Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 18:09, шпаргалка
1.Психологическая служба в ДОУ
2. Организация психологической службы в ДОУ
...
35.Психологические проблемы преемственности обучения и воспитания в образовательном пространстве «Детский сад-школа»
37.Отклонения в психическом развитии.
19.Содержание коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Психокоррекция – психол. воздействие, напр-е на изменение способов поведения и каких-либо инд.-психол-х особ-тей личности, вызывающих её дезадаптацию в среде. Психокоррекция рассм-ся как совок-ть психол.средств и методов по «созданию оптим. возможностей и усл. для полноценного и своевременного психич.развития». При проведении коррекционной работы со взрослым клиентом цели и задачи коррекционной работы формулируются в сотрудничестве клиента с психологом. В случае, когда объектом коррекции становится ребёнок, педагог и психолог в сотрудничестве с родителями определяют допустимость, возможность, цели и объём коррекционной работы. При этом все вопросы, касающиеся психокоррекции с ребёнком должны решаться исходя из интересов личности ребёнка. Психолог несёт ответственность за соблюдение всех принципов проведения психокоррекционной работы, а родители имеют право в приемлемой форме контролировать общий ход коррекц.работы. Правила психокоррекц.работы детского психолога: Психолог не должен осуществлять специальное коррекционное воздействие без твёрдой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребёнка; Пространство коррекционных воздействий практ.психолога ограничено нормой и пограничными состояниями развития реб.при отсутствии органических и функциональных нарушений; Детский психолог не в праве определять инд.ход психич.развития реб.путём радикального коррекц.вмешательства; В работе с детьми до 7 лет не рекомендуется использование гипнотических и суггестивных средств воздействия, а так же методов психотерапии не адаптированных к дошк.возрасту; Принципы психокоррекц.работы с детьми: Обеспечение чувства безопасности (присядьте куда вам удобно…); Установление и поддержание продуктивного контакта; Эмпатия;Обращение к личностным ресурсам; Соответствие применяемых методов психокоррекции возр.особенностям клиента; Дошкольный возраст (Пиаже) характеризуется развитием наглядно-образного мышления и символической функции. Формы и средства коррекционного воздействия. Наиболее распространённая форма – психотехнические и ролевые игры, сказкотерапия, проективное рисование. Игра – это естеств.вид творч.деятельности ребёнка, в неё отражается доступная его пониманию окружающая действительность, происходит отреагирование чувств, желаний, постигается новый опыт социального взаимодействия, развивается воображение, приобретаются новые знания и умения. Психотехнические игры, с точки зрения В.З. Цзен и Ю.В. Пахомова, направлены на развитие какой-то одной функции. Они могут использоваться для повышения концентрации внимания, эмоционального тонуса, для создания эмоц.-насыщенной атмосферы в группе и т.д. Во время игры психолог обеспечивает обратную связь, анализируя результаты и способы их применения вне игры. При групповом варианте проведения игровой коррекции появляется возможность сопоставления детьми своего поведения с поведением других членов группы и т.о. дети приобретают новый опыт общения и взаимодействия с окружающими. Ролевые игры позволяют ребёнку сориентироваться и осознать особенности своего и окружающего мира.Проигрывание реальных историй жизни (знакомство с новым человеком) Запреты родителей Появление в новом месте Способствуют развитию спонтанности и творч.воображения реб-ка. На основе рол.игр происходит обучение адекват.приёмам поведения в ситуациях общения, умения постоять за себя, быть уверенным в своей правоте. При этом дети так же осознают и свои нежелательные черты поведения. В то же время для психолога появляется возможность во время игры диагностировать особенности инд.поведения, черты характера и темперамента ребёнка. Ролевым играм, проводимым в группе должна предшествовать психол. диагностика и инд.коррекц.работа, а так же беседа с род-ми для опр-ния осн.проблем, «симптом-мешени» и составление плана целостной психол.помощи ребёнку. Сказкотерапия может рассматриваться как один из видов игры, основанного на том или ином сказочном сюжете. При этом, как отмечает А.И. Захаров сказки: могут сочиняться либо самими детьми, либо используются уже известные сюжеты; отбираются доступные по возрасту сказки, которые зачитываются детям, обсуждается поведение и характер сказочных персонажей. Для проведения сказкотерапии должна быть создана специальная обстановка: выбрано помещение; подготовлены вспомог.предметы; Ведущий психолог может участвовать в игре, возможно многоразовое разыгрывание одного и того же сказочного сюжета с перераспределением ролей. Занятия с использованием сказкотерапии как любая психодрама должны состоять из трёх последовательных этапов: разогрев; собственно разыгрывание; обсуждение игры – обратная связь; Проективное рисование (визуализация) – проводится либо инд., либо в группе. Тема рисунков может быть задана психологом или свободно выбирается детьми. Это зависит от цели коррекц.работы. Проективное рисование эффективно для изучение личностных особенностей ребёнка, его характера, системы отношений, направленности, желаний – т.