Шпаргалка по "Психологии личности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии личности"

Файлы: 1 файл

Ответы по психологии личности.doc

— 480.00 Кб (Скачать файл)

 

77. Развитие  личности и её жизненный путь.

Существуют различные  теории развития личности. При этом все факторы, под воздействием которых  личность развивается, подразделяют на внешние и внутренние. Внутренние факторы — это прежде всего анатомо-физиологические особенности индивида, особенности его нервной системы и задатки. Например, слабое зрение и слух, естественно, сказываются на действиях и поступках личности. А задатки, как известно, облегчают развитие способностей личности. Внешние факторы развития личности находятся в окружающей среде. Обычно здесь выделяют природно-географическую и социальную среду. Известно, например, что люди, выросшие на Крайнем Севере, более выдержанные, организованные, умеют ценить время, внимательно относятся к тому, чему их учат. Социальная среда, в свою очередь, подразделяется на макросреду (общество в целом) и микросреду (семья, учебная группа, трудовой коллектив и т.д.) Именно в микросреде закладываются важнейшие морально-психологические характеристики личности. А личность, сформировавшаяся в условиях, например, тоталитарного государства, в большинстве случаев будет не такой, как получившая свободное развитие в условиях демократического общества. В процессе развития личности внутренние и внешние факторы теснейшим образом взаимодействуют. При этом решающая роль в интеграции этих факторов принадлежит самой личности, ее собственной активности в процессе самоактуализации и самосовершенствования. Примером отказа от противопоставления биологических и социокультурных факторов развития личности является теория американского психолога Э. Эриксона. Она основана на генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит каждый человек. Этим восьми стадиям соответствуют свои жизненные кризисы, то есть резкие, крутые переломы, тяжелые переходные состояния: Кризис доверия или недоверия к людям (до 1 года). Самостоятельность, уверенность в себе или сомнение, преувеличенное чувство стыда (от 1 до 3 лет). Любознательность и активность или пассивность и безразличие к людям (от 3 до 5 лет). Трудолюбие или комплекс неполноценности (от 5 до 11 лет). Личностное самоопределение или индивидуальная серость (от 11 до 20 лет). Интимность и общительность или личностная психологическая изолированность (от 20 до 30 лет). Забота о воспитании детей или погружение в себя (от 30 до 60 лет). Удовлетворенность прожитой жизнью или отчаяние (свыше 60 лет). Кроме кризисных периодов в развитии личности психологи выделяют также сензитивные периоды, то есть максимально чувствительные и благоприятные для развития той или иной способности человека. В ходе развития личности постепенно складывается ее устойчивая структура. Психологическую структуру личности составляют: - ндивидуальные особенности психических процессов; - характерные психические состояния; - психические свойства (направленность, способности, темперамент, характер); - жизненный опыт, то есть практически усвоенные знания, умения, навыки, привычки. Жизненный путь личности – это процесс её развития в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчиво-пластичной структуры личности. Анализ проблемы жизненного пути ведётся в психологии с помощью понятий: стратегия жизни, жизненный план, жизненный сценарий, жизненные тактики и пр. Жизненный план – это структурное воплощение жизненного пути. Одновременно он отражает стратегию жизни и жизненный сценарий, который является совокупностью жизненных тактик. Жизненный план возникает в результате генерализации целей, мотивов и ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления личности. Одновременно идёт процесс конкретизации целей. Из мечты или абстрактного идеала как заведомо недосягаемых целей постепенно вырисовывается более или менее реалистический план деятельности и поведения.

 

78. Субъективная  картина жизненного пути как  предмет психологического исследования

 

79. Различные аспекты «Я» (Р. Мейли)

 Я КАК СУБЪЕКТ Оно выражает то обстоятельство, что человек чувствует себя субъектом своих действий, своего восприятия своих эмоций и осознает свое тождество и неразрывность с тем, чем он был накануне. Это непосредственное переживание, иногда определяемое как точечное (Клапаред (1924), например, просил своих испытуемых указать, в каком месте их тела локализовано это переживание), не имеет никакого конкретного содержания, и его можно рассматривать как оборотную сторону центрации субъективной системы. Некоторые наблюдения , особенно относящиеся к патологии, показывают, что это ощущение Я может быть более или менее отчетливым, выраженным или диффузным. В случаях деперсонализации и при так называемой «утрате Я» оно может частично отсутствовать. Коффка (1935), как и многие другие, допускает возможность сознательных переживаний, не сопровождаемых ощущением Я, и приводит в качестве примера рассказ одного горца о том, как он очнулся в ледяной трещине, в которую он свалился, потеряв сознание. Психоаналитик Федерн (1952), наиболее продвинувший вперед изучение феноменологии Я, рассказывает о своем пациенте, постоянно твердившем: «Я уже больше не я». Это утверждение прекрасно иллюстрирует всю сложность таких явлений, при описании которых языковые средства, видимо, не всегда достаточны для того, чтобы точно отразить переживаемые ощущения. С помощью таких интроспективных отчетов можно установить только то, что существуют различные степени ощущения Я, что вполне совместимо с гипотезой, что это ощущение зависит от степени центрации субъективной системы, которая в патологических случаях может быть очень низкой или даже совсем отсутствовать.

