Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.
2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.
3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.
4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.
5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.
Таким образом, с позиции бихевиоризма личность – все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т.е. личность – организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.
3) Когнитивные теории личности
Слово "когнитивный" происходит от латинского глагола cognoscere – "знать". Психологи, сплотившиеся вокруг этого подхода, утверждают, что человек – это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.
*** Когнитивные теории личности исходят из понимания человека как "понимающего, анализирующего", поскольку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Поступок человека включает три компонента: 1) само действие, 2) мысль, 3) чувства, испытываемые при выполнении определенного действия. Внешне похожие поступки могут быть разные, так как мысли и чувства были иными.
23. ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ.
В книге А.Н.Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность.» есть прекрасные строки о личности –«этого высшего единства человека, изменчивого как сама жизнь, и вместе с тем сохраняющего своё постоянство».
В психологии имеются разные подходы к пониманию личности.
1) Личность может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений, составляющих содержание ее <личного мира>, т. е. уникальной системы личностных смыслов, индивидуально своеобразных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний.
2) Личность рассматривается как система черт-относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые запечатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем.
3) Личность описывается и как деятельное <Я> субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых образований, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных планов.
4) Личность рассматривается и как субъект персонализации, т. е. потребности и способности индивида вызывать изменения в других людях.
*** Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.
*** Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе.
24. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ.
1) А. Мясищев, Смирнов, Малышев...
Личность - это система отношений, отношения - это
компоненты структуры. Например, Мясищев
утверждал, что личность как социальный
продукт определяется прежде всего социальным
значением направленности (т.е. "доминирующего
свойства, подчиняющего себе другие и
определяющие жизненный путь человека").
Уровень личности выражается степенью
его сознательности, идейным богатством
и т.д., и т.п. Если доминирующее отношение
охватывает все стороны личности, то она
характеризуется цельностью.
Недостатком подобного рода понимания
личности является нечеткость, многозначность.
2) Б. Ананьев, Платонов, Мерлин...
Личность - не весь человек, а лишь его социальные
качества, это не просто субъект деятельности.
Основные компоненты структуры личности
- "некие абстрактные духовные образования".
Ананьев считал, что личностью становится
любой индивид в той мере, в какой он начинает
сознательно определяться. Личность характеризуется
совокупностью общественных отношений
и определяемой ими позицией в обществе.
3) Платонов:
концепция динамической функциональной структуры личности.
Выделяет 4 подструктуры
- взаимосвязанные стороны
1. социальная подструктура (направленность, отношения, мораль - не имеют непосредственно природных задатков и формируются путем воспитания);
2. подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки);
3. подструктура форм отражения (тип памяти и т.д);
4. биологически
обусловленная подструктура - биологические свойства (темперамент,
возраст, патологии...).
4) В. Рубинштейн.
Личность - это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Этого определения придерживаются многие исследователи, но оно слишком общее.
25. ЗАПАДНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ.
Психоанализ. З.Фрейд: личность включает в себя 3 структурных
компонента: ИО - Оно (инстинктивное ядро личности, подчиняется
принципу удовольствия), Эго - Я (рациональная часть личности, принцип
реальности), Супер Эго – Сверх Я, идеал Я (формируется последним, это моральная
сторона личности). Развитие личности
соответствует психосексуальному развитию
человека.
Индивидуальная
психология. А.Адлер: люди стараются компенсировать чувство
собственной неполноценности, которое
испытывали в детстве. Отсюда борьба за
превосходство (или стремление к власти).
Такие импульсы присутствуют в каждом
человеке. Для достижения своих фиктивных
целей человек вырабатывает свой уникальный
стиль жизни (наиболее отчетливо проявляется
в решении трех задач: работа, дружба и
любовь). На формирование личности влияет
порядок рождения. Последний конструкт
личности - социальный интерес (внутренняя
тенденция человека к участию в создании
идеального общества). Степень его выраженности
- показатель психологического здоровья.
Аналитическая
психология. К.Г.Юнг: личность состоит из 3 взаимодействующих
структур: Эго (все то, что человек осознает),
личное бессознательное (все подавленное
и комплексы), коллективное бессознательное
(состоит из архетипов, в которых заключен
весь опыт человечества). Личность может
достичь равновесия лишь в результате
длительного процесса психологического
созревания (индивидуации), когда человек
может признать все скрытые и игнорируемые
им стороны собственной личности как на
бессознательном, так и на сознательном
уровнях.
