Самооценка как ядро самосознания ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей развития самосознания у детей дошкольного возраста.
В связи с особенностями цели исследования сформулированы основные его задачи:
1.Проанализировать психологическую литературу по выделенной проблеме.
2.Изучить особенности самооценки и уровня притязаний ребенка-дошкольника как компонентов самосознания.
3.Разработать рекомендации по формированию положительной самооценки ребенка для родителей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ. 6
1.1 Самосознание в психической организации жизни человека. 6
1.2 Самооценка как компонент самосознания. 10
1.3 Влияние окружающих на формирование самооценки ребенка. 17
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОСОЗНАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 24
2.1. Описание методик исследования. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ЛИТЕРАТУРА 35

Файлы: 1 файл

кур. раб. самооценка как ядро самосознания ребенка.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

САМООЦЕНКА  КАК ЯДРО САМОСОЗНАНИЯ РЕБЕНКА

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение

 

Ломка традиционных воззрений  на природу детского развития - характерная черта нынешнего времени. За последние десятилетия акценты в общественном сознании существенным образом сместились. Из объекта формирования, точки приложения односторонних педагогических воздействий ребенок постепенно превращается в субъекта собственного развития, обладателя неповторимой индивидуальности, носителя личностного начала. Во всяком случае таким его начинают видеть взрослые. Все чаще на смену категоричному требованию «Сформируй!» приходит осторожная заповедь «Помоги, но не навреди!». Налицо многие признаки того, что взрослое сообщество наконец признало свои долги перед миром детства, хотя до их оплаты еще очень далеко.

Таким образом, признание  в ребенке индивидуальности, его  права быть (становиться) личностью  свидетельствует не об окончательной  переориентации общества на гуманистические ценности, а скорее отражает осознанную необходимость считаться с реалиями жизни.

Одной из важных линий развития личности в дошкольном возрасте - становление самосознания, которое является венцом развития высших психических функций и позволяет человеку не только отражать внешний мир, но и, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе выступают другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, и постепенно у него формируется целая система таких представлений. Эта система взглядов все более становится содержательной по мере того, как человек включается во взаимодействие с более разнообразными группами. Оценки самого себя с точки зрения тех, с кем встречается человек дома, в школе, на работе, делают его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющейся ситуации способна при этом оставаться сама собой. Единство, целостность, независимость при восприятии своего «Я», то есть узнавание себя при непрерывном изменении внешних условий существования человека, которое приводит к постоянному преобразованию внутреннего мира, является вершиной в борьбе за независимость человека от среды.

Ощущение человеком своей  единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени. Он обладает как воспоминаниями о прошлом, так и надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое. Преемственность сознания, проявляющаяся в форме «Я», определяется долговременной памятью и, в свою очередь, определяет ее роль в структуре сознания. Только долговременная память обеспечивает ощущение непрерывности и преемственности, именно ее участие в процессах сознания и самосознания создает условия для ощущения самотождественности личности, несмотря на изменения и внешних условий и самой личности.

У дошкольника развивается  наиболее сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит важное место.

Особое внимание к изучению самооценки в последние годы объясняется тем, что самооценка рассматривается как внутренний фактор психологического здоровья, под которым мы, вслед за И.В. Дубровиной, понимаем «психологический аспект психического здоровья, то есть то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшим проявлением духа» [25, С.8].

Люди с низкой самооценкой  имеют более высокий уровень  страха или тревожности. Они воспринимают себя как имеющих недостаточные  способности, чтобы противостоять угрозе. Другими словами, у таких людей имеется пониженная устойчивость к стрессу, который, в свою очередь, является показателем психологического здоровья.

Самооценка является также  и показателем психического здоровья, включающего «благополучие в  эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно-психическом состоянии детей и подростков» [12,С.3].

Исходя из того, что самооценка начинает формироваться  именно в дошкольном возрасте, можно считать, что тема данного исследования актуальна.

Целью работы является изучение особенностей развития самосознания у детей дошкольного возраста.

В связи с особенностями  цели исследования сформулированы основные его задачи:

  1. Проанализировать психологическую литературу по выделенной проблеме.
  2. Изучить особенности самооценки и уровня притязаний ребенка-дошкольника как компонентов самосознания.
  3. Разработать рекомендации по формированию положительной самооценки ребенка для родителей.

Объектом нашего исследования является личностная сфера ребенка-дошкольника.

Предмет исследования - самооценка и уровень притязаний дошкольника.

Глава 1. Проблема возникновения самосознания в отечественной и зарубежной психологии.

 

1.1 Самосознание в психической организации жизни человека.

В отечественной и зарубежной психологии не существует единой точки  зрения на проблему возникновения самосознания.

Одна из точек зрения. Высказанная  в свое время В.М. Бехтеревым, состоит в том. Что простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов.

Согласно второй точке  зрения, которую в отечественной литературе представили Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн, самосознание ребенка есть этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, вызванным этим развитием, а также связанными с этими процессами изменениями во взаимоотношениях с окружающими.

