Роль воображения в учебной деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить приёмы, методы, формы, способствующие развитию воображения в учебной деятельности младших школьников.

Задачи:

1.изучить психолого-педагогическую, методическую, методологическую литературу по данному вопросу.
2.рассмотреть общепсихологическое представление о воображении, выявить возрастные особенности воображения.
3.проанализировать возрастные особенности воображения младших школьников.
4.разработать методические рекомендации по развитию воображения у младших школьников.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3

Глава 1 Роль воображения в учебной деятельности младших школьников……….6

1.1. Что такое воображение……………………………………………………………6

1.2. Виды воображения………………………………………………………………...8

1.3. Основные функции воображения……………………………………………….12

1.4. Творческое воображение – продукт детской игры …………………………….15

1.5. Развитие воображения……………………………………………………………19

1.6. Факторы, способствующие развитию воображения…………………………...24

Глава 2 Экспериментально-исследовательская работа по развитию воображения у

младших школьников………………………………………………………..32

Заключение…………………………………………………………………………….48

Список литературы……………………………………………………………………50

Файлы: 1 файл

ВООБРАЖЕНИЕ мое.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

     35

     Методика 3 «Скульптура»

          Ребёнку предлагается набор пластилина  и задание: за 5 минут смастерить какую-либо поделку, вылепив её из пластилина.

          Фантазия ребёнка оценивается  примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках,  от 0 до 10 баллов.

    1. балл ставится ребёнку в том случае, если за отведённое на выполнение задания время (5 минут) он так и не смог ничего придумать и сделать своими руками.
    2. балла ребёнок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т. п.
    3. баллов ребёнок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трёх.
    4. баллов ребёнку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии
    5. баллов ребёнок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально непроработанная.
  1. баллов по этому заданию ребёнок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом. Способы оценивания развитости воображения ребёнка младшего школьного возраста через его рассказы, рисунки

    36

поделки выбраны не случайно. Данный выбор  соответствует трём основным видам  мышления, имеющимся у ребёнка  этого возраста: наглядно-действенному, наглядно-образному и словесно-логическому. Фантазия ребёнка наиболее полно проявляется как раз в соответствующих видах творческой деятельности.

          Вторую часть эксперимента проводила  с учащимися в течении 10 дней. Каждый день им предлагались различные упражнения, игры, способствующие развитию воображения. 

     Упражнение  «Фантастический  образ»

          Данная техника построена на  одном из способов построения  образов воображения – агглютинации. Ребёнку предлагаются элементы изображений . Его задача – построить из них фантастический образ (существо, предмет). Затем описать, какими свойствами обладает созданный образ и как его можно использовать.

     Более универсальную форму имеет  методика, если элементы, из которых  строится изображение, вынесены на отдельные карточки, и ребёнку необходимо их только нужным образом расположить.

          Чем больше элементов включает  созданный образ, чем он оригинальнее, тем ярче функционирует воображение  ребёнка.

     Упражнение  «Постановка необычных  проблем»   Ребёнку предлагается, воспользовавшись, приведённым ниже списком, постановить необычную  

     37

проблему, связывающую два указанных понятия. Например, даётся пара ЖУК – КРЕСЛО. Ставиться проблема: «Жук купил кресло. Как он его доставит к себе домой?».

     Список  предлагаемых понятий:

     Гребень-земля

     Компас  – клей

     Колокольчик – стрела

     Синица-сестра

     Лейка – трамвай

     Мухомор – диван

     Учитель –ветер

     Ботинки – самовар

     Графин  – брат

     Спичка  – овца

     Шляпа – пчела

     Рыба  – пожар

     Пила  – яичница 

          Можно попросить ребёнка сформулировать  свои собственные необычные проблемы. Как вариант этой методики предложите ребёнку сочинить небольшой рассказ на одну из предложенных тем, включающих в себя что-то необычное, («летающий крокодил», «холодильник, подающий пищу» и т. п.

     38

     Упражнение  «Неоконченный рассказ»

          Это упражнение развивает образное  и воссоздающее воображение ребёнка.

          Ребёнку читают начало рассказа: « Темнело. Шел нудный дождь.  По улице семенила старушка  под большим зонтиком. Вдруг…»

          Необходимо продолжить и закончить  рассказ. Более лучший вариант, когда в игре участвуют несколько детей, которые по очереди продолжают рассказ, пока не придут к развязке.

          Поскольку это развивающее упражнение, оно не имеет строгой оценки, но целесообразно обратить внимание  на фантастичность, оригинальность, комизм предложенного сюжета.

Игра  «Рисунок в несколько  рук»

          Это групповая игра, тесно связывающая  воображение и эмоции и сама  насыщенная высоким эмоциональным  потенциалом. Не имеет возрастных  ограничений. Предлагается всем  участникам вообразить про себя какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно так же поступает третий и т. д. Конечный результат представляет нечто абстрактное, поскольку ни одна из форм не завершена, но всё плавно перетекают друг в друга. Но, как правило, конечный

     39

продукт мало интересует детей. Удовольствие составляет борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами, навязать свои, а также неожиданности и открытия нового содержания и образа, возникающие на каждом этапе работы.