Неофрейдизм. Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Хорни. Придается особое значение Эго и его
функциям. Эриксон: Эго - это автономная структура, в своем
развитии проходит 8 универсальных стадий. Э.Фромм: на личность особенно влияют социальные
и культурные факторы.
Диспозициональная
психология. Г.Олпорт, Р.Кеттелл, Г.Айзенк. Люди обладают некими устойчивыми внутренними
качествами, сохраняющимися со временем
в различных ситуациях. Олпорт (первый выдвинул теорию черт личности): личность - это динамическая организация тех внутренних
психических процессов, которые определяют
характерное для нее поведение и мышление.
Бихевиоризм. Б.Скиннер: личность - это результат взаимодействия индивида
(с его жизненным опытом) и окружающей
среды. Поведение детерминированно, предсказуемо
и контролируется окружением. Отвергается
идея о внутренних автономных факторах
как причинах действий человека, а также
физиолого-генетическое объяснение поведения.
Социально-когнитивное
направление. А.Бандура, Дж.Роттер. Личность - результат взаимодействия поведения
и факторов окружающей среды; центральную
роль играют когнитивные компоненты.
Когнитивная
психология. Дж.Келли - теория личных конструктов (моделей
мира), система которых образует личность.
Для объяснения мотивации не нужны никакие
специальные концепции, главное - то, как
человек объясняет любое событие.
Гуманистическая
психология. А. Маслоу: личность определяется через иерархию
потребностей.
Феноменологический
подход. К. Роджерс: поведение можно понять с точки зрения
субъективных переживаний. Единственная
реальность - это личный мир переживаний
человека, это и есть личность. Центральное
место занимает Я-концепция.
26. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.Н.
Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20–е гг. ХХ в. В 1930–е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии — С.Л. Рубинштейна (1889–1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности. И А.Н. Леонтьева (1903–1979), который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.
***В теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность. Поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. При такой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является „накопленным движением“, свернутыми действиями. Этот постулат был реализован во многих исследованиях.
***Эти методологические установки были сформированы у А.Н. Леонтьева еще в конце 1920–х гг., когда он работал у Л.С. Выготского в рамках культурно–исторической концепции. Исследовал процессы памяти, которую трактовал как предметную деятельность, совершающуюся в определенных условиях общественно–исторического и онтогенетического развития. В начале 30–х гг. встал во главе Харьковской деятельностной школы и приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности. В экспериментах, проведенных под его руководством в 1956–1963 гг., было показано, что на основе адекватного действия возможно формирование звуковысотного слуха даже у людей, обладающих плохим музыкальным слухом. Предложил рассматривать деятельность (соотносимую с мотивом) как состоящую из действий (имеющих свои цели) и операций (согласованных с условиями). В основу личности, в норме и патологии, закладывал иерархию ее мотивов. Проводил исследования по широкому кругу психологических проблем: возникновения и развития психики в филогенезе, возникновения сознания в антропогенезе, психического развития в онтогенезе, структуры деятельности и сознания, мотивационно–смысловой сферы личности, методологии и истории психологии.
27. КОНЦЕПЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С.Л. РУБИНШТЕЙНА.
Теория деятельности — система методологических
и теоретических принципов изучения психических
феноменов. Основным предметом исследования
признается деятельность, опосредствующая
все психические процессы. Данный
подход начал формироваться в отечественной
психологии в 20–е гг. ХХ в. В 1930–е гг. было
предложено две трактовки деятельностного
подхода в психологии — С.Л. Рубинштейна (1889–1960), который
сформулировал принцип единства сознания
и деятельности. И А.Н. Леонтьева (1903–1979), который совместно с другими
представителями Харьковской психологической
школы, разработал проблему общности строения
внешней и внутренней деятельности.
*** В теории деятельности С.Л. Рубинштейна,
ведущей начало с его статьи „Принцип
творческой самодеятельности“, написанной
в 1922 г. и в окончательном виде оформившейся
в 1930–е гг., в качестве предмета анализа
здесь рассматривается психика через
раскрытие ее существенных объективных
связей и опосредствований, в частности
через деятельность. При решении вопроса
о соотношении внешнепрактической деятельности
и сознания, принимается положение, что
нельзя считать „внутреннюю“ психическую
деятельность как формирующуюся в результате
свертывания „внешней“ практической.
