Развтие творческих способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является исследование проблемы развития творческих способностей в младшем школьном возрасте. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение основным, исследуемым в работе понятиям, таким как «способность», творчество», «творческие способности» и т.д.;
2. Определить основные проблемы развития творческих способностей в современном обществе;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Определение понятия «способности»
Творчество и творческие способности. Особенности младшего школьного возраста
Проблемы развития творческих способностей в современном обществе
Креативность.
2. Опытно- педагогическая работа по исследованию развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте по средствам групповых занятий.
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)

Инструкция: приведи  как можно больше определений  для слова «книга».

Пример: красочная  книга. Какая еще бывает книга?

Время выполнения 3 минуты.

Результаты теста оцениваются по двум показателям: беглость — 1 балл, оригинальность — 4 балла

Тест 5. «Составление изображения»

Задача: нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

Инструкция: нарисуй  определенные предметы, пользуясь следующим набором фигур:

 

 

Каждую фигуру можно использовать несколько раз; можно менять размеры фигур, их положение, но нельзя добавлять другие фигуры. Дается пример: «ключ».

 
 

Задания даются на отдельных бланках: «лицо», «дом», «клоун», «что хочется».

Время выполнения 8 минут.

Результаты теста  оцениваются следующим образом:

а) беглость, гибкость (Б):

n1 - число изображенных предметов (1 предмет - 1балл);

n2 - число использованных фигур (a, b, c, d) (1 фигура -1 балл);

n3 - число ошибок (1 ошибка - балл):

Б = Ʃn1 + Ʃn2 - Ʃn3

(беглость равна  сумме баллов по первому и  второму показателям минус количество  баллов за ошибки);

б) оригинальность (O)

m1 - число рисунков  с необычным использованием фигур, их оригинальным расположением (1 рисунок -5 баллов);

m2- число оригинальных элементов рисунка, необычных форм их расположения (1 случай - 3 балла):

O= Ʃm1+Ʃm2.

Тест 6. «Эскизы»

Задача: в каждом квадрате теста даны одинаковые фигуры - круги. Каждый круг надо превратить в  изображение предмета. 

             

 
 

Инструкция: добавь любые детали к основному изображению  так, чтобы получились различные  предметы.

Пример:

 
 

Время выполнения 5 минут.

Результаты теста  оцениваются следующим образом:

а) беглость (Б)

n1- число категорий рисунков (лица, животные, и т. д.)

(1 категория  — 1 балл);

n2 – число рисунков, где не используется круг (1 рисунок — 1 балл):

Спрятанная форма ( сканировать) 
 
 
 
 
 
 
 
 

Б=Ʃn1-Ʃn2;

б) оригинальность (O)

m1 - число оригинальных рисунков (1 рисунок- 5 баллов);

m2 – число оригинальных подходов к исполнению — необычное по форме и расположению изображение (1 изображение — 3 балла):

O = Ʃm1+Ʃm2.

Тест 7 «Спрятанная  форма»

Задача: найти  различные фигуры в сложном, малоструктурированном  изображении.

Инструкция: найти  как можно больше знакомых предметов на рисунке.

Время выполнения 3 минуты.

Оцениваются суммарно беглость (1 ответ- 1 балл) и оригинальность (1 ответ - 4 балла).

Тест 8. «Задачи  со спичками»

Задача: передвинуть  определенное количество спичек, получить заданное число треугольников и прямоугольников или сложить заданную фигуру.

На каждую задачу дается 3 минуты, общее время выполнения теста - 9 минут.

Задача № 1: убери 3 спички, чтобы осталось 4 квадрата, каждая оставленная спичка должна быть частью какого-то квадрата.

(Рисунок спичек)

Оценка результатов: 1 решение – 5 баллов; нет решений  – 0 баллов.

Задача № 2: приложить  к 4 спичкам 5 спичек так, чтобы получилось 100 (число или слово).

(Рисунок спичек)

Задача № 3: переложив 4 спички на другое место, необходимо превратить топор в 3 равных треугольника.

(Рисунок)

Общи результаты исследования креативности

Номер текста 1 2
3
4
Б   О
Б           О
Б            О
Б             О
Среднее значение 5,6         3,6 4,3           3,5 11,6        2,2 11,3 6,5
Стандартное отклонение 3,1         4,4 2,6            6,6 8,8           3,1 6,3         8,8
5 6 7 8 Общий результат
Б     О Б  О Б  О Б  О Б     О
9,1 2,3 8,8 5,4 12,1 8,2 8,7 -  
2,7 4,2 3,3 5,8 4,8 7,8 5,8 -  
 

Оценка результатов:

1 вариант ответа  – 5 баллов. Оценивается только одно правильное решение.

Дети, получившие высокие результаты креативности, должны и в дальнейшем быть объектом пристального внимания психолога и учителей начальных классов. По отношению к ним необходима как внутренняя, так и внешняя дифференциация обучения. Зная их возможности, учителя и родителя смогут предлагать им индивидуальные творческие задания, задания повышенной трудности, дозировать учебную нагрузку так, чтобы сохранить и развить у этих детей положительную мотивацию учения.

