Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.

2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.

3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.

4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.

5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.

Файлы: 4 файла

общая 1.doc

— 209.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 2.doc

— 270.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 3.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

4) Фаллически-нарцисстический тип (мужской антипод истерическому) – самоуверен, высокомерен, энергичен, успешен в профессиональных делах, гордыня, хорошая адаптация в социальном окружении, социальная привлекательность, агрессивное поведение, амбиции, напор, а потенцией половой не обладает. Из-за этого общаться старается со слабыми партнершами, либо с партнершами, которым можно много наговорить. Стараются связываться с партнершами гораздо старше, хвастливы (например: компенсируют маленький рост большой машиной).

5) Шизоидный характер – функционирует в реальности ради выживания, но без внутреннего убеждения в истинности ее ценности (не знает, ценна жизнь или нет, но чтобы выжить – живет). Если шизофреник полностью утрачивает свое «Я», то шизоид «Я» свое сохраняет, но основное состояние, в котором он пребывает – это отшельничество, одиночество, изоляция. Фокусирует на социально-духовной сфере, а не на материальных ценностях. (аутисты – желание быть наедине с собой). Не может длительное время сфокусировать нежные чувства на другом человеке, потому что это вызывает у него напряжение. Все шизоиды любят быть одни.

 

  1. Классификация социальных характеров Э. Фромма

Классификационные подходы к проблеме характера.

Классификация социальных характеров Эрика Фромма  

 

Социальный  характер – совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникает в результате общих для них переживаний и общего образа жизни. 

Эрик Фромм  выделяет плодотворные и неплодотворные ориентации в качестве определенных характерологических особенностей личности.

4 неплодотворные ориентации:

1) Рецептивная ориентация – человек этого типа считает, что источник всех благ находится вовне (все ему всё должны). Эти люди легко попадают в зависимость от других людей, потому что они желают от других всё получить. Стараются всеми силами понравиться человеку, но только до той поры, пока он им что-то даст (рециптивист). Начинают впадать в панику при отказе им в помощи.

2) Эксплуататорская ориентация – люди этого типа считают, что все блага находятся во внешней среде. Но в отличие от рецептивистов, они считают, что создать самому ничего нельзя, а нужно всё получить в дар любой ценой, даже хитростью. Если не дарят, то хоть поносить чужие вещи. Свойственна зависть, цинизм, подозрительность и ревность, скрытая и явная враждебность. Используют манипулятивные приемы.

3) Стяжательская ориентация – по принципу: «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Считают, что от внешнего мира получить ничего невозможно, никто ничего не даст. Свойственна жадность. Как правило, рассчитывает только на себя, зарабатывает сам. Подтаскивает все себе. Сверхэкономные, сверхпедантичны, очень аккуратны, мысли упорядочены, не сговорчивые. Часто живут по принципу: «мое есть мое, твое есть твое».

4) Рыночная ориентация – этот тип появился совсем недавно при денежно-рыночных отношениях (кошельки в семье разные). Я тебя купил, т.к. у меня есть деньги и статус. Появились брачные контракты. Ценность человеческой любви, блага, пробиться к успеху собственным трудом полностью затеняется над фактором денег, успеха, которые можно приобрести, т.е. превратности рынка являются мерилом ценности человека – а это является неполноценностью.  

 

Плодотворные  ориентации (по Фрому) (построенные  на любви)

Общий принцип: искусство любить (неофрейдистское направление)

1) Основная сущность  плодотворной ориентации: «Наряду  с тем, что счастлив я, счастливы  и другие люди».

Принципы  плодотворных ориентаций: принцип любви, принцип веры, принцип ценностей, принцип гуманистических тенденций, доброта, красота, величие.

  1. Забота и уважение человека, которого любишь или которого уважаешь и знание человека.

Любить –  значит заботиться и желание узнать человека. Забота и ответственность.

Безусловная любовь к партнеру (мать безусловно любит своего ребенка за то, что он есть).

