Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.

2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.

3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.

4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.

5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.

Файлы: 4 файла

общая 1.doc

— 209.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 2.doc

— 270.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 3.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

Более 40 лет  над проблемой формирования способностей трудится очень известный ученый, д.п.н., профессор Диана Борисовна  Богоявленская.

Николай Евгеньевич Веракса д.п.н, профессор, занимается проблемой творчества и талантливой молодежи.

Александр Васильевич Мелик-Пашаев, практик, так же рассматривал функции формирования способностей.

Владимир Дмитриевич Шадриков, д.п.н., профессор, занимался  созданием функционально-генетического подхода к формированию способностей.

Эльвира Александровна  Голубева, а так же Борис Михайлович Теплов наряду с проблемой темперамента занимался изучением формирования способностей и наследственности.

Борис Герасимович Ананьев, Владимир Николаевич Мясищев, Сергей Леонидович Рубинштейн.

Первым стал заниматься проблемой образования  способностей Френсис Гальтон, который  провел первые экспериментальные исследования в области развития способностей.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с рождения человека и, если он продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца жизни.

В развитии способностей условно можно выделить несколько сензитивных этапов, это периоды повышенной чувствительности к освоению того или иного вида деятельности. Например, у ребенка в возрасте 2-3 лет интенсивно развивается устная речь, в 5-7 лет он наиболее готов к овладению чтением. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры и обнаруживают чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли. Важно отметить то, что эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно кончаются, и если какая-либо функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно. Поэтому для развития способностей ребенка важны все этапы его становления как личности. Нельзя думать, что в более старшем возрасте ребенок сможет наверстать упущенное.

В период от рождения до 6-7 лет благоприятный период для начала формирования и развития у ребенка общих способностей.

В это же время  начинается становление и развитие специальных способностей. Затем  развитие специальных способностей продолжается в школе, особенно в  младших и средних классах. Поначалу развитию специальных способностей помогают различного рода детские игры, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность.

Следует отметить, что не все виды деятельности, которой  занимается ребенок, будь то игра, лепка  или рисование, имеют одинаковое значение для развития способностей. Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей.

Развитие способностей в значительной мере зависит от условий, позволяющих реализоваться задаткам. Одним из таких условий являются особенности семенного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока, чем когда дети предоставлены сами себе.

Другую группу условий развития способностей определяют особенности макросреды. Макросредой  принято считать особенности  общества, в котором родился и растет человек.

 

В Отечественной  психологии выделяют два крупных  направления в проблеме изучения способностей:

  1. Личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев,  Владимир Николаевич Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Владимир Александрович Крутецкий) рассматривали способности, как свойство личности, развивающееся в деятельности и определяющее ее успешность.
  2. Функционально-генетический подход (Владимир Дмитриевич Шадриков, Николай Евгеньевич Лейбец, Элеонора Александровна Голубева) считают, что анализ способностей осуществляется через соотношение их с психическими функциями и процессами, в которых они реализуются (мышление и речь и др. процессы).

В целом, в  изучении способностей выделяют три  основных проблемы:

  1. Происхождение природы способностей,
  2. Диагностика отдельных видов способностей,
  3. Закономерности развития в формировании способностей.

Способности закрепляются за личностью и сохраняются за ней как потенциал, когда она действует и развивается. Способность квалифицирует как субъект деятельности. Нет потенциальных способностей, когда человек бездействует и наоборот, когда человек действует, есть потенциальные способности. Действие рассматриваем как развитие и самоактуализация. Важным компонентом способностей является повышенная мотивация к соответствующей деятельности, именно она обеспечивает интенсивность этого процесса.  Мотивационно-потребностная структура личности влияет на развитие способностей.

 

  1. Эмоции и чувства

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктам, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Сопровождая практически  любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Эмоции возникают как  реакция на ситуацию, в отличие  от аффекта они более длительны и менее интенсивны, это душевное волнение. Эмоции как реакция возникают не только на события реальные, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции более смещены к началу действия и предвосхищают его результат. Все эмоции можно классифицировать по модальности, то есть качеству переживания.

Свойства эмоций:

1.Субъективный характер эмоций (одно и то же событие у разных людей вызывает разные эмоции).

