Развтие творческих способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является исследование проблемы развития творческих способностей в младшем школьном возрасте. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение основным, исследуемым в работе понятиям, таким как «способность», творчество», «творческие способности» и т.д.;
2. Определить основные проблемы развития творческих способностей в современном обществе;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Определение понятия «способности»
Творчество и творческие способности. Особенности младшего школьного возраста
Проблемы развития творческих способностей в современном обществе
Креативность.
2. Опытно- педагогическая работа по исследованию развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте по средствам групповых занятий.
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)

Природа возложила  на человека адаптивную необходимость выполнение в процессе жизнедеятельности разнообразных дел: ситуативных, бытовых - и «вечных», общение с людьми - уединение, общение с дикой природой - и в цивилизованной среде, осуществление как умственных, так и значительных физических нагрузок , руководства и подчинения , и т.д. То есть желательно, чтобы в нашей жизни присутствовало и то, и это.

Воспитание творческой личности у детей предполагает, следовательно, и развитие у них направленности на гармоничное протекание творческой деятельности, на самоорганизацию гармоничной жизни в целом. Творчество может радовать и укреплять личность, здоровье ребенка лишь при мудрой, т.е., помимо прочего, при разнообразно и процессуально ориентированной, его педагогической организации. И на оборот, оно, при дисгармоничном отношении педагога к результатам  творчества детей, может фантазировать их жизненную мотивацию и притязания, делать их стремление односторонними и зацикленными. В погоне за максимальным успехом педагог может поощрять сверхусилия и хронические перенапряжения, вредя тем самым  здоровью детей. В таком случае  неосознанно поощряются и завышенная самооценка и притязания (« Вы - соль земли»), активизируется стремление быть лучше всех, занять лучшее положение в группе и в обществе в целом. Такого рода стремления усиливают конфликтность личности в общении с людьми и, в конечном счете, с самим собой, что накладывает свою печать и на творческие образы и общее самочувствие человека.

Можно заключить, что самовоспитание конструктивных ориентаций - это одно из главных направлений профессионального развития и творческого роста педагога, повышающее эффективность его усилий по развитию естественных творческих наклонностей детей. Внимательный, честный анализ своих отношений к воспитанникам и своего поведения на занятиях с ним с точки зрения рекомендуемых конструктивных личностных установок поможет выявить позитивные и слабые стороны своей педагогики и наметить путь изменения и улучшения организации работы, своих воспитательных действий.

С целью изучения и развития творческих способностей детей рекомендуется использовать предлагаемый ниже набор простых творческих заданий, применение которых не требует от педагога большой специальной подготовки. Достаточно попробовать ответить самому, проконсультироваться у психолога - и в добрый путь! Задания можно применять в любом порядке, можно вносить свои изменения и дополнения. Главное здесь - это увлечь ребят процессом творческой игры. Получаемые данные о детях имеют не диагностических, а ориентировочный  характер. Они не могут служить окончательным критерием уровня их творческого развития, и не могут применяться для какого – либо отбора в специальные творческие группы.

Методики изучения и развития творческого поведения  детей

Творческие задания

(Упрощенная модификация тестов Торренса и авторские задания)

Прежде, чем перейти  к методикам, хотелось бы отметить, что в конечном итоге самым  важным является творческий процесс  поиска и придумывания ответов, его  спонтанность интересность для ребенка ( взрослого), а не уровень выполнения. Частое включение детей в процесс творческой игры развивает у них творческую мотивацию любой деятельности и стимулирует проявление творческих способностей, которые есть у каждого человека, независимо от уровня его интеллекта.

Показатели креативности, используемые в методиках:

а/ продуктивность - общее число ответов в виде словесных ответов, картинок идей и  т.п.;

б/ гибкость - число  ответов разных категорий (однотипные ответы принимаются за один ответ);

в/ оригинальность - число редко встречающихся в  группе испытуемых ответов, например, ответ встречается не более чем у 1 человека в группе из 10 человек.

