Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 23:03, курсовая работа
Целью работы является изучение особенностей развития самосознания у детей дошкольного возраста.
В связи с особенностями цели исследования сформулированы основные его задачи:
1.Проанализировать психологическую литературу по выделенной проблеме.
2.Изучить особенности самооценки и уровня притязаний ребенка-дошкольника как компонентов самосознания.
3.Разработать рекомендации по формированию положительной самооценки ребенка для родителей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ. 6
1.1 Самосознание в психической организации жизни человека. 6
1.2 Самооценка как компонент самосознания. 10
1.3 Влияние окружающих на формирование самооценки ребенка. 17
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОСОЗНАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 24
2.1. Описание методик исследования. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ЛИТЕРАТУРА 35
Во вторую группу показателей готовности к материнству были включены переживания женщиной отношения к еще не родившемуся ребенку во время беременности. Наиболее благоприятной ситуацией для будущего материнского поведения являются желанность ребенка, наличие субъектного отношения матери к еще не родившемуся младенцу, которое проявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресованности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.
И, наконец, третью группу
показателей составили
В исследованиях последних лет установлено, что в родительском отношении к ребенку всегда присутствуют два противоположных начала: личностное, определяющее отношение к ребенку как к целостной, уникальной личности, и предметное, предполагающее оценку его отдельных качеств. В исследуемой выборке не было обнаружено ни одного варианта родительского отношения, в котором было бы представлено только личностное или только предметное начало. Это говорит о том, что эти два аспекта являются неотъемлемыми чертами любого родительского отношения. Относительная выраженность и содержание этих начал меняется с возрастом ребенка: по мере его взросления от двух до восьми лет преобладание личностного начала сменяется доминированием предметного. Характер предметного отношения существенно меняется с возрастом ребенка: возрастает значимости интеллектуального развития ребенка и овладения им навыками самостоятельности. Значимость развития социальных качеств (общения, морального и этического развития) снижается (Е.О. Смирнова, М.В. Быкова, 2000).
Анализ оценки ребенка родителем, проведенный этими же авторами, показал, что от раннего возраста к младшему школьному уменьшается число родителей, относящихся безоценочно к своему ребенку. В то же время возрастает количество родителей, отрицательно или нейтрально оценивающих ребенка, и снижается число родителей, считающих своего ребенка лучше остальных, то есть с возрастом оценка качеств и способностей ребенка все более дифференцируется и ужесточается. Оценка себя как очень успешного родителя к младшему школьному возрасту ребенка тоже изменяется: возрастает количество родителей, отрицательно оценивающих свои родительские качества. И уменьшается число тех, кто считает себя в целом неплохими родителями.
При изучении отчуждения как феномена детско-родительских отношений В.А. Петровским и М.В. Полевым были выделены два типа родительского отношения: лояльное и «отстраняющееся»[26]. У лояльных родителей (матерей и отцов, рассмотренных совместно) дети характеризуются открытостью и общительностью, адекватной самооценкой, неконфликтным, доверительным и дружеским отношением к родителям.
К «отстраняющимся» родителям дети проявляют негативные чувства; эти дети характеризуются враждебностью, снижением ощущения самоценности. Необщительностью, повышенной конфликтностью и закрытостью в присутствии родителей. Когда же родители отсутствуют, многие из этих детей общительны, открыты, не тревожны, самостоятельны. Иначе говоря, симптомы отчуждения появляются только в присутствии родителей и исчезают с их уходом.
Наряду с существованием стилей родительских отношений к ребенку существуют и другие причины, затрудняющие нормальное взаимодействие родителей с детьми. Е.В. Сидоренко относит к ним, во-первых, несовпадение предметов радости у детей и родителей. Взрослых увлекает что-то одно, а ребенка - другое. Возможным выходом из этого противоречия является заражение ребенка собственным увлечением, хотя возможно и обратное. Во-вторых, это несовпадение фаз радости, когда родители блаженствуют, а ребенок в это время чем-то недоволен, что естественно отравляет радость родителей. Возможно и обратное, когда в силу несовпадения фаз радости уже родители отравляют радость ребенку. Суть этого несовпадения в том, что людям порой трудно избавиться от ощущения, что если кто-то рядом смеется, то это потешаются обязательно над ним.
Оценочные воздействия сверстников воспринимаются иначе, чем мнения взрослых: чем младше дошкольник, тем менее значимыми являются для него оценки сверстников.
