Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.
2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.
3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.
4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.
5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.
4 этап – Нервная деятельность примитивна,
слабо выражены ориентировочно-
5 этап – Приматы - мозг организован, как единая интегративная система, которая формирует сложные формы поведения. Это поднимает приматов на стадию интеллекта. У обезьян хорошо развит импринтинг – это запечетлевание, как связующее звено между врождённым и приобретённым.
3. Стадия интеллекта.
На этой стадии появляется возможность решать двухфазовые задачи, задачи, состоящие из двух операций: 1) взять палку 2) сбить банан (человекообразные обезьяны).
Интеллектуальное поведение обнаруживает следующие особенности:
1. Нужное решение приходит довольно быстро
2. Ели опыт повторяется то решение приходит мгновенно
3. Способность обходить препятствия и способность к инсайду.
4. Возможность решения двухфазовых задач.
8. РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ЧЕЛОВЕКА.
Психика – это форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулятивную функцию.
***Высшие психические функции присущи только человеку и психика человека имеет более качественный, высокий уровень в отличие от психики животных и имеет многие отличительные особенности.
Среди высших психических
функций рассматриваются мышлен
Мышление – это высшая психическая функция позволяющая устанавливать отношения, как простые, так и сложные с предметами и явлениями, с окружающей действительностью.
Пример простых явлений – стол (как мы будем его использовать, удобен ли он нам и т.д.)
Пример сложных явлений – понимание человека, допустим такого понятия, как психика.
***Мышление, как говорили Леонтьев и Выготский, это способность понимать и мыслить. Человек в отличие от животного может осуществлять длительный анализ, переосмысливать, додумывать.
Речь – это высшая функция присущая человеку, заключается в передаче информации и установлению контакта между людьми.
9. СТРУКТУРА ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА.
Психика – это форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулятивную функцию.
Психика человека состоит из:
1. Психических процессов
2. Психических состояний
3. Психических образований
4. Психических свойств
Психические процессы – это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Делятся на познавательные, эмоциональные и волевые.
Познавательные п.п. – ощущения, восприятие, воображение, память и 2 функции – мышление и речь.
Эмоциональные п.п. – эмоции и чувства, которые возникают и исчезают.
Волевые п.п. – настойчивость, целеустремлённость, воля и её качества.
Психические состояния – это разного вида интегрирование субъектом внутренних или внешних стимулов, без их отчётливого осознания. К психическим состояниям относятся: стресс, угнетённость, фрустрация, эйфория, депрессия, подавленность, устойчивый интерес, творческий подъём.
Психические образования – это знания, умения и навыки.
Психические свойства – это устойчивые образования, обеспечивающие определённый качественно-количественный уровень поведения, типичный для данного человека (направленность, темперамент, характер, способности).
10. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ.
Сознание – это высшая, свойственная человеку, форма обобщённого отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира. Формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Общественное сознание – это человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении. Психическая деятельность по отражению действительности.
Сознание, как функциональное состояние организма – это состояние человека в здравом умеи памяти, способность отдавать себе отчёт в своих поступках.
Содержание сознания – это мысли, чувства, понимание чего-либо.
Сознательность – это способность разбираться в окружающем, относиться ответственно к происходящему.
***Основные функции сознания – отражающая, порождающая, регулятивно-оценочная, рефлексивная.
1) Отражательная – отражение объективной и субъективной реальности. А формой отражения сознания является язык (Рубинштейн).
2) Порождающая – создающая, творческая функция. Важен творческий подход.
3) Регулятивно-оценочная – регуляция и оценка мотивов, целей, процессов и результата психической деятельности.
4) Рефлексивная функция – это сосредоточение сознания на самом себе. Рефлексивную функцию следует считать основной т.к. она характеризует сущность сознания. Объект рефлексии – сама жизнь, человек. Рефлексивная способность – это основание для существования. Без рефлексии человек не мог бы иметь представления, что у него есть психика.
11. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ.
Сознание – это высшая, свойственная человеку, форма обобщённого отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира. Формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Общественное сознание – это человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении. Психическая деятельность по отражению действительности.
Сознание, как функциональное состояние организма – это состояние человека в здравом уме и памяти, способность отдавать себе отчёт в своих поступках.
Содержание сознания – это мысли, чувства, понимание чего-либо.
Сознательность – это способность разбираться в окружающем, относиться ответственно к происходящему.
***Уникальные свойства сознания
1) Сознание многие учёные сравнивают с цветущим лугом, на котором одновременно сосуществуют образы, мысли, эмоциональные состояния.
2) Неоднородность поля сознания – в сознании всегда выделяется центральная область (фокус сознания), а за её пределами менее отчётливая область (периферия сознания). Павлов сравнивал сознание с лучём прожектора, который высвечивает актуальное, а остальное затеняет.
3) Непрерывное движение содержания сознания – Уильям Джемс выделял 2 состояния сознания – устойчивое и изменчивое. Сознание можно сравнить с полётом птицы (проходящее, минувшее состояние сознания нельзя повторить).
4) Представленность процессов сознания 2-мя большими классами:
1. Произвольные (с помощью воли)
2. Непроизвольные (спонтанные, импульсивные, без учёта воли).
12. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
Леонтьев выделяет в психологической структуре сознания 3 составляющих:
1) Чувственная ткань – это обобщённое наименование для различных перцептивных образов.
