Шпаргалка по "Практической психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 18:09, шпаргалка

Описание работы

1.Психологическая служба в ДОУ
2. Организация психологической службы в ДОУ
...
35.Психологические проблемы преемственности обучения и воспитания в образовательном пространстве «Детский сад-школа»
37.Отклонения в психическом развитии.

Файлы: 1 файл

шпаргалки практической психологии.docx

— 201.94 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32.Роль родителей в формировании личности ребёнка. Типы семейного воспитания и их влияние на психическое развитие ребёнка Формирование личности человека происходит не в идеальных условиях. Социализация и воспитание в семье понимаются нами как стихийное и часто неосознанное подражание или заимствование манер, взглядов, установок родителей. Внешне поведение родителей может быть вполне соц.приемлемым, так как оно подчиняется бытующей морали, правилам и нормам взаимоотношений. Однако внешняя соц.форма поведения супругов может резко расходиться с действит-ми их качествами и свойствами. Она, т.е. форма поведения, является ролевым, заданным поведением в том или ином коллективе или малой группе. Служеб. роли и обязанности задают опр.стандарт поведения. Множественность ролей, кот.исполняют родители в обществе (руководитель группы, болельщик, рыболов, руководитель семинара, командировочный, зритель) налагают на их поведение особые черты. Однако семейное поведение родителей значит.отличается от всех др.ролей и типов поведения в иных ситуациях. Это поведение меньше всего задано внеш.стандартами, образцами, моделями, обязате.нормами и правилами поведения и наиболее адекватно психол.сущности родителей. Поэтому поведение родителей в семье иногда выходит из-под самоконтроля и тогда, когда рядом с ними находятся дети. И эти дефекты поведения родителей, дефекты их собств.воспитания, недостатки хар-ра, так или иначе, будут улавливаться, и восприниматься детьми. Опыт семейн.взаимоотношений и положительные, и отрицательные моменты -- становится решающим для человека, когда он начинает строить свою семью. Поэтому не случайно, по наблюдениям некот.психологов, большая часть счастливых браков заключается выходцами из благополучных, счастливых семей. Значит.влияние на личность реб.оказывает стиль его взаимоотношений с род., кот.лишь отчасти обусловлен их соц. положением. Сущ-ет несколько относительно автономных психол.механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, кот. взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка опр. систему норм, соблюдение которых постепенно становиться для реб.привычкой и внутр.потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутр.мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуник.качества. Семейная социализация не сводиться к непосредственному «парному» взаимодействию ребенку с род-ми. Так, эффект идентификации м.б.нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Вместе с тем весьма важны эмоц.тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.  Эмоц.тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе кот.стоят максимально близкие, теплые, доброжел.отношения (родительская любовь), а на другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущества первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств род.любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и друж.отношения с др.людьми и устойчивый + образ «Я». Разные способы род.контроля также можно представить в виде шкалы, на 1 полюсе кот.высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом - пассивность, зависимость, слепое послушание. За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к ребенку, в других - от ребенка к родителям. Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в зависимости от предмета: в одних вопросах дети имеют почти полную самостоятельность, в других (например, в финансовых) - право решать остается за родителями. Кроме того, родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются детьми и на самом деле бывают более жесткими и строгими, чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга. Наилучшие взаимоотношения детей с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае послед-но и вместе с тем гибко и рационально: родитель всегда объясняет мотивы своих треб-й и поощряет их обсуждение ребенком; власть используется лишь в меру необходимости; в ребенке цениться как послушание, так и независимость; родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым; он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний. Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Род.требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у ребенка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, СМИ - часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. 4 типа воспитания: Гиперсоциальное, Эгоцентричное, Тревожно-мнительное и Без любви. Гиперсоциальное воспитание, или “правильные родители” Гиперсоц.тип воспитания в семье не вызывает у окр.недоумения, напротив, всячески поддерживается и одобряется. Сделали ребенка таким родители, движимые “благими намерениями” и знаниями, почерпнутыми из многочисленных книг. План может быть разным, в зависимости от того, что попадает в зону жизненных ценностей родителей – спорт, бизнес, политика, здоровый образ жизни. Жизнь ребенка с самых первых дней подчинена строгим правилам. Неукоснительно соблюдается режим, дисциплина, много внимания уделяется привитию норм поведения. Методы воспитания не слишком разнообразные: контроль, поощрение, наказание, но вот в рамках этого родители бывают очень изобретательны. Ребенок лишен права выбора, и его собственные наклонности и желания в расчет не принимаются. Очень скоро ребенок начинает понимать, что, для того, чтобы быть любимым, надо быть послушным. Детский сад привлекает гиперсоциальных родителей наличием все тех же правил и дисцип.