Роль воображения в учебной деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить приёмы, методы, формы, способствующие развитию воображения в учебной деятельности младших школьников.

Задачи:

1.изучить психолого-педагогическую, методическую, методологическую литературу по данному вопросу.
2.рассмотреть общепсихологическое представление о воображении, выявить возрастные особенности воображения.
3.проанализировать возрастные особенности воображения младших школьников.
4.разработать методические рекомендации по развитию воображения у младших школьников.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3

Глава 1 Роль воображения в учебной деятельности младших школьников……….6

1.1. Что такое воображение……………………………………………………………6

1.2. Виды воображения………………………………………………………………...8

1.3. Основные функции воображения……………………………………………….12

1.4. Творческое воображение – продукт детской игры …………………………….15

1.5. Развитие воображения……………………………………………………………19

1.6. Факторы, способствующие развитию воображения…………………………...24

Глава 2 Экспериментально-исследовательская работа по развитию воображения у

младших школьников………………………………………………………..32

Заключение…………………………………………………………………………….48

Список литературы……………………………………………………………………50

Файлы: 1 файл

ВООБРАЖЕНИЕ мое.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

          Творческое воображение – это  создание новых образов без  опоры на готовое описание  или условное изображение. Творческое  воображение заключается в самостоятельном  создании новых образов. Оно связано с творческой деятельностью человека. Без творческого воображения невозможна деятельность изобретателя, конструктора. Создание образов воображения осуществляется с  помощью нескольких способов. Как правило они используются человеком (а ребёнком особенно) неосознанно. Первый такой способ – агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни  частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица. Второй способ – гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гулливер. Третий

11

известный способ создания образов фантазии –  схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчётливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок. Четвёртым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т.д. Пятый способ – акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчёркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.

          Основой создания любых образов  фантазии является синтез и  аналогия. Аналогия может быть  близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид  самолета напоминает парящую  птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль – отдалённая аналогия с морским кораблём.

          Человек является единственным  из всех живых существ, обладающих  активным и продуктивным воображением. Следовательно, вполне резонно  поставить и попытаться найти  ответ на вопрос о том, какую роль эти виды воображения играют в жизни человека. Но у него также есть и два других, названных выше, вида воображения: пассивное и репродуктивное. Наверное, и они решают важную задачу в жизни людей. Ответить на вопрос о том, для чего человеку нужно воображение, можно раскрыв его основные функции. 

12

     1.3. Основные функции  воображения

          Роль воображения в жизни каждого  человека велика. Воображение, во-первых, позволяет человеку представлять  в виде образов и идей то, что он не может непосредственно  воспринимать в данный момент, или то, что вообще или в данный момент времени не существует в действительности. Во-вторых, воображение необходимо, чтобы в образной форме решать некоторые задачи, не действуя практически с вещами, а только манипулирую в сознании образами вещей, с которыми эти задачи связаны. В-третьих, воображение помогает человеку выйти за пределы настоящего времени и, перенеся себя мысленно в прошлое или в настоящее, проиграть в уме соответствующие действия. Например, анализируя уже совершенные нами поступки, мы иногда мысленно переносим себя в прошлое и представляем, каким бы было наше поведение, если бы мы действовали по-другому. Если, напротив, возникает задача хорошо подготовиться к будущему, то мы в своем воображении представляем себе ситуацию и различные варианты своего поведения в ней.

          Остановимся и рассмотрим поподробнее  функции воображения в учебной  деятельности. Любое обучение связано  с необходимостью что-то представить,  вообразить, оперировать абстрактными  образами и понятиями. Всё это невозможно сделать без воображения или фантазии. Например, дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребёнку в наиболее полной и свободной форме

     13

раскрыть  свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении.  Эти функции обеспечивают ребёнку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный опыт. Всем известно, что одна из наиболее сложных форм школьного обучения – это написание сочинений по литературе. Общеизвестно и то, что школьники, отличающиеся богатством воображения, пишут их легче и лучше. Однако нередко именно эти дети отличаются неплохими результатами и по другим предметам. Влияние хорошо развитого воображения на эти успехи не так заметно на первый взгляд. Вместе с тем психологические исследования убедительно доказывают, что именно воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность ребёнка, особенно в подростковом возрасте.

          Воображение обеспечивает следующую  деятельность ребёнка:

  • построение образа конечного результата его деятельности;
  • создание программы поведения в ситуации неопределённости;
  • создание образов, заменяющих деятельность;
  • создание образов описываемых объектов.

     Все эти функции невозможно выполнить  без активизации, наряду с воображением, мышления и памяти.

          Воображение и фантазия присущи  каждому человеку, но люди различаются  по направленности этой фантазии, её силе и яркости.

     14

  Затухание функции воображения с возрастом – отрицательный момент для личности. Вместе с тем, воображение может не только облегчить процесс обучения, но и само развиться при соответствующей организации учебной деятельности. Одним из существенных приёмов тренировки воображения, а вместе с ним мышления, внимания, памяти и других, связанных с ним психических функций, обслуживающих учебную деятельность, являются игры и задачи «открытого типа», т.е. имеющие не единственное верное решение. Не менее важна тренировка умения связывать абстрактное или образные, в переносном значении, смыслы с конкретными предметами и явлениями.

1.4. Творческое воображение  – продукт детской  игры

          Игра и воображение. Что общего  в этих понятиях?

