Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.
2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.
3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.
4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.
5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.
Средовый фактор определяет способности:
1. Мотив, интерес
2. Хорошее здоровье.
Нужно сформировать богатую среду.
Способности – это психические свойства личности, направленные на усиление осуществления любой деятельности.
Важной предпосылкой становления личности являются способности.
Наибольший вклад в изучение развития способностей внес известный отечественный ученый Б. М. Теплов. В понятии способности, по мысли Б.М. Теплова, заключены три идеи:
Определяет способности средовый фактор.
Нужно сформировать богатую среду, огромную роль играет наследственный фактор.
Одаренность – это уровень развития общих способностей, определяющих диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.
Совокупность
общих и специальных
Одаренность обусловливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях.
Признаки одаренности (только в совокупности) :
1. Мало спит;
2. Повышенное чувство справедливости;
3. Открытость;
4. Доброжелательность;
5. Тяга к словообразованию и новым словам;
6. Свойственен с раннего возраста «пугающий страх»;
7. Интеллектуальное развитие превышает нравственное.
Характерна ненависть к шаблонам и индивидуальность во всем.
На базе одаренности формируется талант.
Средовый фактор определяет способности:
1. Мотив, интерес
2. Хорошее здоровье.
Нужно сформировать богатую среду.
В психологии чаще всего
встречается следующая
Всякие способности
в процессе своего развития проходят
ряд этапов, н для того, чтобы
некоторая способность
1)сила нервной системы
по отношению к возбуждению,
т. е. ее способность
2) сила нервной системы
по отношению к торможению, т.
е. способность выдерживать
3) уравновешенность нервной
системы по отношению к
4) лабильность нервной
системы, оцениваемая по
В настоящее время в дифференциальной психологии чаще всего используется 12-мерная классификация свойств нервной системы человека, предложенная В. Д. Нсбылицыным. В нее входят 8 первичных свойств (сила, подвижность, динамичность и лабильность по отношению к возбуждению и торможению) и 4 вторичных свойства (уравновешенность по этим основным свойствам). Доказано, что данные свойства могут относиться как ко всей нервной системе (ее общие свойства), так и к отдельным анализаторам (парциальные свойства).
Способности – это психические свойства личности, направленные на усиление осуществления любой деятельности.
Способности, как психическое свойство, на сегодняшний день очень хорошо рассмотрено с практической точки зрения.
Например, в МГППУ создано 4 лаборатории по изучению талантливых детей и одаренности молодежи. Так же, похожие лаборатории создаются и в др. институтах.
Более 40 лет над проблемой формирования способностей трудится очень известный ученый, д.п.н., профессор Диана Борисовна Богоявленская.
Николай Евгеньевич Веракса д.п.н, профессор, занимается проблемой творчества и талантливой молодежи.
Александр Васильевич Мелик-Пашаев, практик, так же рассматривал функции формирования способностей.
Владимир Дмитриевич
Шадриков, д.п.н., профессор, занимался
созданием функционально-
Эльвира Александровна Голубева, а так же Борис Михайлович Теплов наряду с проблемой темперамента занимался изучением формирования способностей и наследственности.
Борис Герасимович Ананьев, Владимир Николаевич Мясищев, Сергей Леонидович Рубинштейн.
Первым стал заниматься проблемой образования способностей Френсис Гальтон, который провел первые экспериментальные исследования в области развития способностей.
Существует два полюса, т.е., на одной стороне говорят, что наследство формирует способности, а на другом, что среда.
И конечно, можно утверждать, что в развитии способностей важную роль играют два фактора, но все таки, основной – это среда, которая очень мощно формирует способности ребенка. Чем богаче среда, тем больше возможностей развить способности.
Важно заложить базу на ранних этапах развития, попасть в сензитивные периоды 2-3 года и 5-7 лет.
В 2-3 года у ребенка происходит овладение речью, поэтому, необходимо следить, чтобы был правильный литературный язык, не ругались матом и самое главное, привить ребенку любовь к книге, к чтению.
Кроме того, в 2-3 года можно говорить о некоторых формах полуролевого поведения – это приобщение ребенка к кружкам, секциям, которые позволяют ему развить и сформировать личностные качества, отработать и снять страх перед школой, сформировать свой характер.
Способностями называются психические свойства личности, обладая которыми человек может сравнительно легко добиваться успеха в той или иной деятельности.
О способностях людей мы всегда узнаем только из наблюдений за их деятельностью. Способным обыкновенно называют того человека, который показывает в данной деятельности лучшие результаты, чем другие.
Виды способностей. Способностей столько, сколько существует различных видов деятельности. Можно иметь способности к учению, к иностранным языкам, к математике, к научной деятельности, музыкальные, артистические, литературные, организационные, технические способности ...
Способности человека можно разделить на две группы: общие способности, т. е. такие, которые проявляются в большинстве основных видов человеческой деятельности( хорошее внимание, память, сообразительность), и специальные способности, которые проявляются только в отдельных специальных видах профессиональной деятельности (музыкальные способности).
Связь способностей со знаниями и умениями. Необходимо отличать способности от знаний и умений. В основе последних лежат приобретенные и закрепленные системы временных связей в коре головного мозга (например, знание определенных математических теорем, умение решать уравнения с двумя неизвестными и т. п.). Способностями же называются основанные на специальных особенностях нервной деятельности свойства личности, которые позволяют человеку хорошо выполнять данную деятельность. Однако нельзя отрывать способности от знаний. Между ними существует характерная взаимная зависимость: способности облегчают усвоение знаний (способному человеку они даются быстрее и легче), но и обратно, овладение знаниями содействует развитию способностей.
Связь способностей с деятельностью. Способности всегда связаны с конкретными видами деятельности; вне деятельности, они не существуют. Вместе с тем только в деятельности происходит становление, формирование и развитие способностей: для развития способностей необходима плодотворная, систематическая, иногда упорная деятельность человека в данной области.
Связь способностей с направленностью личности. Способности органически связаны с интересами и общим уровнем развития личности человека. Они проявляются с наибольшей силой только в тех видах деятельности, которые глубоко интересуют человека, захватывают собой всю его личность.
Способности – это психические свойства личности, направленные на усиление осуществления любой деятельности.
В большинстве классификаций различают природные и специфически человеческие способности.
Под природными способностями понимают те, которые являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, восприятие, память, способность к элементарной коммуникации, мышление. Данные способности непосредственно связаны с врожденными задатками. У человека на базе задатков формируются способности через механизмы научения и т. и. В процессе развития человека данные природные способности способствуют формированию других, специфически человеческих способностей.
Эти специфически человеческие способности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. В свою очередь, они могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и др.
К общим способностям принято относить те, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Например, мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд других. Таким образом, под общими способностями понимают способности, свойственные для большинства людей.
Под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей, и наоборот.
Помимо разделения способностей на общие и специальные принято разделять способности на теоретические и практические.
Теоретические предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям.
Практические — к конкретным практическим действиям.
Существует также деление на учебные и творческие способности.
Учебные - определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков.
Творческие - определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.
Определенное сочетание различных способностей определяет уровень развития способностей у конкретного человека.
Способности – это психические свойства личности, направленные на усиление осуществления любой деятельности.