Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 23:03, курсовая работа
Целью работы является изучение особенностей развития самосознания у детей дошкольного возраста.
В связи с особенностями цели исследования сформулированы основные его задачи:
1.Проанализировать психологическую литературу по выделенной проблеме.
2.Изучить особенности самооценки и уровня притязаний ребенка-дошкольника как компонентов самосознания.
3.Разработать рекомендации по формированию положительной самооценки ребенка для родителей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ. 6
1.1 Самосознание в психической организации жизни человека. 6
1.2 Самооценка как компонент самосознания. 10
1.3 Влияние окружающих на формирование самооценки ребенка. 17
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОСОЗНАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 24
2.1. Описание методик исследования. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ЛИТЕРАТУРА 35
2. Сопоставление «автопортрета»
ребенка с рисунком «хорошего»
и «плохого» персонажа по
а) размер «автопортрета» по сравнению с размерами двух других рисунков. Чем он больше, тем лучше отношение к себе;
б) цвета, использованные в «автопортрете», количество каждого цвета, их соответствие цветам «хорошего» или «плохого» ребенка;
в) повторение в «автопортрете» деталей рисунков «хорошего» или «плохого» ребенка (одежда, головной убор, игрушка, флажок, рогатка, цветок и т.п.);
г) наличие в «автопортрете» новых деталей, их характер;
д) общее впечатление о похожести «автопортрета» на рисунок «хорошего» или «плохого» персонажа.
3. Анализ расположения рисунков на листе (основное внимание уделяется «автопортрету»). Размещение внизу страницы, очень маленький размер фигурки свидетельствуют о депрессивности ребенка, наличии у него чувства неполноценности. Наиболее неблагоприятным является расположение фигурки в нижних углах листа (особенно левом) в профиль.
4. Анализ поправок, перечеркиваний,
перерисовывания (без
5. Анализ процесса рисования, технических особенностей рисунка с общих позиций интерпретации фигуры человека, а при индивидуальном обследовании — характера спонтанных высказываний, порядка изображения отдельных деталей и времени, затрачиваемого на тот или иной рисунок - все это позволяет получить ценные дополнительные данные об общем развитии испытуемого, стиле его деятельности, наличии у него возможных отклонений, в частности показателей органического поражения ЦНС. Особо рассматриваются случаи и мотивировки отказа от выполнения того или иного рисунка или задания в целом.
Цель: изучение особенностей уровня притязаний дошкольников в разных видах деятельности.
Подготовка исследования. Для первой серии приготовить карточки с узорами трех степеней сложности (легкие, средние, трудные), по 3 в каждом наборе; бумагу; 6 цветных карандашей. Для второй серии подобрать сюжетные картинки:
а) ребенок, расставляющий стулья;
б) ребенок, протирающий стол;
в) ребенок, стирающий полотенце. (Приложение, рис.1 а-в).
Подготовить оборудование для выполнения соответствующих трудовых поручений. Для третьей серии потребуются кубы разной высоты в соответствии с возрастом детей.
Проведение исследования. Исследование включает 3 серии, которые проводятся по выбору или все (последовательно) с интервалом в 2-3 дня индивидуально с детьми 4-7 лет.
Первая серия. Рисование.
I ситуация – ребенку предлагают нарисовать картинку и объясняют, что если рисунок получится хороший, то его возьмут на выставку. По окончании работы ребенку задают вопросы: «Как ты считаешь, твой рисунок получился хорошо? Его можно или нельзя взять на выставку? Почему ты так думаешь?»
II ситуация – ребенку говорят: «Здесь лежат карточки с узорами. Тебе нужно нарисовать какие-нибудь из них. Какие именно, выбери сам. В этой стопке – самые простые карточки. Это нарисовать легко. Здесь - потруднее, а это – самые трудные. Чтобы их нарисовать, нужно уметь хорошо рисовать. Если ты рисуешь плохо, выбери легкие узоры. Если рисуешь не очень хорошо, выбери узоры средней трудности. А если ты умеешь очень хорошо рисовать, то выбери трудные». Убедившись, что ребенок понял инструкцию, ему предлагают выполнить задание. Затем просят оценить свои работы и мотивировать оценку.
Вторая серия. Трудовая деятельность.
I ситуация – ребенку показывают сюжетные картинки и объясняют: «Дети трудятся. Расставлять стулья проще всего. Протирать столы труднее: нужно уметь намочить и выжать тряпочку. Но труднее всего стирать полотенца: нужно отстирать так, чтобы они стали чистыми. С каким поручением ты бы справился? Почему ты так считаешь?»
II ситуация – участвуют те же дети, что и в первой ситуации. Ребенку говорят, что нужно привести групповую комнату в порядок, затем повторяют то же, что и в первой ситуации, предлагая выбрать поручение, с которым он может справиться. Спрашивают, почему он выбрал именно это поручение. Затем ребенок трудится самостоятельно. По окончании работы ему предлагают оценить результат и мотивировать свою оценку.
Третья серия. Двигательное упражнение.
