Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 19:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".
70.Подходы к классификации методов и методик. Сущ деление исследов методов на: неэкспериментальный (описательный); экспериментальный. Неэкспериментальный метод образует разные виды (методики) наблюдений, беседы, изучения продуктов деят. Эксперим метод основыв на направл созд условий, обеспечив выделение изучаемого фактора (переменной) и регистрацию изменений, связанных с его действием. Соврем методы психодиаг условно делятся на: 1. стандартизованные, измерительные методы («тесты» - объективные тесты и стандартизованный самоотчет). Тесты: в основе лежит соблюдение достаточно строгих и сформулированных в явной форме правил; обеспечив диагноз и прогноз лишь с вероятностной точностью; диагноз оказывается более надежным по отнош к группе испытуемых, чем по отношению к отдельному испытуемому.2. экспертные методы - методы понимания («клинические» - проективные диалоговые методы).Экспертные методы в большей степени основаны на профес опыте, психологич интуиции самого психодиагноста. Тест - совокупность стандартизированных заданий, ограниченных временем, стимулирующих определенную форму активности, их результаты поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психолог особенности личности. Следует также учитывать сложившуюся в русскоязычной литературе традицию употребления термина «опросник». Опросник - психодиагностический инструмент, который, в отличие от других тестов, направлен на субъективную оценку обследуемым самого себя или других людей. Появилось значительная группа компьютеризированных, или приспособленные к условиям компьютера методик. Классификация психодиаг методов: 1. Тесты способностей - исследование интеллектуальных функций, 2. Тесты умений и навыков - координация, точность движений, 3. Тесты на восприятие - восприятие запахов, слов, предложений, 4. Опросники - анкеты, прямые опросники, 5. Мнения - отношение к другим людям, нормам морали. 6. Эстетические тесты (предпочтение в музыке, живописи...). 6. Ситуационные тесты (поведение в ситуации...). 7. Игры 8. Физиологические тесты (физиологические пробы...). 9. Физические тесты (вес, размер грудной клетки, рост...). 10. Случайные наблюдения (поведение в ходе обследования, пометки). Психодиагн метод конкретизируется в 3 основных диагностических подходах, которые могут быть условно обозначены как: «объективный», «субъективный», «проективный». Объективный подход — диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа (особенностей) выпол деят. Объективные методики - измерение результативности и способа (особенностей) выполнения деятельности:1. Методики для диагностики собственно личностных особенностей - тесты личности: Тесты действия; Тесты ситуационные; Тесты интеллекта: Тесты способностей; Тесты достижений; Критериально-ориентировочные тесты. Субъективный подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях. Субъективный подход представлен многочисленными опросниками: Личностные и специальные опросники, Характерологические опросники. Мотивационные опросники. Эмоционально - волевые опросники (опросники состояния и настроения). Коммуникативные опросники. Опросники мнений. Опросники-анкеты. Актуальные и ретроспективные интервью. Биографические методики. Описание собственного поведения. Герменевтические методики - включают такие методы как беседа и наблюдение.
Проективные методики - измерение при помощи стимульного материала, который дополняет испытуемый, проецируя свою личность, порождает процессы фантазии, воображения, в них раскрываются характеристики субъекта. Методики, созданные в рамках проективного подхода делят (С.Розенцвейг, 1964) на: моторно-экспрессивные, перцептивно-структурные, апперцептивно-динамические. Проективные методики также бывают: 1. Конститутивные (структурирование, оформление стимулов, придание смысла). 2. Конструктивные (создание из оформленных деталей осмысленного целого).3. Интерпретационные (истолкование какого-либо события, ситуации).4. Катартические (игровая деятельность в организованных условиях).5. Экспрессивные (рисование на свободную или заданную тему).6. Импрессивные (предпочтение одних стимулов другим). 7. Аддитивные (завершение предложение, рассказа, истории). 8. Семантические (эмоциональное отношение как выражение личностного смысла). Другие классификации тестов (А.А.Бодалёв, В.В.Столин): 1. по особенностям используемых тестовых заданий: тесты вербальные - опосредованы речевой активностью обследуемых; апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме; тесты практические - включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на невербальные способности — перцептивные, моторные. 2. по форме процедуры обследования: групповые тесты; индивидуальные тесты. 3. по направленности — тесты способностей, тесты личности и тесты отдельных психических функций, 4. по наличию или отсутствию временных ограничений — тесты скорости и тесты результативности, .5. по принципам их конструирования.
