Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 09:11, курсовая работа
Цель исследования - определить приёмы, методы, формы, способствующие развитию воображения в учебной деятельности младших школьников.
Задачи:
1.изучить психолого-педагогическую, методическую, методологическую литературу по данному вопросу.
2.рассмотреть общепсихологическое представление о воображении, выявить возрастные особенности воображения.
3.проанализировать возрастные особенности воображения младших школьников.
4.разработать методические рекомендации по развитию воображения у младших школьников.
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Роль воображения в учебной деятельности младших школьников……….6
1.1. Что такое воображение……………………………………………………………6
1.2. Виды воображения………………………………………………………………...8
1.3. Основные функции воображения……………………………………………….12
1.4. Творческое воображение – продукт детской игры …………………………….15
1.5. Развитие воображения……………………………………………………………19
1.6. Факторы, способствующие развитию воображения…………………………...24
Глава 2 Экспериментально-исследовательская работа по развитию воображения у
младших школьников………………………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………………….48
Список литературы……………………………………………………………………50
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Тобольский государственный педагогический институт
имени Д.И.
Менделеева»
Кафедра
практической психологии и педагогики
РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Курсовая
работа
по специальности «Педагогика и психология»
Социально-психологического факультета
Караева Самира Самедовна
Проверил:
Тобольск
- 2009 г.
Введение…………………………………………………………
Глава
1 Роль воображения в учебной
деятельности младших школьников……….6
1.1. Что
такое воображение…………………………………
1.2. Виды
воображения…………………………………………………
1.3. Основные
функции воображения……………………………
1.4. Творческое воображение – продукт детской игры …………………………….15
1.5. Развитие
воображения…………………………………………………
1.6. Факторы,
способствующие развитию
Глава
2 Экспериментально-
младших школьников………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Данная тема актуальна, так как наше современное время характеризуется большими переменами. Сейчас в России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа ещё сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Ещё очень часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Воображение и фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.
Мы постараемся раскрыть
Поиск путей и обоснование
средств и условий развития
воображения в учебной
4
приёмов, способствующих развитию воображения, составляет проблему исследования.
Учитывая
теоретическую
Объект
исследования – процесс развития
воображения в учебной
Предмет исследования – методы, приёмы, формы развития воображения в учебной деятельности младших школьников.
Цель исследования - определить приёмы, методы, формы, способствующие развитию воображения в учебной деятельности младших школьников.
Задачи:
5
Гипотеза: использование в учебной деятельности младших школьников приёмов, методов, способствующих развитию воображения, повышает качество усвоения учебного материала.
Методы исследования: наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности.
Количество испытуемых: 10 человек
Возраст:
10 лет
6
Глава 1 Роль воображения в учебной деятельности младших школьников
1.1.
Что такое воображение
Воображение – психический
Воображение можно определить
как процесс представления
С воображением мы имеем дело,
когда думаем о будущем или
когда пытаемся представить
7
Восприятие – это процесс порождения образов в результате непосредственного воздействия информации на органы чувств человека, причем соответствующая информация касается реально существующих предметов и
явлений, которые воздействуют на органы чувств в данный момент времени. Восприятие – это процесс порождения образов в отсутствие реальной стимуляции органов чувств со стороны объективно существующих явлений и предметов. Иными словами, в восприятии образы рождаются лишь тогда, когда связанные с ними предметы и явления присутствуют в окружающем мире и воздействуют на органы чувств человека, а в воображении образы возникают, когда соответствующие предметы и явления отсутствуют. В этом заключается первое отличие воображения от восприятия.
Второе отличие воображения от
восприятия состоит в том, что
образы восприятия более или
менее точно отражают
Достаточно близка к
8
оперативной. Образы, рождаемые воображением, всегда имеют в себе нечто не существующее в памяти.
1.2. Виды воображения
Воображение, особенно
Приступая к творческому мышлению, человек знает, что он собирается создать, и постоянно сверяет продукт своего образного мышления с намеченной целью. Для творческого воображения никакой заранее намеченной цели не существует. В творческом воображении рождаемый фантазией человека образ непредсказуем, появляется и изменяется в самом процессе и почти всегда является в чем-то неожиданным для самого человека.
Определив и кратко изучив, что
такое воображение, выяснив
Существует несколько
9
По признаку активности
Активное воображение – это
воображение, рождающее образы
при активном участии сознания
и воли человека. Здесь человек
ставит перед собой цель
10
который придумывает что-то, например, рисует, сочиняет и т.п. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображение бывает воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертёж, схему, нотную запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Важнейшим условием правильного представления того, что описывается словами, является наличие знаний, на которые должны опираться образы, воссоздаваемые по описанию.
Информация о работе Роль воображения в учебной деятельности младших школьников