норм. Учреждение выбирается тщательно, предпочтение отдается тому, где много дополнительных развивающих занятий и детям почти некогда играть. Та же схема повторяется, когда ребенок дорастет до школы. Последствия гиперсоциального воспитания не всегда заканчиваются трагически. Но люди, выросшие в подобных семьях, зачастую испытывают проблемы в построении взаимоотношений, общении. Их категоричность и наличие твердых принципов, приемлемые в деловой обстановке, не позволяют построить теплые семейные отношения. Причиной гиперсоциального типа воспитания, помимо прародительской семьи, может быть индивидуальная склонность к рационализации и такие качества характера, как целеустремленность, тщеславие, настойчивость, требовательность и отвержение чувств, зависимость от мнения окружающих. Эгоцентричное воспитание, или все для ребенка Ребенок воспринимается родителями как сверхценность, смысл жизни, кумир, которому подчинен весь уклад жизни семьи. В семье для ребенка нет понятия режима, дисциплины, слово “нельзя” произносится крайне редко, да и то так неуверенно, что ребенку ничего не стоит превратить его в “можно”. Эгоцентрический тип воспитания трудно представить в многодетной семье, В основном это семьи, в которых растет один ребенок, окруженный большим количеством взрослых. Часто подобное отношение к ребенку привносится бабушкой, когда появление внука или внучки придает ее жизни новый смысл. В жизни людей, обожаемых в детстве, нередко случаются стрессы и трагедии. Та ситуация, с которой другие справляются быстрее, может у этого человека вызвать депрессию или нервный срыв. Неприспособленность к жизни может выражаться в абсолютном неумении заботиться о себе, не говоря уже об окружающих. Когда у таких людей появляются дети, они могут повторить в воспитании родительский сценарий или, напротив, будут равнодушными, безучастными, капризными, если воспримут малыша как соперника. Тревожно-мнительное воспитание, или любить - значит бояться Ничто так сильно не терзает душу родителей, как страх за своего ребенка. Подобное состояние часто встречается у родителей, дети которых впервые идут в садик, в новую школу, едут в лагерь или на дачу, ложатся в больницу или просто уезжают погостить. Это естественная тревога, обусловленная ситуацией, переживаниями за ребенка, нарушением привычного образа жизни. Почти все родители переживают подобное, но со временем тревога проходит, страх за ребенка исчезает или возникает редко. Страх за ребенка рождается вместе с его появлением, а иногда даже и раньше. С ребенка не спускают глаз, даже когда он подрос и может обходиться без этого. Обычные заболевания в таких семьях вызывают панику. Другая причина – трагедия в семье, смерть близкого человека, несчастный случай. Страхи вытесняют присущую детям любознательность, открытость. Как крайний вариант – невротическое состояние, которое переходит в невроз. Навязчивые движения или мысли, нарушение сна или ритуалы, которые появились в поведении ребенка, - верный признак того, что надо проанализировать все происходящее и обратиться к психологу. Воспитание без любви. Ребенок, который является для своих родителей источником разочарования и раздражения, даже внешне отличается от других детей. Не найдя проявлений любви у близких, он будет усиленно пытаться получить их от других взрослых: заискивающий взгляд, стремление угодить, понравиться, взять взрослого за руку, залезть на колени. Между тем неприятие встречается и в обычных, внешне благополучных семьях. Причины самые разные: один из супругов против появления ребенка или семья находится на грани развода, материальные сложности, беременность не планировалась… Малыш появился на свет, и он уже нелюбим. Разочарование в ребенке может наступить и позже. Постоянный контроль, всевозможные наказания – от физических до более тяжелых моральных, вслед за которыми может наступить прощение, но никогда нет раскаяния со стороны родителей. Им кажется, что с этим ребенком по-другому нельзя. Раздражение и досаду вызывает его поведение, внешний вид, поступки, привычки, черты характера. Родители пытаются переделать ребенка, подогнать его под свой стандарт, который считают правильным. К возможным причинам неприятия родителей можно отнести трагедии их собственного детства. Неприятие в семье может быть направлено на одного из детей, того, кто, по мнению родителей, проигрывает в сравнении с братом или сестрой. Последствия такого воспитания всегда сказываются на характере, отношении к жизни, поведении ребенка, а в последующем – взрослого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37.Отклонения в психическом развитии.Дизонтогения – различ.формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости.Развитие личности (аномальное) — хронические изменения личности, не связанные с повреждением или заболеванием мозга. Р. л. (а.) включает расстройства личности и поведения, развившиеся в результате неблагоприятных воздействий, заведомо неадекватного воспитания, катастроф.или чрезмерно продолжительных стрессов. Отклонения в псих.разв-и ребенка неадекват.формир-ие психол.опыта, вызванное сенсор.нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение) или поражениями центральной нервной системы (умственная отсталость, ЗПР , двигательные нарушения, нарушения речи) в результате перенесенных ребенком вредных воздействий (родовая травма, тяжелая инфекция). Различают первич.нарушения (снижение слуха, зрения, интеллекта ), имеющие органич.хар-р и требующие мед.коррекции, и вторичные, основанные на первичных, которые носят, как правило, системный , характер и поддаются пед.коррекции. При первич.нарушении происходит отставание в сроках формирования психических функций и качественные отклонения в развитии. Нарушается развитие всех познавательных процессов ( восприятия , наглядного и словеснологического мышления ), процессов общения и формирования самоконтроля, затормаж-ся процесс смены ведущей деятельности. В частности, предметная деятельность становится ведущей у глухих и слабослышащих детей лишь к 5 годам, у умственно отсталых вообще к концу дошкольного возраста. У всех аномальных детей наблюд-ся дефекты речевого развития. При этом отклонения в психическом развитии могут обусловливаться и незначительными первичными нарушениями. Н-р, при снижении слуха в диапазоне речи шепотом уже возможны существенные нарушения в реч. развитии. При своевременном воздействии м.б.достигнуто полное восстановление или замещение нарушенной вторич.функции, но спонтанная компенсация дефекта, как правило, не происходит.  