Составляют 3 дорожки из высоких, средних и низких кубов. Ребенку говорят: «Тебе нужно пропрыгать по одной дорожке. По какой, выбери сам. Вот эта дорожка самая легкая – кубы тут самые низкие. Вот эта потруднее, потому что кубы повыше. А эта – самая трудная, здесь самые высокие кубы. Если ты прыгаешь плохо, выбери легкую дорожку. Если прыгаешь не очень хорошо, выбери дорожку средней трудности. Если ты умеешь прыгать очень хорошо, то выбери самую трудную». Убедившись, что ребенок понял инструкцию, ему предлагают выполнить задание. Затем он должен оценить качество выполнения и мотивировать свою оценку.
Обработка и интерпретация данных. По каждой серии отдельно подсчитывается количество детей разного возраста с завышенной, заниженной или адекватной самооценкой. О завышенной самооценке свидетельствует постановка целей, которые в реальной деятельности ребенок достигнуть не может. Представления о своих умениях и способностях у него выше, чем в действительности. Проявления заниженной самооценки таковы: ребенок ставит перед собой слишком легкие цели, боясь неудачи. Адекватная самооценка, т.е. правильная, проявляется, когда малыш ставит для себя достижение цели, в ситуации неудачи уровень притязаний у него несколько снижается, а при успехе повышается.
Обращают внимание на то, как дети мотивируют свою самооценку, и на этой основе распределяют их по группам.
1 группа. Дети не могут мотивировать самооценку.
2 группа. Дети, оценивая себя, опираются на оценки взрослых или на общее представление о себе («Я хороший»).
3 группа. Дети опираются на опыт собственной деятельности («Я вчера трудился и хорошо вытер стульчики»).
4 группа. Дети осознают свои предпочтения, интересы («Мне нравится прыгать», «Мне интересно рисовать», «Я люблю сложные узоры»).
5 группа. Мотивируя самооценку, дети называют свои умения, способности, нравственные качества.
В этой серии анализируют,
насколько соответствует предво
Заключение
Происходящие социальные изменения общества обнажили многие проблемы нашей образовательной системы, в том числе и в воспитании дошкольника. Среди них: развитие самосознания ребенка, структуры его «Я», формирование автономности и самостоятельности, становление индивидуальности.
В отечественной и зарубежной литературе проблеме самосознания посвящено много исследований. Обозначены структура, уровни, выделены условия развития самосознания в различных психологических возрастах, причины отклонений.
Самосознание - это не только процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе. Самосознание имеет и свой продукт - представление о себе, «Я-образ» или «Я-концепцию», включающую в себя три компонента: когнитивный (представление о своих способностях, внешности и т.п.), эмоционально-оценочный (самоуважение, самокритичность и т.п.), поведенческий (стремление быть понятым, завоевать симпатии и т.п.).
В первом полугодии жизни
ребенка преимущественно
Образ «Я» ребенка тесно связан в первую очередь с личностными особенностями матерей: у детей с развитым образом «Я» матери таких детей имеют достаточно устойчивый образ себя, высокую самооценку, положительное эмоциональное самоощущение. В их представлении о ребенке доминируют положительные оценки личностных качеств, достижений детей, позитивно оцениваются изменения в поведении по мере развития ребенка.
Становление самосознания и наиболее сложного компонента самосознания - самооценки, - является одной из важных линий развития личности в дошкольном возрасте.
Любые оценочные воздействия взрослых на ребенка содержат в себе и эмоциональные и познавательные элементы, поэтому они не только направляют внимание ребенка на хорошие и плохие стороны собственного поведения, но и становятся моделью для построения представления ребенка о себе. В этих отношениях характер оценочных воздействий взрослого имеет определяющее значение в процессе формирования у дошкольника представлений о своих возможностях.
Для нормального психического развития ребенку необходимо воспринимать себя только благоприятно. Сама природа ребенка рассчитана на оптимизм, она исключает спонтанную отрицательную самооценку. Не решаясь получить поддержку у взрослого, дети иногда прибегают к своеобразным способам усиления своего Я: приносят на занятия любимую игрушку и прижимают ее к себе в случаях затруднения. Для сохранения высокой положительной самооценки дошкольники использую феномен «воображаемого партнера», при помощи которого ребенок избавляется от чувства вины при нарушении внешних моральных норм и старается избежать наказания («воображаемый партнер» - плохое существо, а ребенок, по контрасту, - хорошее).
Основным фактором, влияющим на развитие самосознания в дошкольном возрасте, является общение со взрослым. Ребенок ждет от взрослого конкретной адекватной оценки, поддержки его замыслов. Оценка говорит ребенку не только о правильности его действий, но и о том, что его помнят, его заметили, к нему относятся внимательно.
Оценочная деятельность требует о взрослого умения выражать доброжелательность в обращении к детям, аргументировать свои требования и оценки с целью показать необходимость первых, гибко использовать оценки, без стереотипов, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и положения ребенка в группе сверстников. Взрослым необходимо помнить о том, что положительная оценка как выражение одобрения со стороны окружающих при отсутствии отрицательной теряет свою воспитательную силу, поскольку ребенок не ощущает ценности первой. Избыток отрицательных оценок при недостатке положительных рождает неуверенность, боязнь нового, создает напряженность в отношениях со взрослыми. Только уравновешенное сочетание положительной и отрицательной оценок создает благоприятные условия для развития личности.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития самосознания в онтогенезе, а также результаты проведенного нами диагностического исследования, позволили сформулировать рекомендации родителям по формированию адекватной самооценки своего ребенка:
Информация о работе Самооценка как ядро самосознания ребенка