Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.
2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.
3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.
4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.
5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.
Психология имеет тесную связь с другими науками, такими, как:
1) Биология – т.к. психику невозможно понять без знания природы, строения ЦНС и её функционирования. Конкретные связи между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривает физиология ВНД.
2) Социология – появление анкет, опросников, вырабатывается тип социально адаптированного поведения.
3) Медицина – психические заболевания, а так же многие физические заболевания тесно связаны с нашей психикой.
4) Педагогика – психология занимает не последнее место в учебном процессе, воспитании детей, адаптации (адаптационный гомеостаз). Срабатываемость педагога и класса.
5) Юриспруденция – выработка коллективных решений, психология ведения суда.
ВОПРОС № 4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.
1) Общая психология – это базовая, многоаспектовая отрасль, изучающая закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных. В настоящее время это фундаментальная наука, она является базой для прикладных направлений.
2) Дифференциальная психология – изучает индивидуальные и психологические различия между людьми. Термин ввёл Штерн в 1900 году.
3) Социальная психология – это молодая отрасль, появившаяся в середине 20-го века. Изучает закономерности поведения, общения, деятельности личностей, проблемы психологической совместимости, срабатываемости и сотрудничества людей при организации совместной деятельности.
4) Педагогическая психология – сформировалась на стыке психологии и педагогики в конце 19-го века. Изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания в рамках доступности учебного материала и эффективности различных методов обучения. А так же изучает личность педагога и особенности педагогического труда.
5) Возрастная психология – изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности присущие каждому периоду ( от младенчества до старости). Делится на:
* детская психология
* психология юности
* психология зрелости
* геронтопсихология (психология старости).
6) Зоопсихология – изучает поведение животных различных видов. Зоопсихологи пытаются объяснить, как врождённые механизмы, дополненные влиянием среды, влияют на поведение.
7) Психодиагностика – разрабатывает методы выявления индивидуальных психологических и психофизических особенностей человека. Зародилась 19-ом веке в лаборатории Вильгельма Вундта сначала, как экспериментальная, а потом, как дифференциальная область психологии.
8) Генетическая психология – изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. В целом изучает психическое развитие от его перинатального состояния до окончания жизни.
9) Психотерапия – пограничная отрасль между психологией и медициной. Ориентирована на включение клиента в сотрудничество с психотерапевтом и оказание ему помощи с использованием его собственных, внутренних резервов.
10) Психология труда – рассматривает психологические особенности деятельности человека и закономерности развития трудовых навыков.
11) Инженерная психология – изучает закономерности взаимодействия человека и современной техники, с целью использования их в практике проектирования.
12) Медицинская психология – изучает глубокие психофизиологические механизмы различных функциональных состояний:
* стресса
* напряжённости
* эмоционального дискомфорта.
А также изучает психологические аспекты патогенеза при различных нарушениях здоровья и разрабатывает методы реабилитации.
13) Клиническая психология – изучает причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека. А так же изучает изменения, происходящие во время психических и физических болезней.
14) Психофизиология – изучает физиологические и биохимические изменения происходящие в нервной системе, чтоб установить, какое влияние эти изменения оказывают на различные аспекты человеческой активности.
15) Юридическая психология – изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса:
* психология свидетельских показаний
* психологические требования к допросу
* психологические
проблемы поведения и
16) Психология рекламы – занимается оценкой нужд и ожиданий людей. Разрабатывает психологические средства воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт.
17) Психология религий – это психологическое воздействие с целью манипулирования людьми.
18) Психология делового общения – это отрасль психологии, формирующая коммуникативное общение с целью налаживания деловых отношений.
19) Этнопсихология – изучает психологические особенности различных этнических групп и конкретного человека.
20) Экологическая психология – это междисплинарная отрасль, изучающая психологический аспект во взаимоотношениях человека с природой.
P.S. Парапсихология не является отраслью психологии и является дискуссионной областью.
