Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии личности"
Характерный уровень когнитивного развития в отрочестве и юности - формально - логическое, формально - операционное мышление. Это абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, не связанное с конкретными условиями внешней среды, существующее в данный момент. К концу подросткового возраста общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении юности они продолжают совершенствоваться.
Для юношей и девушек становятся характерными установление причинно-следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления, самостоятельная творческая деятельность.
Психологические новообразования
1) Потребность самоопределения;
2) Готовность к личностному
и профессиональному
3) Жизненные планы;
4) Устойчивое самопознание;
5) Идентичность;
6) Ценностные ориентации;
7) Мировоззрение внутренняя позиция мужчины (или женщины).
Кризис перехода к взрослости (18 - 20 лет)
«Отрыв от родительских корней».
61. Развитие самосознания в юношеском возрасте
Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот период – период создания жизненного плана – решаются вопросы « кем быть? » (профессиональное самоопределение) и « каким быть? » (личностное и моральное самоопределение).
• Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности (понятие самоопределения, используемое в отечественной психологии, близко к понятию «идентичность личности» Э. Эриксона).
• Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.
• Самоопределение связано с новым восприятием времени . Теперь осознается временная перспектива.
• Наблюдается общая стабилизация личности.
• Развивается нравственная устойчивость личности.
• Юношеский возраст – возраст выработки мировоззрения.
• Происходит изменение учебной мотивации.
62. Критерии сформировавшейся личности.
Личность - это индивид,
обладающий собственными взглядами
и умеющий эти взгляды
Сществуют вполне определенные критерии сформировавшейся личности.
Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия. Иначе говоря, если он способен преодолевать свои непосредственные побуждения ради чего-то другого. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Этому ребенок учится в дошкольном возрасте. Хорошо известен эксперимент, получивший название «эффекта горькой конфеты». Ребенок-дошкольник получает от экспериментатора невыполнимое задание: достать, не вставая со стула, вещь, которая лежит в другом конце комнаты. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помещения. После безуспешных попыток ребенок встает, берет нужную вещь и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфета оказалась для него «горькой».
О чем свидетельствует этот эксперимент? Ребенок был поставлен в ситуацию конфликта мотивов. Один его мотив – взять интересующую вещь (непосредственное побуждение); другой – выполнить условие взрослого («социальный» мотив). В отсутствие взрослого верх взяло непосредственное побуждение. Однако с приходом экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого еще усилилось незаслуженной наградой. Отказ и слезы ребенка — свидетельство того, что процесс освоения социальных норм и соподчинения мотивов уже начался, хотя и не дошел еще до конца.
Второй необходимый критерий личности – способность к сознательному руководству своим поведением. Он формируется в подростковом возрасте и выражается в стремлении осознавать свои мотивы и управлять ими.
63. Развитие личности в возрасте ранней зрелости
Центральные новообразования ранней зрелости, в соответствии с функционально-стадиальной периодизацией Ю. Н. Карандашева (1991):
• притязания на овладение специальностью (20–24 года);
• притязания на овладение профессией (24–28 лет).
В период ранней взрослости:
• строится собственный образ жизни,
• происходит усвоение профессиональных ролей,
• происходит включение во все виды социальной активности,
• в систему субъективных свойств личности включаются жизненные планы человека, его мотивы и цели деятельности.
Три системы развития взрослого человека предполагают динамические взаимодействия между тремя «Я»: как индивидуума, как члена семьи и как работника. Эти взаимодействия осуществляются в более широком контексте общества и культуры
Э. Эриксон (1968) считал, что каким бы ни был источник приобретения идентичности, главным событием взрослости является достижение генеративности. Он толкует генеративность как попытку увековечить себя путем внесения долговременного и значимого вклада в окружающий мир путем профессиональной деятельности, художественного творчества или воспитания детей.
Задачи ранней взрослости:
• выбор супруга (и);
• подготовка к супружеской жизни;
• создание семьи;
• воспитание детей;
• ведение домашнего хозяйства;
• начало профессиональной деятельности;
• принятие гражданской ответственности;
• нахождение конгениальной социальной группы.
64. Развитие личности в возрасте средней зрелости
Несмотря на испытываемый натиск внешних изменений, внутренние изменения происходят постепенно и, как правило, наступают вместе с важными жизненными событиями. Осмысление и переоценка жизни в среднем возрасте происходят как раз в контексте этих изменений и сохранения преемственности. Эти размышления и переоценки происходят в контексте трех связанных между собой миров – личного мира, мира семьи и профессионального мира.
Центральные новообразования возраста средней зрелости в соответствии с функционально-стадиальной периодизацией Ю. Н. Карандашева (1991):
• притязания на овладение социальной ролью (28–30 лет);
• притязания на овладение социальным статусом (32–34 года).
В период средней взрослости наступает консолидация социальных и профессиональных ролей (Д. Б. Бромлей, 1966) . Главная дилемма развития у взрослого человека средних лет в соответствии с точкой зрения Э. Эриксона – это дилемма неуспокоенности (генеративность) . Неуспокоенность, понятие близкое самоактуализации, которую А. Маслоу определяет как стремление стать как можно лучше.