          Воображение без игры. Игра – без воображения. Возможно ли это? Вопрос о соотношении воображения и детской игры один из фундаментальных вопросов психологии.

          В истории науки долго господствовало  представление о первичности  воображения и об игре как  продукте детской фантазии. Игре отводится роль некого буфера между все возрастающими воздействиями реального мира, необходимостью приспособиться к нему и желанием продлить наслаждение в воображаемом и потому безопасном мире фантазии. Игра – продукт воображения, её содержание – символизация неудовлетворённых желаний.

       

     15

       Игра – это фантастический  мир, освобождающий от деспотизма  и подавления взрослых, мир открытия  вытеснённых желаний, мир реализации  нереализуемого. Такой представляется  игра с позиции идеи первичности воображения, которая и сегодня сохраняется в некоторых теориях детской игры. Интересно, что само воображение понимается при этом весьма специфично. Поэтому необходимо выяснить, что такое детское воображение?

          Реальность и фантазия, правда  и вымысел… Некоторые исследователи считают, что мир, созданный воображением ребёнка, по яркости, отчётливости, зримости не уступает миру реальному, непосредственно видимому. Полагают, что ребёнок живёт в мире иллюзий, смешивая фантазии с образами реальной действительности.

          Психологические исследования показывают, что, как бы ни были отчётливы  и эмоционально насыщены образы  воображения ребёнка, тем не  менее дети очень хорошо отличают  воображаемое от действительного.  И в то же время и по  содержанию, и по происхождению образы воображения тесно связаны с образами реальности.

          Существует несколько форм связи  действительности с продукцией  воображения. Во-первых, всякое создание  воображения строится из элементов,  взятых из действительности и  содержащихся в прежнем опыте человека. Воображение может создавать всё новые и новые комбинации, но первоначальными элементами, из которых создается самое отдалённое от

     16

реальности  фантастическое представление, всегда будут впечатления действительности. Творческая деятельность воображения зависит от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создается ткань фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материала, которым располагает его воображение. Это заставляет признать, что воображение ребенка всё же значительно беднее взрослого. Отсюда следует важный вывод. Если мы хотим развить воображение наших детей, надо расширять их представления об окружающем мире. Чем разнообразнее представления о реальности, тем богаче фантазия. Это первый парадокс воображения.

     Во-вторых, общность фантазии и реальности –  это более сложная связь между  готовыми продуктами фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности. Воображение – средство расширения опыта, потому что ребёнок может вообразить то, чего не видел, может представить себе по чужому рассказу или описанию то, чего непосредственно в его личном опыте не было. С помощью воображения ребёнок может выходить далеко за пределы своего собственного или непосредственно наблюдаемого опыта, усваивая исторический социальный опыт других поколений. Опыт опирается на воображение, чем богаче воображение, тем богаче и внутренний опыт человека. Это второй парадокс воображения. В-третьих, форма связи реальности и фантазии – это эмоциональная связь. Ребёнок подобно поэту вкладывает в свои фантастические

     17

продукции искренние реальные переживания. Поэт ненавидит, любит и страдает вместе с собственным творением, девочка  на самом деле любит свою куклу, как  если бы это был ребёнок.

          Воображаемое не всегда вызывает приятные переживания положительные эмоции. Вспомним С.Я. Маршака: «Дали Мурочке тетрадь, стала Мура рисовать!» Рисунок закончен, надо бы радоваться, а тут слёзы: очень уж страшной получилась «бяка-закаляка, кусачая», которую Мура сама «из головы выдумала».

         И, наконец, связь фантазии  и реальности заключается в  переходе из одного в другое. Действительно, образ воображения,  воплощённый  в произведении  искусства, творении мастера,  изобретении конструктора, начинает  свою реальную действительную жизнь. Это «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает влиять не только на другие вещи, но и на людей. Новый предмет создает новую потребность. Фантазия стала реальностью, а новая реальность порождает новый полёт воображения и фантазии.

       Итак, мы пришли к выводу, что никакой непреодолимой пропасти между воображаемым и реальным  в психике нет, наоборот, одно без другого не существует. Отсюда становится понятным, что воображение ребёнка не строит свой детский, фантастический, оторванный от реальности мир. Воображение ребёнка рождается из впечатлений окружающего мира.

       

     18

     Мы  обратили внимание на то, что игра возникает  из потребности ребёнка узнать окружающий его мир, причём жить в этом мире так, как взрослые. Игра как способ познания действительности есть одно из главных условий развития детского воображения. Да-да, конкретный психологический анализ игры и воображения в детском возрасте показывает, что все обстоит несколько иначе, чем долгое время казалось наблюдателям игры. Не воображение порождает игру, а деятельность ребёнка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества.

     1.5. Развитие воображения

       Можно ли развивать воображение. И да, и нет. Да – потому, что фантазия людей творческого труда, безусловно, развивается, так как их произведения обычно раз за разом становятся всё интереснее, причём не только по форме, но также и по замыслу. Но человек, не проявлявший с детства особой фантазии, вряд ли станет вдруг человеком с богатой фантазией, как бы хорошо его не обучали.

       Здесь мы имеем дело с ситуацией, типичной для многих других сложных психологических особенностей человека – а такой, без сомнения, является воображение: эти особенности психики можно развивать и совершенствовать, но в известных, ограниченных пределах, связанных с генотипически обусловленными возможностями человека. Поговорим об этом подробнее в связи  

Информация о работе Роль воображения в учебной деятельности младших школьников