ВОПРОС № 5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.
Существует 4 группы методов в психологии:
1. Эмпирическая группа методов
2. Экспериментальная группа методов
3. Психодиагностическая группа методов
4. Психоррекционная группа методов.
1) Эмпирическая группа методов – это самая древняя и основная группа методов. В неё входят наблюдение и самонаблюдение.
Наблюдение – это научный метод исследования, заключающийся в последовательном и целенаправленном восприятии и переработке психических явлений.
По форме наблюдение бывает:
*Свободно наблюдение – это когда нет установленных рамок и определённой процедуры поведения.
* Стандартизированное – это чёткое, ограниченное, продуманное наблюдение в пределах определённых рамок.
Наблюдение бывает внешнее и внутреннее.
*Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путём наблюдения за ним со стороны.
*Внутреннее наблюдение (Самонаблюдение) – это наблюдение, объектом которого являются психические состояния и поведение самого наблюдаемого субъекта.
2) Экспериментальная группа методов – включает в себя 3 группы экспериментов:
1. Естественный эксперимент
2. Лабораторный эксперимент
3. Формирующий эксперимент.
Естественный эксперимент – организуется и проводится в естественных жизненных условиях. Экспериментатор практически не вмешивается в ход событий и они разворачиваются сами по себе (пр. самоуправление в школе).
Лабораторный эксперимент – создаётся определённая ситуация при которой изучаемое свойство проявляется лучше всего. Это более точный вид эксперимента, но здесь теряется естественность ситуации.
Формирующий эксперимент – это когда исследователь меняет в зависимости от обстоятельств условия эксперимента или особенности личности.
3) Психодиагностическая группа методов – включает в себя:
1. Беседу 2. Интервью 3. Анкеты и опросники 4.Тесты.
Беседа – это психологический метод взаимодействия, предусматривающий прямое или косвенное, устное или письменное получение сведений о деятельности изучаемого.
В беседе важно идти на контакт, использовать метод зацепки, т.е. взаимодействовать с помощью вопросов, обсуждений жизненных ситуаций, некоторые вещи обсуждаются в насущном ключе.
Интервью - это заранее регламентированная беседа, которая проводится по чётко сформулированным вопросам, как у опрашиваемого, так и у того, кто задаёт вопросы.
Анкеты и опросники – существуют для сбора и анализа информации. Но опросник более дифференцирован, чем анкета. Анкета менее показательна. Опросник носит более осведомительский характер, а анкета социологический.
Тесты – это стандартизированная методика психических измерений, предназначенная для диагностики выраженности психических свойств и состояний у человека при решении практических задач. Бывают тесты интеллекта, достижений, креативности и многие другие. Учебные тесты не входят в психодиагностическую группу методов.
4) Психокоррекционная группа методов – направлена на помощь человеку в достижении внутреннего комфорта, в определении своих жизненных планов, чтоб прояснить временную перспективу будущего, самоопределиться, обрести собственную идентичность, приобрести жизненные навыки, навыки решения проблем и принятия решений, умений в межличностном взаимодействии.
В эту группу методов входят:
* тренинги
* аутотренинги
* методы терапевтического воздействия
* медитация
* гипноз
* интерактивные игры
* элементы психодрамы
* сказкотерапия и многое другое.
ВОПРОС № 6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГИНЕЗЕ.
Психика – это форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулятивную функцию.
Функции психики:
1. Отражение окружающего мира
2. Регуляция поведения в деятельности живого существа.
Филогенез – это историческое развитие мира животных и процесс возникновения исторического развития психики и поведения человека, как вида.
Онтогенез – это индивидуальный процесс развития особи от рождения до смерти.
В психологии нет единого подхода к происхождению психики, и существует несколько теорий:
1. Панпсихизм (гилозоизм) – сущность в том, что психика присуща всему, в том числе и камню.