*** В чистом виде эта «ткань» субъекту не открывается, она состоит из всплывающих в памяти воображаемых образов, или из актуально воспринимаемых образов, которые различаются по чувственному тону, модальности, степени ясности.
*** Чувственная ткань своего рода толчок, позволяющий более активно развиваться познавательным функциям у человека.
*** Благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий вне его сознания, как объект деятельности человека.
2) Значение – это содержание общественного сознания усваемого человеком.
*** Значения могут быть предметные, вербальные (связанные со смыслом), операционные, житейские и научные.
3) Смысл – это индивидуальное сознание, субъективное понимание и отношение к ситуации и информации. (Владимир Петрович Зинченко).
### Так же в структуре надо упомянуть такое понятие, как
Биодинамическая ткань – это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Это материал, из которого строятся целесообразные произвольные движения и действия.
Пример – импульсивное поведение взрослых, развитие моторной сферы, активность обусловленная темпераментом.
13. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ.
У простейших организмов, а также растений сформировалась способность "отвечать" на воздействие внешней среды, эта форма отражения называется раздражимостью. Раздражимость характеризуется определенной избирательностью — простейший организм, растение, животное приспосабливается к окружающей среде. Эту стадию психики можно назвать сенсорной.
*** Через многие миллионы лет организмы приобрели способность ощущения, с помощью которого уже более высокоорганизованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства объектов — цвет, форму, температуру и т.п.
*** Это сделалось возможным потому, что у животных появилась нервная система, которая дала возможность активизировать отношения с окружающей средой. Это персептивная стадия развития.
*** Наивысшей формой отражения в животном мире является восприятие, которое позволяет представить объект целиком и полностью. Психика, как результат взаимодействия мозга с внешним миром и психическая деятельность дали возможность животным не только приспособиться к окружающей среде, но и в определенной мере проявить внутреннюю активность по отношению к ней и даже изменять среду.
*** У высших млекопитающих уже появляется элементарное мышление. Так, например, обезьянам присуща психическая деятельность сложнее, чем у других животных. Эту стадию психики называют стадией интеллекта.
*** Объединив все перечисленные стадии психики человек "добавил" чувства, волю, а на основе механической памяти животных у него развивается логическая, смысловая память, таким образом, все формы психического отражения у него объединились в единое целое. Этой единой, сложной, высшей формой отражения в эволюции природы и является сознание.
Итак, СОЗНАНИЕ — это высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
14. ПСИХОЛОГИЯ САМОСОЗНАНИЯ.
Самосознание – осознание человеком самого себя, своих собственных качеств.
Самосознание тесным образом связано с развитием личности, т.к. самосознание проявляется, прежде всего, в деятельности и общении.
Главная функция самосознания – сделать доступным для человека мотивы, результаты поступков и дать возможность понять каков есть человек на самом деле (оценить себя). Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может заняться самосовершенствованием или включить защитные механизмы и вытеснить неприятные для себя сведения.
Существует
несколько критериев
1) Выделение себя из
среды, физическая или
2) Управление своей
активностью, своим
3) Осознание себя через другого (т.е. то, что я вижу у других – это может быть и моё качество).
4) Наличие рефлексии (осознание своего внутреннего опыта).
Структура самосознания (можно выделить несколько этапов):
1) Сознание близких и отдалённых целей (Я, как действующий субъект).
2) Осознание своих реальных и желаемых качеств (они должны совпадать).
3) Познавательное и когнитивное представление о себе (Я, как наблюдаемый объект).
4) Эмоциональное, чувственное представление о себе
=> Самосознание включает в себя самопознание и самоотношение.
Самопознание – это интеллектуальный аспект.
Самоотношение – эмоциональный компонент самосознания.
Представители: Столяренко, Зинченко, Рубинштейн.
В целом можно выделить 3 пласта типичных отношений, которые основаны на осознании:
1) Эгоцентрический пласт – если мне люди помогают, то они хорошие, если нет, то плохие.
2) Группоцентрический пласт – если люди принадлежат к моей группе, то они хорошие.
3) Просоциальный пласт – поступай с другими так, как хочешь, чтоб относились к тебе.
15. ПСИХОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО.
Сознание не единственный уровень, существует ещё и бессознательное, которое является глубинным пластом и всё содержание сводится к бессознательному. Основоположник теории бессознательного Зигмунд Фрейд, а первым термин ввёл Джон Лок.
Бессознательное – это характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.
Существует несколько групп бессознательных явлений:
1) Ошибочные действия – это оговорки, описки (оговорки зачастую носят функцию прогноза).
2)Непроизвольное забывание – забывание имён, обещаний, событий, предметов (что прямо или косвенно связано с неприятными воспоминаниями).
3) Сновидения, грёзы, мечты – Фрейд хотел подчеркнуть при помощи сновидений психическую жизнь человека и очень тщательно анализировал сны. Он говорил, что очень важно обращать внимание на ощущения во время сновидений. Чувствительная психика очень чутко воспринимает действительность, что отражается в сновидениях.
*** Юнг пошёл дальше, чем Фрейд, он начал изучать коллективное бессознательное. И вместе с Фрейдом они выявили несколько составляющих бессознательного:
1) Низшее бессознательное – примитивные потребности.
2)Среднее бессознательное – опыт.