е. выступает как диагн.тест. В то же время рисование на свободную или заданную тему даёт ребёнку эмоц.разрядку, позволяет ему отреагировать на пугающую ситуацию, развивает творч.воображение. Последующее же обсуждение рисунка способствует осознанию им своих инд.особенностей и более тонкому пониманию окр.мира. Средства психокоррекционной работы: -изо.-графические; -муз.-ритмические; -двиг.-экспрессивные; -предметно-манипулятивные; -вербально-коммуникативные; Психокоррекция детей (3-7 лет) осуществляется с опорой на опр.психол.механизмы: проективные; рефлексивные; релаксационный; регуляционный; идентификационный; и др. Сочетание (чередование) направленности корригирующих средств и приёмов, опосредованный специфическим психол.механизмом даёт возможность дет.психологу обосновано выстроить психокоррекц.систему адекватную возр.особ-тям контингента. Содержание психокоррекц.работы связ-ся с наиб.типич.трудностями детей дошк-ков: несоответствие психич.(умств.) развития ребёнка возр.норме;неготовность к шк. обучению; неуспеваемость (низкая познав.и учеб.мотивация); негативные тенденции личност.развития; коммуникативные проблемы; неорганизованность поведения; низкий уровень произв.регуляции; эмоц.нарушения поведения; дезадаптация в д/с, школе, семье. Соответственно обнаруженным трудностям предлагаются пути коррекции: коррекция умств.развития: -развитие сенсор.способностей; -развитие наглядно-образного, наглядно-действенного мышления; -развитие нач.функций произв. внимания и памяти; -развитие речи; Развитие познав.мотивации. Коррекция готовности ребёнка к обучению: -коррекция внутр.позиции ребёнка; -формир-е общей успеваемости (+ мотивация, познав.процессы, самоконтроль, самооценка); -коррекция простр.ориентации (письмо); -чтение; -коррекция исходных представлений о количестве, величине и т.п. Коррекция личностного развития: -коммуник.проблемы +трудности общения в семье: направленная на изменение соц.установок и моделей воспитания; родит.тренинг, пед.общения; орг-ция игр ребёнка с род-лями; -коррекц.игры ребёнка с психологом; +если вне семьи: коллектив.игры, игровая коррекция поведения, статусная психотерапия, соц.терапия. -проблемы самооценки, тревожности, повышенной эмоц.напряжённости, пассивности, конформизма (психогимнастика, холдинг-терапия, арт-терапия, психодрама и другие формы десенсибилизации). Продлемы дезадаптации (комплексная) Дезадаптация ребёнка: Коммуникативные проблемы; Задержки, нарушения умств.развития; Неподготовленность к обучению; Нарушения личност.развития; Дезорганизация поведения; Нарушения базальной эмоц.регуляции поведения.
37.Диагностика аномального развития. Психодиагностика – область психол.науки и одновременно важнейшая форма психол.практики, кот.связана с разработкой и исп-ем разнообразных методов распознания инд.-психол-х особ-тей ч-ка (А.Г.Шмелёв). Применительно к д.в. психодиагностика опр-ся как деят-ть по психол.изучению реб-ка на протяжении дошк. детства в контексте семьи и образовательно-развивающей среды ДОУ. Дизонтогения - различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости. Развитие личности (аномальное) — хронические изменения личности, не связанные с повреждением или заболеванием мозга. Р. л. (а.) включает расстройства личности и поведения, развившиеся в результате неблагоприятных воздействий, заведомо неадекватного воспитания, катастрофических или чрезмерно продолжительных стрессов. Описанные тенденции в образовании детей с недостатками развития показывают, что сегодня роль психодиагностики нарушений развития очень велика: требуется своевременное выявление детей с нарушениями развития в популяции; определение их оптимального пед.маршрута; обеспечение их инд.сопровождением в спец.или общеобраз.учреждении; разработка планов инд.обучения и программ инд.коррекции для проблем.детей в массовой школе, для детей со слож.нарушениями развития и тяжелой степенью нарушений психич.развития, для кот.отсутствуют типовые образ.программы. Вся эта работа может быть осущ-на только на основе глубокого психодиагн.изучения ребенка. Диагностика недостатков развития должна включать 3 этапа. 1 этап получил название скрининг (от англ. screen — просеивать, сортировать). На этом этапе выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии ребенка без точной квалификации их характера и глубины.2 этап — дифференциальная диагностика отклонений в развитии. Цель этого этапа — определить тип (вид, категорию) нарушения развития. По его результатам определяется направление обучения ребенка, вид и программа образ.учреждения, т.е. оптимальный пед.маршрут, соответствующий особенностям и возможностям ребенка. Ведущая роль в дифференциальной диагностике принадлежит деятельности психолого-медико-пед-х комиссий (ПМПК). 3 этап — феноменологический. Его цель — выявление инд.особенностей ребенка, т.е. тех хар-тик познав.деят-ти, эмоц.-волевой сферы, работоспособности, личности, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при орг-ции инд.коррекционно-развивающей работы с ним. В ходе этого этапа на основе диагностики разрабатываются программы инд.коррекционной работы с ребенком. Большую роль здесь играет деят-ть психолого-медико-пед-х консилиумов (ПМПк) образ. учреждений. Для успешного осуществления психолого-пед.диагностики нарушенного развития необходимо остановиться на рассмотрении понятия «нарушенное развитие».
