Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:53, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1. Структура психологической науки, ее отрасли.
Вопрос 2. Основные этапы развития психологии. Важнейшие направления современной психологии.
Вопрос 3. Система методов психологии. Психологическое исследование – организация и его этапы. Организация, планирование, сбор данных, обработка результатов, интерпретация.
Вопрос 4. Психологические методы: эмпирический метод сбора данных. Использование психологических методов в педагогической практике.
Вопрос 49-50. Возрастная периодизация развития личности. Характеристика подросткового возраста.

Файлы: 1 файл

Otvety_na_voprosy_po_obschey_psikhologii.docx

— 203.57 Кб (Скачать файл)

Классификация способностей

Природные (или естественные) способности. В основе своей биологически обусловлены, связаны с врожденными задатками, формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения.

Специфические человеческие способности. Имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой; теоретические и практические; учебные и творческие). Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются:

  • на общие, которые определяют успехи человека в самых разнообразных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (математические, технические, художественно-творческие, спортивные способности и т.д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;
  • теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
  • учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом;
  • способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми. Они являются социально обусловленными, так как формируются в процессе жизни человека в обществе и предполагают владение речью как средством общения, умение адаптироваться в обществе людей, т.е. правильно воспринимать и оценивать их поступки, взаимодействовать и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях.

У каждого человека при  рождении формируются определенные предпосылки его способностей –  задатки.

Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей.

Наличие определенных задатков у человека не означает, что у  него будут развиваться те или  иные способности, так как сложно предугадать, какую в будущем  деятельность изберет для себя человек. Поэтому степень развития  задатков зависит от условий индивидуального  развития человека, условий обучения и воспитания, особенностей развития общества.

Задатки многозначны. На основе одного задатка могут формироваться  самые разнообразные способности  в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.

Вопрос 45. Задатки и способности. Врожденное и приобретенное в них. Количественная и качественная характеристика способностей.

Общая структура способностей:

Общие способности – совокупность потенциальных (наследственных, врожденных) психодинамических характеристик человека, определяющих его готовность к деятельности.

Специальные способности – система свойств личности, которые помогают достигать высоких результатов в какой-либо области деятельности

Талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных (музыкальных, литературных и т.д.). О наличии таланта судят по результатам деятельности человека, которая отличается принципиальной новизной, оригинальностью.

Гениальность – высший уровень развития способностей. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

Совокупность общих и  специальных способностей, свойственных конкретному человеку, называется одаренностью. Одаренность обусловливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях. Одаренных людей отличает внимательность, собранность, готовность к деятельности; им свойственна настойчивость в достижении цели, потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень.

Совершенство в конкретном виде деятельности, требующее большого и напряженного труда, называется мастерством. Мастерство раскрывается не только в сумме умений и навыков, но и в психологической готовности к квалифицированному осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого решения возникших задач.

Структура способностей к  определенной деятельности у каждого  человека индивидуальна. Отсутствие способностей не означает непригодности человека к выполнению деятельности, так как  существуют психологические механизмы  компенсации отсутствующих способностей. Компенсация может осуществляться через приобретаемые знания, умения, через формирование индивидуального  стиля деятельности или через  более развитую способность. Возможность  компенсации одних способностей при помощи других развивает внутренний потенциал человека, открывает новые  пути к выбору профессии и совершенствования  в ней.

Индивидуальные особенности человека, обусловливающие индивидуальный стиль  деятельности:

  1. Высокий темп обучения соответствующей деятельности.
  2. Широта переноса навыка, которая состоит в том, что, обучившись применению операции в одной ситуации, человек способен легко применить ее в других аналогичных ситуациях.
  3. Энергетическая экономность выполнения данной деятельности.
  4. Индивидуальное своеобразие выполнения деятельности.
  5. Высокая мотивация, стремление к этой деятельности, иногда вопреки обстоятельствам.

Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей.

Наличие определенных задатков у человека не означает, что у  него будут развиваться те или  иные способности, так как сложно предугадать, какую в будущем  деятельность изберет для себя человек. Поэтому степень развития  задатков зависит от условий индивидуального  развития человека, условий обучения и воспитания, особенностей развития общества.

Вопрос 46-47. Методы психодиагностического изучения личности учащегося. Анализ результатов и использование их в педагогической деятельности. Формы и методы психодиагностического изучения личности учащегося. Возможности прогноза и коррекции.

