Шпаргалка по "Психологии личности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии личности"

Файлы: 1 файл

Ответы по психологии личности.doc

— 480.00 Кб (Скачать файл)

•   Свободен от искусственных и надуманных лабораторных условий.

2. Недостатки:

•   Не обеспечивает надежной основы для формулирования общих принципов поведения.

•   Рассматриваемые случаи слишком частные.

•   Результаты могут отражать интересы и личные склонности исследователя.

•   Не позволяет выделить причинно-следственные отношения между переменными.

6. Проективные методы

Термин «проективный метод» предложил Л. Франк (L. K. Frank, 1939) для обозначения методов оценки, в которых испытуемым дают неопределенные стимулы, содержание которых не предполагает четких, обусловленных данной культурой ответов. Преимущества и недостатки проективных методов:

1. Преимущества:

•  Тестовые стимулы относительно неоднородны и неоднозначны, благодаря чему испытуемый не знает, какую психологическую интерпретацию получат его ответы.

•  Непрямой способ подачи тестового материала не приводит в действие психологические защитные механизмы испытуемого, что дает возможность получать информацию о таких аспектах личности, которые скрыты от наблюдения.

2. Недостатки:

•  Недостаточно стандартизированы.

•  Отсутствует четкая процедура их проведения, оценки и интерпретации.

•  Имеют низкую надежность и валидность.

•  Интерпретация слишком часто зависит от догадок и интуиции психолога, а это не способствует повышению научной ценности проективных тестов.

7. Корреляционный метод

Корреляционный метод  используется для установления связей между переменными и внутри них. Исследователи, использующие корреляционный метод, обычно заинтересованы в получении ответов на особые вопросы.

Преимущества и недостатки корреляционного метода:

1. Преимущества:

•  Позволяет изучать широкий круг переменных, относящихся к индивидуальным различиям.

•  Позволяет изучать переменные в естественных условиях реальной жизни.

•  Позволяет определить, может ли имеющаяся информация об одной переменной использоваться для предсказания появления (действия) второй переменной в будущем.

2. Недостатки:

•  Не позволяет делать заключение о том, что переменные причинно связаны.

•  Возможны недоразумения, вызванные действием «третьей переменной».

•  Надежность и валидность шкал самооценки могут быть сомнительными.

•  При проведении исследования личности огромное значение имеет правильный выбор методов сбора информации и обработки материала.

 

36. Психологический возраст личности

Нет необходимости доказывать, что органическое созревание индивида, например половое, является одной из важных предпосылок формирования идентичности личности.

Представления о специфике «психологического возраста», идущие от Л. С. Выготского, во многом пересекаются со взглядами Б. Г. Ананьева, который неоднократно подчеркивал, что психологический возраст и зрелость выступают как параметры особого исторического времени, в котором и ведется летоисчисление жизненного пути личности . Особенности психологического возраста:

•   обратимость – личность в ходе своего развития не только не стареет, но некоторые жизненные события могут вернуть ей молодость, и не в образном, а в подлинном психологическом смысле этого слова;

•   многомерность – в разных сферах деятельности личность взрослеет неравномерно;

•   «временная перспектива личности» (Б. В. Зейгарник) определяется особенностью направленности мотивов. Признаки наступления психологической старости связываются с ретроспективной направленностью мотивов.

Собственно-психологические критерии зрелости личности:

•   ответственность личности за свои поступки;

•   умение разводить идеальные и реальные цели;

•   осуществление личностью свободного личностного выбора.

 

37. Когнитивистская ориентация в периодизации развития личности: стадии морального развития Л. Колберга, концепция нравственности К. Гиллиган.

Под периодизацией психического развития личности понимается принцип рассмотрения психического развития в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий). Во многих концепциях смена стадий основывается на имеющемся в основании некотором устойчивом признаке (или отношении признаков). В зависимости от своих теоретических установок сторонники периодизации психического развития подразделяют процесс психического развития на большее или меньшее число стадий, используя при этом разные критерии и выделяя различное психологическое число стадий.

В качестве критерия деления развития на этапы Л. Колберг берет три вида ориентаций, образующих иерархию (табл.):

•  ориентация на авторитеты,

•  ориентация на обычаи,

•  ориентация на принципы.

Доконвенциальный уровень (4–10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами, и точка зрения других людей в расчет не принимается. На первой стадии суждение выносится в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой данный поступок. На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь.