27.Групповые формы психокоррекционной работы с детьми. Формирование групп для проведения психокоррекционной работы. Психокоррекция – психол. воздействие, напр-е на изменение способов поведения и каких-либо инд.-психол-х особ-тей личности, вызывающих её дезадаптацию в среде. Психокоррекция рассм-ся как совок-ть психол.средств и методов по «созданию оптим. возможностей и усл. для полноценного и своевременного психич.развития». Психокоррекция на практике применяется в двух формах: индивидуальной и групповой. Во втором случае он работает с группой клиентов, которые в психокоррекционном процессе взаимодействуют не только с психологом, но и друг с другом. Групповое (чаще всего семейное) консультирование имеет целью исследование системы реально-существующих отношений между людьми. Содержание этих отношений может быть самым различным, но для психолога важно перевести его на язык субъективной моральноти каждого члена группы (что он думает, чувствует, хочет). Задачей психолога в групповом консультировании является нахождение предмета взаимодействия членов группы, которы мог бы связать субъективные модальноти членов групп. В ходе консультирования выявляются так же типы отношений (на основе какой-либо теоретической концепции), например Э. Берна, З.Фрейда, В. Сатир, А.И. Захарова, А.Е. Лично и др., их сожержание и устойчивость, иерархию, тип воздействия. Группа в ситуации взаимодействия может выступать как коллективных клиент или как сочетание заказчика и пользователей психологической информацией. Схему исследования группы в психологическом консультировании можно представить следующим образом:
Предмет взаимодействия группы |
Психологическая информация и её модальность |
Устойчивые элементы в предмете взаимодействия Динамические элементы в предмете взаимодействия Современные воздействия членов группы друг на друга Выработка альтернатив в действиях группы |
Типы взаимодействия
Индивидуальное состояние члена группы Мера воздействия
Задачи и резервы развития всех членной группы |
Содержанием воздействия может быть информационно-просветительская работа психолога или совместная работа с другими специалистами над проблемами данной группы. Специфика консультирования каждой группы (семья, детская группа и т.п.) определяется содержанием предмета взаимодействия. Психокоррекционная группа - это искусственно созданная малая группа, объединенная целями межличностного исследования, личностного научения, самораскрытия. Это взаимодействие "здесь и теперь", при котором участники изучают происходящие с ними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном месте. Среди коррекционных групп выделяют группы для решения проблем, для обучения межличностным взаимоотношения роста (самосовершенствования). Психокоррекционны группы могут быть центрированы преимущественно на руководителя (группы тренинга умений) или на ее членах (группы встреч). Состав группы определяется ее типом (группа встреч, группа умений и т.д.), а также формой и содержанием предполагаемой психокоррекционной работы. Противопоказанием для групповой психокоррекционной работы является низкий интеллект клиента.