В процессе формирования у ребенка представлений о своих возможностях опыт его общения со сверстниками является для ребенка в первую очередь контекстом для сравнения его с 11 подобными себе существами» и служит для приобретения ребенком основных навыков коллективной жизни. Кроме того, общение ребенка со сверстниками является одновременно и средством взаимного обмена оценочными мнениями, благодаря которым ребенок получает возможность видеть себя глазами своих сверстников.
В исследовании, проведенном Е.К. Ягловской, установлено, что в группе одаренных детей с высоким уровнем развития умственных способностей оценочные отношения между детьми не имеют выраженных отличий в сравнении с обычной группой детского сада. Как и их сверстники, одаренные дети оценивали товарищей или делали предположения о том, как их оценивают последние, исходя из своих симпатий или антипатий. Однако в рамках этой общей тенденции у них явно проступала склонность к осознанию своих оценочных отношений. Что не наблюдалось у детей с обычным уровнем развития. Первые, оценивая ровесников, не просто давали им положительную, отрицательную или нейтральную оценку, но и дифференцировали ее. Например, чаще всего дети из обычного детского сада «ставили» своих друзей на одну и ту же высокую ступеньку «потому, что мы дружим». Одаренные дети в таких случаях обычно ставили друзей на разные ступеньки (в пределах области положительных оценок) потому, что «мы дружим. Но не так, как с ...», « он веселый, но иногда дерется» и т.п. В отличие от сверстников, одаренные дети также дифференцировали и отрицательные оценки: «он менее балованный, чем ...», «она не такая плакса, как...» и т.п. Наряду с этим необходимо отметить, что в группе детей с высоким уровнем развития умственных способностей давалось больше положительных оценок, чем в группе их сверстников [48].
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей самосознания в дошкольном возрасте.
2.1. Описание методик исследования.
Цель: Изучение особенностей самооценки дошкольника.
Подготовка исследования. Рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посредине нужно расположить фигурку ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки (в зависимости от пола тестируемого ребенка), которую можно ставить на лесенку.
Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше – тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама? Папа? Воспитательница?»
Проведение исследования. Ребенку дают листок с нарисованной на ней лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.
Обработка и интерпретация данных. Прежде всего обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома.
Таким образом, как мы
видим, крайнее пренебрежение ребенком
Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые – папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с проявлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.
Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.
Методика «Нарисуй себя»
(А.М Прихожан и 3. Василяускайте)
Цель: изучение самооценки и общего эмоционального отношения к себе.
Материал: 1) сложенный пополам (книжечкой) стандартный лист белой нелинованной бумаги. 1-я страница остается чистой, здесь после работы ребенка психолог записывает необходимые сведения о нем. На 2-й, 3-й и 4-й страницах сверху подписано: «плохой мальчик (девочка)», «хороший мальчик (девочка)», «я»; 2) четыре цветных карандаша: черный, коричневый, синий, красный.
Ход работы: обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Время работы, как правило, 30-40 минут.
Плохой персонаж рисуется черным и коричневым карандашами, хороший персонаж - синим и красным, себя ребенок рисует всеми четырьмя карандашами.
Инструкция: «Нарисуй вот здесь плохого мальчика (девочку)». Экспериментатор раскрывает перед ребенком 2-ю страницу и дает два карандаша: черный и коричневый. Когда ребенок закончит эту работу, экспериментатор продолжает: «А теперь вот здесь нарисуй хорошего мальчика (девочку)». При этом ребенку показывают 3-ю страницу и дают два карандаша: синий и красный. После окончания этой работы психолог предлагает ребенку: «А теперь вот здесь нарисуй себя». Перед ним раскрывают 4-ю страницу и предлагают все четыре карандаша.
Обработка и интерпретация данных. Включает в себя следующие моменты.
1. Анализ «автопортрета»:
а) наличие всех основных деталей;
б) полнота изображения;
в) количество дополнительных деталей;
г) тщательность их прорисовки;
д) статичность или представленность фигурки в движении;
е) включение персонажа в какой-либо сюжет: игру и т.п.
Известно, что наличие дополнительных деталей (подробная прорисовка, «разукрашивание») свидетельствует о позитивном отношении к рисуемому персонажу. Напротив, отсутствие необходимых деталей указывает на отрицательное или конфликтное отношение. Изображение фигурки в движении, сюжетная интерпретация указывают на активное, творческое отношение к действительности.
Информация о работе Самооценка как ядро самосознания ребенка