Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 09:31, курсовая работа
Целью курсового исследования является исследование проблемы развития творческих способностей в младшем школьном возрасте. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение основным, исследуемым в работе понятиям, таким как «способность», творчество», «творческие способности» и т.д.;
2. Определить основные проблемы развития творческих способностей в современном обществе;
Введение…………………………………………………………………….
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Определение понятия «способности»
Творчество и творческие способности. Особенности младшего школьного возраста
Проблемы развития творческих способностей в современном обществе
Креативность.
2. Опытно- педагогическая работа по исследованию развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте по средствам групповых занятий.
Заключение
Содержание
Введение…………………………………………………………
Креативность.
2.
Опытно- педагогическая работа по
исследованию развитие
Заключение
Проблема воспитания детей в современном обществе рассматривается как одна из главных проблем человечества. Научно-технический прогресс предъявляет всё большие требования к качеству получаемого образования, иначе может случиться так, что пришедшее на смену поколение не сможет поддерживать в исправном техническом состоянии современный технологический парк, не говоря уже о необходимости его дальнейшего совершенства.
Особое место в системе образования занимает начальное образование. Именно в младшем школьном возрасте закладываются те основы знаний, которые находят своё дальнейшее развитие в более старшем возрасте. Кроме этого, как доказано многими исследователями, именно в этом возрасте усваивание чего-либо нового происходит наиболее продуктивно.
Но необходимо отметить, что современная педагогика постепенно, но всё же меняет свои основные ориентиры с «зазубривания» на творческий подход к получению знаний. Именно поэтому, говоря о системе образования, в первую очередь необходимо подразумевать развитие у детей не просто способностей к чему-либо, а именно, творческих способностей, так как только творчество позволяет производить что-то новое, уникальное. Именно поэтому выбранный для курсового исследования вопрос (развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте) является актуальным.
Целью курсового исследования является исследование проблемы развития творческих способностей в младшем школьном возрасте. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение основным, исследуемым в работе понятиям, таким как «способность», творчество», «творческие способности» и т.д.;
2.
Определить основные проблемы
развития творческих
3. Дать понятие креативности и её роли в развитии творческих способностей у детей младшего школьного возраста;
4.
Установить особенности
Объектом курсового исследования являются творческие способности. Предметом исследования – являются групповые занятия как средстворазвития творческих способностей .Перед написанием курсовой работы выдвигается гипотеза о том, что развитие творческих способностей тесно связано с развитием креативного творческого мышления.
Исследуемая в курсовой работе проблема, так или иначе, затрагивается в различных литературных источниках. Хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические принципы развития творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули Н.Н. Подьяков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, А. Матюшкин и другие.
Свои психологические модели были разработаны и рядом западных психологов: Дж. Гилфорд, Э.Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Рензулли, П. Торренс.
Полный перечень использованных источников приведён в конце работы.
Изучение
проблемы развития творческих способностей
привело к возникновению множества коррекционных
программ для детей младшего школьного
возраста. Очевидно, что с точки зрения
их эффективности одни программы более,
другие менее эффективными. В данной курсовой
работе было произведено исследование
влияния одной из таких программ на развитие
творческих способностей у младших школьников.
1. ТВОРЧЕСКИЕ
СПОСОБНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1.1. Определение
понятия «способности»
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом предопределяется тем содержанием, которое вкладывается в это понятие. Значительные трудности в определении природы данного понятия связаны с общепринятым, бытовым пониманием этого термина.
В толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный». Наряду со «способным» используются понятия «способливый» и «способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, то есть, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.
Говоря о способности, понимают о возможности человека что-то делать. То есть, способность проявляется в успешности деятельности.
В советской психологии, прежде всего трудами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности.
Иногда
способности считают
Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.
На развитие способностей оказывает влияние особенности высшей нервной деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками, от быстроты выработки дифференцировочного торможения на сходные раздражители — возможность тонко улавливать сходство и различие между предметами или их свойствами; от скорости и легкости образования и переделки динамического стереотипа — приспособляемость к новым условиям и готовность быстро переходить от одного способа выполнения деятельности к другому.
Более подробно необходимо остановиться на вопросе анатомо-физиологических особенностей одаренных людей. Перейдем непосредственно к рассмотрению способностей человека, как психологических свойств личности.
Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития.
Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его способностей. По качеству способности делятся на математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т. д.
По широте способности делятся на:
Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у музыканта, «оценка пропорций» у художника, педагогический такт у учителя и т. п.
Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Эти способности, поэтому принято называть общими.
Самой
общей и в то же время самой
основной способностью человека является
аналитико-синтетическая
Выделяя, сравнивая различные приемы ведения уроков и результаты, которые получаются в зависимости от разнообразных условий, учитель вырабатывает наиболее эффективные методы обучения и овладевает педагогическим мастерством.
Некоторые ученые определяют способности как процесс материализации исполнительными органами психики и моторики природной чувствительности и смыслов отраженного в предметные конструкции.
Материализация продуктов чувствительности состоит из трех видов способностей:
1. способности отражать внешний мир и себя в нем как мыслящей частицы природы (мы слышим, видим, нюхаем и т. д. — все органы чувств работают на этот процесс);
2. способности проектировать внешнюю среду, в том числе и себя (создание иной, рукотворной природы мысленно, работой воображения, создание гипотез — завтра сделать то-то и то-то.);
3. способности создавать в процессе своей деятельности продукты и предметы, удовлетворяющие устремления и потребности человека, и перерабатывать себя изнутри по меркам гармонии (реализация замыслов, конкретные действия с конкретными вещами и предметами).[9].
Способность
отражения и психомоторику
2.1Творчество
и творческие способности. Особенности
младшего школьного возраста
Творчество, - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существующее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д., - там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Психология творчества исследует процесс, психологический «механизм» протекания акта творчества как субъективного акта индивида. То есть, творчество не может существовать без творческой личности.
Главное
отличие творческой личности заключается
в её специфической мотивации. Творческим
людям присущи следующие
1)
независимость – личностные
2)
открытость ума – готовность
поверить своим и чужим
3) высокая толерантность2 к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;