тренировки зрительной памяти, а не слуховой. Тогда список фраз даётся написанным на листке бумаги.
Упражнение 3 (русский язык, чтение).
«Плохо или хорошо, грустно или весело»?
Пусть ребёнок закроет глаза и вообразит следующие картины:
- Осиное гнездо.
- Осиное гнездо у вашей двери.
- Осиное гнездо у вашей кровати.
- Старик на скамейке.
- Старик на скамейке на солнце.
- Плачущий старик на скамейке на солнце.
- Острый нож.
- Острый нож, режущий вам палец.
- Птичка, клюющая корм в саду.
- Птичка, купающаяся в луже.
- Птичка, взлетающая, спасаясь от кошки.
Ребёнок записывает или рассказывает, что ему запомнилось.
Это упражнение можно использовать для тренировки как зрительной, так и слуховой памяти.
Упражнение 4 (изо, физкультура)
«Фигуры из спичек» (тренировка зрительной памяти).
Это упражнение лучше
выполнять с несколькими
По мере повторения тренировки добавляется к количеству и месту расположения ещё и цвет. Переходить к следующему упражнению можно в случае, если ребёнок свободно удерживает в воображении не менее 10 спичек.
Итак, усложнённый вариант игры. Здесь основная цель тренировки – научить ребёнка видеть главное и особенности. Это упражнение используется для тренировки слуховой памяти. Берутся 200 - 300 спичек. Учитель диктует слова, а ребёнок выкладывает из спичек образ, который эти слова у них вызывают. (Например, трактор может вызвать образ ломаной линии от звука «р– р – р».) Спички можно класть в любом положении, слова диктуются с паузой в 1 минуту.
Затем дети должны по составленным ими спичечным картинкам – образам воспроизвести слова.
Теперь, когда ребёнок научился создавать зрительные образы, можно обратиться к другой стороне процесса запоминания – осознанному восприятию.
Упражнение 5 (чтение, изо)
«Вспомни картинки» (осознание визуального материала).
Для этого упражнения потребуются листок бумаги, карандаш и секундомер. На рисунке представлены 12 изображений. Ребёнок рассматривает рисунки первой строки, остальные закрываются листком бумаги, чтобы не отвлекали внимание. Спустя 30 секунд закрывается вся страница и ребёнок по памяти рисует предметы первой строки. Затем он сравнивает, насколько его рисунки соответствуют рисункам образца.
Далее переходят к следующей строке. С двумя последующими строками работают одновременно.
Упражнение 6 (математика)
«Нарисуй загогулину» (пробуждение «чувства деталей»).
Предложить ребёнку для начала четыре абстрактные фигуры. Каждую из них он должен рассматривать в течение минуты, закрывая при этом остальные. Затем ребёнок мысленно представляет себе эти фигуры во всех деталях и по памяти чертит каждую на бумаге.
Упражнение 7 (русский язык, окр. мир)
«Послушай и опиши» (осознание словесного материала).
Это упражнение используется для тренировки как зрительной памяти, так и слуховой. Его цель – заставить поразмышлять о словах. Учитель читает или показывает слова, а дети представляют себе, как они выглядят (их вкус, запах, звуки, которые они могут издавать).
Список слов:
Бумага Гнездо Колесо Палка Фильм Блин Счастье Кот |
Шерсть Телега Волосы Роза Платок Слеза Ботинок Птица |
Сапог Палец Лимонад Слон Автобус Доктор Мороженое Солнышко |
Теперь, если ребёнок хорошо освоил всё предыдущее, научился представлять называемый предмет и сосредотачиваться на нём, можно приступить к сложной тренировке воображения.
Упражнение 8 (окр. мир, чтение, изо, труд)
«Волшебник»
Ребёнок должен представить, что он волшебник и вообразить какого-либо животного. После того как образ создан, нужно «оживить» картинку, т.е. чтобы животное начало двигаться, жить своей жизнью в воображении. Пусть ребёнок расскажет про своего зверя. Может быть, это окажется какое-нибудь фантастическое существо – тем лучше!