71. Социально-перцептивная сторона общения. Соц. перцепция – это восприятие и понимание человека человеком, а так же восприятие соц. действит. Соц. перцепц. включ. в непосредствен. общен. чел. друг с другом. Проблемой соц .перцепции заним Андреева, Бодалев, Петровская. Социально психологич. компетентность – способность человека объективно оценивать др. людей на основе знан.,умен., способность формир. с ними необходим. отношен. Для развития компетентности надо развив. наблюдательность. На точность объективн. познан. др. чел. влияют собственные хар-ки субъекта: 1.Пол. 2.Возраст. 3.Национальность. 4.Темперамент. 5.Соц. интеллект. 6.Психич.состоян. субъекта. 7.Состояние здоровья. 8.Установки. 9.Опыт общения. 10.Профессия субъекта. 11.Эмпатийность. 12.Ведущая сенсорная система. У др. человека люди склонны фиксировать следующ. хар-ки: 1.Физич.облик (рост, телослож.)- дел. вывод о состоян. здоровья, о нации и т.д. 2.Паралингвистич.особенности – мимика, жесты, взгляд. 3.Тактильные особенности – рукопожатие и т.д. Сущ. механизмы кот. могут как способствовать так и препятствовать адекватному пониман. друг друга: 1.Механизм функционирования импунитивной теории личности – это скрытая неосознан.теория о том какие люди. 2.Механ.идеализации (галоэффект, эффект ареола) – надел др. чел исключительно положит кач-ми. 3.Механ. упрощения – стремится иметь четкие простые представления о восприним. людях. 4.Механ.стериотипизации – отнесен. чел. к одной из категорий типов людей. 5.Механ.идентификац. – способ понимания человека через уподобления себя ему. 6.Механ.интерпретации – соотнесен. своего опыта познания людей с воспринимаем человеком. 7.Механ.рефлексии – осознание того как субъект поним др.чел. 8.Механ.каузальной атрибуции – приписывание причин поступков и поведения другого чел. 9.Механ.проекци – перенос на познаваемых людей психич особенностей субъекта восприятия (т.е. своих собствен). Выделяют следующие эффекты соц. перцепции: 1.Эффект ареола. 2.Эффект первого впечатления. 3.Эффект наличия стереотипов. 4.Эффект шахеризады. 5.Эффект невмешивающегося свидетеля. 6.Эффект схематизации и эвристизации.
72. Проблема периодизации психического развития. Концепции различаются, прежде всего, в соответствии с разными критериями, лежащими в их основании. В одних случаях границы возрастных периодов выделялись исходя из сложившейся системы учебно-воспитательных учреждений, в других - в соответствии с «кризисными» периодами в развитии ребенка, в третьих- согласно анатомическим и физиологическим особенностям, характеризующим это развитие. Цель любой периодизации - обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Вопрос лишь в том, что обуславливает это качественное своеобразие. Л.С. Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному признаку, по нескольким признакам детского развития. Для первой группы характерны периодизации созданные по биогенетическому принципу. Согласно этой позиции онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развития ребенка выстраивается в соответствии с основными периодами биологической эволюции и исторического развития человечества. Ко второй группе (самой многочисленной) Л.С. Выготский отнес периодизации, которые основаны на каком-либо одном (или нескольких) отдельно взятом признаке развития. Пример простейшей периодизации такого типа он берет у П.И. Блонского, который в качестве основания использовал период появления зубов, и выделял соответственно беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство. В эту же группу Л.С. Выготский помещает периодизацию, предложенную В. Штерном, основанием которой является собственно психологический, а не биологический критерий - собственная активность человека. Так, к примеру, В. Штерн говорит о периоде, когда ребенок только играет, о периоде сознательного учения с разделением игры и труда, о периоде юношества с развитием самостоятельности и началом трудовой деятельности. К этой же группе можно отнести и периодизацию З. Фрейда, основанием которой является изменение зон, в которых находит удовлетворение либидо. Третью группу, по Л.С. Выготскому, должны составить периодизации, связанные с выделением существенных особенностей самого развития. Наиболее близко к построению периодизации такого типа подошел А. Гезелл, обнаруживший, что «плотность» развития с взрослением уменьшается. Л.С. Выготский предложил собственную периодизацию, руководствуясь диалектической моделью развития и идеей скачков-переходов к новому качеству. Он выделял в развитии стабильные и кризисные возрасты (периоды). Возрастные периодизации жизненного цикла человека. В мировой психологии широко используется периодизация Э. Эриксона, положившего в основание развития сразу три процесса: соматическое развитие, социальное развитие и развитие социального Я. Свою теорию фаз он рассматривает в пяти размерностях: 1) психосоциальные кризисы; 2) круг референтных лиц; 3) элементы социального порядка; 4) психосоциальные модальности; 5) психосексуальная динамика. В периодизации Э. Эриксона выделяется 8 фаз развития: 1) первая фаза (младенчество, первый год жизни) характеризуется первичным доверием или недоверием ребенка к окружению; 2) вторая фаза (раннее детсво, 2-3-й годы жизни) характеризуется автономией или стыдом и сомнением; 3) третья фаза (дошкольный возраст, 4-5-й годы жизни) характеризуется инициативой или чувством вины: 4) четвертая фаза (школьный возраст» с 6 до 11-12 лет, т.е. до половозрелости) характеризуется чувством ценности и трудолюбия или малоценности; 5) пятая фаза (отрочество и юность 12-20 лет) характеризуется личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности; 6) шестая фаза (молодость, ранняя зрелость, 20-30 лет) характеризуется близостью, интимностью и солидарностью или изоляцией; 7) седьмая фаза (средний возраст, зрелость, 30-65 лет) характеризуется творческим началом, интегративностью или застоем; 8) восьмая фаза (старший взрослый возраст от 40 лет, поздняя зрелость после 65) характеризуется мудростью, целостностью личности или раздвоенностью, отчаянием.
