Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.

2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.

3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.

4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.

5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.

Файлы: 4 файла

общая 1.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

3) Высшее бессознательное – проявляется в высших чувствах и способностях.

4) Поле сознания – анализируемые чувства, мысли, суждения.

5) Ясное осознавание – проявляется, как сознательная самость.

6) Высшая самость – высшая духовность.

*** Среди современных техник самопомощи можно выделить – аутотренинг, медитация, релаксация, занятие любимым делом.

 

16. СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ.

Существует всего 2 состояния  сознания – сон и состояние бодрствования.

1) Сон – это период, когда психика и организм находятся в состоянии покоя, и является восстановительным периодом для организма и психики.

*** Сон является важным  состоянием психики и играет  большую роль в жизнедеятельности  человека. Если человек не высыпается, то нарушается его эмоциональное состояние. Человек должен ложиться спать не позднее 23.30 ночи, а фаза бодрствования должна начинаться где-то с 6 – 8 часов утра. Особенно сон важен для растущего детского организма.

2) Бодрствование – это активное состояние сознания, которое позволяет анализировать сигналы внешнего мира и реагировать на них, т.е. это состояние в котором мы можем приспосабливаться к внешнему миру.

 

 

17. ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ СОЗНАНИЯ.

1) Помрачённое  сознание – у человека происходит дезориентировка во времени, месте, ситуации, появляется бессвзанность мыслей, событий, отсутствует чёткое восприятие окружающего мира.

2) Оглушенное  сознание – часто возникает при инфекциях, отравлениях, мозговых травмах (человек живёт как будто спросонок, в состоянии апатии).

3) Делириозное помрачение сознания – возникает ложная ориентировка во времени и пространстве, галлюцинации, бредовые идеи.

4) Сновидное  состояние сознания – это состояние при котором человек представляет будто он на другой планете, т.е. это причудливая смесь реального и фантастического.

5) Псевдодеменция – это когда человек временно забывает названия предметов, дезориентирован, его поведение начинает напоминать детское.

6) Деперсонализация – отчуждение, когда человек отделяет своё тело от себя, происходит утрата своего Я. Всё, что происходит в психике, воспринимается как чужое, а не своё.

7) Расщепление  ядра личности – состояние, когда случается раздвоение личности, в человеке существует несколько личностей конфликтующих между собой и чуждых друг другу.

8) Нарушение  телесной идентификации – человек воспринимает все части тела отдельно друг от друга.

9) Дереализация – это крайняя форма нарушения сознания, человек начинает сомневаться, что он вообще подлинно существует.

 

18. ПОНЯТИЕ ОЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

*** В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

***Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы. Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в той или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ни чего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа.

*** Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.

*** Деятельность человека принципиально отличается от активности животных и в другом отношении. Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития.

 

19. СТРОЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

Идея анализа деятельности как метод научной психологии человека была заложена еще в ранних работах Л. С. Выготского. Были введены понятия орудия, орудийных ("инструментальных") операций, понятие цели, а позже - и понятие мотива ("мотивационной сферы сознания"). Прошли, однако, годы, прежде чем удалось описать в первом приближении общую структуру человеческой деятельности.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева предложена структурное строение деятельности, которое предполагает выделение собственно деятельности, действий, операций

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование и совершенствование окружающего мира и самого себя. 
Среди компонентов деятельности выделяют:

Мотивы – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.

***Деятельности без мотива не бывает; "немотивированная" деятельность - это деятельность не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом.

Цели – идеальное, мысленное предвосхищение результатов деятельности. Определяет путь, направление развития, выбор средств и мер ее достижения. Может быть реальной, достижимой, конкретной, либо иллюзорной, обманчивой.

Операции – с их помощью деятельность реализуется в зависимости от условий этой реализации.

ДЕЙСТВИЕ – это произвольный акт являющийся частью деятельности, имеющий вполне, осознанную человеком цель.

*** Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение. Действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п. Действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Способы осуществления действия называют операциями.

