Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.

2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.

3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.

4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.

5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.

Файлы: 4 файла

общая 1.doc

— 209.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 2.doc

— 270.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 3.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

Средовый фактор определяет способности:

1. Мотив, интерес

2. Хорошее здоровье.

Нужно сформировать богатую  среду.  

 

  1. Факторы формирования способностей

Способности – это психические свойства личности, направленные на усиление осуществления любой деятельности.

Важной предпосылкой становления личности являются способности.

Наибольший  вклад в изучение развития способностей  внес известный отечественный ученый Б. М. Теплов. В понятии способности, по мысли Б.М. Теплова, заключены три идеи:

  1. Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
  2. Способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
  3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Определяет  способности средовый фактор.

  1. Мотив, интерес (нр, хочу рисовать)
  2. Хорошее здоровье (нр, рисовать нужно в течение длительного времени)

Нужно сформировать богатую среду, огромную роль играет наследственный фактор.

 

  1. Основные особенности одаренности

Одаренность – это уровень развития общих способностей, определяющих диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.

Совокупность  общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренность.

Одаренность обусловливает  особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях.

Признаки  одаренности (только в совокупности) :

1. Мало спит;

2. Повышенное чувство справедливости;

3. Открытость;

4. Доброжелательность;

5. Тяга к словообразованию и новым словам;

6. Свойственен с раннего возраста «пугающий страх»;

7. Интеллектуальное развитие превышает нравственное.

Характерна  ненависть к шаблонам и индивидуальность во всем.

На базе одаренности  формируется талант.

Средовый фактор определяет способности:

1. Мотив, интерес

2. Хорошее здоровье.

Нужно сформировать богатую среду.

 

  1. Основные уровни развития способностей (из нета)

В психологии чаще всего  встречается следующая классификация  уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

Всякие способности  в процессе своего развития проходят ряд этапов, н для того, чтобы  некоторая способность поднялась  в своем развитии на более высокий  уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Но для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки. Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. Например, в качестве врожденных задатков могут выступать особенности развития различных анализаторов. Так, определенные характеристики слухового восприятия могут выступать в качестве основы для развития музыкальных способностей. Л задатки интеллектуальных способностей проявляются прежде всего в функциональной деятельности мозга — его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей и др., т. е. в том, что И. П. Павлов назвал генотипом — врожденными особенностями нервной системы.К числу таких свойств относятся:

1)сила нервной системы  по отношению к возбуждению,  т. е. ее способность длительно  выдерживать, не обнаруживая запредельного  торможения, интенсивные и часто  повторяющиеся нагрузки;

2) сила нервной системы  по отношению к торможению, т.  е. способность выдерживать длительные  и часто повторяющиеся тормозные  влияния;

3) уравновешенность нервной  системы по отношению к возбуждению  и торможению, которая проявляется  в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния;

4) лабильность нервной  системы, оцениваемая по скорости  возникновения и прекращения  нервного процесса возбуждения  или торможения.

В настоящее время  в дифференциальной психологии чаще всего используется 12-мерная классификация свойств нервной системы человека, предложенная В. Д. Нсбылицыным. В нее входят 8 первичных свойств (сила, подвижность, динамичность и лабильность по отношению к возбуждению и торможению) и 4 вторичных свойства (уравновешенность по этим основным свойствам). Доказано, что данные свойства могут относиться как ко всей нервной системе (ее общие свойства), так и к отдельным анализаторам (парциальные свойства).

 

  1. Современное состояние проблемы способностей

Способности – это психические свойства личности, направленные на усиление осуществления любой деятельности.

Способности, как  психическое свойство, на сегодняшний  день очень хорошо рассмотрено с  практической точки зрения.

Например, в  МГППУ создано 4 лаборатории по изучению талантливых детей и одаренности молодежи. Так же, похожие лаборатории создаются и в др. институтах.

Более 40 лет  над проблемой формирования способностей трудится очень известный ученый, д.п.н., профессор Диана Борисовна  Богоявленская.

Николай Евгеньевич Веракса д.п.н, профессор, занимается проблемой творчества и талантливой молодежи.

Александр Васильевич Мелик-Пашаев, практик, так же рассматривал функции формирования способностей.

Владимир Дмитриевич Шадриков, д.п.н., профессор, занимался  созданием функционально-генетического подхода к формированию способностей.

Эльвира Александровна  Голубева, а так же Борис Михайлович Теплов наряду с проблемой темперамента занимался изучением формирования способностей и наследственности.