Мы рассмотрели некоторые аспекты проблемы адаптации детей к школе. Успешная адаптация зависит в конечном итоге от благоприятных условий и содержания учения, деятельности и общения ребенка в семье, детском саду и к школе. Взаимосвязанные итоги сформированности познавательных процессов, овладение значимой для данного возраста деятельностью, хороший уровень социально- психологического развития ребенка, стимулирование его как субъекта развития со стороны педагога и родителей находят свое выражение в школьной зрелости и обучаемости ребенка. Определенные отклонения со знаком «плюс» или «минус» в этих трех сферах создают необходимость оказания детям психолого-педагогической помощи, правильно сориентировать которую призван школьный психолог.

Развитие творчества у детей.

В организации работы детей в кружке, в школе или дома психологически существенным является отношение педагога (родителя) к инициативе ребенка. К сожалению, современные сравнительные данные по показателям креативности (творческости) детей в России и США обнаруживают неблагоприятную динамику сдвигов этих характеристик с возрастом у наших школьников (таблица 1) В то же время у американских детей наблюдается рост творческих проявлений по всем показателям: беглости, гибкости оригинальности.

Таблица 1. Данные детей по показателям креативности в России и США

(Гатанов Ю.О  о пользе старого дивана, или  как развить креативность./Газ.  «Школ. психолог», 1999, № 4 январь, с.8-9)

Страна Возраст Беглость Гибкость Оригинальность
Россия

США

6 - 8 лет

7 лет

51,4

34,1

26,4 

16,4

25,0 

12,9

Россия

США

11 - 12 лет 

12 лет

47,7 

71,0

21,8

32,3

21,8 

41,9

Россия

США

15 - 17 лет

16 лет

36,3 

82,0

20,7 

37,6

25,8 

56,1

В первую очередь  это связано с тем, что наше школьное образование не ориентировано  на развитие творческого потенциала учащихся. Преобладает работа по заданным эталонам, по готовым правилам и схемам, дедукция, вербально – символический язык, а не более естественный  для большинства ребят образный и практический. В школе нет программ, специально направленных на развитие творческого мышления детей, на развитие самостоятельности выбора и построения поведения, смелости, смелости в суждениях. В американской же школе, как в частной, так и в государственной, последние пять лет распространяются такие программы. Педагог нашей обычной школы, зажатый тисками базисного плана и все более жестоких министерских требований всеобщей стандартизации обучения, имеет мало возможностей для собственного творчества и для его развития у своих подопечных. Больше таких возможностей у педагога дополнительного образования, хотя и здесь есть свои формальные препоны (чисто бюрократическое требование определенной численности детей в кружке, и др.).

В большей степени  стимулируют творческое самовыражение  воспитанников педагоги, имеющие  в своём личностном арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса. Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски – это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности, повышение творческой адаптации к Миру. При наличии у педагога такого рода установок, которые будут неминуемо проявляться в конкретной работе, естественное творческое, испытательное отношения ребенка к себе и к окружающей природе будет не угасать, а, наоборот, поддерживаться и закрепляться.

К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей, личностным ориентациям педагога можно отнести следующие:

1. поощрять самостоятельные  мысли и действия ребенка, если  они не причиняют явного вреда  окружающим;

2. не мешать  желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;

3. уважать точку  зрения воспитанника, какой бы  она не была «глупой» или «неправильной»- не подавлять её своим «правильным» отношением и мнением;

4. предлагать  детям больше делать свободных  рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;

5. безоценочность  в отношении к детскому творчеству  – то есть не применять явной  системы оценок продуктов ребенка,  обсуждать отдельные содержательные  моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;

6. не смеяться  над необычными образами, словами  или движениями ребенка, так  как этот критический смех  может вызвать обиду, страх  ошибиться, сделать что-то «не так», и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;

7. творить и  играть иногда вместе с детьми  – в качестве рядового участника  процесса;

8. не навязывать  свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в неё;

9. больше внимания  уделять организации творческого  процесса создания чего-то, поддержанию  этого процесса, а не результатам;

10. развивать  чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастики и йоги, сидячий гимнастики Воробьёва, на имитацию движений разных животных и.п.; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;

11.поддерживать  на занятиях преимущественно  положительный эмоциональный тон  у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса;

12. для внесения  большого разнообразия в жизнь  кружка и изучение творческих  способностей детей использовать  психологические «творческие» методики  и задания, творческих игры со словами, движениями тела, звуками, зрительными образами, вкусовыми, тактильными и обонятельными ощущениями, упражнения из курсов развития психологической культуры: общения, творческого мышления, психической саморегуляции, деловых качеств, самопознания и понимания законов устройства Мира

Хотелось бы также обратить особое  внимание читателя на следующее.

Творческая деятельность является не обходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека. Она будет оптимально организованной лишь тогда, когда осуществляется в меру, без сверх усилий, и резкого или длительного нарушения режима работы и отдыха, т.е без маниакальной одержимости. Когда ей не присущи хронические и сверхнапряженные усилия, и вся остальная жизнь не зачеркивается « одной, но пламенной страстью»

Информация о работе Развтие творческих способностей