Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 09:31, курсовая работа
Целью курсового исследования является исследование проблемы развития творческих способностей в младшем школьном возрасте. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение основным, исследуемым в работе понятиям, таким как «способность», творчество», «творческие способности» и т.д.;
2. Определить основные проблемы развития творческих способностей в современном обществе;
Введение…………………………………………………………………….
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Определение понятия «способности»
Творчество и творческие способности. Особенности младшего школьного возраста
Проблемы развития творческих способностей в современном обществе
Креативность.
2. Опытно- педагогическая работа по исследованию развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте по средствам групповых занятий.
Заключение
Инструкция: приведи как можно больше определений для слова «книга».
Пример: красочная книга. Какая еще бывает книга?
Время выполнения 3 минуты.
Результаты теста оцениваются по двум показателям: беглость — 1 балл, оригинальность — 4 балла
Тест 5. «Составление изображения»
Задача: нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.
Инструкция: нарисуй определенные предметы, пользуясь следующим набором фигур:
Каждую фигуру можно использовать несколько раз; можно менять размеры фигур, их положение, но нельзя добавлять другие фигуры. Дается пример: «ключ».
Задания даются на отдельных бланках: «лицо», «дом», «клоун», «что хочется».
Время выполнения 8 минут.
Результаты теста оцениваются следующим образом:
а) беглость, гибкость (Б):
n1 - число изображенных предметов (1 предмет - 1балл);
n2 - число использованных фигур (a, b, c, d) (1 фигура -1 балл);
n3 - число ошибок (1 ошибка - балл):
Б = Ʃn1 + Ʃn2 - Ʃn3
(беглость равна
сумме баллов по первому и
второму показателям минус
б) оригинальность (O)
m1 - число рисунков с необычным использованием фигур, их оригинальным расположением (1 рисунок -5 баллов);
m2- число оригинальных элементов рисунка, необычных форм их расположения (1 случай - 3 балла):
O= Ʃm1+Ʃm2.
Тест 6. «Эскизы»
Задача: в каждом
квадрате теста даны одинаковые фигуры
- круги. Каждый круг надо превратить в
изображение предмета.
Инструкция: добавь любые детали к основному изображению так, чтобы получились различные предметы.
Пример:
Время выполнения 5 минут.
Результаты теста оцениваются следующим образом:
а) беглость (Б)
n1- число категорий рисунков (лица, животные, и т. д.)
(1 категория — 1 балл);
n2 – число рисунков, где не используется круг (1 рисунок — 1 балл):
Спрятанная форма
( сканировать)
Б=Ʃn1-Ʃn2;
б) оригинальность (O)
m1 - число оригинальных рисунков (1 рисунок- 5 баллов);
m2 – число оригинальных подходов к исполнению — необычное по форме и расположению изображение (1 изображение — 3 балла):
O = Ʃm1+Ʃm2.
Тест 7 «Спрятанная форма»
Задача: найти различные фигуры в сложном, малоструктурированном изображении.
Инструкция: найти как можно больше знакомых предметов на рисунке.
Время выполнения 3 минуты.
Оцениваются суммарно беглость (1 ответ- 1 балл) и оригинальность (1 ответ - 4 балла).
Тест 8. «Задачи со спичками»
Задача: передвинуть определенное количество спичек, получить заданное число треугольников и прямоугольников или сложить заданную фигуру.
На каждую задачу дается 3 минуты, общее время выполнения теста - 9 минут.
Задача № 1: убери 3 спички, чтобы осталось 4 квадрата, каждая оставленная спичка должна быть частью какого-то квадрата.
(Рисунок спичек)
Оценка результатов: 1 решение – 5 баллов; нет решений – 0 баллов.
Задача № 2: приложить к 4 спичкам 5 спичек так, чтобы получилось 100 (число или слово).
(Рисунок спичек)
Задача № 3: переложив 4 спички на другое место, необходимо превратить топор в 3 равных треугольника.
(Рисунок)
Общи результаты исследования креативности
Номер текста | 1 | 2 | 4 | |
Б О | ||||
Среднее значение | 5,6 3,6 | 4,3 3,5 | 11,6 2,2 | 11,3 6,5 |
Стандартное отклонение | 3,1 4,4 | 2,6 6,6 | 8,8 3,1 | 6,3 8,8 |
5 | 6 | 7 | 8 | Общий результат |
Б О | Б О | Б О | Б О | Б О |
9,1 2,3 | 8,8 5,4 | 12,1 8,2 | 8,7 - | |
2,7 4,2 | 3,3 5,8 | 4,8 7,8 | 5,8 - |
Оценка результатов:
1 вариант ответа – 5 баллов. Оценивается только одно правильное решение.