Представители: Импидокл, Джордано Бруно, Дени Дидро, Эрнест Геккель.
2. Антропопсихизм – сущность в том, что психика присуща только человеку, а животные, как и растения, только живые автоматы.
Представитель: Рене Декарт.
3.Биопсихизм – его сущность в том, что психика – это свойство живой природы, присущая и растениям.
Представители: Гоббс, Бернард, Вильгельм Вундт.
4. Нейропсихизм – сущность в том, что психика свойственна всем, у кого есть нервная система.
Представители: Чарльз Дарвин, Спенсер.
5. Мозгопсихизм – сущность в том, что психика есть только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг.
Представитель: Константин Константинович Платонов.
6. Агностики – считали, что невозможно познать тайну соотношения психического и материального.
Представители: Эммануил Кант, Юм.
7. Теория Фабри-Леонтьева – критерии зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности.
Чувствительность (по Леонтьеву) – это способность организмов реагировать на различные воздействия, т.е. отражать биологически нейтральные воздействия и любые ощущения.
ВОПРОС № 7. СТАДИИ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ И ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ.
Вся история развития психики и поведения животных делится на 3 стадии:
1) Стадия элементарной сенсорной психики 2) Стадия перцептивной психики 3) Стадия интеллекта.
1. Стадия элементарной сенсорной психики.
Эта стадия охватывает достаточно длинный эволюционный ряд животных – инфузории, черви, ракообразные и даже некоторые позвоночные. Все они обладают чувствительностью.
Чувствительность – это первое проявление психики и показатель её возникновения, которая по мере жизнедеятельности усложняется.
*** На этой стадии животные реагируют только на отдельные свойства раздражителей. Отражение происходит на уровне рефлекторной деятельности.
Рефлекс – это ответ организма на раздражение, производимый посредством нервной системы.
*** Благодаря возникновению чувствительности животные приобретают способность воспринимать более широкий спектр воздействия. С одной стороны всякое отражение формируется в процессе деятельности животных, а с другой стороны всякая деятельность животного свершается в соответствии с тем, как отражается данное воздействие в ощущениях животного.
Психическое отражение – это способность организмов к отражению воздействий окружающей действительности в их объективных связях и отношениях или форма отражения субъектом объективной реальности.
2. Стадия перцептивной психики.
На этой стадии поведение животных управляется сочетанием многих одновременных воздействий. И их деятельность определяется воздействием не отдельных свойств, а предметом в целом. На этой стадии очень распространены инстинкты, как вид врождённого поведения. Инстинктивное поведение – это видовое поведение животных.
Инстинкты – это сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах.
*** Для инстинктов характерно относительное постоянство и однотипность проявлений у животных одного типа.
К биологическим потребностям относятся витальные потребности:
* Пищевой инстинкт * Питьевой инстинкт * Оборонительный инстинкт
* Регуляция сна * Размножение * Самосохранение.
К ролевым инстинктам относятся:
* Половой инстинкт * Родительский инстинкт * Территориальный инстинкт.
Инстинкты саморазвития – это проявление разнообразного поисково-исследовательского поведения. Это самостоятельная потребность в получении информации.
Подражательный инстинкт – в его основе лежит передача опыта, а так же служит освоению молодыми особями видового поведения и сохранения вида.
Игровые инстинкты – игровая деятельность наследственна и нужна для выживания и удовлетворения потребностей.
*** Общие представления о развитии мозгового обеспечения поведения животных разделяют эволюционный путь на 5 этапов:
1 этап – Животные со слабой дифференциацией головного мозга – бесчерепные (черви), круглоротые (пиявки).
2 этап – Животные с недостаточно развитыми структурами таламуса – рефлексы у них развиты, но не являются пластичными (медузы, акулы).
3 этап – Нервная деятельность усложняется, но всё ещё отличается слабостью нервных процессов, несовершенством памяти и отсутствием способности к прогнозированию (рептилии).