     Упражнение  «Волшебники»

          Вначале ребёнку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Его задача дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другого в «злого» волшебника. Для девочек можно заменить «волшебников» на «волшебниц».

          Теперь вторая часть задания.  Ребёнок должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а также придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый»

     Если  в работе участвовала группа детей, целесообразно сделать выставку рисунков и оценить, чей волшебник  лучше.

     Игра  «Архимед»

          Эта игра, основанная на активной работе фантазии, является прекрасным средством стимулирования интересов к учебной деятельности. Её можно использовать для детей, начиная с 10-летнего возраста.

          Как известно, Архимед воскликнул  «Эврика!», когда ему в голову пришло гениальное решение сложной задачи, задачи, казалось, нерешаемой. На занятии можно предложить детям стать «Архимедами» и решить нерешаемые задачи. Ниже предлагается ряд проблем. После того как он «решит» одну 

     40

проблему, предложите ему поискать ещё решение и так до тех пор, пока он не «иссякнет». Те проблемы, которые ему не хочется решать , пусть не решает. Проблемы, по которым получено наибольшее число решений, указывают на сформированную у ребёнка сферу интересов.

     Проблемы  для решения:

  1. как вырастить пальму возле дома?
  2. как развести сад на луне?
  3. как распознать инопланетянина?
  4. как построить машину для расчесывания собак?
  5. как из мухи сделать слона?
  6. как без космического корабля слетать на Сатурн?
  7. как сосчитать все звёзды?
  8. как сделать машину для приготовления уроков?
  9. как оживить куклу?
  10. как научиться читать мысли другого человека?

     Сферы интересов:

     1-2 – интерес к земле, растениям, к живой природе.

     3,6 – интерес к космосу.

     4,5 – интерес к животным.

     7,8 – интерес к учебной работе.

     9,10 – интерес к человеку.

     41

     Упражнение  «Рифмоплёт»

          Стихосложение для ребёнка всегда  доставляет много радости. Дети  любят слушать и читать стихи,  сами сочинять их.

          Вначале детям предлагается такая  игра: придумать слова, окончания  которых звучали бы одинаково  (например, мост – хвост). Взрослый может назвать первой слово, а ребёнок рифмует его с другими словами. Можно усложнить игру для группы детей: кто больше придумает рифм на одно слово.

          Теперь предложите ребёнку сочинить  двустишья на заданные рифмы,  затем ребёнок должен подобрать рифму и закончить заданные двустишья.

     Игра-конкурс  «Натюрморт»

          Предлагаемый конкурс -  рисование.  Дети должны нарисовать натюрморт  на заданную тему. Обычно художники  рисуют натюрморт с натуры, но  сейчас необходимо ребёнку создать свой натюрморт в воображении, а затем изобразить на бумаге. Тема для натюрморта задаётся всем детям одна и та же.

     Ориентировочные темы:

  • «бабочка на распустившемся цветке»
  • «яблоко на фарфоровом блюде»
  • «чашка, возле неё еловая ветка»
  • «осенние листья на холодной земле»

          Можно придумать свои темы. По  окончании необходимо провести  конкурс художественных работ  и выбрать победителя.

     42

     Можно просто устроить выставку работ детей.

          В результате второго эксперимента, я также отметила, что все дети  были очень активны, время на выполнение заданий было затрачено меньше, у всех детей замечено отличное настроение, много положительных эмоций.

          Проводя данную экспериментальную работу можно  сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза подтверждается. Действительно, если использовать, применять в учебной деятельности младших школьников приемы, игры, упражнения, способствующие развитию воображения, повышается качество усвоения учебного материала.

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     43

     Заключение 

          Таким образом, изучив литературу по данной теме, выполнив эксперимент, можно сделать вывод о том, что воображение нужно, даже необходимо развивать у детей младшего школьного возраста. В школьных программах в последнее время постепенно усиливается творческий аспект обучения, но преобладающим является интерес в основном к одному виду творческой деятельности учащихся, нередко за счёт других: к решению проблемных учебно-познавательных задач. Однако, как показывают научные исследования, а также практический опыт, фактически все разновидности художественного творчества строятся на принципиально другой основе, предполагающей не выдвижение «научных гипотез» (как в проблемном обучении), а свободное оперирование соответствующими образами.

          Решая любую мыслительную задачу, мы используем какую-то информацию. Однако бывает ситуации, когда имеющейся информации недостаточно для однозначного решения. Это так называемые задачи большей степени неопределённости. Мышление в этом случае почти бессильно без активной работы воображения. Воображение обеспечивает познание, когда неопределённость ситуации весьма велика. Это общее значение функции воображения и у детей, и у взрослых.

Информация о работе Роль воображения в учебной деятельности младших школьников