Шпаргалка по "Психологии личности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии личности"

Файлы: 1 файл

Ответы по психологии личности.doc

— 480.00 Кб (Скачать файл)

б) самооценку;

в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Я-концепция – совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на себя и свои возможности в будущем.

 

13. Современные исследования Я-концепции

Я-концепцию часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда выделяют в ней три структурных элемента:

•  когнитивный – «образ Я»;

•  эмоционально-ценностный, аффективный;

•  поведенческий.

Понятие Я-концепции родилось в 1950-е годы в русле гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого «Я» и его личностного самоопределения в микросоциуме. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и понимание идентичности (Э. Эриксон). Однако первые разработки в области Я-концепции принадлежат У. Джемсу (1991), разделившему глобальное личностное «Я» (Self) на взаимодействующее Я-сознающее (I) и Я-как объект (Me).

Я-концепция – целостное  образование, имеет осознаваемый и  неосознаваемый аспекты, отличается сложным  уровневым строением, по-разному  понимаемое различными авторами.

В современной психологии личности можно выделить четыре основных подхода к теоретическим моделям Я-концепций:

•  номотетический (A. Ross; M. Parker; L. M. Soares & A. J. Soares) – Я-концепция рассматривается как одномерный конструкт, описательные характеристики которого в различных сочетаниях используются для объяснения поведения;

•  иерархический (Р. Бернс; А. В. Захарова; И. И. Чеснокова; R. J. Shavelson; R. Bolus) – различные грани Я-концепции выстраиваются следующим образом: в основании находятся частные Я-концепции, вершиной является общая Я-концепция. Общая Я-концепция наиболее стабильна;

•  таксономический (B. A. Bracken; K. K. Howell) – Я-концепция выстроена как серия нескольких высокоспецифических факторов, причем грани Я-концепции относительно независимы друг от друга, хотя существует и некий основной фактор;

•  компенсирующий или уравнивающий (L. M. Soares & A. J. Soares) – поддерживается предположение о существовании общего фактора Я-концепции. Более низкий статус одной грани может быть компенсирован более высоким статусом другой (например, отсутствие восприятия успеха в одной области связано с восприятием успеха в другой).

Отечественные и зарубежные авторы едины во мнении, что развитие Я-концепции характеризуется двумя  чертами:

•  возрастающей концентрацией на внутреннем мире, отражающей растущую способность и интерес к рефлексии личных чувств и мыслей,

•  дифференциацией граней Я-концепции в процессе развития.

Таким образом, развитие Я-концепции идет в направлении  от физического и конкретного  к психологическому и абстрактному, от ситуационных объяснений поведения к стабильным личностным диспозициям.

 

14. Донаучные представления о личности. Философско- литературный период в

истории психологии личности.

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А. Ф. Лазурский, Г. Олпорт, Р. Кеттел и др. Однако теоретические исследова-ния в области психологии личности велись задолго до того времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить, по меньшей мере, три периода: философско-литературный, клинический и экспериментальный.

Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX века. Этот период можно разделить  на следующие этапы:

•  Античность. Античные мыслители предполагали, что душа человека не может быть понята из нее самой. В их объяснениях ее генезиса и структуры обнаруживаются три направления поиска тех больших, независимых от индивида сфер, по образу и подобию которых трактовался микрокосм индивидуальной человеческой души.

Первое направление исходило из объяснения психики законами движения и развития материального мира. Здесь в качестве руководящей выступала идея об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы.

Второе направление было создано Аристотелем. Оно ориентировалось не на природу в целом, а только на живую природу. Оно позволило трактовать психическое не как обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную покидать организм, с которым она внешне связана, а как способ организации поведения живых систем.

Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются человеческой культурой, а именно от понятий, идей, этических ценностей, которые представлены в виде особых духовных сущностей. Исследований не проводилось, психология входила в рамки философии.

•  Средневековье. Развитие арабоязычной науки (Ибн Сина и физиологическая психология); схоластика, томизм – засилье религии, теологическая психология; Возрождение: Ф. Бэкон и его идея методологии, исходившей из познания причин вещей с помощью опыта и индукции.

•  XVII век. Новую эпоху в развитии психологической мысли открыли концепции, вдохновленные триумфом механики (Р. Декарт – открытие рефлекса, противопоставление тела и души – дуализм; Спиноза и попытки построить психологическое учение о человеке как целостном существе, духовно-телесном).

•  XVIII век. Развитие ассоцианизма как течения, объясняюшего развитие психического мира человека (Гартли); солипсизма (Беркли), предполагающего отрицание любого бытия кроме сознания. Кант и его учение об источниках и принципах научного знания. Учение Канта, доказывая априорную целостность психического образа объекта, отвергало ассоцианизм, считавший первичным психические атомы, которые объединяются благодаря ассоциациям. Кант считал, что сознание изначально организовано, обладает структурой и способами построения своего материала.