Представители третьей точки  зрения утверждают, что самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием. Смысл этой точки  зрения ясно сформулировал еще И.М. Сеченов. К ощущениями, вызванным внешними предметами, всегда «примешиваются» ощущения, вызванные собственной активностью организма. Первые - объективны, т.е. отражают внешний мир, вторые - субъективны. Они отражают состояние тела - это самоощущения. Ребенок сталкивается с задачей разобщить, диссоциировать эти ощущения, а это, по И.М. Сеченову, и значит осознать их отдельно. Такое осознание оказывается возможным благодаря накоплению опыта активности во внешнем мире. Ребенок находится как бы в естественной экспериментальной ситуации, изменение условий видения, слышания, осязания по-разному влияет на составные части комплексных ощущений, тем самым делается возможной их диссоциация. П.Р. Чамата, развивая дальше эту точку зрения, подчеркивает, что самосознание, как и сознание, возникает не сразу, не с рождения, а по мере овладения собственным телом, «в процессе превращения обычных действий в произвольные действия» (П.Р. Чамата, 1968).

Представители другого направления  утверждают, что зарождение самосознания связано уже с внутриутробным развитием; важнейшую роль в этом играют тактильные контакты, подготавливающие чувство ограниченности собственного тела.

Хотя почти все авторы подчеркивают значение межперсональных  отношений для развития самосознания, механизмы влияния взаимоотношения ребенка со взрослым и соответственно форма, в которой зарождается самосознание, и возраст его возникновения мыслятся различно. Авторы, рассматривающие развитие ребенка в психоаналитической традиции, понимают процесс зарождения самосознания как процесс субъективного отделения от матери; дискомфорт. Вызванный теми или иными соматическими процессами, уменьшается у ребенка с появлением матери; соответственно ребенок начинает выделять из остального мира мать, а себя отделять от матери. По данным зарубежных авторов, при хорошем материнском уходе осознание ребенком своей отделенности от матери возникает к концу первого года жизни. Согласно последователям Ч. Кули и Дж. Мида, появление самосознания связано у ребенка с появлением у него способности встать на место другого, усвоит иную перспективу в восприятии и оценке собственных свойств. Согласно другой точке зрения. Скорее происходит обратное: ребенок переносит знания, полученные относительно других, на самого себя - в этом процессе и зарождается или оформляется его самосознание. Возникновение самосознания связывается также с выражением в отчетливой форме эмоционального отношения (желаний, чувств) к окружающему. Такой точки зрения придерживался В.Н. Мясищев [40].

Самосознание - это не только процесс, с помощью которого человек  познает себя и относится к самому себе. Самосознание характеризуется также своим продуктом - представлением о себе, «Я-образом» или «Я-концепцией». Образ «Я» - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

«Я-образ» выступает как  установка по отношению к самому себе и, как всякая установка, включает в себя три компонента.

Во-первых, когнитивный компонент: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д. Один подросток на первый план в своем «Я-образе» выдвигает импозантный вид, который, как он предполагает, придают ему джинсы с ярким фирменным ярлыком. Другой его сверстник - незабываемый факт победы на районных соревнованиях по настольному теннису. Третий - драматическое для него поражение на тех же соревнованиях и затруднения при усвоении физики и математики, которые ему действительно нелегко даются.

Во-вторых, эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.

В-третьих — поведенческий (волевой): стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение товарищей и учителей, повысить свой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

Образ «Я» — и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его «Я», а множество сменяющих друг друга «Я-образов», попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия. «Я-образ» — не статическое, а динамическое образование личности индивида.

«Я-образ» может переживаться как представление о себе в  момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как «реалъное Я», но, вероятно, правильнее было бы его назвать сиюминутным или «текущим Я» субъекта. Когда подросток в какой-то момент говорит или думает: «Я презираю себя», то это проявление отроческого максимализма оценок не должно восприниматься как стабильная характеристика «Я-образа» школьника. Более чем вероятно, что через некоторое время его представление о себе сменится на противоположное.

«Я-образ» — это вместе с тем и «идеальное Я» субъекта — то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности. «Идеальное Я» выступает как необходимый ориентир в самовоспитании личности. Выявляя характер и действенность этого ориентира, педагог получает возможность существенно влиять на воспитание. При этом важно знать, на какой идеал как образец для построения своей жизни ориентируется молодой человек, так как социальная ценность этих образцов весьма различается, а их мотивирующее значение весьма велико.

Укажем еще один вариант  возникновения «Я-образа» -«фантастическое Я» — то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным, каким он хотел бы себя видеть. Значение этого образа «Я» очень велико, особенно в старшем подростковом и юношеском возрасте, в связи со склонностью учащихся старших классов строить планы на будущее, создание которых невозможно без фантазии.

Конструирование своего фантастического «Я» свойственно  не только юношам, но и взрослым людям. При оценке мотивирующего значения этого «Я-образа» важно знать, не оказалось ли объективное понимание индивидом своего положения и места в жизни подменено его «фантастическим Я». Преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека и в конце концов может жестоко его травмировать ввиду очевидного несовпадения желаемого и действительного.

Понятие Я-концепции было введено американским психологом и философом У. Джеймсом в конце Х1Х века. Теоретическое и прикладное развитие Я-концепции приобрело благодаря творчеству выдающихся психологов-гуманистов А. Маслоу, К. Роджерса и гуманиста неопсихоаналитической эпохи Э. Эриксона. Наиболее полное отражение Я-концепция получила в работе Р. Бернса [4].

Информация о работе Самооценка как ядро самосознания ребенка