В его формулировке принципа детерминированности
психического внешние причины действуют
посредством внутренних условий. При такой
трактовке деятельность и сознание рассматриваются
не как две формы проявления чего–то единого,
различающиеся по средствам эмпирического
анализа, а как две инстанции, образующие
нерасторжимое единство. опосредствующая
все психические процессы.
28. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТРУДАХ П.Я. ГАЛЬПЕРИНА.
Вопрос исключили из билетов
Среди психологических
теорий концепция П.Я. Гальперина занимает
особое место, так как в ней
содержится глубокий анализ собственно
психологических свойств
*** П.Я. Гальперин выступил с гипотезой поэтапного формирования умственных действий и понятий с заданными свойствами в начале 50-х годов. Первое упоминание об этой гипотезе было сделано в его выступлении в 1952 г. в прениях на совещании по вопросам перестройки психологической науки. В 1953 г. в Москве состоялось совещание по психологии, на котором Гальперин сделал доклад о формировании умственных действий. Положения выдвинутой им гипотезы были в дальнейшем обобщены и углублены в докладе “Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий” и статье “Развитие исследований по формированию умственных действий”.
*** За прошедшие полвека (1952-2002) теория П.Я. Гальперина не только выдержала натиск и устояла в борьбе мнений, но и превратилась из общей схемы (гипотезы, как в начале называл ее сам автор) в оригинальную, достаточно конструктивную теорию усвоения.
*** Прежде всего следует указать на то, что это деятельностная теория усвоения. Действие, названное в работах А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна единицей психологического анализа, впервые выполнило эту функцию в рассматриваемой теории. Действие имеет системное строение, где разные по психологической природе элементы увязаны в единое целое. В силу этого такая единица анализа ведет к новой систематике в психологии; ибо ни ощущение, ни эмоция, ни любой другой психический процесс (психическая функция) сам по себе, отдельно от других, действием (деятельностью) не является. Простое же переименование психических процессов в деятельности (“деятельность памяти”, “эмоциональная деятельность” и др.) не только не реализует деятельностного подхода, но и мешает его реализации. В данном случае деятельность понимается не как объяснительный принцип, а как предмет психологического изучения.
29. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПОНИМАНИИ Б.Г. АНАНЬЕВА.
Вопрос исключили из билетов
30. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ
Лев Семенович Выготский пытался придать психологии человека статус науки, основанной на законах причинно-следственных связей (но не механических) и тем самым определить критерии, описывающие человеческую деятельность. Он считал, что объяснение сложных сознательно и произвольно регулируемых форм психической деятельности человека следует искать в исторических, объективных и физиологических закономерностях работы мозга. В преддверии создания культурно – исторической теории развития высших психических функций человека, Л.С. Выготский занимался проблемами развития детской психики,
рассматривая их как созидание новых культурных форм из её биопсихического природного материала.
*** На основе проведенных исследований развития детской психики и комплексного изучения влияния культурно – социальных форм на формирование высших психических функций мозга человека Л.С. Выготским была сформулирована культурно-историческая теория их развития.
*** Суть теории состоит в том, что все психические функции человека, направляющие и организующие его деятельность, имеют свои глубокие корни не в внутри отдельного человека, не внутри его организма и личности, а вне его – в общении индивидов, в их отношениях друг к другу и к вещам, созданным людьми. Л.С. Выготский утверждал, что все психические функции не даны человеку от рождения, а даны только в культурно-исторических формах, и при усвоении этих форм в процессе обучения происходит его психическое развитие.
*** Согласно культурно-исторической теории главное отличие человека от животного состоит в обусловленности его поведения и развития социально – культурными факторами, т. е. влияние социально-культурной среды имеет основное значение при развитии высших психических функций человека. В ходе своего формирования, как в историческом контексте, так и в онтогенезе, высшие психические функции первоначально существуют в форме знаково-опосредствованного взаимодействия между людьми в рамках их совместной деятельности. Наиболее универсальным способом формирования и функционирования высших психических функций, является речевое опосредствование, поскольку речь является ведущей знаковой системой, возникшей в процессе длительного общественно-исторического развития человечества.