Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.

2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.

3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.

4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.

5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.

Файлы: 4 файла

общая 1.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Психология имеет  тесную связь с другими науками, такими, как:

1) Биология – т.к. психику невозможно понять без знания природы, строения ЦНС и её функционирования. Конкретные связи между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривает физиология ВНД.

2) Социология – появление анкет, опросников, вырабатывается тип социально адаптированного поведения.

3) Медицина – психические заболевания, а так же многие физические заболевания тесно связаны с нашей психикой.

4) Педагогика – психология занимает не последнее место в учебном процессе, воспитании детей, адаптации (адаптационный гомеостаз). Срабатываемость педагога и класса.

5) Юриспруденция – выработка коллективных решений, психология ведения суда.

 

ВОПРОС № 4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.

1) Общая психология – это базовая, многоаспектовая отрасль, изучающая закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных. В настоящее время это фундаментальная наука, она является базой для прикладных направлений.

2) Дифференциальная психология – изучает индивидуальные и психологические различия между людьми. Термин ввёл Штерн в 1900 году.

3) Социальная  психология – это молодая отрасль, появившаяся в середине 20-го века. Изучает закономерности поведения, общения, деятельности личностей, проблемы психологической совместимости, срабатываемости и сотрудничества людей при организации совместной деятельности.

4) Педагогическая  психология – сформировалась на стыке психологии и педагогики в конце 19-го века. Изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания в рамках доступности учебного материала и эффективности различных методов обучения. А так же изучает личность педагога и особенности педагогического труда.

5) Возрастная  психология – изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности присущие каждому периоду ( от младенчества до старости). Делится на:

* детская психология

* психология  юности

* психология  зрелости

* геронтопсихология  (психология старости).

6) Зоопсихология – изучает поведение животных различных видов. Зоопсихологи пытаются объяснить, как врождённые механизмы, дополненные влиянием среды, влияют на поведение.

7) Психодиагностика – разрабатывает методы выявления индивидуальных психологических и психофизических особенностей человека. Зародилась 19-ом веке в лаборатории Вильгельма Вундта сначала, как экспериментальная, а потом, как дифференциальная область психологии.

8) Генетическая  психология – изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. В целом изучает психическое развитие от его перинатального состояния до окончания жизни.

9) Психотерапия – пограничная отрасль между психологией и медициной. Ориентирована на включение клиента в сотрудничество с психотерапевтом и оказание ему помощи с использованием его собственных, внутренних резервов.

10) Психология  труда – рассматривает психологические особенности деятельности человека и закономерности развития трудовых навыков.

11) Инженерная  психология – изучает закономерности взаимодействия человека и современной техники, с целью использования их в практике проектирования.

12) Медицинская  психология – изучает глубокие психофизиологические механизмы различных функциональных состояний:

* стресса

* напряжённости

* эмоционального дискомфорта.

А также изучает психологические  аспекты патогенеза при различных  нарушениях здоровья и разрабатывает  методы реабилитации.

13) Клиническая психология – изучает причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека. А так же изучает изменения, происходящие во время психических и физических болезней.

14) Психофизиология – изучает физиологические и биохимические изменения происходящие в нервной системе, чтоб установить, какое влияние эти изменения оказывают на различные аспекты человеческой активности.

15) Юридическая  психология – изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса:

* психология  свидетельских показаний

* психологические  требования к допросу

* психологические  проблемы поведения и формирования личности преступника.

16) Психология  рекламы – занимается оценкой нужд и ожиданий людей. Разрабатывает психологические средства воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт.

17) Психология  религий – это психологическое воздействие с целью манипулирования людьми.

18) Психология  делового общения – это отрасль психологии, формирующая коммуникативное общение с целью налаживания деловых отношений.

19) Этнопсихология – изучает психологические особенности различных этнических групп и конкретного человека.

20) Экологическая  психология – это междисплинарная отрасль, изучающая психологический аспект во взаимоотношениях человека с природой.

P.S. Парапсихология не является отраслью психологии и является дискуссионной областью. 