Конвенциальный уровень (10–13 лет). Человек, находящийся на этом уровне нравственного развития, придерживается условной роли, ориентируясь при этом на принципы других. На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет. На четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанными ею законами.

Постконвенциональный уровень (с 13 лет). Истинная нравственность, по Л. Колбергу, достигается только на этом уровне развития. Именно на этом уровне человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что предполагает и высокий уровень рассудочной деятельности. На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении демократически принятого решения или вообще на уважении прав человека. На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью – независимо от его законности или мнения других людей.

Гиллиган, одна из сотрудниц Кольберга, упрекала его в том, что он, разработав систему «мужских» нравственных ценностей, основанных на самоутверждении и справедливости, оставил без внимания «женскую» нравственность, ориентированную на заботу о другом человеке и самоотречение. Согласно Гиллиган, развитие нравственности у женщин проходит три уровня, между которыми имеются переходные стадии.

Уровень 1: самоозабоченность. На этом уровне женщину занимают только те, кто в состоянии удовлетворить  ее собственные потребности и  обеспечить ее существование.

Женщина все еще сосредоточена  на собственном благополучии, но в  случае принятия решений все больше учитывает интересы других людей  и объединяющие ее с ними связи.

Уровень 2: самопожертвование. Социальные нормы, которым следует  женщина, побуждают ее переходить к удовлетворению собственных желаний лишь после того, как она удовлетворит потребности других.

Уровень 3: самоуважение. На этом уровне женщина понимает, что  только она сама способна сделать  выбор, касающийся ее собственной жизни, если он не причинит вреда людям, связанными с нею семейными или социальными узами.

 

38. Устойчивая  модель личности З. Фрейда. Типы личности, комплексы, фиксации.

Рассматривая проблему организации психики, Фрейд создал две модели личности человека: топографическую (уровни сознания) и структурную (личностные структуры).

Согласно топографической (более ранней) модели, в психической  жизни человека можно выделить три  уровня: сознание (то, что осознается человеком в данный момент времени), предсознательное (то, что не осознается в данный момент, но достаточно легко может быть осознано) и бессознательное (то, что не осознается человеком в данный момент и практически не может быть осознано самостоятельно; оно включает инстинктивные импульсы, переживания, воспоминания, вытесненные в бессознательное как угрожающие сознанию). Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, а также эмоций и воспоминаний,- которые настолько угрожают сознанию, что в свое время были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Примерами того, что может быть обнаружено в бессознательном, служат забытые травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителю и подавленные сексуальные желания, которые не осознаются. Согласно Фрейду, именно этот неосознаваемый психический «материал» во многом определяет наше повседневное функционирование.

Более поздняя модель личностной организации в психоанализе — структурная модель — постулирует существование трех основных компонентов, или трех инстанций: «Ид» (Оно), «Эго» (Я), «Супер-эго» (Сверх-Я). Согласно Фрейду, «Ид» — это нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Фрейд считал «Ид» посредником между соматическими и психическими процессами в организме. «Эго» (Я) — второй компонент личности — компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Это самая разумная, рациональная часть в человеке, которая стремится выразить и удовлетворить желания «Ид» в соответствии с ограничениями, накладываемыми внешним миром. В борьбе за выживание — как с внешним социальным миром, так и с инстинктивными потребностями «Ид» — «Эго» вынуждено постоянно осуществлять дифференциацию между событиями в психическом плане и реальными событиями во внешнем мире. «Супер-эго» — третий компонент личности — препятствует реализации желаний и стремится подавить их. Эта структура представляет собой интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения и развивается в процессе воспитания, становясь результатом интернализации родительских и социальных ценностей.

 

39. Конструктивистский подход к периодизации Э. Эриксона. Личностная идентичность, деперсонализация.

Основные стадии развития личности по Эрику Эриксону:

1.личность развивается  ступенчато, переход от одной  ступени к другой предрешен  готовностью личности двигаться  в направлении дальнейшего роста,  расширения осознаваемого социального  кругозора и радиуса социального  взаимодействия;

2.общество, в  принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития (Зиглер и Хьелл).

Периоды психосоциального развития по Эриксону:

1) оральная стадия (0-1 год) – младенческий возраст.