26.Специфика индивидуальной коррекционной работы с ребёнком. Психокоррекция – психол. воздействие, напр-е на изменение способов поведения и каких-либо инд.-психол-х особ-тей личности, вызывающих её дезадаптацию в среде. Психокоррекция рассм-ся как совок-ть психол.средств и методов по «созданию оптим. возможностей и усл. для полноценного и своевременного психич.развития». Психокоррекция на практике применяется в двух формах: индивидуальной и групповой.Индивидуальные консультации делятся на: *однократные и многократные; консультации по личному обращению; *в результате вызова, направления; *без дополнительного тестирования, с дополнительным тестированием;*без привлечения методов психол.диагсностики и с привечением этих методов;*изолированные и комбинированные с другими методами психологической помощи. Кроме того, возможно выделение различных видов консультаций в зависимости от теоретического подхода, в рамках которого работает психолог-консультант. По характеру решаемых задач различают возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, кризисное и другие виды консультиарования. Содержание индивидуального консультирования определятся заказом клиента. Оно опирается на рефлексию психологом понятий нормы психического развития и позиции взаимодействия с клиентом. С точки зрени Г.С. Абрамовоц, знание нормы позволяет психологу дифференцировать социальные, этические, нравственные и психологические задачи взаимодейтсивя с клиентом и осознанно выбирать стратегию работы с ним. Понятие нормы требует от психолога знаний периодизации психического развития, его механизмов на каждом конкретном этапе. В таком случае схема индивидуального консультирования, с точки зоения психолога (клиента), будет представлена следующим образом: содержание задачи взаимодействия (текс заказа), механизмы психического развития (психологическая задача), период психического развития (возможность изменения), содержание нормы психического развития (выбор направления изменения). Следовательно, анализируя возможности изменения клиента психолог работает с задачами и резервами развити данного человека на основе научных данных о содержании того или иного периода психического развития. Без рефлексии на содержание понятия нормы психического развития и связанных с ним понятий пограничных состояний и психического здоровья он утрачивает профессиональное видение ситуации взаимодействия с клиентом и будет строить отношения с клиентом в русле житейской или обыденной психологии. В процессе индивидуальной работы с клиентом психологу приходится обращаться к сущности человека при формулироваки для клиента психологических задач, решать вопрос о смысле жизни человека, что требует философского и марально-этического самоопределения психолога-консультанта. Формы: Методы психокоррекционного воздействия: убеждение, внушение, психологическое консультирование.
36.Психологическая экспертиза иновационной деятельности. Инновационная деятельность в настоящее время является неотъемлемой составляющей образовательной деятельности детского сада, если детский сад работает в режиме развития и учитывает потребности социума и направления государственной политики в сфере дошкольного образования (в том числе потребность в инновационных системах образования и воспитания, внедрении новых технологий и содержания образования в области детства). Инновационная деятельность (ИД) включает в себя обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с госcтандартами; обновление педагогических технологий, методов и форм работы; сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и экспертной оценкой. Экспертиза - изучение специалистом (или группой специалистов) вопроса, требующего для своего решения знаний в специальной области науки, с вынесением определенного суждения (заключения). Психологическая экспертиза – исследование, осуществляемое экспертом на основе специальных познаний в области психологии в целях дачи заключения по поводу обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. При разработке новых педагогических технологий в образовательных учреждениях обязательным условием является проведение психологической экспертизы влияния новых педагогических технологий на уровень развития, психологическое и физическое состояние учащихся. Проведение психологической экспертизы включает следующие основные этапы: 1. Определение предмета исследования (уровень развития высших психических функций, психологическое или физическое состояние учащихся). 2. Выбор адекватных методик исследования (информативных, допускающих ретестирование, дифференцированных). 3.Формирование основной и контрольной выборок испытуемых (однородных и стратифицированных). 4. Проведение исследования (до, во время, и после обучения с использованием новых педагогических технологий). 5. Статистическая обработка результатов исследования.
29.Проблемы психологического просвещения родителей и воспитателей по вопросам развития ребёнка Психологическое просвещение – это приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых - психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и пр. Поэтому практическому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в:1 – знакомить взрослых с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребёнка;2 – популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;3 – формировать потребность психологических знаний, желание использовать их в работе с ребёнком и в интересах развития собственной личности;4 – знакомить детей с основами самопознания, самовоспитания;5 – достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в ДОУ. Формы психологического просвещения: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и т.д. Средства психологического просвещения подразделяются на: 1) вербальные (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении), публицистика (печатные и электронные СМИ); 2) наглядные (плакат, буклет, памятка), интерактивные и т.п. «Иногда просвещение принимает нетрадиционные формы: психолог проводит урок вместе с учителем, направляя его деятельность в желаемое русло» (М.Степанова, 2003) . Практически безграничные, но мало реализованные на сегодня, возможности для П.п. предоставляет Интернет (размещение тематической информации на web-сайтах и т.п.). ий и навыков воспитателей в области сотрудничества с семьей.