Роль воображения в учебной деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить приёмы, методы, формы, способствующие развитию воображения в учебной деятельности младших школьников.

Задачи:

1.изучить психолого-педагогическую, методическую, методологическую литературу по данному вопросу.
2.рассмотреть общепсихологическое представление о воображении, выявить возрастные особенности воображения.
3.проанализировать возрастные особенности воображения младших школьников.
4.разработать методические рекомендации по развитию воображения у младших школьников.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3

Глава 1 Роль воображения в учебной деятельности младших школьников……….6

1.1. Что такое воображение……………………………………………………………6

1.2. Виды воображения………………………………………………………………...8

1.3. Основные функции воображения……………………………………………….12

1.4. Творческое воображение – продукт детской игры …………………………….15

1.5. Развитие воображения……………………………………………………………19

1.6. Факторы, способствующие развитию воображения…………………………...24

Глава 2 Экспериментально-исследовательская работа по развитию воображения у

младших школьников………………………………………………………..32

Заключение…………………………………………………………………………….48

Список литературы……………………………………………………………………50

Файлы: 1 файл

ВООБРАЖЕНИЕ мое.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

          Все дети любят заниматься  искусством. Они с удовольствием  танцуют и поют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются  народными ремёслами и т. п. Творчество делает жизнь ребёнка богаче, интереснее, полнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени,

     27

но, самое  главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.

          Особое значение  творческая деятельность имеет для одарённых  и талантливых детей. Одарённость – это комплекс способностей, позволяющих иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной и социальной деятельности. Не многие дети отличаются ярко выраженной талантливостью и одарённостью. Для одарённого ребёнка воображение выступает основных характерным качеством. Ему необходима постоянная активность фантазии. Нетривиальные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы – всё это характерно для талантливого ребёнка и является результатом воображения.

          Одарённость и талантливость  тесно связаны с опережающим  развитием. Такие дети отличаются  более высокими результатами  по сравнению со своими сверстниками. И достигают этих результатов гораздо легче. Они отличаются большей чувствительностью к окружающему миру. Одарённые дети требуют особого внимания. Однако это не исключает необходимости развивать воображение и творческую деятельность у всех, без исключения, детей.

        

     28

       Развитая способность воображения,  типичная для детей младшего  школьного возраста, постепенно  теряет свою активность по  мере увеличения возраста. Вместе  с тем теряется живость и  свежесть впечатлений, оригинальность  ассоциаций, остроумие сравнений и многое другое. Таким образом, очевидно, что воображение тесно связано с личностью, её развитием. Выше мы отмечали, что воображение обогащает интересы и личный опыт ребёнка, через стимулирование эмоций формирует осознание нравственных норм. Всё это составляющие личности. Личность ребёнка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребёнка, которая обеспечивает специфические возможности для личного развития – это игра. Основой психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.

          Воображая игровые ситуации и  реализуя их, ребёнок формирует  у себя целый ряд личностных  свойств, такие как справедливость, смелость, честность, чувство юмора.  Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока ещё реальных возможностей ребёнка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.

          Занимаясь творчеством (для чего  также первоочередным является  воображение ребёнок формирует  у себя такое качество, как одухотворённость.  

     29

При одухотворённости воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо  положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с  развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.

          Таким образом, эмоции, интересы, творческая деятельность, развитие  личности – все эти факторы  влияют на развитие воображения  у ребёнка. Умело, управляя  этими факторами, мы можем развивать  воображение у детей. В свою  очередь, воображение также оказывает влияние на развитие у ребёнка эмоций, интересов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

30

Глава 2 Экспериментально-исследовательская  работа по развитию воображения у младших школьников

          Изучив психолого-педагогическую, методическую  литературу по данному вопросу,  подобрав методики, техники, игры, тесты, способствующие развитию воображения, мы перейдём ко второй части нашей работы, в которой экспериментально необходимо доказать выдвинутую нами гипотезу: использование в учебной деятельности младших школьников приёмов, методов, способствующих развитию воображения, повышает качество усвоения учебного материала.

          Эксперимент мы проводили на  учащихся 4 «а» класса, школы №13, города Тюмени.

  1. Лаврентьева Алёна
  2. Чебулаева Лера
  3. Рябкин Иван
  4. Ильиных Александра
  5. Щетков Женя
  6. Житомирский Саша
  7. Козлова маша
  8. Иванов Саша
  9. Филатов Фёдор
  10. Еранова Таня

     31

     Были  подобраны методы диагностики воображения.

