Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 09:11, курсовая работа
Цель исследования - определить приёмы, методы, формы, способствующие развитию воображения в учебной деятельности младших школьников.
Задачи:
1.изучить психолого-педагогическую, методическую, методологическую литературу по данному вопросу.
2.рассмотреть общепсихологическое представление о воображении, выявить возрастные особенности воображения.
3.проанализировать возрастные особенности воображения младших школьников.
4.разработать методические рекомендации по развитию воображения у младших школьников.
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Роль воображения в учебной деятельности младших школьников……….6
1.1. Что такое воображение……………………………………………………………6
1.2. Виды воображения………………………………………………………………...8
1.3. Основные функции воображения……………………………………………….12
1.4. Творческое воображение – продукт детской игры …………………………….15
1.5. Развитие воображения……………………………………………………………19
1.6. Факторы, способствующие развитию воображения…………………………...24
Глава 2 Экспериментально-исследовательская работа по развитию воображения у
младших школьников………………………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………………….48
Список литературы……………………………………………………………………50
35
Методика 3 «Скульптура»
Ребёнку предлагается набор
Фантазия ребёнка оценивается примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках, от 0 до 10 баллов.
36
поделки выбраны не случайно. Данный выбор соответствует трём основным видам мышления, имеющимся у ребёнка этого возраста: наглядно-действенному, наглядно-образному и словесно-логическому. Фантазия ребёнка наиболее полно проявляется как раз в соответствующих видах творческой деятельности.
Вторую часть эксперимента
Упражнение «Фантастический образ»
Данная техника построена на
одном из способов построения
образов воображения –
Более универсальную форму
Чем больше элементов включает
созданный образ, чем он
Упражнение
«Постановка необычных
проблем» Ребёнку предлагается,
воспользовавшись, приведённым ниже списком,
постановить необычную
37
проблему,
связывающую два указанных
Список предлагаемых понятий:
Гребень-земля
Компас – клей
Колокольчик – стрела
Синица-сестра
Лейка – трамвай
Мухомор – диван
Учитель –ветер
Ботинки – самовар
Графин – брат
Спичка – овца
Шляпа – пчела
Рыба – пожар
Пила – яичница
Можно попросить ребёнка
38
Упражнение «Неоконченный рассказ»
Это упражнение развивает
Ребёнку читают начало
Необходимо продолжить и
Поскольку это развивающее
Это групповая игра, тесно связывающая
воображение и эмоции и сама
насыщенная высоким
39
продукт мало интересует детей. Удовольствие составляет борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами, навязать свои, а также неожиданности и открытия нового содержания и образа, возникающие на каждом этапе работы.
Упражнение «Волшебники»
Вначале ребёнку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Его задача дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другого в «злого» волшебника. Для девочек можно заменить «волшебников» на «волшебниц».
Теперь вторая часть задания. Ребёнок должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а также придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый»
Если в работе участвовала группа детей, целесообразно сделать выставку рисунков и оценить, чей волшебник лучше.
Эта игра, основанная на активной работе фантазии, является прекрасным средством стимулирования интересов к учебной деятельности. Её можно использовать для детей, начиная с 10-летнего возраста.
Как известно, Архимед воскликнул «Эврика!», когда ему в голову пришло гениальное решение сложной задачи, задачи, казалось, нерешаемой. На занятии можно предложить детям стать «Архимедами» и решить нерешаемые задачи. Ниже предлагается ряд проблем. После того как он «решит» одну
40
проблему, предложите ему поискать ещё решение и так до тех пор, пока он не «иссякнет». Те проблемы, которые ему не хочется решать , пусть не решает. Проблемы, по которым получено наибольшее число решений, указывают на сформированную у ребёнка сферу интересов.
Проблемы для решения:
Сферы интересов:
1-2 – интерес к земле, растениям, к живой природе.
3,6 – интерес к космосу.
4,5 – интерес к животным.
7,8 – интерес к учебной работе.
9,10 – интерес к человеку.
41
Стихосложение для ребёнка
Вначале детям предлагается
Теперь предложите ребёнку
Предлагаемый конкурс - рисование.
Дети должны нарисовать
Ориентировочные темы:
Можно придумать свои темы. По окончании необходимо провести конкурс художественных работ и выбрать победителя.
42
Можно просто устроить выставку работ детей.
В результате второго
Проводя данную экспериментальную работу можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза подтверждается. Действительно, если использовать, применять в учебной деятельности младших школьников приемы, игры, упражнения, способствующие развитию воображения, повышается качество усвоения учебного материала.
43
Заключение
Таким образом, изучив
Решая любую мыслительную
Информация о работе Роль воображения в учебной деятельности младших школьников