  

ВОПРОС № 5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.

Существует 4 группы методов  в психологии:

1. Эмпирическая  группа методов

2. Экспериментальная  группа методов

3. Психодиагностическая  группа методов

4. Психоррекционная  группа методов.

1) Эмпирическая  группа методов – это самая древняя и основная группа методов. В неё входят наблюдение и самонаблюдение.

Наблюдение – это научный метод исследования, заключающийся в последовательном и целенаправленном восприятии и переработке психических явлений.

По форме наблюдение бывает:

*Свободно наблюдение – это когда нет установленных рамок и определённой процедуры поведения.

* Стандартизированное – это чёткое, ограниченное, продуманное наблюдение в пределах определённых рамок.

Наблюдение бывает внешнее и внутреннее.

*Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путём наблюдения за ним со стороны.

*Внутреннее наблюдение (Самонаблюдение) – это наблюдение, объектом которого являются психические состояния и поведение самого наблюдаемого субъекта.

2) Экспериментальная группа методов – включает в себя 3 группы экспериментов:

1. Естественный эксперимент

2. Лабораторный эксперимент

3. Формирующий эксперимент.

Естественный  эксперимент – организуется и проводится в естественных жизненных условиях. Экспериментатор практически не вмешивается в ход событий и они разворачиваются сами по себе (пр. самоуправление в школе).

Лабораторный  эксперимент – создаётся определённая ситуация при которой изучаемое свойство проявляется лучше всего. Это более точный вид эксперимента, но здесь теряется естественность ситуации.

Формирующий эксперимент – это когда исследователь меняет в зависимости от обстоятельств условия эксперимента или особенности личности.

3) Психодиагностическая группа  методов – включает в себя:

1. Беседу     2. Интервью     3. Анкеты и опросники     4.Тесты.

Беседа – это психологический метод взаимодействия, предусматривающий прямое или косвенное, устное или письменное получение сведений о деятельности изучаемого.

В беседе важно идти на контакт, использовать метод зацепки, т.е. взаимодействовать с помощью вопросов, обсуждений жизненных ситуаций, некоторые вещи обсуждаются в насущном ключе.

Интервью - это заранее регламентированная беседа, которая проводится по чётко сформулированным вопросам, как у опрашиваемого, так и у того, кто задаёт вопросы.

Анкеты и  опросники – существуют для сбора и анализа информации. Но опросник более дифференцирован, чем анкета. Анкета менее показательна. Опросник носит более осведомительский характер, а анкета социологический.

Тесты – это стандартизированная методика психических измерений, предназначенная для диагностики выраженности психических свойств и состояний у человека при решении практических задач. Бывают тесты интеллекта, достижений, креативности и многие другие. Учебные тесты не входят в психодиагностическую группу методов.

4) Психокоррекционная  группа методов – направлена на помощь человеку в достижении внутреннего комфорта,  в определении своих жизненных планов, чтоб прояснить временную перспективу будущего, самоопределиться, обрести собственную идентичность, приобрести жизненные навыки, навыки решения проблем и принятия решений, умений в межличностном взаимодействии.

В эту группу методов  входят:

* тренинги     

* аутотренинги  

* методы терапевтического  воздействия   

* медитация

* гипноз  

 * интерактивные игры    

* элементы  психодрамы   

 * сказкотерапия и многое другое.

 

ВОПРОС № 6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГИНЕЗЕ.

Психика – это форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулятивную функцию.

Функции психики:

1. Отражение окружающего мира

2. Регуляция поведения в деятельности живого существа.

Филогенез – это историческое развитие мира животных и процесс возникновения исторического развития психики и поведения человека, как вида.

Онтогенез – это индивидуальный процесс развития особи от рождения до смерти.

В психологии нет единого подхода  к происхождению психики, и существует несколько теорий:

1. Панпсихизм (гилозоизм) – сущность в том, что психика присуща всему, в том числе и камню.

Представители: Импидокл, Джордано Бруно, Дени Дидро, Эрнест Геккель.

