Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.

2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.

3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.

4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.

5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.

Файлы: 4 файла

общая 1.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

4 этап – Нервная деятельность примитивна, слабо выражены ориентировочно-исследовательские реакции, трудно формируются межсенсорные связи, нервные процессы инертны (низшие млекопитающиеся и насекомоядные).

5 этап – Приматы - мозг организован, как единая интегративная система, которая формирует сложные формы поведения. Это поднимает приматов на стадию интеллекта. У обезьян хорошо развит импринтинг – это запечетлевание, как связующее звено между врождённым и приобретённым.

3. Стадия интеллекта.

На этой стадии появляется возможность решать двухфазовые задачи, задачи, состоящие из двух операций: 1) взять палку 2) сбить банан (человекообразные обезьяны).

Интеллектуальное  поведение обнаруживает следующие  особенности:

1. Нужное решение приходит  довольно быстро

2. Ели опыт повторяется то решение приходит мгновенно

3. Способность обходить  препятствия и способность к  инсайду.

4. Возможность решения  двухфазовых задач.

 

8. РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ  ФУНКЦИЙ У ЧЕЛОВЕКА.

Психика – это форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулятивную функцию.

***Высшие психические функции присущи только человеку и психика человека имеет более качественный, высокий уровень в отличие от психики животных и имеет многие отличительные особенности.

Среди высших психических  функций рассматриваются мышление и речь, которые присущи только человеку.

Мышление – это высшая психическая функция позволяющая устанавливать отношения, как простые, так и сложные с предметами и явлениями, с окружающей действительностью.

Пример  простых явлений – стол (как мы будем его использовать, удобен ли он нам и т.д.)

Пример  сложных явлений – понимание человека, допустим такого понятия, как психика.

***Мышление, как говорили Леонтьев и Выготский, это способность понимать и мыслить. Человек в отличие от животного может осуществлять длительный анализ, переосмысливать, додумывать.

Речь – это высшая функция присущая человеку, заключается в передаче информации и установлению контакта между людьми.

 

9. СТРУКТУРА ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА.

Психика – это форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулятивную функцию.

Психика человека состоит  из:

1. Психических процессов

2. Психических состояний

3. Психических образований

4. Психических свойств

Психические процессы – это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Делятся на познавательные, эмоциональные и волевые.

Познавательные п.п. – ощущения, восприятие, воображение, память и 2 функции – мышление и речь.

Эмоциональные п.п. – эмоции и чувства, которые возникают и исчезают.

Волевые п.п. – настойчивость, целеустремлённость, воля и её качества.

Психические состояния – это разного вида интегрирование субъектом внутренних или внешних стимулов, без их отчётливого осознания. К психическим состояниям относятся: стресс, угнетённость, фрустрация, эйфория, депрессия, подавленность, устойчивый интерес, творческий подъём.

Психические образования – это знания, умения и навыки.

Психические свойства – это устойчивые образования, обеспечивающие определённый качественно-количественный уровень поведения, типичный для данного человека (направленность, темперамент, характер, способности).

 

 

10. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ  СОЗНАНИЯ.

Сознание – это высшая, свойственная человеку, форма обобщённого отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира. Формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Общественное  сознание – это человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении. Психическая деятельность по отражению действительности.

Сознание, как  функциональное состояние организма – это состояние  человека в здравом умеи памяти, способность отдавать себе отчёт в своих поступках.

Содержание  сознания – это мысли, чувства, понимание чего-либо.

Сознательность – это способность разбираться в окружающем, относиться ответственно к происходящему.

***Основные функции сознания – отражающая, порождающая, регулятивно-оценочная, рефлексивная.

1) Отражательная – отражение объективной и субъективной реальности. А формой отражения сознания является язык (Рубинштейн).

2) Порождающая – создающая, творческая функция. Важен творческий подход.

3) Регулятивно-оценочная – регуляция и оценка мотивов, целей, процессов и результата психической деятельности.

4) Рефлексивная  функция – это сосредоточение сознания на самом себе. Рефлексивную функцию следует считать основной т.к. она характеризует сущность сознания. Объект рефлексии – сама жизнь, человек. Рефлексивная способность – это основание для существования. Без рефлексии человек не мог бы иметь представления, что у него есть психика.

 

11. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И  СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ.

Сознание – это высшая, свойственная человеку, форма обобщённого отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира. Формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Общественное  сознание – это человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении. Психическая деятельность по отражению действительности.

Сознание, как  функциональное состояние организма – это состояние  человека в здравом уме и памяти, способность отдавать себе отчёт в своих поступках.

Содержание  сознания – это мысли, чувства, понимание чего-либо.

Сознательность – это способность разбираться в окружающем, относиться ответственно к происходящему.

***Уникальные свойства сознания

1) Сознание многие учёные сравнивают с цветущим лугом, на котором одновременно сосуществуют образы, мысли, эмоциональные состояния.

2) Неоднородность  поля сознания – в сознании всегда выделяется центральная область (фокус сознания), а за её пределами менее отчётливая область (периферия сознания). Павлов сравнивал сознание с лучём прожектора, который высвечивает актуальное, а остальное затеняет.

3) Непрерывное  движение содержания сознания – Уильям Джемс выделял 2 состояния сознания – устойчивое и изменчивое. Сознание можно сравнить с полётом птицы (проходящее, минувшее состояние сознания нельзя повторить).

4) Представленность  процессов сознания 2-мя большими  классами:

1. Произвольные (с помощью воли)

2. Непроизвольные (спонтанные, импульсивные, без учёта воли).

 

12. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ.