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Методы диагностики являются основными в психологии личности, так как на их основе делаются важные практические заключения. Их цель- установить уровень развития того или иного свойства человека.

Методы опроса существуют в виде анкетирования (фиксированные вопросы и ответы типа да, нет, не знаю), интервью (фиксированные вопросы и свободные ответы), беседы (предполагает только тему; вопросы и ответы порождаются ходом беседы). Для получения достоверной информации создаются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть максимально надежной. В психологии разработаны специальные правила составления вопросов, расположения их в нужном порядке, группировки в отдельные блоки. Оценивая в целом метод анкетирования, можно отметить, что он представляет собой средство первичной ориентировки, предварительной разведки. Полученные при анкетировании данные намечают дальнейшие направления изучения личности или группы. Беседа является более "психологичной" формой опроса, так как в ней имеет место взаимодействие субъектов, подчиненное определенным социально-психологическим закономерностям. Важнейшее условие успешности беседы состоит в установлении контакта исследователя с респондентом, в создании доверительной атмосферы общения.

Метод социометрии, разработанный австрийско-американским психиатром Я. Морено позволяет эмпирически выявлять, схематически (в виде социограммы) представлять и интерпретировать структуру межличностных отношений в группе. Назначение метода - установить, кто лидер и аутсайдер, существуют ли изгои данной группы.

Метод анализа результатов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях его субъектов. В психолингвистике разработан вариант метода анализа продуктов деятельности - контент-анализ, позволяющий выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические характеристики их автора. Специфической формой метода анализа результатов деятельности выступает графология. Психологи установили, что характеристики почерка связаны с определенными психологическими свойствами автора письма; ими были разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка.

Биографический метод как способ познания человека основан на изучении психологии человека в контексте его истории, через описание его биографии. Понимание внутреннего мира человека, развитой душевной жизни осуществляется посредством описания прошедших этапов жизни человека. Биографический метод может реализоваться в форме психологической реконструкции всего жизненного пути исторического деятеля, выдающейся личности и т.п. Достоинство метода заключается в надежности и обоснованности выводов о психологических особенностях человека. Вместе с тем метод трудоемок и не может использоваться очень широко.

Генетический метод исследования психического развития изучает развитие различных социальных групп в процессе формирования, во временной динамике.

Блинецовый метод основан на выяснении вопроса: среда или сама природа определяет психологическое развитие человека. Исследуются монозиготные близнецы, которые вырастают из одной материнской клетки.

Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных. Надо подчеркнуть, что математические методы используются в психологии не в качестве самостоятельных, а включаются как вспомогательные на определенных этапах эксперимента или тестового обследования.

Вопрос 48. Становление личности в онтогенезе. Движущие силы и условия становления. Понятия: ведущая деятельность и психические новообразования.

Социальные факторы формирования и развития личности

Макросреда: Это общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей, особенности идеологического и другого воздействия на них средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе, место, вес, роль страны в системах международный связей и отношений и т.д.

Микросреда: Это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив, другие, ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной средой.

Воспитание: Специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных учреждениях, школьное, вузовское, производственное, трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и т.д.

Деятельность: Игра, учебная, производственно-трудовая, научная деятельность. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные ее виды, социальные связи и отношения, человек овладевает социальным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки предметно-практических действий, поведения.

Социальное взаимодействие: Все многообразие его разновидностей и прежде всего общение с другими людьми.

Искусственная среда обитания: Это современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, использования, побочные продукты современных производств, та информационно-техническая среда, которая создается современными радио-, теле- и другими техническими устройствами.

Наряду с социальными  обстоятельствами, исключительно большую  роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных  функций играют биологический фактор, физиологические особенности человека и в первую очередь особенности общих и специфических типов высшей нервной деятельности, своеобразие морфологии мозга, развития его отдельных функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов.

Ведущая деятельность — теоретический конструкт, обозначающий деятельность, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.

Выделяют следующие  ведущие деятельности:

  • Непосредственное общение младенца со взрослыми;
  • Предметно–манипулятивная деятельность в раннем детстве;
  • Сюжетно–ролевая игра дошкольного возраста;
  • Учебная деятельность школьников;
  • Профессионально-учебная деятельность юности.

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"