Развтие творческих способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является исследование проблемы развития творческих способностей в младшем школьном возрасте. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение основным, исследуемым в работе понятиям, таким как «способность», творчество», «творческие способности» и т.д.;
2. Определить основные проблемы развития творческих способностей в современном обществе;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Определение понятия «способности»
Творчество и творческие способности. Особенности младшего школьного возраста
Проблемы развития творческих способностей в современном обществе
Креативность.
2. Опытно- педагогическая работа по исследованию развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте по средствам групповых занятий.
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)

     В других семьях чрезвычайные детские  способности принимаются как  готовый дар, которым спешат пользоваться наслаждаться, который сулит большое будущее. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностей и охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детское    тщеславие; а на основе самомнения и тщеславия не так-то легко найти общи   язык со сверстниками... В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего человека. [11]

Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребенка но не всегда он достаточен, кто-нибудь   из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребенок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет «принято к сведению», оно не минует детского сознания.

     Таким образом, в вопросе о воспитании одаренных детей большая ответственность лежит на специалистах: учителей, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание.

     Но  ребенок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности, непонимание далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание. Некоторые педагоги учат не просто навыкам, например, чтения или письма, но одновременно уделяют внимание анализу соотношения звуков и букв, а также истории слов, то есть в какой-то мере вводят учеников в теорию языка. Такое развивающее обучение несет в себе нечто новое и для самых сильных учеников (для них оно может быть особенно привлекательно), но беда наших школ в том, что даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди.

     Большинству учителей просто некогда заниматься одаренными детьми; а некоторым   из них   как бы   мешают ученики с поражающими познаниями, с  не всегда понятной умственной активностью. Бывает и так: педагог поначалу собирается давать явно выдающемуся   ученику   более трудные  задания,   уделять   ему специальное внимание. Но   потом   такие намерения (а иногда и обещания  родителям) забываются - нет для этого у учителя ни времени, ни сил. К тому же в ученике незаурядном, с необычно высоким умственным уровнем педагог нередко видит прежде всего лишь восприимчивого к учению, не замечая, что такой ребенок нуждается в особом подходе.

     Часто в начальных классах наиболее развитого ученика почти перестают  спрашивать: учитель ведь уверен, что  он и так знает. Если он все же настойчиво пытается что-нибудь сказать  или спросить, то может нарваться  и на упрек, что он «выскочка». А когда он видит, что его активность учителю не нужна, и переключается на что-нибудь постороннее —  не миновать недовольства, а то и раздражения педагога: почему отвлекается и не интересуется занятиями? Уж не слишком ли он себе возомнил?

Так, поначалу энтузиаст учебных занятий, ребенок становится лишним в школе, а она ему — ненужной. Он предпочитает болеть, лишь бы не посещать уроки. В результате уже в первые же школьные годы и тем более в подростковые многие выдающиеся дети оказываются в конфликте с учителями. А те иногда и сами не знают, чем такой ребенок их раздражает: с одной стороны все-таки вундеркинд, а с другой — «какой-то ненормальный». Причина такого конфликта в том, что наиболее   способные ученики  нуждаются  в нагрузке, которая была бы под стать их умственным   силам;   а    наша   средняя школа, кроме средней программы, ничего им предложить не может.

     У ребенка с ранним умственным расцветом  нередки трудности и во взаимоотношения  со сверстниками. Часто одноклассники, особенно к началу подросткового возраста, начинают активно отторгать от себя такого ученика, дают ему обидные прозвища, стараются поставить его в неловкое положение. А тот, чтобы не оказаться отверженным, стремится   быть «как все»: избегает обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным. [12]

Немало дополнительных переживаний выпадает на долю такого ребенка, если ему почему-либо не даются физкультура, занятия по труду. И  другие ученики здесь могут быть не лучше, но они не привлекают к  себе такого пристального внимания. А физическая неумелость, робость у ученика, далеко опережающего  других в умственном   отношении, непременно становятся поводом для насмешек, издевок. Трения с товарищами бывают вызваны и тем, во что играют дети: юные интеллектуалы   тянутся   к   различным словесным играм, к шахматам в те годы, когда их сверстники — по преимуществу    к подвижным и более веселым играм.

     Сильные и слабые стороны такого ребенка  взаимосвязаны, переходят друг в  друга. Так, легкость, с которой дается учение, привычка учиться «хватая на лету», может приводить к нежеланию, неумению упорно заниматься.

     Возникает вопрос: Кто и как должен разрабатывать для одаренных детей индивидуальные учебные программы и планы?

     Как выход из ситуации, можно предложить создание лицеев и гимназий для одаренных. В наши дни эти виды учебных заведений пользуются большой популярностью. Что же, — это не плохое решение проблемы. Тем более, если учебно-воспитательный процесс в лицеях и гимназиях будет построен на научных принципах и достаточно разнообразной методической базе (что пока, к сожалению, не везде).

     Другой  путь — создание для детей с повышенными способностями особых классов в структуре массовой общеобразовательной школы. Сейчас этот путь внедряется во многих школах. Одной из его положительных черт можно назвать то, что проблема обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Да и сама структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть не только дифференцированной, но и единой.

     Определяя контингент классов ускоренного  обучения в таком составе, необходимо создать наиболее благоприятные  условия для развития всех детей  с повышенными умственными способностями. Во-первых, это позволяет создать  классы ускоренного обучения во всех сколько-нибудь крупных школах.  Во-вторых,  обеспечивает  более благоприятные условия развития всем детям, чьи умственные способности превышают возрастную норму. В-третьих благотворно сказывается на умственном и нравственном развитии одаренных детей.