Леонтьев выделяет в психологической структуре сознания 3 составляющих:

1) Чувственная  ткань – это обобщённое наименование для различных перцептивных образов.

*** В чистом виде эта «ткань» субъекту не открывается, она состоит из всплывающих в памяти воображаемых образов, или из актуально воспринимаемых образов, которые различаются по чувственному тону, модальности, степени ясности.

*** Чувственная ткань своего рода толчок, позволяющий более активно развиваться познавательным функциям у человека.

*** Благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий вне его сознания, как объект деятельности человека.

2) Значение – это содержание общественного сознания усваемого человеком.

*** Значения могут быть предметные, вербальные (связанные со смыслом), операционные, житейские и научные.

3) Смысл – это индивидуальное сознание, субъективное понимание и отношение к ситуации и информации. (Владимир Петрович Зинченко).

### Так же в структуре надо упомянуть такое понятие, как

Биодинамическая ткань – это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Это материал, из которого строятся целесообразные произвольные движения и действия.

Пример – импульсивное поведение взрослых, развитие моторной сферы, активность обусловленная темпераментом.

 

13. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ  СОЗНАНИЯ.

У простейших организмов, а также растений сформировалась способность "отвечать" на воздействие внешней среды, эта форма отражения называется раздражимостью. Раздражимость характеризуется определенной избирательностью — простейший организм, растение, животное приспосабливается к окружающей среде. Эту стадию психики можно назвать сенсорной.

*** Через многие миллионы лет организмы приобрели способность ощущения, с помощью которого уже более высокоорганизованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства объектов — цвет, форму, температуру и т.п.

*** Это сделалось возможным потому, что у животных появилась нервная система, которая дала возможность активизировать отношения с окружающей средой. Это персептивная стадия развития.

*** Наивысшей формой отражения в животном мире является восприятие, которое позволяет представить объект целиком и полностью. Психика, как результат взаимодействия мозга с внешним миром и психическая деятельность дали возможность животным не только приспособиться к окружающей среде, но и в определенной мере проявить внутреннюю активность по отношению к ней и даже изменять среду.

*** У высших млекопитающих уже появляется элементарное мышление. Так, например, обезьянам присуща психическая деятельность сложнее, чем у других животных. Эту стадию психики называют стадией интеллекта.

*** Объединив все перечисленные стадии психики человек "добавил" чувства, волю, а на основе механической памяти животных у него развивается логическая, смысловая память, таким образом, все формы психического отражения у него объединились в единое целое. Этой единой, сложной, высшей формой отражения в эволюции природы и является сознание.

Итак, СОЗНАНИЕ — это высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

 

14. ПСИХОЛОГИЯ САМОСОЗНАНИЯ.

Самосознание – осознание человеком самого себя, своих собственных качеств.

Самосознание тесным образом связано с развитием  личности, т.к. самосознание проявляется, прежде всего, в деятельности и общении.

Главная функция  самосознания – сделать доступным для человека мотивы, результаты поступков и дать возможность понять каков есть человек на самом деле (оценить себя). Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может заняться самосовершенствованием или включить защитные механизмы и вытеснить неприятные для себя сведения.

Существует  несколько критериев самосознания:

1) Выделение себя из  среды, физическая или социальная  автономность.

2) Управление своей  активностью, своим потенциалом  (своими ресурсами, эмоциональной сферой).

3) Осознание себя через  другого (т.е. то, что я вижу  у других – это может быть  и моё качество).

4) Наличие рефлексии  (осознание своего внутреннего  опыта).

Структура самосознания (можно выделить несколько этапов):

1) Сознание близких и отдалённых целей (Я, как действующий субъект).

2) Осознание своих реальных и желаемых качеств (они должны совпадать).

3) Познавательное и  когнитивное представление о  себе (Я, как наблюдаемый объект).

4) Эмоциональное, чувственное  представление о себе

=> Самосознание включает в себя самопознание и самоотношение.

Самопознание – это интеллектуальный аспект.

Самоотношение – эмоциональный компонент самосознания.

Представители: Столяренко, Зинченко, Рубинштейн.

В целом можно  выделить 3 пласта типичных отношений, которые основаны на осознании:

1) Эгоцентрический  пласт – если мне люди помогают, то они хорошие, если нет, то плохие.

2) Группоцентрический пласт – если люди принадлежат к моей группе, то они хорошие.

3) Просоциальный  пласт – поступай с другими так, как хочешь, чтоб относились к тебе.

15. ПСИХОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО.

Сознание не единственный уровень, существует ещё и бессознательное, которое является глубинным пластом  и всё содержание сводится к бессознательному. Основоположник теории бессознательного Зигмунд Фрейд, а первым термин ввёл Джон Лок.

Бессознательное – это характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

Существует несколько групп бессознательных явлений:

1) Ошибочные  действия – это оговорки, описки (оговорки зачастую носят функцию прогноза).

2)Непроизвольное  забывание – забывание имён, обещаний, событий, предметов (что прямо или косвенно связано с неприятными воспоминаниями).

3) Сновидения, грёзы,  мечты – Фрейд хотел подчеркнуть при помощи сновидений психическую жизнь человека и очень тщательно анализировал сны. Он говорил, что очень важно обращать внимание на ощущения во время сновидений. Чувствительная психика очень чутко воспринимает действительность, что отражается в сновидениях.

*** Юнг пошёл дальше, чем Фрейд, он начал изучать коллективное бессознательное. И вместе с Фрейдом они выявили несколько составляющих бессознательного:

1) Низшее бессознательное – примитивные потребности.

2)Среднее бессознательное – опыт.

общая 2.doc

— 270.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 3.doc

— 250.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 4.doc

— 611.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"