ОПЕРАЦИЯ – исполнительная единица деятельности человека, соотносимая с задачей и с предметными условиями ее реализации.

***Операции, при помощи которых человек достигает своих целей, являются результатом овладения общественно выработанными способами действий. В качестве операций рассматривались, прежде всего, врожденные или рано сформированные перцептивные, мнестические и интеллектуальные акты.

***Термины "действие" и "операция" часто не различаются. Однако в контексте психологического анализа деятельности их четкое различение совершенно необходимо. Действия соотносительны целям, операции - условиям. Допустим, что цель остается той же самой, условия же, в которых она дана, изменяются; тогда меняется именно и только операционный состав действия.

 

20. СООТНОШЕНИЕ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Старая  психология имела  дело только с внутренними процессами  -  с движением представлений, их  ассоциацией  в сознании, с  их генерализацией и движением их субститутов  -  слов. Эти  процессы,  как и непознавательные внутренние переживания, считались единственно составляющими предмет изучения психологии.

*** Начало  переориентации  прежней  психологии было  положено  постановкой проблемы  о происхождении внутренних психических процессов. Решающий шаг в этом отношении был сделан И.М.Сеченовым, который еще сто лет тому назад указывал, что психология незаконно вырывает из целостного  процесса, звенья которого связаны самой природой, его середину - "психическое", противопоставляя его "материальному".

*** Однако главную роль в развитии конкретно - психологических взглядов на происхождение внутренних мыслительных операций сыграло введение в психологию понятия об интериоризации.

*** Интериоризацией называют переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации - обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности.

*** В советской психологии понятие об интериоризации обычно связывают с именем Л.С.Выготского и его последователей, которым принадлежат важные исследования этого процесса. Последовательные этапы и условия целенаправленного, "не стихийного" преобразования внешних (материализованных) действий в действия внутренние (умственные) особенно детально изучались П.Я. Гальпериным.

*** Интериоризация-экстериоризация – постоянное взаимодействие, осуществляемое на протяжении всей жизни человека. Если человек жив, то он взаимодействует как система, именуемая "живой человек", а значит интериоризует и экстериоризует знаки и значения, отражает эти процессы своим состоянием. Поэтому "человек смотрит на себя глазами общества. Сначала человек оценивает себя через других, а затем других через себя. В конечном счёте самоконтроль - это опосредованный социальный контроль". Параллельно процессам интериоризации идут процессы экстериоризации общественного опыта, обогащённого индивидуальным опытом конкретного человека. Человек экстериоризует свой опыт через деятельность, внося свою лепту в социальную действительность.

21. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Классифицировать все виды деятельности вряд ли представляется возможным, поскольку для того, чтобы представить и описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико, что обусловлено индивидуальными особенностями людей.

*** Однако можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее — тем видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Такими видами деятельности являются общение, игра, учение и труд.

*** Общение – это вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами.

*** Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта, а деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.

Существует несколько типов игр:

Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек,

групповые игры включают несколько индивидов.

Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов.

Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях.

Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: пред- метно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п.

*** Учебная деятельность – это деятельность предметом, которой являются знания, умения и навыки.

*** Трудовая деятельность – это деятельность предметом, которой является создаваемый материальный продукт.

*Именно благодаря  труду человек построил современное  общество, создал предметы материальной  и духовной культуры, преобразовал  условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития.

 

 

22. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ.

1) Теория сексуального развития 3. Фрейда

Особенности сексуального развития в детском возрасте определяют характер, личность взрослого человека, его патологии, неврозы, жизненные проблемы и трудности. Человек с позиции фрейдизма – это противоречивое, изначально порочное, мучающееся, страждущее существо, невротичное и конфликтное. Заслуга Фрейда в том, что он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека.

2) Бихевиоризм

Бихевиоризм определил  облик американской психологии XX века. Его основатель Джон Уотсон (1878-1958). Личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула "стимул – реакция" (S – R) являлась ведущей в бихевиоризме.

общая 2.doc

— 270.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 3.doc

— 250.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 4.doc

— 611.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"