Уважают за что-то, а любят не взирая ни на что.

Фромм рассматривал только зрелую личность (личность, которая  добилась каких то результатов в жизни и личностных и профессиональных; опытная личность, которая смогла реализовать свои потенциальные способности).

Ленность и вынужденная активность – это противоположные составляющие плодотворности. У человека нет ответственности, нет мотивации, нет установки (в дальнейшем приводит к диструктивным стилям поведения).  

 В конце  своего труда Фромм выделяет  несколько видов межличностных  отношений: 2 отрицательных и 1 положительный:  положительный – это любовь, отрицательный – это симбиотический союз и отстраненность (диструкция).

1) Симбиотический союз – это когда человек очень тесно соединяется с другим человеком и порабощает его, делается тираном над этим человеком. Привязывает человека посредством долга, любви, жертвы и т.д. чтобы поглощать и стереть свою индивидуальность. Стремление поглотить – это сильная форма симбиотического союза, это своеобразное проявление садизма.

2) Отстраненность (диструкция) – активная форма разрушения, отстраненности. Человек боится, что его разрушат другие и по этому стремится быстрее все разрушить сам. Вся энергия направлена не на воссоздание, а на разрушение.

3) Любовь – плодотворная форма отношений к другим людям и к себе. Забота, ответственность, уважение, знание и желание чтоб человек рос и развивался. Любовь – это труд.

 

  1. Типология характера по Братусю

Типология характера  по Братусю:

1) Эгоцентрический уровень – концентрация на самом себе: собственное удобство, собственная выгода, собственный престиж интересуют человека этого типа. Рассуждает: выгоден – буду дружить, не выгоден – дружить не буду. Личное счастье и личное благо дороже всего на свете, при этом, не важно будут ли счастливы другие люди или нет. Главное чтоб счастлив был я.

2) Группоцентрический уровень – человек идентифицирует себя с какой-либо группой, и отношения к другим людям зависят от того, входят они в эту группу или нет (мир разделяется на своих и чужых). Если человек входит в эту группу, то он ценен только потому, что он член этой группы.

3) Просоциальный уровень взаимодействия (гуманистический уровень личности) – поступай с человеком так, как хочешь чтобы поступили с тобой. Человек поступает именно так, что считает что счастье и благополучие должно быть абсолютно на всех.

4) Духовный (эсхотологический) уровень – если человек духовный, то один тип взаимоотношений, один характер; если не духовный, то другой.

Духовный мир – это тот мир, который вечен. Устремление в духовный мир, т.е. человек на определенном периоде заботится о духовном мире, а не материальных ценностях.

 

  1. Общая классификация характера

Характер – психическое свойство личности, определяющее поведение человека и накладывающее отпечаток на все его действия и поступки и выражающееся в его отношении к труду или деятельности, окружающей действительности, другим людям и к себе.

Общая классификация  характера:

1. Отношение человека к окружающей действительности.

- принципиальные (убежденные).

- непринципиальные (неубежденные).

Принципиальность основывается на взглядах и знаниях и определяется научным мировоззрением на ценности.

Беспринципный характер -  непоследовательность в высказываниях и в действиях, большая подверженность влиянию случайных обстоятельств.

2.  Отношение к деятельности и  труду:

- деятельные (активные) – трудолюбие, инициативность, поиск решений.

- бездеятельные (пассивные) – леность,  общая пассивность.

3. По отношению к другим людям:

- общительность – помогает завоевывать доверие, положительно влияет не только на человека, но и на коллектив.

- замкнутость – трудно завоевывает уважение, авторитет. Замкнутость может быть следствием робости или привычки к одиночеству, недоверию к людям. Замкнутость – это результат неправильного воспитания в семье, влияния каких-то неудач.

4. По отношению к самому себе:

- альтруистические – жертвование для других своими личными интересами.

- эгоистические – предпочтение своих личных интересов общественным.