Борис Герасимович Ананьев, Владимир Николаевич Мясищев, Сергей Леонидович Рубинштейн.

Первым стал заниматься проблемой образования  способностей Френсис Гальтон, который  провел первые экспериментальные исследования в области развития способностей.

Существует  два полюса, т.е., на одной стороне  говорят, что наследство формирует способности, а на другом, что среда.

И конечно, можно  утверждать, что в развитии способностей важную роль играют два фактора, но все таки, основной – это среда, которая очень мощно формирует  способности ребенка. Чем богаче среда, тем больше возможностей развить способности. 

Важно заложить базу на ранних этапах развития, попасть  в сензитивные периоды 2-3 года и 5-7 лет.

В 2-3 года у ребенка  происходит овладение речью, поэтому, необходимо следить, чтобы был правильный литературный язык, не ругались матом и самое главное, привить ребенку любовь к книге, к чтению.

Кроме того, в 2-3 года можно говорить о некоторых  формах полуролевого поведения –  это приобщение ребенка к кружкам, секциям, которые позволяют ему  развить  и сформировать личностные качества, отработать и снять страх перед школой, сформировать свой характер.

 

  1. Общее представление  о способностях

Способностями называются психические свойства личности, обладая которыми человек может сравнительно легко добиваться успеха в той или иной деятельности.

О способностях людей  мы всегда узнаем только из наблюдений за их деятельностью. Способным обыкновенно  называют того человека, который показывает в данной деятельности лучшие результаты, чем другие.

Виды способностей. Способностей столько, сколько существует различных видов деятельности. Можно иметь способности к учению, к иностранным языкам, к математике, к научной деятельности, музыкальные, артистические, литературные, организационные, технические способности ...

Способности человека можно разделить на две группы: общие способности, т. е. такие, которые проявляются в большинстве основных видов человеческой деятельности( хорошее внимание, память, сообразительность), и специальные способности, которые проявляются только в отдельных специальных видах профессиональной деятельности (музыкальные способности).

Связь способностей со знаниями и умениями. Необходимо отличать способности от знаний и умений. В основе последних лежат приобретенные и закрепленные системы временных связей в коре головного мозга (например, знание определенных математических теорем, умение решать уравнения с двумя неизвестными и т. п.). Способностями же называются основанные на специальных особенностях нервной деятельности свойства личности, которые позволяют человеку хорошо выполнять данную деятельность. Однако нельзя отрывать способности от знаний. Между ними существует характерная взаимная зависимость: способности облегчают усвоение знаний (способному человеку они даются быстрее и легче), но и обратно, овладение знаниями содействует развитию способностей.

Связь способностей с деятельностью. Способности всегда связаны с конкретными видами деятельности; вне деятельности, они не существуют. Вместе с тем только в деятельности происходит становление, формирование и развитие способностей: для развития способностей необходима плодотворная, систематическая, иногда упорная деятельность человека в данной области.

Связь способностей с направленностью личности. Способности органически связаны с интересами и общим уровнем развития личности человека. Они проявляются с наибольшей силой только в тех видах деятельности, которые глубоко интересуют человека, захватывают собой всю его личность.

 

  1. Классификация способностей

 

Способности – это психические свойства личности, направленные на усиление осуществления любой деятельности.

В большинстве классификаций  различают природные и специфически человеческие способности.

Под природными способностями понимают те, которые являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, восприятие, память, способность к элементарной коммуникации, мышление. Данные способности непосредственно связаны с врожденными задатками. У человека на базе задатков формируются способности через механизмы научения и т. и. В процессе развития человека данные природные способности способствуют формированию других, специфически человеческих способностей.

Эти специфически человеческие способности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. В свою очередь, они могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и др.

К общим  способностям принято относить те, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Например, мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд других. Таким образом, под общими способностями понимают способности, свойственные для большинства людей.

Под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей, и наоборот.

Помимо разделения способностей на общие и специальные принято  разделять способности на теоретические и практические.

Теоретические предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям.

Практические — к конкретным практическим действиям.

Существует также деление на учебные и творческие способности.

Учебные - определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков.

Творческие - определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.

Определенное сочетание  различных способностей определяет уровень развития способностей у конкретного человека.

 

  1. Проблема развития способностей

Способности – это психические свойства личности, направленные на усиление осуществления любой деятельности.

общая 4.doc

— 611.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"