Задания можно  предъявлять детям, начиная со 2 класса, а рисуночные задания и задачу «Скрепки» - с 6 лет. Время их выполнения не ограничивается, что позволяет ребенку глубже войти в творческий процесс, больше отдаться ему, так как никто не подгоняет и не давит на психику требованием скорости работы (что имеет место во всех тестах интеллекта) или ограничением времени выполнения.

1.Употребление  предметов

Инструкция: Напишите все возможные виды использования «ботинка», причем могут быть и необычные виду применения.

Далее предлагается для ответов другой предмет, например, «кастрюля».

Определяются  показатели: продуктивность, гибкость и оригинальность (подсчитывается число ответов по каждому показателю)

Примерные уровни выполнения задания

Начинается с 9 лет

Уровень Продуктивность Гибкость Оригинальность Суммарный результат
Высокий 7 6 3 15 и более
Средний 5 4-5 2 10-14
Низкий менее 5 менее 4 менее 2 Менее 10

Для детей 7-8 лет

Высокий 5 4 2 11 и более
Средний 3 2 1 5-6
Низкий менее 3 менее 2 менее 1 менее 5

Данные по «ботинку»  и «кастрюле» усредняются.

2. Незавершенные  фигуры

Инструкция: Дорисуйте  предложенные фигуры до целой картинки и придумайте и напишите к ним названия. Если хочется, можно рисовать несколько картинок по каждой фигуре. После работы с отдельными фигурами при желании можно создать общую картину, включающую в качестве отдельных ее частей все незавершенные фигуры и, конечно, что-то еще.

Рисунок 1. Незавершенные фигуры

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Примерные уровни выполнения задания

Определяется  оригинальность ответов. В случае наличия у испытуемого дополнительных картинок он получает дополнительные 2 балла за каждую такую картинку.

Высокий - с 9 лет - более 2 оригинальных фигур, подписей, наличие объединения фигур в целостную картинку (последнее не обязательно). 6 - 8 лет - более 1оригинальной фигуры.

Средний - С 9 лет  - 1-2 отдельных фигуры. 6 - 8 лет- 1 оригинальная фигура.

Низкий –  С 9 лет – 0 оригинальных фигур. 6 - 8 лет – 0 оригинальных фигур.

3. Рассказ по  картинке

Инструкция: Посмотрите на картинку! Расскажите, пожалуйста, прошлое, настоящее и будущее того предмета или живого существа, которое изображено на картинке.

(рисунок) 
 
 

Экспериментатор показывает сначала несколько картинок. Испытуемый может выбрать из них для рассказа любую. После рассказа по первой выбранной картинке он выбирает следующую. Записываются ответы испытуемого. Оцениваются продуктивность (объём) рассказа и его оригинальность.

С 9 лет дети уже  могут записывать свой рассказ на листе бумаги, а затем прочитывать  его в слух. Это обеспечивает работу экспериментатора.

Примерные уровни выполнения задания

Высокий – С 9 лет – есть прошлое, настоящее  и будущее в рассказе, более 3 предложений. Есть необычный сюжет, общая идея. 7 – 8  лет – более 2 предложений, есть прошлое, настоящее и будущее, есть необычный сюжет и идея.

Средний – С 9 лет – 2 – 3 предложения, нет оригинальности сюжета. 7 – 8 лет – 1 – 2 предложения, нет интересного сюжета.

Низкий –  С 9 лет – 1 предложение, нет оригинальности сюжета. 7 - 8 лет – нет предложений.

Данные по обеим  картинкам усредняются.

4. Решение необычных  проблем

Инструкция: Подумайте  и напишите, что вы будете делать в случае, если:

- все люди  на Земле станут легкими как пушинки?

- все люди  смогут в любой момент и  на любом расстоянии читать  мысли друг друга?

Оценивается продуктивность и оригинальность ответов.

