Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.

2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.

3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.

4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.

5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.

Файлы: 4 файла

общая 1.doc

— 209.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 2.doc

— 270.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 3.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, исходя из определения, делаем вывод, что темперамент находит свое проявление в 3-х сферах:

  1. в общей активности
  2. в моторике (как частное образование)
  3. в эмоциональной сфере

Общая активность: активность, пассивность

Моторика: Насколько активна и настолько пассивна: Активность: быстрота, медлительность, темп, порывистость, стремительность, координация, резкость

Эмоциональная сфера: Импульсивность, впечатлительность, вспыльчивость, резкость, сдержанность, не сдержанность, уравновешенность, неуравновешенность, страстность,  невозмутимость, спокойствие.

 

  1. Физиологическая теория темперамента И.П. Павлова

Как доказал  И.П.Павлов, динамика протекания психической  деятельности и индивидуальные особенности  поведения всецело зависят от проявления и соотношения свойств  двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения.

Были  установлены три свойства процессов  возбуждения и торможения:

  1. сила процессов возбуждения и торможения;
  2. уравновешенность процессов возбуждения и торможения;
  3. подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

И. П. Павлов различал силу процесса возбуждения и силу процесса торможения, считая их двумя  независимыми свойствами нервной системы.

Сила  процесса возбуждения - способ реагирования на сильные, продолжительные или часто повторяющиеся раздражители.

Сила  процесса торможения - функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения.

Сила нервных  процессов - способность нервных клеток переносить продолжительное или кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение.

Слабость нервных  процессов - неспособность выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение.

Уравновешенность  нервных  процессов - важное свойство ВНД нервных процессов, то есть пропорциональное соотношение возбуждения и торможения.

Подвижность нервных процессов - быстрота возникновения, сменяемости и прекращения процессов возбуждения и торможения, скорость движения нервных процессов и быстрота появления нервных процессов в ответ на раздражение.

Комбинации указанных  свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типов ВНД.

Слабый  тип (меланхолик). Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов, тем самым отмечается высокая чувствительность (то есть низкий порог) на раздражение.

Сильный неуравновешенный тип с преобладанием  возбуждения (холерик). Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан.

Сильный уравновешенный подвижный тип (сангвиник). Его нервная система отличается большой силой, равновесием нервных процессов и значительной подвижностью. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, поэтому этот человек быстрый, легко приспосабливающийся к новым условиям.

Сильный уравновешенный инертный тип (флегматик). Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов, но малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.

 

  1. Концепция темперамента по Стреляу

Особенности темперамента по Стреляу

 

  1. Активный- быстро работает, быстро двигается, постоянно в движении. Много говорит, ходит, пишет.
  2. Энергичный- работа, как правило связана с физическими усилиями. Любит спорт, физическую активность. У них много больших энергетических затрат.
  3. Импульсивный- беззаботные, легкомысленные, быстро принимают решения, легко переходят от одной задачи к другой. Действуют под влиянием сиюминутных побуждений.
  4. Доминантный- хорошие организаторы, любят публичные выступления. Склонны руководить другими людьми.
  5. Стабильный- ровное расположение духа даже в критические моменты. Обладают способностью разряжаться. Легко сосредотачиваются даже в неблагоприятных условиях. Без труда прерывают неоконченную работу или/и продолжают её когда требует ситуация.
  6. Социабельный- любят компании, покладисты, доброжелательны, склонны к сотрудничеству, легко заводят отношения.
  7. Рефлексивный- основное качество- глубокий анализ своих поступков. Любят рассуждать, любят уединение.

 

  1. Концепция темперамента по Гилфорду

13-ти факторная классификация

по Гилфорду

   Теория создавалась  более 20 лет и оперировалась  на многочисленные исследования, которые проводились методом  анкетирования.

1 Общая активность – человек очень энергичный, быстрота реакций, активный, предприимчивый,  быстро двигается и быстро работает, бывает иногда импульсивен, динамичен.

2 Доминантность – человек добивается своих прав, отстаивает их перед другими, настойчивость, ищет возможности стать лидером. Склонен открыто выражать свои мысли, не боится общественных мнений и контактов.

3 Мужество – у человека преобладают типично мужские интересы: не очень эмоционален. Умеет скрывать свои чувства, не вызывает симпатию у окружающих, с трудом поддается страху.