35.Возрастно-психологическое консультирование.Психологическое консультирование – это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определённым образом организованная беседа (Алёшина Ю.Е. 1993 г.).Консультирование может быть использовано, прежде всего, при работе со школьниками и взрослыми людьми. Консультируя взрослого человека по поводу ребёнка, необходимо понимать, что в этом случае воздействие, в первую очередь, оказывается на родителя или педагога. Поэтому результат зависит от личности самого взрослого, и лишь опосредованно, будет сказываться на ребёнке в дальнейшем. Суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь специальными профессиональным, научными знаниями, создаёт условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач (подчеркивается в исследованиях Абрамовой Г.С. 1996 г.).Возрастно-психологическое консультирование имеет основной целью контроль за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса (Бурменская). Его задача отражается в психолого-педагогическом назначении:1.ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании в проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития ребёнка;2.своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам;3.Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике;4.Составление рекомендаций по Ппкоррекции трудностей обучения, воспитания и общения для учителей и родителей;5.Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье;6. Коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами;7.Психолого-пеагогическое просвещение населения.Содержательная специфика возрастно-психологического консультирования концентрируется вокруг проблем психического развития ребёнка. В соответствии с общей схемой ВПК полученные сведения группируются в 4 основных разделах: состояние здоровья; сведении об особенностях социальной обстановки, в которой ребёнок растёт; данные об особенностях поведения и деятельности ребёнка; дифференцированная характеристика познавательной и эмоционально-личностной сфер ребёнка.На основе полученных сведений психолог делает выводы: -общая оценка уровня развития;-сущность трудностей ребёнка;-степень их сложности;-факторы провоцирующие трудности;-сферы воздействия с целью снижения остроты проблемы;-условно-вариантный прогноз развития.ВПК проводится в следующем алгоритме: 1. анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребёнком; 2. Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшетвующих этапах развития ребёнка, его внутрисемейных отношениях; 3. Сбор информации с других учреждениях о состоянии здоровья; 4. Наблюдение за ребёнком в естественных условиях; 5. Экспериментально-психологическое обследование ребёнка; 6. Обработка данных, казуальный анализ результатов; 7. Психологический диагноз ребёнка; 8. Психолого-педагогическое назначение; 9. Контроль, повторное консультирование. Психологический диагноз отражает уровень актуального и ближайшего развития ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35.Психологические проблемы преемственности обучения и воспитания в образовательном пространстве «Детский сад-школа»Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.3. Умственные и нравственные способности учащихся.  4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями работы психологической службы в образовательных учреждениях.1.  Одной из проблем является выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения. Ведь необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребёнка (зону его ближайшего развития), специфику предлагаемых программ, личностные качества будущего учителя и многое другое. 2. проблема завышенных требований к готовности ребёнка к школьному обучению в части школ (особенно гимназий и лицеев). Игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию. Сотрудничество психологов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребёнка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребёнка на образование. 3.  проблема недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей.4. Решение проблемы преемственности часто невозможно из-за недостаточного количества специалистов-психологов в образовательном учреждении.5. Проблема недостаточной обеспеченности учебно-воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими пособиями и  несоответствии существующих пособий новым целям и требованиям обучения  в системе преемственного образования. Для решения этой проблемы необходимо создание модели преемственности детского сада и школы.Эти и некоторые другие проблемы предстоит решать нам в аспекте психологической преемственности непрерывного образования.


Информация о работе Шпаргалка по "Практической психологии"