Примерные уровни выполнения задания

Высокий – 9 лет  – развернутый рассказ, не менее 3 предложений. Не обычные, но в то же время логичные действия. Может быть дано несколько их вариантов. 7 – 8  лет – 2 и более предложений, есть оригинальность мыслей.

Средний – 9 лет  – не более 2 предложений. Неоригинальные и не очень логичные действия, среднее  чувство ситуации. 7 – 8 лет – не более 1 предложения, нет оригинальности представлений.

Низкий –  С 9 лет – не более 1 предложения. Не вошел в ситуацию. 7 - 8 лет –  нет предложений.

Данные по обеим  ситуациям усредняются.

5. Задания «  Четыре скрепки» (О.И Мотков)

Инструкция: Вам  выданы 4 скрепки. Составляйте из них  различные фигуры, картинки.

Зарисовывайте условно длинными, «огуречными» овалами  каждую картинку и подписывайте её придуманным Вами названием.

Определяются  продуктивность, гибкость и оригинальность ответов. Обычно общее время работы не превышает 10 минут.

Экспериментатор приносит с собой коробку со скрепками  и раздает их участникам  работы, каждому по 4 скрепки. В любом рисунке  должно быть использовано 4 скрепки  - не больше и не меньше.

Не допускается разгибание скрепок.

Примерные выполнения задания

Высокий – 9 лет  – более 15 сюжетов, более 12 сюжетов  разных категорий, более 7 из них –  оригинальных.

7 – 8 лет –  более 10 сюжетов, более 7 – разных  категорий, более 4 оригинальных.

Средний – 9 лет – 10 – 15 рисунков, из них 7 - 12 – разнокатегорийных, 4 – 6 оригинальных.

7 – 8 лет –  5 – 10 картинок, 3 – 7 разнокатегорийных, 2 – 4 оригинальных.

Низкий – С 9 лет – менее 10 сюжетов, менее 7 разнокатегорийных, менее 4 оригинальных.

7 – 8 менее  5 картинок, менее 3 разных категорий, менее 2 оригинальных.

Для детей 6 лет  значение уровней 7 – 8 леток уменьшаем  каждый раз по каждому показателю на 2.

6. Составление  предложений из слов

Инструкция (с 9 лет): Составьте осмысленное предложение  из слов «трактор», «Луна», « весело». Запишите его. Затем составьте предложение из новых слов «масло», «фонарь» и «верблюд». Также запишите его.

Далее экспериментатор  просит составить маленький рассказ, в котором используются все 6 заданных слов, но с новым содержанием рассказа и предложений, и записать его.

Для 7 – 8 – леток  – даются первый раз 2 слова («машина», «Луна») и второй раз 2 слова («масло»  и «фонарь») Затем предлагается составить  рассказик с этим четырьмя словами.

Он, конечно же, может включать и другие слова.

Заданные слова можно использовать в любой форме: уменьшительной, множественном числе и т.п.

Определяются: осмысленность, логичность и оригинальность предложений  и рассказа.

Примерные уровни выполнения заданий

Высокий – логичность и осмысленность обоих предложений  и рассказа, оригинальность не менее 2 ответов (всего 3 ответа – два предложения  и один рассказ).

Средний – логичность всех трех ответов, но нет их оригинальности.

Низкий –  нелогичные случайные предложения  или их отсутствие, нет оригинальных ответов.

Анализ всех данных по 6 заданиям

Уровни, полученные по всем 6 заданиям, обобщаются следующим  образом:

Высокий в целом  – в случае, если 3 или более  заданий сделано на высоком уровне; остальные - на среднем.

Средний в целом  – если сделано высоком уровне – 0 – 2 задания, на среднем – 2 – 6

заданий и на низком – не более 3 заданий.

Низкий в целом  – если на высоком уровне не сделано  ни одного задания, на среднем не более 2 заданий, на низком 4 и более заданий.

Информация о работе Развтие творческих способностей