2. Антропопсихизм – сущность в том, что психика присуща только человеку, а животные, как и растения, только живые автоматы.

Представитель: Рене Декарт.

3.Биопсихизм – его сущность в том, что психика – это свойство живой природы, присущая и растениям.

Представители: Гоббс, Бернард, Вильгельм Вундт.

4. Нейропсихизм – сущность в том, что психика свойственна всем, у кого есть нервная система.

Представители: Чарльз Дарвин, Спенсер.

5. Мозгопсихизм – сущность в том, что психика есть только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг.

Представитель: Константин Константинович Платонов.

6. Агностики – считали, что невозможно познать тайну соотношения психического и материального.

Представители: Эммануил Кант, Юм.

7. Теория Фабри-Леонтьева – критерии зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности.

Чувствительность (по Леонтьеву) – это способность организмов реагировать на различные воздействия, т.е. отражать биологически нейтральные воздействия и любые ощущения. 

 

ВОПРОС № 7. СТАДИИ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ И ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ.

Вся история развития психики и поведения животных делится на 3 стадии:

1) Стадия элементарной  сенсорной психики   2) Стадия перцептивной психики   3) Стадия интеллекта.

1. Стадия элементарной  сенсорной психики.

Эта стадия охватывает достаточно длинный эволюционный ряд животных – инфузории, черви, ракообразные и даже некоторые позвоночные. Все они обладают чувствительностью.

Чувствительность – это первое проявление психики и показатель её возникновения, которая по мере жизнедеятельности усложняется.

*** На этой стадии  животные реагируют только на отдельные свойства раздражителей. Отражение происходит на уровне рефлекторной деятельности.

Рефлекс – это ответ организма на раздражение, производимый посредством нервной системы.

*** Благодаря возникновению  чувствительности животные приобретают способность воспринимать более широкий спектр воздействия. С одной стороны всякое отражение формируется в процессе деятельности животных, а с другой стороны всякая деятельность животного свершается в соответствии с тем, как отражается данное воздействие в ощущениях животного.

Психическое отражение – это способность организмов к отражению воздействий окружающей действительности в их объективных связях и отношениях или форма отражения субъектом объективной реальности.

 

 

 

2. Стадия перцептивной  психики.

На этой стадии поведение  животных управляется сочетанием многих одновременных воздействий. И их деятельность определяется воздействием не отдельных свойств, а предметом в целом. На этой стадии очень распространены инстинкты, как вид врождённого поведения. Инстинктивное поведение – это видовое поведение животных.

Инстинкты – это сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах.

*** Для инстинктов характерно  относительное постоянство и однотипность проявлений у животных одного типа.

К биологическим потребностям относятся витальные потребности:

* Пищевой инстинкт     * Питьевой инстинкт     * Оборонительный инстинкт

* Регуляция сна     * Размножение     * Самосохранение.

К ролевым инстинктам относятся:

* Половой инстинкт     * Родительский инстинкт     * Территориальный инстинкт.

Инстинкты саморазвития – это проявление разнообразного поисково-исследовательского поведения. Это самостоятельная потребность в получении информации.

Подражательный инстинкт – в его основе лежит передача опыта, а так же служит освоению молодыми особями видового поведения и сохранения вида.

Игровые инстинкты – игровая деятельность наследственна и нужна для выживания и удовлетворения потребностей.

*** Общие представления о развитии мозгового обеспечения поведения животных разделяют эволюционный путь на 5 этапов:

1 этап – Животные со слабой дифференциацией головного мозга – бесчерепные (черви), круглоротые (пиявки).

2 этап – Животные с недостаточно развитыми структурами таламуса – рефлексы у них развиты, но не являются пластичными (медузы, акулы).

3 этап – Нервная деятельность усложняется, но всё ещё отличается слабостью нервных процессов, несовершенством памяти и отсутствием способности к прогнозированию (рептилии).

общая 2.doc

— 270.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 3.doc

— 250.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 4.doc

— 611.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"