     Методика 1. «Вербальная фантазия»

     (речевое  воображение)

          Ребёнку предлагается придумать  рассказ (историю, сказку) о каком-либо  живом существе (человеке, животном) или о чём-либо ином по выбору ребёнка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребёнок приступает к рассказу.

          В ходе рассказа фантазия ребёнка оценивается по следующим признакам:

  1. скорость процессов воображения
  2. необычность, оригинальность образов
  3. богатство фантазии
  4. глубина и проработанность (детализированность) образов
  5. впечатлительность, эмоциональность образов

          По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов. 0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.Если в течение 1 минуты ребёнок так и не придумал сюжета рассказа, то экспериментатор сам  

     32

подсказывает  ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов. Если же сам ребёнок придумал сюжет рассказа к концу отведённой на это минуты, то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Наконец, если ребёнку  удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 секунд отведённого времени, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребёнку ставится 2 балла.

          Необычность, оригинальность образов расценивается следующим способом.

          Если ребёнок просто пересказал  то, что когда-то от кого-то  слышал или где-то видел, то  по данному признаку он получает 0 баллов. Если ребёнок пересказал  известное, но при этом внёс  в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. Наконец, в том случае, если ребёнок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.

          Богатство фантазии ребёнка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребёнка. Если общее число названного превышает 10, то за богатство фантазии ребёнок получает 2 балла. Если общее количество деталей

     33

указанного  типа находится в пределах от 6 до 9, то ребёнок получает 1 балл. Если признаков  в рассказе мало, но в целом не менее 5, то богатство фантазии ребёнка оценивается в 0 баллов.

     Глубина и проработанность образов определяются по тому, насколько разнообразно в  рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу, объекту, предмету и т. п.), играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.

          0 баллов ребёнок получает тогда,  когда центральный объект его  рассказа изображён весьма схематично, без детальной проработки его аспектов. 1 балл ставится в том случае, если при описании центрального объекта рассказа его детализация умеренная. 2 балла по глубине и проработанности образов ребёнок получает в том случае, если главный образ его рассказа расписан в нём достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.

          Впечатлительность или эмоциональность  образов оценивается по тому, вызывает ли они интерес и  эмоции у слушателя.

          Если образы, использованные ребёнком в его рассказе, мало интересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего, то по обсуждаемому признаку фантазия ребёнка оценивается в 0 баллов. Если образы рассказа  

     33

вызывают  к себе интерес со стороны слушателя  и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с ответствующей реакцией вскоре угасает, то впечатлительность воображения ребёнка получает оценку, равную 1 баллу. И, наконец, если ребёнком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало и даже усиливалось к концу, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т. п., то впечатлительность рассказа ребёнка оценивается по высшему баллу – 2.

          Таким образом, максимальное число баллов, которое ребёнок в этой методике может получить за своё воображение, равно 10, а минимум – 0.

          Выводы об уровне развития

     10 баллов – очень высокий

     8-9 баллов – высокий

     4-7 баллов – средний

     2-3 балла – низкий

     0-1 балл – очень низкий

     Методика 2 «Нарисуй что-нибудь»

          Ребёнку дается лист бумаги, набор  фломастеров и предлагается придумать  и нарисовать что-либо необычное.  На выполнение задания отводится  4 минуты. Далее оценивается качество  рисунка по приведённым ниже  критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребёнка.

     34

Оценка  результатов 10 баллов – ребенок  за отведённое время придумал и нарисовал  нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной  фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

     8-9 баллов – ребёнок придумал  и нарисовал что-то достаточно  оригинальное, с фантазией, эмоциональное  и красочное, хотя изображение  не является совершенно новым.  Детали картины проработаны неплохо.

     5-7 баллов – ребёнок придумал  и нарисовал нечто такое, что  в целом является не новым,  но несёт в себе явные элементы  творческой фантазии и оказывает  на зрителя определённое эмоциональное  впечатление. Детали и образы  рисунка проработаны средне.

     3-4 балла – ребёнок нарисовал  нечто очень простое, неоригинальное, причём на рисунке слабо просматривается  фантазия и не очень хорошо  проработаны детали.

     0-2 балла – за отведённое время  ребёнок так и не сумел ничего  придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

     Выводы  об уровне развития

     10 баллов – очень высокий

     8-9 баллов – высокий

     5-7 баллов – средний

     3-4 балла – низкий   0-2 балла – очень низкий

Информация о работе Роль воображения в учебной деятельности младших школьников