Дети, получившие высокие результаты креативности, должны и в дальнейшем быть объектом пристального внимания психолога и учителей начальных классов. По отношению к ним необходима как внутренняя, так и внешняя дифференциация обучения. Зная их возможности, учителя и родителя смогут предлагать им индивидуальные творческие задания, задания повышенной трудности, дозировать учебную нагрузку так, чтобы сохранить и развить у этих детей положительную мотивацию учения.
Мы рассмотрели некоторые аспекты проблемы адаптации детей к школе. Успешная адаптация зависит в конечном итоге от благоприятных условий и содержания учения, деятельности и общения ребенка в семье, детском саду и к школе. Взаимосвязанные итоги сформированности познавательных процессов, овладение значимой для данного возраста деятельностью, хороший уровень социально- психологического развития ребенка, стимулирование его как субъекта развития со стороны педагога и родителей находят свое выражение в школьной зрелости и обучаемости ребенка. Определенные отклонения со знаком «плюс» или «минус» в этих трех сферах создают необходимость оказания детям психолого-педагогической помощи, правильно сориентировать которую призван школьный психолог.
Развитие творчества у детей.
В организации работы детей в кружке, в школе или дома психологически существенным является отношение педагога (родителя) к инициативе ребенка. К сожалению, современные сравнительные данные по показателям креативности (творческости) детей в России и США обнаруживают неблагоприятную динамику сдвигов этих характеристик с возрастом у наших школьников (таблица 1) В то же время у американских детей наблюдается рост творческих проявлений по всем показателям: беглости, гибкости оригинальности.
Таблица 1. Данные детей по показателям креативности в России и США
(Гатанов Ю.О
о пользе старого дивана, или
как развить креативность./Газ.
Страна | Возраст | Беглость | Гибкость | Оригинальность |
Россия
США |
6 - 8 лет
7 лет |
51,4
34,1 |
26,4 16,4 |
25,0 12,9 |
Россия
США |
11 - 12 лет 12 лет |
47,7 71,0 |
21,8
32,3 |
21,8 41,9 |
Россия
США |
15 - 17 лет
16 лет |
36,3 82,0 |
20,7 37,6 |
25,8 56,1 |
В первую очередь это связано с тем, что наше школьное образование не ориентировано на развитие творческого потенциала учащихся. Преобладает работа по заданным эталонам, по готовым правилам и схемам, дедукция, вербально – символический язык, а не более естественный для большинства ребят образный и практический. В школе нет программ, специально направленных на развитие творческого мышления детей, на развитие самостоятельности выбора и построения поведения, смелости, смелости в суждениях. В американской же школе, как в частной, так и в государственной, последние пять лет распространяются такие программы. Педагог нашей обычной школы, зажатый тисками базисного плана и все более жестоких министерских требований всеобщей стандартизации обучения, имеет мало возможностей для собственного творчества и для его развития у своих подопечных. Больше таких возможностей у педагога дополнительного образования, хотя и здесь есть свои формальные препоны (чисто бюрократическое требование определенной численности детей в кружке, и др.).
В большей степени стимулируют творческое самовыражение воспитанников педагоги, имеющие в своём личностном арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса. Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски – это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности, повышение творческой адаптации к Миру. При наличии у педагога такого рода установок, которые будут неминуемо проявляться в конкретной работе, естественное творческое, испытательное отношения ребенка к себе и к окружающей природе будет не угасать, а, наоборот, поддерживаться и закрепляться.
К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей, личностным ориентациям педагога можно отнести следующие:
1. поощрять самостоятельные
мысли и действия ребенка,
2. не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;
3. уважать точку зрения воспитанника, какой бы она не была «глупой» или «неправильной»- не подавлять её своим «правильным» отношением и мнением;
4. предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;
5. безоценочность
в отношении к детскому
6. не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;
7. творить и
играть иногда вместе с детьми
– в качестве рядового
8. не навязывать
свою программу образов и
9. больше внимания
уделять организации
10. развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастики и йоги, сидячий гимнастики Воробьёва, на имитацию движений разных животных и.п.; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;
11.поддерживать
на занятиях преимущественно
положительный эмоциональный
12. для внесения
большого разнообразия в жизнь
кружка и изучение творческих
способностей детей
Хотелось бы также обратить особое внимание читателя на следующее.
Творческая деятельность является не обходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека. Она будет оптимально организованной лишь тогда, когда осуществляется в меру, без сверх усилий, и резкого или длительного нарушения режима работы и отдыха, т.е без маниакальной одержимости. Когда ей не присущи хронические и сверхнапряженные усилия, и вся остальная жизнь не зачеркивается « одной, но пламенной страстью»