Задачи средней взрослости:
• достижение гражданской и социальной ответственности;
• достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня;
• выбор подходящих способов проведения досуга;
• помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми;
• усиление личностного аспекта супружеских отношений;
• принятие физиологических перемен середины жизни и приспособление к ним;
• приспособление к взаимодействию со стареющими родителями.
Среди специфических жизненных задач взрослой жизни, Р. Пэк выделяет наиболее важные проблемы, или конфликты развития взрослого человека в среднем возрасте:
• По мере убывания жизненных сил и ослабления здоровья переключение большей части своей энергии на умственную деятельность, вместо физической. Р. Пэк называет эту корректировку признанием ценности мудрости против признания ценности физических сил.
• Уравновешивание – на новом уровне – социального против сексуального начала в человеческих отношениях. Физиологические изменения вынуждают людей переопределять свои отношения с представителями обоих полов, делая акцент на общении и товарищеских отношениях, а не на сексуальной близости или конкуренции.
• Катексисная (эмоциональная) гибкость против катексисного обеднения. Эмоциональная гибкость лежит в основе корректировок, к которым люди среднего возраста должны прибегать в тех случаях, когда рушатся семьи, уходят друзья и старые интересы перестают быть средоточием жизни.
• Умственная гибкость против умственной ригидности – борьба со склонностью слишком упорно придерживаться своих жизненных правил и недоверчиво относиться к новым идеям.
Кризис середины жизни подразумевает значительное изменение в личности и жизненных перспективах у лиц, вступающих в середину жизни. Согласно Levinson (1986), типичный возраст для этого кризиса между 40 и 45 годами, согласно Jagues (1965) или Gould (1978) – около 37 лет. В обширном обзоре литературы Kearl и Hoag (1984) отметили, что чаще начало кризиса относят к 37,7 лет.
Характеристики кризиса середины жизни :
• убывание физических сил и привлекательности;
• осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования;
• «социализация», принятие других людей как личностей, как потенциальных друзей.
В период кризиса середины жизни,
• с одной стороны, происходит переоценка прошлого и неудовлетворенность настоящим,
• с другой стороны, появляются новые возможности последовать за личными мечтами и выбрать новое направление приложению собственных усилий.
Можно сделать вывод, что кризис середины жизни – это процесс интенсивного и трудного перехода, вызванного осознанием, что адаптационный стиль, который был адекватен в возрасте ранней зрелости, стал неадекватным в возрасте средней зрелости. Этот процесс включает изменение во временном взгляде на будущее от «времени рождения» до «времени, оставшегося жить», обзор прошлых и настоящих достижений и потерь, переоценку личностных целей.
65. Развитие личности в возрасте поздней зрелости, пожилом и старческом возрасте.
Центральные новообразования
в соответствии с функционально-стадиальной
периодизацией Ю. Н.
• притязания на завершенность жизненных планов (36–40 лет);
• притязания на расширение жизненных планов (40–44 года).
Собственное «Я» все более лишается своего исключительного положения. Преобразования внутреннего мира, отношений являются следствием главным образом сознательной саморегуляции поступков самим человеком в результате критического к себе отношения и переоценки своих ценностей . Наблюдается все усиливающаяся тенденция довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которые, скорее всего, никогда не удастся достичь. Отмечается отчетливая тенденция чувствовать свое собственное положение вполне удовлетворительным.
В исследованиях J. Rosen, B. Neugarten (1960) доказано, что с возрастом растет социальная активность, однако она слабеет и понижается после 60 лет жизни.
Период старения имеет свои особенности. Характерно, что угасание физиологических возможностей организма не идет параллельно с психологическими и личностными инволюционными процессами.
Характерным для пожилого человека является:
• смещение ряда ведущих потребностей на нижние этажа иерархии;
• «выпячивание» отдельных потребностей (потребности привязанности, страх одиночества, потребности порядка, стабильности), что нарушает диалектику потребностей и затрудняет общий процесс саморегуляции;
• возникновение «сдвоенных потребностей».
Задачи пожилого возраста (R. J. Havighurst , 1953):
• приспособление к убыванию физических сил и ухудшению здоровья;
• приспособление к выходу на пенсию и снижению доходов;
• приспособление к смерти супруга (и);
• установление прочных связей со своей возрастной группой;
• выполнение социальных и гражданских обязательств;
• обеспечение удовлетворительных жизненных условий.
Р. Пэк (R. C. Peck, 1968) выделяет наиболее важные проблемы, или конфликты развития взрослого человека в возрасте поздней зрелости:
• Дифференциация Эго против поглощенности ролями. Происходит переоценка собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до их ухода на покой остается главной.
• Трансцендентация тела против поглощенности телом. Изменение, относящееся к способности индивида избегать сосредоточения на недомоганиях, сопровождающих старение.