2.Полярность эмоций (эмоции обладают положительным и отрицательным знаками: удовлетворение – неудовлетворение, грусть – веселье…).

3.Фазность эмоционального характера эмоции. В пределах одного и того же эмоционального состояния (одной модальности) отчетливо обнаруживаются колебания его интенсивности по типу «напряжение – разрядка» и «возбуждение – успокоение».

БАЗАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ (англ. basal emotions) — врожденные эмоции, на базе которых развиваются более сложные социально детерминированные эмоциональные процессы, состояния и эмоционально-личностные качества. Б. э. немногочисленны, к ним относят радость, горе (печаль), страх, гнев, удивление, отвращение. Общепринятой классификации Б. э. не существует.

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА.

Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.

В отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут порой оставаться на всю жизнь. Они выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, по отношению к которому данный человек проявляет чувство. Например, мать, любя своего ребенка, будет переживать во время его экзаменационной сессии разные эмоции, в зависимости от того, каков будет результат сдачи экзаменов. Когда ребенок пойдет на экзамен, у матери будет тревога, когда он сообщит об успешно сданном экзамене – радость, а при провале – разочарование, досада, злость. Этот пример показывает, что эмоции и чувства – это не одно и то же.

Таким образом, прямого  соответствия между чувствами и  эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. И те и другие могут быть положительными и отрицательными.

Характеристики чувств:

1. Устойчивость

2. Полярность - обладают положительным или отрицательным знаком: веселье – грусть; радость - печаль; счастье - горе и т. д.

3. Интегральность  - исключительная возможность к объединению и подчинению других состояний и реакций.

4. Амбивалентность - двойственность или противоречивость, вызванная противоречием между устойчивыми и ситуативными чувствами.

Чувства выполняют две функции: сигнальную и регулирующую.

* Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

* Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктам, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Эмоции возникают как реакция на ситуацию, в отличие от аффекта они более длительны и менее интенсивны, это душевное волнение. Эмоции как реакция возникают не только на события реальные, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции более смещены к началу действия и предвосхищают его результат. Все эмоции можно классифицировать по модальности, то есть качеству переживания.

Сходства  и отличия чувств и эмоций.

Сходства:

1. Эмоции и чувства,  как и все остальные психические  процессы, представляют собой отражение  реальной действительности, но только  в форме переживания.

2. И в эмоциях и  в чувствах отражаются потребности  человека, вернее, то, как эти потребности удовлетворяются.

3. И в эмоциях и  чувствах человек проявляет свое  отношение к содержанию познаваемого.

4. Эмоции и чувства  выполняют функцию оценки.

5. И эмоции и чувства полярны, т.е. двойственны (или амбивалентны), радость - грусть, любовь – ненависть.

Различия:

1. Важное отличие чувств  от эмоций заключается в том,  что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию, скорее кратковременны и неустойчивы.

2. В структуру чувства входит обобщенное отношение, связанное со знанием, пониманием, понятием, тогда как эмоции скорее внезапны и не осознанны.

3. Чувства не зависят  от эмоций, а эмоции имеют зависимость от чувств.

4. Эмоция может быть  без чувства, а чувства не  могут родиться без эмоций.

5. Эмоции имеют более широкий круг внешних объектов и явлений, которые их вызывают, тогда как чувство – это что-то более личное и интимное (меня могут восхитить цветок, картина, кулон, но я не люблю их, любовь – это что-то личное).

 

  1. Классификация эмоций по Б.И. Додонову

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктам, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Эмоции возникают как  реакция на ситуацию, в отличие  от аффекта они более длительны  и менее интенсивны, это душевное волнение. Эмоции как реакция возникают не только на события реальные, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции более смещены к началу действия и предвосхищают его результат. Все эмоции можно классифицировать по модальности, то есть качеству переживания.

Классификация эмоций  по Додонову:

1. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям, в желании приносить людям радость и счастье.

2. Коммуникативные эмоции. Возникают на основе потребности в общении.

3. Глорические эмоции. Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, славе, в стремлении завоевать признание, почет.

4.Праксические эмоции (или праксические чувства, по П. М. Якобсону). Это эмоции, возникающие в связи с деятельностью, ее успешностью или неуспешностью, желанием добиться успеха в работе, наличием трудностей.

общая 4.doc

— 611.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"