Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 09:11, курсовая работа
Цель исследования - определить приёмы, методы, формы, способствующие развитию воображения в учебной деятельности младших школьников.
Задачи:
1.изучить психолого-педагогическую, методическую, методологическую литературу по данному вопросу.
2.рассмотреть общепсихологическое представление о воображении, выявить возрастные особенности воображения.
3.проанализировать возрастные особенности воображения младших школьников.
4.разработать методические рекомендации по развитию воображения у младших школьников.
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Роль воображения в учебной деятельности младших школьников……….6
1.1. Что такое воображение……………………………………………………………6
1.2. Виды воображения………………………………………………………………...8
1.3. Основные функции воображения……………………………………………….12
1.4. Творческое воображение – продукт детской игры …………………………….15
1.5. Развитие воображения……………………………………………………………19
1.6. Факторы, способствующие развитию воображения…………………………...24
Глава 2 Экспериментально-исследовательская работа по развитию воображения у
младших школьников………………………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………………….48
Список литературы……………………………………………………………………50
Все дети любят заниматься искусством. Они с удовольствием танцуют и поют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремёслами и т. п. Творчество делает жизнь ребёнка богаче, интереснее, полнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени,
27
но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.
Особое значение творческая деятельность имеет для одарённых и талантливых детей. Одарённость – это комплекс способностей, позволяющих иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной и социальной деятельности. Не многие дети отличаются ярко выраженной талантливостью и одарённостью. Для одарённого ребёнка воображение выступает основных характерным качеством. Ему необходима постоянная активность фантазии. Нетривиальные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы – всё это характерно для талантливого ребёнка и является результатом воображения.
Одарённость и талантливость
тесно связаны с опережающим
развитием. Такие дети
28
Развитая способность
Воображая игровые ситуации и
реализуя их, ребёнок формирует
у себя целый ряд личностных
свойств, такие как
Занимаясь творчеством (для
29
При одухотворённости воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.
Таким образом, эмоции, интересы,
творческая деятельность, развитие
личности – все эти факторы
влияют на развитие
30
Глава
2 Экспериментально-
Изучив психолого-
Эксперимент мы проводили на учащихся 4 «а» класса, школы №13, города Тюмени.
31
Были подобраны методы диагностики воображения.
Методика 1. «Вербальная фантазия»
(речевое воображение)
Ребёнку предлагается
В ходе рассказа фантазия ребёнка оценивается по следующим признакам:
По каждому из этих признаков
рассказ получает от 0 до 2 баллов. 0 баллов
ставится тогда, когда данный признак
в рассказе практически отсутствует. 1
балл рассказ получает в том случае, если
данный признак имеется, но выражен сравнительно
слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда,
когда соответствующий признак не только
имеется, но и выражен достаточно сильно.Если
в течение 1 минуты ребёнок так и не придумал
сюжета рассказа, то экспериментатор сам
32
подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов. Если же сам ребёнок придумал сюжет рассказа к концу отведённой на это минуты, то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Наконец, если ребёнку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 секунд отведённого времени, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребёнку ставится 2 балла.
Необычность, оригинальность образов расценивается следующим способом.
Если ребёнок просто
Богатство фантазии ребёнка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребёнка. Если общее число названного превышает 10, то за богатство фантазии ребёнок получает 2 балла. Если общее количество деталей
33
указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребёнок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее 5, то богатство фантазии ребёнка оценивается в 0 баллов.
Глубина
и проработанность образов
0 баллов ребёнок получает тогда,
Впечатлительность или
Если образы, использованные ребёнком
в его рассказе, мало интересны, банальны,
не оказывают впечатления на слушающего,
то по обсуждаемому признаку фантазия
ребёнка оценивается в 0 баллов. Если образы
рассказа
33
вызывают к себе интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с ответствующей реакцией вскоре угасает, то впечатлительность воображения ребёнка получает оценку, равную 1 баллу. И, наконец, если ребёнком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало и даже усиливалось к концу, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т. п., то впечатлительность рассказа ребёнка оценивается по высшему баллу – 2.
Таким образом, максимальное число баллов, которое ребёнок в этой методике может получить за своё воображение, равно 10, а минимум – 0.
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний
2-3 балла – низкий
0-1 балл – очень низкий
Методика 2 «Нарисуй что-нибудь»
Ребёнку дается лист бумаги, набор
фломастеров и предлагается
34
Оценка
результатов 10 баллов – ребенок
за отведённое время придумал и нарисовал
нечто оригинальное, необычное, явно
свидетельствующее о
8-9 баллов – ребёнок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
5-7
баллов – ребёнок придумал
и нарисовал нечто такое, что
в целом является не новым,
но несёт в себе явные
3-4
балла – ребёнок нарисовал
нечто очень простое,
0-2 балла – за отведённое время ребёнок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий
8-9 баллов – высокий
5-7 баллов – средний
3-4 балла – низкий 0-2 балла – очень низкий
Информация о работе Роль воображения в учебной деятельности младших школьников