• Трансцендентация Эго против поглощенности Эго. Имеет особенно важное значение в старости. Люди, встречающие старость без страха и отчаяния, переступают через близкую перспективу собственной смерти благодаря участию в молодом поколении.
Стадии приближения смерти (Э. Кюблер-Росс, 1969)
66. Культура и невроз.
В последнее время
все больше появляется данных о том,
как культура и ее развитие влияет на человека. Касаясь
темы неврозов, можно говорить об увеличении
количества людей, страдающих этим заболеванием
и об изменении форм неврозов, то есть
под действием культуры появляются новые
формы, а старые формы претерпевают значительные
изменения.
Проблемы взаимосвязи культуры и неврозов
были рассмотрены еще Фрейдом в его учении.
Как мало значения придает Фрейд культурным
факторам, видно также по его склонности
рассматривать определенные воздействия
окружающей среды как случайности в судьбе
индивида, вместо того, чтобы признать
в полной мере силу стоящих за ним культурных
влияний. В той мере, в какой Фрейд рассматривает
влияние культурных факторов на неврозы,
он делает это слишком односторонне. Его
интерес ограничен влиянием культурных
условий на существующие “инстинктивные”
влечения. В соответствии со своим представлением
о том, что основным внешним фактором,
ускоряющим развитие невроза, является
фрустрация, он полагает, что культурные
условия вызывают неврозы, создавая ситуации
фрустрации. Он считает, что культура,
накладывая ограничения на либидозные
и особенно деструктивные влечения, способствует
порождению и вытеснению чувства вины
и потребности в самонаказании. Поэтому
его точка зрения в целом сводится к тому,
что нам приходится платить за культурные
блага разочарованием и несчастьем. Выход
из этого можно найти в сублимации. Так
как способность к сублимации ограничена,
а вытеснение “инстинктивных” влечений
является одним из важнейших факторов
в порождении неврозов, Фрейд устанавливает
количественную связь между степенью
вытеснения, вынуждаемого культурой, и
частотой и тяжестью возникающего в результате
невроза.
На формирование невроза оказывает влияние
ни только наличие внутреннего конфликта,
но и травматическое переживание, как
фактор “второго удара”, пробуждающий
имеющиеся в личности конфликты. Состояние
нервной системы ко времени действия психической
травмы играет большую роль в возникновении
заболевания. Появлению неврозов способствует
все то, что астенизирует нервную систему,
в том числе и социально-культурные факторы.
При астенизации трудность может считаться
непреодолимой и стать психотравмирующей
могут подвергнуться переоценке бывшие
в прошлом неприятные события, которые
т.о. приобретают психотравмирующее действие.
Сила психотравмирующего воздействия
определяется не физической интенсивностью
сигнала, а значимостью информации для
данного индивида, то есть зависит не от
количественной, а от семантической стороны
сообщения. Потребности человека его воспитание,
жизненный опыт, взгляды, установки, идеалы,
его идеология, обусловленные влиянием
социальной среды, умение находить рациональный
выход из сложных жизненных ситуаций определяют
значимость, а в связи с этим и патогенность
для него той или иной информации, влияют
на характер психологической переработки,
которой эта информация подвергается.
Отсюда невроз не может быть сведен к элементарным
отношениям “стимул-реакция”.
Психической травмой обычно является
не то, что обращено только в прошлое, а
то, что угрожает настоящему и будущему,
порождает неопределенность ситуации
и потому требует принятия решения, как
быть в дальнейшем. Ожидание неприятного
события, прогнозирование его последствий
иногда может вызвать даже большую нервную
напряженность, тревогу, чем само наступившее
событие.
К неврозу могут приводить ситуации, при
которых происходит нарастание эмоциональной
напряженности под влиянием частых колебаний
событий то в одну, то в другую сторону.
При любом психотравмирующем воздействии,
обуславливающее возникновение нервно-психического
расстройства – невротического, неврозоподобного
состояния или декомпенсацию поведения
у психопатических личностей, – прежде
всего, происходит нарушение наиболее
сложных форм социально-детерминированного
поведения адаптивного и относительно
стабильного стереотипа реагирования
человека на окружающее. Невротическое
расстройство является нарушением приспособления
человека к новым внешним и внутренним
обстоятельствам, обнаруживаемым в “момент,
когда индивидуальная и социальная эволюция
становится наиболее трудной”. При этом
в первую очередь страдают тонкие и высокоспециализированные
особенности личностной структуры и индивидуальной
приспособляемости (самоконтроль, самооценка
и др.)
Однако взаимосвязь между культурой и
неврозом в первую очередь не количественная,
а качественная. Первостепенное значение
имеет зависимость между качественными
особенностями культурных тенденций и
индивидуальных конфликтов. Исследовать
такую зависимость сложно, так как это
предполагает очень широкую компетенцию.
Социолог может дать информацию лишь о
социальной структуре данной культуры;
аналитик – лишь о структуре невроза.
Преодолеть эти затруднения можно лишь
совместной работой.