73.Теор-ий и экспер-ый подходы к мышл. Сегодня существуют два основных толкования интеллекта: более широкое и более узкое. В более широком смысле интеллект — это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации. Другая трактовка интеллекта, более узкая, объединяет в этом понятии обобщенную характеристику умственных способностей человека. часто, когда мы говорим «разум», «ум», мы подразумеваем процесс мышления и его особ-ти. Таким образом, под интеллектом мы будем понимать совокупность самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности человека. Все наиболее известные теории, пытающиеся объяснить наличие у человека мышления и его происхождение, можно разделить на две большие группы. К первой группе следует отнести теории, провозглашающие наличие у человека природных интеллектуальных способностей. Согласно положениям этих теорий, интеллектуальные способности являются врожденными и поэтому не изменяются в процессе жизни, а их формирование не зависит от жизненных условий. (гештальт псих.). Другая группа теорий рассматривает умственные способности как развивающиеся в процессе жизни человека. Они пытаются объяснить мышление исходя либо из внешних воздействий среды, либо из идеи внутреннего развития субъекта, или же исходя из того и другого. (психоанализ, бихевиоризм, псих-ая теория д-ти). Методы диагностики: Тест Векслера , Амтхауэра, психологический тест ШТУР, Гилфорда.( тесты интеллекта).
74 вопрос Феноменология и основные закономерности развития личности в юношеском возрасте. Возрастные рамки: 16(17)лет - ранняя юность, 17-20(23) года - юность. Мухина : 15(16)-21(25)лет. И.С.Кон: 15-18 лет. Соц. ситуация: может работать по специальности, учиться в ВУЗе, служить в армии, создавать семью. Находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Меняются требования к юношам. Происходит формирование юношей как личностей. Юность – это завершающая стадия персонализации. Ведущ. деят: учебно-профессиональная. Новообразования: профессиональное и личностное самоопределение; мировоззрение (система нравственных взглядов и убеждений которые приводят к изменениям в стремлениях); появл. система ценностей, установок. В юнош. возрасте осущ. выбор профессии, на это влияют те мотивы, кот.на данный момент преобладают. Благодаря мировоззренч. поиску, юноши начин. ориентироваться на себя как на социальную личность. Осознают себя в качестве частицы социальной общности. Мировоззренческий поиск способствует выбору своего будущего соц. положения. Фокусом всех мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни. Юноши начинают искать формулу как приносить пользу обществу. Этому возрасту свойственны самоанализ и рефлексия. Повышенная эмоциональная возбудимость. Происходят устойчивые представления образа «Я». Складывается представление о самом себе и оно не зависит от того что собой представляет психич. реальность. открытость внутреннего мира и эмансипация от взрослых. Самоуважение. Познавательные процессы: благодаря ведущ. деят. познавательные процессы достигли своего пика. Преобладает произвольное внимание. Хорошо развит процесс переключения внимания. Формируется наблюдательность. В поле зрения попадает различная информация. Может выстроить логическую цепочку рассуждений. Память: становится произвольной, управляемой, владеет приемами запоминания. Может выделять в материале существенное, систематизировать материал. Значительно увеличивается объем памяти. Запоминание становится осмысленным. Мышление: приходит к пониманию причин явлений благодаря развитию абстрактно-логического мышления. Могут выстраивать объяснения. Мышление характериз. систематичностью. могут точно классифицировать, выделять в предмете существенное, выстраивать логику рассуждения. Воображение: контролируется, критикуется. Фантазируют часто и особенно на предмет будущего. Яркость, приземленность, знают о чем мечтают. Речь: богата по лексике, гибкая по интонации. Опосредована мышлением и самосознанием. При неправильном формировании чувства индивидуальной самоидентичности появл. проблемы: уход от психологической интимности, избегание тесного взаимодействия; размывание чувства времени, страх взросления, неспособность строить планы, страх перемен; размывание продуктивных творческих процессов, неумение мобилизировать свои внутренние ресурсы, несосредотачив. на главн. деят.; происходит формирование негативной самоидентичности, выбирает негативные образцы для подражания. Появляется мотив самоуважения, котор. дает возможность максимально пережить положительное и отрицательное к себе отношение. Общение со сверстниками: характерно стремление к автономности от взрослых, при этом проявляется поведенческая