Роль воображения в учебной деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить приёмы, методы, формы, способствующие развитию воображения в учебной деятельности младших школьников.

Задачи:

1.изучить психолого-педагогическую, методическую, методологическую литературу по данному вопросу.
2.рассмотреть общепсихологическое представление о воображении, выявить возрастные особенности воображения.
3.проанализировать возрастные особенности воображения младших школьников.
4.разработать методические рекомендации по развитию воображения у младших школьников.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3

Глава 1 Роль воображения в учебной деятельности младших школьников……….6

1.1. Что такое воображение……………………………………………………………6

1.2. Виды воображения………………………………………………………………...8

1.3. Основные функции воображения……………………………………………….12

1.4. Творческое воображение – продукт детской игры …………………………….15

1.5. Развитие воображения……………………………………………………………19

1.6. Факторы, способствующие развитию воображения…………………………...24

Глава 2 Экспериментально-исследовательская работа по развитию воображения у

младших школьников………………………………………………………..32

Заключение…………………………………………………………………………….48

Список литературы……………………………………………………………………50

Файлы: 1 файл

ВООБРАЖЕНИЕ мое.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт

имени Д.И. Менделеева» 

Кафедра практической психологии и педагогики 
 
 

     РОЛЬ  ВООБРАЖЕНИЯ  В  УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 

     Курсовая  работа 
 
 

                                                                                           Выполнила:                                           студентка 3 курса, 302 гр.

                  по  специальности «Педагогика и  психология»

                  Социально-психологического факультета

                  Караева Самира Самедовна

                  Проверил:  
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Тобольск - 2009 г. 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………………...3

Глава 1  Роль воображения в учебной  деятельности младших школьников……….6                

1.1. Что  такое воображение……………………………………………………………6

1.2. Виды  воображения………………………………………………………………...8

1.3. Основные  функции воображения……………………………………………….12

1.4. Творческое  воображение – продукт детской  игры …………………………….15

1.5. Развитие  воображения……………………………………………………………19

1.6. Факторы,  способствующие развитию воображения…………………………...24

Глава 2 Экспериментально-исследовательская  работа по развитию воображения у   

              младших школьников………………………………………………………..32

Заключение…………………………………………………………………………….48

Список  литературы……………………………………………………………………50

Приложения……………………………………………………………………………51 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3

     Введение

 

              Данная тема актуальна, так  как наше современное время  характеризуется большими переменами. Сейчас в России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа ещё сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Ещё очень часто обучение  сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Воображение и фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

              Мы постараемся раскрыть многие  качества, лежащие в основе воображения.  Главная цель её – формирование у ребёнка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

              Поиск путей и обоснование  средств и условий развития  воображения в учебной деятельности  младших школьников, разработка методов, форм,

         4

    приёмов, способствующих развитию воображения, составляет проблему исследования.

         Учитывая  теоретическую неразработанность  и практическую значимость рассматриваемой  проблемы, мы избрали темой исследования «Роль воображения в учебной деятельности младших школьников».

     Объект  исследования – процесс развития воображения в учебной деятельности младших школьников.

     Предмет исследования – методы, приёмы, формы  развития воображения в учебной  деятельности младших школьников.

     Цель  исследования - определить приёмы, методы, формы, способствующие развитию воображения в учебной деятельности младших школьников.

     Задачи:

  1. изучить психолого-педагогическую, методическую, методологическую литературу по данному вопросу.
  2. рассмотреть общепсихологическое представление о воображении, выявить возрастные особенности воображения.
  3. проанализировать возрастные особенности воображения младших школьников.
  4. разработать методические рекомендации по развитию воображения у младших школьников.
 

     5

     Гипотеза: использование в учебной деятельности младших школьников приёмов, методов, способствующих развитию воображения, повышает качество усвоения учебного материала.

     Методы  исследования: наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности.

     Количество  испытуемых: 10 человек

     Возраст: 10 лет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     6

     Глава 1  Роль воображения  в учебной деятельности младших школьников

     1.1. Что такое воображение 

        Воображение – психический процесс,  заключающийся в создании новых  образов, идей, мыслей на основе  имеющихся представлений, знаний, опыта. Стимулом к воображению являются задачи, стоящие перед человеком, его потребности, желания, чувства, настроения, мировоззрение, необходимость предвидеть будущее в труде и жизни.

          Воображение можно определить  как процесс представления информации в виде образов, причем речь идет о таком ее представлении, при котором образы отличаются от реальной действительности. Иными словами, в образах, рождаемых воображением человека, всегда содержится нечто такое, чего нет в реальной действительности.