     Какие же это типы классов? Первый — классы ускоренного обучения предназначен для наиболее развитых 15% контингента  детей, поступающих в школу. Эта  группа первоклассников имеет КИ (коэффициент интеллекта) 120 баллов и выше; в нее, естественно, входят и одаренные.

     Наряду  с   классами ускоренного  обучения создаются классы возрастной нормы (65% всего ученического контингента) и классы повышенного     индивидуального  внимания  (последние  —  для слабоподготовленных учеников, составляющих примерно 20%).  В классах этих двух типов учебный процесс строится по обычным программам, но в классах повышенного индивидуального внимания наполняемость в два раза меньше обычной.

     Направление ребенка в класс того или иного  типа, зависит исключительно от степени его готовности к школьному обучению и желания родителей. Они присутствуют при кратковременном (в пределах 25 минут) психологическом обследовании, которое проводится двумя специально подготовленными педагогами (экзаменатором и ассистентом). Проверка осуществляется в игровой форме, в атмосфере дружелюбия и эмоциональной раскованности, что позволяет ребенку раскрыть свои интеллектуальные     возможности.     Психологическая     проверка ограничивается теми сторонами психической индивидуальности ребенка, от которых в решающей степени зависит успешностъ его школьного старта.

     Критическими  зонами, определяющими степень готовности к школьному старту являются: фонематическое восприятие   (слух), саморегуляция  учебных действий, словарное развитие, кратковременная память и способность   осуществлять элементарные умозаключения. Шестым показателем служит рейтинг экзаменатора и ассистента в отношении умственной активности ребенка, определяемый на основании наблюдений за его поведением при выполнении всего комплекса тестов.

     Что  касается  творческих  способностей  как неотъемлемого качества одаренного ребенка, то главное внимание на данном этапе уделяется проявлениям  интеллектуальной   инициативы. Например, ребенок выполняет тест словаря. И вот первые три слова, значение которых он должен объяснить: велосипед, молоток, книга. Но если вдобавок к этому ребенок еще и пытается как-то связать друг с другом объясняемые слова, хотя это от него и не требуется (например: молоток — вид инструмента, которым наносят удары по разным материалам и деталям; его можно использовать при ремонте велосипеда; книга — вид учебного пособия; из нее можно узнать как с помощью молотка отремонтировать велосипед, и т. д.), значит, этот ребенок с неординарным мышлением и воображением. 

Физические характеристики

1.Одаренных детей  отличает высокий энергетический  уровень, причем спят они меньше  обычного.

2.Их моторная  координация и владение руками  часто отстают от познавательных  способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

3.Зрение одаренных  детей (в возрасте до 8 лет) часто  нестабильно, им трудно менять  фокус с близкого расстояния  на дальнее (от парты к доске).

Внимательно относясь к особенностям одаренного ребенка, учителя и родители смогут понять их и стимулировать все аспекты их развития.

Мы видим, что  у одаренного ребенка много проблем, в силу некоторых своих особенностей он очень уязвим, его слабости подчас кроются в его преимуществах. У детей может возникнуть неприязнь к школе, плохое поведение, потому что учебная программа для них скучна и неинтересна, а учебный план не соответствует способностям. Одаренный ребенок может оказаться в изоляции и в силу того, что его интересуют свои собственные игры и т.п.

Практически знания об одаренности и одаренных детях  конкретной школы понадобятся школьному  психологу для того, чтобы облегчить  адаптацию этой категории в школе, вести отбор детей в специализированные классы и школы. Работая с педагогами, родителями и учащимися, психолог будет способствовать более успешному социально-психологическому развитию этих детей, предупреждать эмоциональные сложности, конфликты, неврозы.

Психолог поможет  и в подборе учителей для работы с этой категорией учащихся. Прежде всего, требования к учителям касаются  «я» - концепции, личностной зрелости, успешного опыта педагогической работы, эмоциональной стабильности, целеустремленности, творческого начала, а также специальной подготовки.

Предлагаем оригинальную методику изучения детской креативности как черты  как черты личности ребенка, его способности к творчеству как процессу, в результате которого он создает что-либо не существовавшее прежде, оригинальное. Методика предназначена для детей в возрасте 7-8 лет. Она состоит из 8 субтестов: «Использование предметов»,  «Заключение», «Выражение»,  «Словесная ассоциация»,  «Составление изображения», «Эскизы»,  «Спрятанная форма», »Задачи со спичками».

Тест 1. «Использование предметов»

Задача: перечислить  как можно больше способов применения предмета, отличающихся от обычных.

Инструкция: газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы ее использования, что из нее можно сделать.

Время выполнения 3 минуты.

Результаты оцениваются  по двум показателям: беглость ответов (1 ответ- 1балл) и оригинальность ответов (число ответов; 1 ответ- 4 балла).

Тест 2. «Заключение»

Задача: перечислить  гипотетические последствия ситуации.

Инструкция: вообрази, что случиться, если животные и птицы  смогут разговаривать на человеческом языке.

Время выполнения 3 минуты.

Оценивается так  же, как тест 1.

Тест 3. «Выражение»

Задача: придумать  предложение из четырех слов, в  котором каждое слово начинается с указанной буквы.

Инструкция: сочини предложение из четырех слов, в  котором каждое слово начинается с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К.

Пример: Весёлый  мальчик смотрит кино.

Время выполнения 4 минуты.

Результаты теста  оцениваются по двум показателям: беглость (число правильных составленных предложений и число слов, повторяющихся один раз, - 1 балл и за каждое предложение); оригинальность и точность (число оригинальных, правильно построенных предложений - 4 балла за одно предложение).

Тест 4. «Словесная ассоциация»

Задача: привести как можно больше определений  для обще употребляемых слов.

Информация о работе Развтие творческих способностей