МОЕ Для психологии личности термин МОЕ представляет значительно больший интерес, поскольку он связан с индивидуальным содержанием. Он обозначает один из важнейших аспектов Я, и можно только сожалеть о том, что психологи до сих пор не подвергли его систематическому изучению. при более внимательном рассмотрении уже здесь намечается дифференциация: некоторые части тела, такие, как голова, глаза, сердце, видимо, более тесно связаны с ощущением "МОЕ, чем. например, пальцы ног или ногти; известно также, что у маленького ребенка различные части тела только постепенно включаются в общий образ тела. Принадлежность объекта к МОЕ наиболее отчетливо проявляется в том, что при утрате его мы реально чувствуем себя «лишенными чего-то». Реакция на посягательство на МОЕ является объективным критерием, позволяющим, минуя интроспекцию, определить его границы.

 Я. В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ  Известно, что для Фрейда в течение очень долгого времени сущность личности заключалась в ОНО, в подсознательном, и что все те факты, о которых мы только что говорили, представляли для него немалый интерес. Фрейд стремился найти силу, противостоящую побуждениям. Он назвал ее сначала «цензура», и только в 1922 г. в «Я и ОНО» – пожалуй, одной из его наиболее важных для психологии работ – понятие Я утвердилось наконец в психоаналитической теории в качестве важной инстанции личности. Я для Фрейда – это центр, регулирующий процесс сознательной адаптации. Он включает в себя восприятие, интеллект и моторику. Все, что может стать осознанным, принадлежит Я, содержащему, однако, определенную долю бессознательного. Такая концепция Я, достаточная для того, чтобы объяснить механизмы защиты против либидозных побуждений, с теоретической точки зрения не является удовлетворительной. Эта инстанция оказывается, с одной стороны, средоточием познавательных и исполнительных функций и в то же время она включает в себя волю и фактические цели.

 

80. Самосознание  личности и её жизненный путь.

САМОСОЗНАНИЕ — высший уровень развития психики человека, заключающийся в осознании и оценке человеком своих психологических особенностей, на основе чего формируется целостная система представлений о себе. Самосознание предполагает выделение себя из окружающего мири, познание своего внутреннего мира, переживание его и определенное отношение к себе. Важным фактором формирования отношения человека к самому себе являются  другие люди. Каждый новый социальный контакт может изменить представление человека о себе, сделать его более многогранным. Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций, способна оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности подтверждается  непрерывностью его переживаний во времени: человек помнит о прошлом, переживает настоящее, надеется на будущее.  Самосознание выполняет важные функции в жизни человека: функция самопознания – главная функция самосознания заключается в том, чтобы сделать доступным для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле; функция самоопределения — для человека наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), оставаться самим собой в любых ситуациях; защитная функция — благодаря осознанию своей индивидуальности возникает стремление защитить ее от угрозы разрушения, поддержать себя в трудных состояниях; функция самосовершенствования — осознание своих сильных и слабых сторон помогает человеку строить программу собственного совершенствования. Говоря о самосознании человека, следует отметить, что оно формируется в результате общения с другими людьми, в результате сравнения себя с другими. В результате установления сходства или различия с той или иной группой возникают такие образования самосознания, как профессиональное самосознание, национальное самосознание, религиозное самосознание. Жизненный путь личности – это процесс её развития в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчиво-пластичной структуры личности. Анализ проблемы жизненного пути ведётся в психологии с помощью понятий: стратегия жизни, жизненный план, жизненный сценарий, жизненные тактики и пр. Жизненный план – это структурное воплощение жизненного пути. Одновременно он отражает стратегию жизни и жизненный сценарий, который является совокупностью жизненных тактик. Жизненный план возникает в результате генерализации целей, мотивов и ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления личности. Одновременно идёт процесс конкретизации целей. Из мечты или абстрактного идеала как заведомо недосягаемых целей постепенно вырисовывается более или менее реалистический план деятельности и поведения. Существует два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью его планирования и сценарного воплощения. Согласно первому подходу человек сам сознательно определяет своё отношение к жизни, осознанно выбирает и регулирует свой жизненный путь. При этом подчёркивается важная роль родителей в формировании представления ребёнка о жизненных целях и структуре жизненного пути. Второй подход построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и его сценарного воплощения, что происходит на ранних стадиях развития ребёнка.




Информация о работе Шпаргалка по "Психологии личности"