4 Уверенность в себе – человек уверен, что он признан другими людьми. Есть 2 категории:

1) считают, что их  понимают окружающие

2) самоуверен (но не  принят)

5 Спокойствие (самообладание) – человек спокоен, бодр, не поддается раздражительности и усталости, умеет быстро сосредоточиться на проблеме.

6 Общительность – человек склонен к дружескому общению (открыт), лидер, не ищет уединения, не робок, не застенчив, склонен к формальным и неформальным общениям.

7 Рефлексивность – человек задумчив, склонен к мечтательности и философии, к самоанализу и к анализу других, любознательный.

8 Депрессия (психическое состояние) – человек может пребывать в постоянном эмоционально изменчивом настроении, эмоционально, физически и психически подавлен, может пребывать в постоянном страхе и тревоге, проявляет упрямство.

9 Эмоциональность – у человека эмоции могут быстро возникнуть и быстро исчезать, а с другой стороны: могут быстро возникать и долго проходить, т.е. длительное время сохраняться.

10 Сдержанность – ответственность, очень хорошо владеет собой, серьезен.

11 Беспристрастность – человек очень объективен, реалистично подходит к проблемам, больше заботится об окружающих, чем о себе, не склонен к подозрительности, очень впечатлителен.

12 Доброжелательность – человек приветлив, мягок в обращении, не враждебен, не проявляет агрессию, всегда способен помочь другом человеку (все присуще психологу).

13 Терпимость (кооперативность) – человек доверчивый, никогда никого не критикует, обращен к другим, является лидером, ценит индивидуализацию, склонен к объединению людей,

 

 

  1. Взаимосвязь темперамента и характера (из инета)

Темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между  собой, зависят от психофизиологических особенностей организма и типов  ВНД. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в  процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то этого нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого, усилия человека должны направляться не на изменение темперамента, а на выявление и осознание его особенностей. Это позволит выявить способы деятельности, которые наибольшей степени соответствуют его природным качествам, природному дарованию.

Формирование характера  зависит от свойств темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно разный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

Для сведения:

Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых  случаях и подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:

1. - отождествление характера  и темперамента (Э. Кречмер, А.  Ружицкий) ;

2. - противопоставление  характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П.Викторов, В.Вирениус) ;

3. - признание темперамента  элементом характера, его ядром,  неизменной частью (С.Л.Рубинштейн, С.Городецкий) ;

4. - признание темперамента  природной основой характера  (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев).

Исходя из материалистического  понимания человеческих явлений, следует  отметить, что общим для характера  и темперамента, является зависимость  от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно  зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером.

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает  быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменятся возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо также отметить роль в образовании динамических стереотипов также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия.

Черты темперамента и  характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав - интегральную характеристику его индивидуальности.

Несмотря на то, что  характер относят к индивидуальным особенностям личности, в структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением.

В данном случае нужно  говорить о типических чертах характера  Н.Д.Левитов считает, что тип характера - это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой  группы людей.

Характер не является врожденным, - он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека - это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.

В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Типические черты нередко фиксируются обыденным сознанием в различных установках и стереотипах. Своеобразно преломляясь, в национальных особенностях проявляются типические черты, присущие дошкольникам, подросткам, пожилым людям и т.д. нетрудно описать типический характер врача, военного, в то же время каждый типический характер имеет свои индивидуальные черты.

Несмотря на устойчивость, тип характера обладает определенной пластичностью, Под влиянием жизненных обстоятельств и воспитания, требований общества тип характера изменяется и развивается.

  1. Характер как психическое свойство личности

Характер  как психическое свойство личности. Факторы формирования характера.

Характер – психическое свойство личности, определяющее поведение человека и накладывающее отпечаток на все его действия и поступки и выражающееся в его отношении к труду или деятельности, окружающей действительности, другим людям и к себе.

Характер –  отпечаток каких-либо особенностей. Характер – средовое формирование (фенотип).

Факторы, влияющие на формирование характера:

1. Микросреда;

2. Социальное  окружение;

3. Род занятий  – профессиональная деятельность, либо комплекс профессиональной  деятельности;

4. Воспитательные воздействия – целенаправленное формирование и изменение поведения;

общая 4.doc

— 611.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"