автономия, эмоциональная автономия, моральная и ценностная автономия. Расширяется диапазон общения, усложнение жизнедеятельности. Увеличивается число референтных групп. Происходит формирование коллективистской направленности, формируется идейность и принципиальность, резко увеличивается потребность в индивидуально-интимной дружбе, друг как собственное другое Я. Появляется жажда самораскрытия, стремление быть самим собой. Появляется отношение к дружбе. Идеализируют себя в дружбе и дружбу в себе. Появляется противоречие и переплетение 2-х потребностей: с одной стороны обособление, с другой – аффилиация. Появляется новая черта – конформность. Кризис 17 лет: напоминает кризис 1 года и кризис 7 лет. Происходит ценностно смысловая ориентация поведения(учится объяснять свое поведение, подчинять свое поведение законам и т.д.).
76. Темперамент. Долгое время в психологии безраздельно господствовала гуморальная теория темпераментов, ведущая свое начало от древнегреческого врача Гиппократа (460—377 до н. э.). Гиппократ объяснял особенности темпераментов людей различной пропорцией жидких веществ в организме, а именно: крови, желчи и лимфы. Отсюда и произошел как сам термин «темперамент» (от латинского темпера — пропорция), так и названия отдельных темпераментов: сангвиник — человек полнокровный, холерик — желчный, флегматик страдает избытком лимфы, у меланхолика преобладает в организме черная желчь. В отличие от гуморальной конституциональная теория (Кречмер, Зиго) ставила особенности темпераментов в связь с особенностями морфологического строения как всего организма человека, так и его отдельных органов. Особенности телосложения, в свою очередь, объяснялись эндокринными процессами в организме. Наиболее обоснованной является выдвинутая И. П. Павловым неврологическая теория темпераментов, выводящая особенности темперамента из физиологических свойств нервной системы человека. И.П.Павлов определяет темперамент как самую общую характеристику нервной системы отдельного человека: «темперамент, есть… основная характеристика нервной системы, придающая определенный облик всей деятельности каждого индивидуума». По учению И.П.Павлова, физиологической основой темпераментов являются устойчивые функциональные особенности нервной системы, позволяющие выделить несколько характерных типов нервной системы. Учение И.П.Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяет три основных свойства нервной системы – силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов – и четыре основных типичных их сочетания в виде четырех типов высшей нервной деятельности: 1.сильный, уравновешенный, подвижный; 2.сильный, уравновешенный, инертный; 3.сильный, неуравновешенный; 4.слабый. Первому типу соответствует темперамент сангвиника, второму – флегматика, третьему – холерика, четвертому – меланхолика. Позже к свойствам темперамента стали относить экстраверсию—интроверсию. Эти понятия определяют, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлений, возникающих в данный момент(экстраверсия), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверсия). Учитывая основные свойства темперамента, Я. Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента. Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Сп-н быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, т. е. является экстравертом. Холерик. Как и сангвиник, отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания; он скорее экстраверт. Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым; при больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же как речь. Ом ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки.Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления. По своей психологической сути он интроверт. Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов — интроверты. В современной психологической науке сложилось твердое убеждение в том, что тип темперамента у человека является врожденным и в целом характеризует особенности динамики нервных процессов. Но от каких именно свойств его врожденной организации он зависит — в настоящее время еще не известно. Поскольку характеристики темперамента определяют динамику психических процессов, то можно было бы предположить, что темперамент определяет успешность деятельности человека. Однако установлено, что если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные, то зависимость между уровнем достижения, т. е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента отсутствует. Независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, не стрессовой ситуации, результаты деятельности в целом будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, а не от особенностей темперамента.