Кроме того, выделяют черты  характера, относящиеся к особенностям познавательной, эмоциональной и волевой сфер человека.

К познавательным чертам характера относят любознательность, сообразительность, находчивость, глубокомыслие, образованность, креативность, внимательность, склад ума (теоретический или практический), качество ума (аналитичность, критичность, гибкость и др.).

К эмоциональным  чертам характера относят эмпатию, безразличие, неприязнь, сентиментальность, горячность страстность, а также черты, основанные на моральных чувствах: патриотизме, гуманности и др.

К волевым чертам характера относят целеустремленность, выдержку, настойчивость, смелость и др. Волевые черты характера относят к сильному или слабому типу.

Сильный характер у человека, который всегда поступает согласно своим убеждениям, последовательно ведет себя в различных, в том числе и трудных условиях, проявляет настойчивость в достижении поставленных целей. Слабость характера проявляется в непоследовательности поведения, в расхождениях между словами и делами, в боязни трудностей.

У человека с устойчивым характером длительное время сохраняются присущие ему убеждения, привычки и другие особенности. При неустойчивом характере взгляды, убеждения и отношения быстро меняются.

Характер — очень  сложное образование. В реальной жизни в характерах людей наблюдается  множество оттенков, переходов между  различными полярными особенностями  свойств характера, чем объясняется  бесконечное разнообразие характеров, непохожесть людей друг на друга.

 

  1. Способности как психическое свойство личности

Природа человеческих способностей.

Уровни  развития способностей. 

 

Занимались проблемой  одаренности, творчества и талантливой  молодежи:

Диана Борисовна Богоявленская, Николай Евгеньевич Веракса, Александр Васильевич Мелик-Пашаев, Владимир Дмитриевич Шадриков, а так же Теплов, Ананьев, Мясищев, Рубинштейн.

Френсис Гальтон –  первый экспериментальный исследователь  способностей.

Способности – это психические свойства личности, направленные на усиление осуществления любой деятельности.

В Отечественной психологии в изучении способностей выделяют два  крупных направления в проблеме изучения способностей:

1. Личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Владимир Николаевич Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Владимир Александрович Крутецкий) рассматривали способности, как свойство личности, развивающееся в деятельности и определяющее ее успешность.

2. Функционально-генетический подход (Владимир Дмитриевич Шадриков, Элеонора Алекс. Голубева) считают, что анализ способностей осуществляется через соотношение их с психическими функциями и процессами, в которых они реализуются.

В целом, в изучении способностей выделяют три основных проблемы:

1. Происхождение природы  способностей,

2. Диагностика отдельных  видов способностей,

3. Закономерности развития  в формировании способностей.

Способности закрепляются за личностью и сохраняются за ней когда она действует и  развивается, способность квалифицирует  как субъект деятельности. Важным компонентом способностей является повышенная мотивация, которая сильно влияет на развитие способностей. 

 Уровни развития  способностей:

1. Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности н.с., мозга, составляющие природную основу развития способностей. Задатки могут передаваться по наследству. Они могут быть: Типологические свойства н.с., порциальные свойства, характеризующие работу разных анализаторов.

2. Индивидуальные особенности  в строении анализаторов (то что  отличает нас от других)

Любые задатки должны пройти огромный путь, прежде чем смогут развиться способности.

Одаренность – это уровень развития общих способностей, определяющих диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.

Совокупность общих  и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренность.

Одаренность обусловливает  особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся  этой деятельности или выполняющих  ее на тех же условиях.

Признаки  одаренности (только в совокупности) :

1. Мало спит;

2. Повышенное чувство справедливости;

3. Открытость;

4. Доброжелательность;

5. Тяга к словообразованию и новым словам;

6. Свойственен с раннего возраста «пугающий страх»;

7. Интеллектуальное развитие превышает нравственное.

Характерна ненависть  к шаблонам и индивидуальность во всем.

На базе одаренности  формируется талант.

общая 4.doc

— 611.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"