Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 09:11, курсовая работа
Цель исследования - определить приёмы, методы, формы, способствующие развитию воображения в учебной деятельности младших школьников.
Задачи:
1.изучить психолого-педагогическую, методическую, методологическую литературу по данному вопросу.
2.рассмотреть общепсихологическое представление о воображении, выявить возрастные особенности воображения.
3.проанализировать возрастные особенности воображения младших школьников.
4.разработать методические рекомендации по развитию воображения у младших школьников.
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Роль воображения в учебной деятельности младших школьников……….6
1.1. Что такое воображение……………………………………………………………6
1.2. Виды воображения………………………………………………………………...8
1.3. Основные функции воображения……………………………………………….12
1.4. Творческое воображение – продукт детской игры …………………………….15
1.5. Развитие воображения……………………………………………………………19
1.6. Факторы, способствующие развитию воображения…………………………...24
Глава 2 Экспериментально-исследовательская работа по развитию воображения у
младших школьников………………………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………………….48
Список литературы……………………………………………………………………50
Творческое воображение – это
создание новых образов без
опоры на готовое описание
или условное изображение.
11
известный способ создания образов фантазии – схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчётливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок. Четвёртым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т.д. Пятый способ – акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчёркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.
Основой создания любых
Человек является единственным
из всех живых существ,
12
1.3. Основные функции воображения
Роль воображения в жизни
Остановимся и рассмотрим
13
раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребёнку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный опыт. Всем известно, что одна из наиболее сложных форм школьного обучения – это написание сочинений по литературе. Общеизвестно и то, что школьники, отличающиеся богатством воображения, пишут их легче и лучше. Однако нередко именно эти дети отличаются неплохими результатами и по другим предметам. Влияние хорошо развитого воображения на эти успехи не так заметно на первый взгляд. Вместе с тем психологические исследования убедительно доказывают, что именно воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность ребёнка, особенно в подростковом возрасте.
Воображение обеспечивает
Все эти функции невозможно выполнить без активизации, наряду с воображением, мышления и памяти.
Воображение и фантазия
14
Затухание функции воображения с возрастом – отрицательный момент для личности. Вместе с тем, воображение может не только облегчить процесс обучения, но и само развиться при соответствующей организации учебной деятельности. Одним из существенных приёмов тренировки воображения, а вместе с ним мышления, внимания, памяти и других, связанных с ним психических функций, обслуживающих учебную деятельность, являются игры и задачи «открытого типа», т.е. имеющие не единственное верное решение. Не менее важна тренировка умения связывать абстрактное или образные, в переносном значении, смыслы с конкретными предметами и явлениями.
1.4. Творческое воображение – продукт детской игры
Игра и воображение. Что
Воображение без игры. Игра – без воображения. Возможно ли это? Вопрос о соотношении воображения и детской игры один из фундаментальных вопросов психологии.
В истории науки долго
15
Игра – это фантастический
мир, освобождающий от
Реальность и фантазия, правда и вымысел… Некоторые исследователи считают, что мир, созданный воображением ребёнка, по яркости, отчётливости, зримости не уступает миру реальному, непосредственно видимому. Полагают, что ребёнок живёт в мире иллюзий, смешивая фантазии с образами реальной действительности.
Психологические исследования
Существует несколько форм
16
реальности
фантастическое представление, всегда
будут впечатления
Во-вторых, общность фантазии и реальности – это более сложная связь между готовыми продуктами фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности. Воображение – средство расширения опыта, потому что ребёнок может вообразить то, чего не видел, может представить себе по чужому рассказу или описанию то, чего непосредственно в его личном опыте не было. С помощью воображения ребёнок может выходить далеко за пределы своего собственного или непосредственно наблюдаемого опыта, усваивая исторический социальный опыт других поколений. Опыт опирается на воображение, чем богаче воображение, тем богаче и внутренний опыт человека. Это второй парадокс воображения. В-третьих, форма связи реальности и фантазии – это эмоциональная связь. Ребёнок подобно поэту вкладывает в свои фантастические
17
продукции искренние реальные переживания. Поэт ненавидит, любит и страдает вместе с собственным творением, девочка на самом деле любит свою куклу, как если бы это был ребёнок.
Воображаемое не всегда вызывает приятные переживания положительные эмоции. Вспомним С.Я. Маршака: «Дали Мурочке тетрадь, стала Мура рисовать!» Рисунок закончен, надо бы радоваться, а тут слёзы: очень уж страшной получилась «бяка-закаляка, кусачая», которую Мура сама «из головы выдумала».
И, наконец, связь фантазии
и реальности заключается в
переходе из одного в другое.
Действительно, образ
Итак, мы пришли к выводу, что никакой непреодолимой пропасти между воображаемым и реальным в психике нет, наоборот, одно без другого не существует. Отсюда становится понятным, что воображение ребёнка не строит свой детский, фантастический, оторванный от реальности мир. Воображение ребёнка рождается из впечатлений окружающего мира.
18
Мы обратили внимание на то, что игра возникает из потребности ребёнка узнать окружающий его мир, причём жить в этом мире так, как взрослые. Игра как способ познания действительности есть одно из главных условий развития детского воображения. Да-да, конкретный психологический анализ игры и воображения в детском возрасте показывает, что все обстоит несколько иначе, чем долгое время казалось наблюдателям игры. Не воображение порождает игру, а деятельность ребёнка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества.
1.5. Развитие воображения
Можно ли развивать воображение. И да, и нет. Да – потому, что фантазия людей творческого труда, безусловно, развивается, так как их произведения обычно раз за разом становятся всё интереснее, причём не только по форме, но также и по замыслу. Но человек, не проявлявший с детства особой фантазии, вряд ли станет вдруг человеком с богатой фантазией, как бы хорошо его не обучали.
Здесь мы имеем дело с ситуацией, типичной
для многих других сложных психологических
особенностей человека – а такой, без
сомнения, является воображение: эти особенности
психики можно развивать и совершенствовать,
но в известных, ограниченных пределах,
связанных с генотипически обусловленными
возможностями человека. Поговорим об
этом подробнее в связи
Информация о работе Роль воображения в учебной деятельности младших школьников