          С воображением мы имеем дело, когда думаем о будущем или  когда пытаемся представить себе  то, что в данный момент времени  отсутствует или не может быть  воспринято. С воображением мы  имеем дело в наших мечтах, фантазиях, грёзах. Воображением  мы пользуемся и в том случае, когда занимаемся творческим процессом, который  включает в себя образы в качестве продуктов творчества. Из сказанного можно сделать вывод о том, что воображение человека имеет много общего с восприятием, памятью и мышлением. Чтобы уточнить, что понимается под воображением рассмотрим отличия воображения от названных выше познавательных процессов.  

     7

     Восприятие  – это процесс порождения образов  в результате непосредственного  воздействия информации на органы чувств человека, причем соответствующая информация касается реально существующих предметов и

явлений, которые воздействуют на органы чувств в данный момент времени. Восприятие – это процесс порождения образов  в отсутствие реальной стимуляции органов  чувств со стороны объективно существующих явлений и предметов. Иными словами, в восприятии образы рождаются лишь тогда, когда связанные с ними предметы и явления присутствуют в окружающем мире и воздействуют на органы чувств человека, а в воображении образы возникают, когда соответствующие предметы и явления отсутствуют. В этом заключается первое отличие воображения от восприятия.

          Второе отличие воображения от  восприятия состоит в том, что  образы восприятия более или  менее точно отражают объективно  существующие явления и предметы  и обычно не имеют в себе такого, чего не было в этих предметах и явлениях. Образы, рождаемые воображением человека, всегда несут в себе нечто, чего нет в реальной действительности. Иногда они являются продуктом чистой фантазии, то есть ничему в реальной действительности не соответствуют вообще.

          Достаточно близка к воображению  человека его образная память. Но и здесь можно увидеть  существенные отличия воображения  от памяти. Прежде всего, память  может воспроизвести лишь то, что человек когда-то запомнил. В ней нет ничего такого, чего не было бы в памяти человека, долговременной или

     8

оперативной. Образы, рождаемые воображением, всегда имеют в себе нечто не существующее в памяти.

     1.2. Виды воображения

          Воображение, особенно творческое, напоминает мышление. Как продукт, так и результат творческого воображения представляют собой придуманный человеком образ. Однако когда мы говорим о мышлении, под ним мы понимаем целенаправленный процесс решения задачи, результат которого как бы известен заранее.

          Приступая к творческому мышлению, человек знает, что он собирается создать, и постоянно сверяет продукт своего образного мышления с намеченной целью. Для творческого воображения никакой заранее намеченной цели не существует. В творческом воображении рождаемый фантазией человека образ непредсказуем, появляется и изменяется в самом процессе и почти всегда является в чем-то неожиданным для самого человека.

          Определив и кратко изучив, что  такое воображение, выяснив его  отличия от восприятия, памяти  и мышления, попробуем ответить на вопрос: каковы основные виды воображения.

          Существует несколько классификаций  видов воображения, каждая из  которых имеет в своём основании  какой-либо из существенных признаков  воображения: активность, связь с  намерениями человека, самостоятельность создания новых образов.

     9

          По признаку активности различают  пассивное и активное воображение.  Пассивным называют воображение,  в котором образы рождаются  самопроизвольно, без участия  сознания и воли человека. Они  появляются в голове, всплывают, изменяются неожиданно, и человек не в состоянии их контролировать.  Примерами пассивного воображения являются образы сновидений и галлюцинаций, а также образы, возникающие во время болезненных изменений сознания человека, например в бреду. В случае пассивного воображения имеется отрыв (полный или почти полный) от практической деятельности. Здесь фантазия создает образы, которые не реализованы в жизни, намечаются программы поведения, которые не осуществляются и не могут быть воплощены. В этом случае человек может намеренно, а иногда и невольно временно уходить в область далёких от действительности представлений. Образцы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанный с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грёзами. Всем людям свойственно грезить о чём-то приятном, радостном.

          Активное воображение – это  воображение, рождающее образы  при активном участии сознания  и воли человека. Здесь человек  ставит перед собой цель придумать,  представить нечто в виде образа, и последовательно, контролируя процесс, решает определённую задачу. Примерами активного воображения выступают образы художников, писателей, инженеров, которые занимаются сознательным творческим трудом. Активно воображение ребёнка,

     10

который придумывает что-то, например, рисует, сочиняет и т.п. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображение бывает воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся  на словесное описание или условное изображение этого нового (чертёж, схему, нотную запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Важнейшим условием правильного представления того, что описывается словами, является наличие знаний, на которые должны опираться образы, воссоздаваемые по описанию.

Информация о работе Роль воображения в учебной деятельности младших школьников