Модус эго –  модус впитывания (вбирания) в себя. Сначала ребенок психологически смотрит и впечатывает все, что  видит вокруг себя, но это пока пассивное  вбирание. Затем – активное вбирание (хватает разные предметы, исследует их).

Основная задача – формирование и развитие чувства  доверия (недоверия) к окружающему  миру. Важно взаимодействие матери и ребенка, т.е. чувство базового доверия, состоящее в том, что  ребенок доверяет окружающему миру в лице взрослого (если будет плохо, то кто-то придет на помощь). Если нет должной заботы, формируется базовое недоверие к миру.

2) анальная стадия (1-3 года) – ранний возраст.

Модус эго преобразуется, для растущего организма становятся важным возможности регуляции удержания (выталкивания), т.е. выделительные процессы (приучение к горшку). Но это происходит не только на физиологическом, но и на психологическом уровне – «могу ли я быть автономным, самостоятельно управлять собой. Формируется либо автономия, либо чувство стыда и сомнения (связано с механизмом публичности).

Ребенок уже  достаточно автономен в смысле активного  передвижения. Нередко люди из ближайшего окружения могут стыдить ребенка  за нечистоплотность, формируется представление о себе как о неспособном справляться с собой, т.е. как о человеке, ведущем себя постыдным образом – укореняется чувство стыда.

3) фаллическая  стадия (3-6 лет) – возраст игры.

Модус эго –  интрузия (проникновение куда-то). Появляется интерес к своему полу и половым различиям. Важно, что это возраст игры.

Ребенок нарабатывает или инициативность, реализовывает  себя, или инициатива подавляется, формируются  узкие рамки ограничений и  появляется чувство вины. Вина –  это понимание себя как причины  неправильных действий, зла, чьих-то потерь (оценка самого себя как виноватого). В этом возрасте активно формируется суперэго, т.к. появляется огромное количество запретов.

4) латентная  стадия (6-12 лет) – индустриальная  стадия.

На этой стадии проявляется трудолюбие, мастерство, овладение трудом, творчество. Возрастают способности ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способности взаимодействия со сверстниками в соответствии с правилами. Эго-идентичность – «Я – то, чему я научился».

Противоположный полюс – некомпетентность, несостоятельность, неспособность.

5) подростковый  возраст (12-19 (20) лет).

Главная задача – формирование идентичности как  чувства непрерывной самотождественности.

Первые 20 лет  жизни человек тратит на то, чтобы  войти в общество, в котором он живет, освоить знания, принять культуру, стать полноценным членом общества, т.е. должна сформироваться гармоничная «я-концепция» (эго-идентичность).

Помимо интереса подростков к межполовым отношениям (как у Фрейда), для Эриксона на этом этапе развития более важным является построение гармоничной иерархии своих ролей (сын, ученик, член компании). Если личность умеет гибко переходить от одной роли к другой, то формируется гармоничная идентичность.

6) Молодость  (20 – 35 лет) – ранняя зрелость.

Главная задача – достижение близости с другими  людьми. На этой стадии происходит поиск  близких отношений, создание семьи. Для достижения близости нужно доверие. Если человек не сформировался сам, то не получится создать полноценную  семью из-за неумения нести ответственность, доверять и т.д.

7) зрелость (35 лет  – конец трудовой деятельности).

Главная задача – выбор между продуктивностью  и инертностью. Это подразумевает  генеративность, творчество, оказание влиянии на будущее поколение. Противоположный  полюс – застой, т.е. личность мало что может сделать, отсутствует творчество, забота. На данный период приходится «кризис среднего возраста», который выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни.

8) старость (от 60 и старше) – поздняя взрослость.

Период идентичности приходит к завершению. В этот период личность интегрирует события предыдущей жизни (достижение мудрости). Происходит принятие своей жизни со всеми  успехами и неудачами и результат  жизни оценивается как положительный, т.е. происходит эго-интеграция. Если личность не может позитивно осмыслить свой жизненный путь, то появляется отчаяние, разочарование, чувство горечи и сожаления, что влечет за собой депрессию, ипохондрию, озлобленность.

Идентичность — осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний. Идентичность, с точки зрения психосоциального подхода (Э. Эриксон), является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни. Идентичность обусловливает способность индивида к ассимиляции личностного и социального опыта и поддержанию собственной цельности и субъектности в подверженном изменениям внешнем мире.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии личности"