Роль воображения в учебной деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить приёмы, методы, формы, способствующие развитию воображения в учебной деятельности младших школьников.

Задачи:

1.изучить психолого-педагогическую, методическую, методологическую литературу по данному вопросу.
2.рассмотреть общепсихологическое представление о воображении, выявить возрастные особенности воображения.
3.проанализировать возрастные особенности воображения младших школьников.
4.разработать методические рекомендации по развитию воображения у младших школьников.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3

Глава 1 Роль воображения в учебной деятельности младших школьников……….6

1.1. Что такое воображение……………………………………………………………6

1.2. Виды воображения………………………………………………………………...8

1.3. Основные функции воображения……………………………………………….12

1.4. Творческое воображение – продукт детской игры …………………………….15

1.5. Развитие воображения……………………………………………………………19

1.6. Факторы, способствующие развитию воображения…………………………...24

Глава 2 Экспериментально-исследовательская работа по развитию воображения у

младших школьников………………………………………………………..32

Заключение…………………………………………………………………………….48

Список литературы……………………………………………………………………50

Файлы: 1 файл

ВООБРАЖЕНИЕ мое.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

        Теперь становится понятным, почему  так интенсивна функция воображения  у детей от дошкольного до  подросткового возраста.

     44

       Их собственный опыт и возможность  объективно оценивать окружающий  мир недостаточны. «Поле неопределённости»  в восприятии жизни так высоко, что решить постоянно возникающие  перед ним проблемы ребёнок  может только с привлечением  воображения, фантазии. Последние заменяют им недостаток знаний и опыта и помогают относительно уверенно чувствовать себя в сложном и изменчивом мире.

          Младший школьный возраст характеризуется  активизацией функции воображения.  Вначале воссоздающего (позволяющего  в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период – сензитивный для формирования фантазии. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Когда в процессе учёбы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналоги, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребёнку тоже приходит воображение.

          Отсюда следует, что значение  функции воображения в психическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему развитию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грёзами.

     45

     Литература

  1. Венгер  Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб. Пособие  для учащихся пед. уч-щ. по спец. «дош. воспитание» и «воспитание в  дошк. учреждениях.» - М.: Просвещение, 1988. – 336с.
  2. Дьяченко М.И. Психологический словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 576с.
  3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. – 208с.
  4. Субботина Л.Ю. Развитие воображение детей. – Ярославль: Академия Развития, 1996. – 240с.
  5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманист. 2003.
  6. Немов Р.С.Общая психология: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 400с.
  7. Филатов Ф.Р. Общая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.- 448с.
  8. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М.: Просвещение. 1979.–208с.

      

          

Информация о работе Роль воображения в учебной деятельности младших школьников