Особенности периода:

•  психология находится в рамках философии;

•  «наивная психология»;

•  описательная психология;

•  изучение вопросов о нравственной и социальной природе человека;

•  первые попытки определения личности и того, что человек может назвать своим, личным.

 

15. Оформление психологии личности как науки. Клинический период ( XIX – начало XX века)

В первые десятилетия XIX века наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали  вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять наблюдаемое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период получил название клинический.

В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больных, как правило, гипертрофированны (тревожность, заторможенность, возбудимость).

Особенности периода:

•  атомистический подход (разложение психологии на отдельные процессы и состояния);

•  метод наблюдения и интроспекции как основной в описании и объяснении особенностей личности;

•  сужение представлений о личности как особом феномене, попытки определения личности;

•  концентрация на определении черт;

•  концентрация на патологии;

•  отсутствие целостного описания личности;

•  единичность и разрозненность сведений;

•  появление первичных экспериментов и математической статистики.

 

16. Экспериментальный период в развитии психологии личности.

Новая область знания – психология личности не могла  строиться на старой, умозрительной основе, или на базе непроверенных, собранных в клинике единичных данных. Нужны были, во-первых, решительный поворот от больной личности к здоровой; во-вторых, новые, более точные и надежные методы ее исследования; в третьих, научный эксперимент.

Экспериментальные исследования личности в России были начаты А. Ф. Лазурским, а за рубежом – Г. Айзенком и Р. Кеттеллом. А. Ф. Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Заслугой Г. Айзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. Г. Олпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «теория черт». Р. Кеттелл придал исследованиям личности, проводимым в рамках черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования метод факторного анализа, выделил, определил и описал ряд реально существующих факторов личности, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов.

Особенности периода:

•  концентрация внимания на нормальной личности;

•  определение личности (в норме и патологии);

•  использование эксперимента для исследования личности;

•  разработка тестовых методов оценивания личности;

•  разработка методов и процедур математической статистической обработки экспериментов;

•  разработка теорий личности;

•  разработка структур личности;

•  исследование проблем развития личности.

 

17. Современные направления в исследовании личности.

Современная психология личности решает восемь основных глобальных вопросов:

•  Как развивается личность человека?

•  Что мотивирует поведение человека?

•  Как человек приходит к тому, чтобы думать и узнавать о себе и окружении?

•  Какова природа социальной жизни человека?

•  Чем объясняется уникальность личности?

•  Каковы основные детерминанты личностного расстройства ?

•  Каковы определяющие характеристики психически здорового взрослого?

•  Почему одни идут в направлении компетентности и зрелости , а другие – некомпетентности и незрелости?

Наиболее приоритетными и наименее изученными в психологии личности можно назвать следующие направления:

•  Изучение нейрофизиологических, биохимических и генетических основ личности.

•  Исследование когнитивных процессов и их взаимосвязи с другими аспектами психологического функционирования.

•  Изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их относительный вклад в поведение.

•  Изучение развития личности в среднем и старшем возрасте (в настоящее время слабо изучено).

•  Изучение проблем, относящихся к практической деятельности человека.

 

19. Теория психоанализа

называется также фрейдизмом по имени ее основателя 3. Фрейда. На основании многолетних клинических наблюдений за душевнобольными Фрейд создал теорию (Оно, Я, Сверх—Я), объясняющую сущность личности через влияние бессознательных, иррациональных сил — влечений, инстинктов, навыков и т.п. Развитие личности в теории психоанализа понимается | 1к история борьбы неосознаваемых влечений человека (Оно) с запретами, диктуемыми его совестью (Сверх-Я), I 1к на сознательном, так и на подсознательном уровне. Противоречие между борющимися сторонами разреша- « к я с помощью «Я», то есть сознания.

В учении Фрейда особое место  занимает теория психосексуального развития личности. Согласно этой теории развитие личности взрослого человека в огромной мере определяется детскими сексуальными переживаниями. По Фрейду, почти все дети проходят пять стадий психосексуального развития:

Оральная стадия — до 18 месяцев, в период кормления грудью. Эрогенная зона — рот. Ребенок получает большое удовольствие от действий, требующих участия губ, языка.

Анальная стадия — с 18 до 36 месяцев, основным источником удовольствия для ребенка служит анальная зона, отказ осуществлять дефекацию (испражнение, акт удаления кала) тогда, когда требуют родители. Этот момент является для ребенка средством реализации свободы.

Фаллическая стадия — с 3 до 6 лет, преобладает интерес к гениталиям (пенису или клитору). Дети могут рассматривать свои половые органы, испытывать сексуальные побуждения, подсматривать за сексуальными отношениями родителей, мастурбировать, то есть искусственно раздражать половые органы для удовлетворения сексуальных побуждений. На этой стадии формируется комплекс Эдипа (у мальчиков) и Электры (у девочек), при которых у детей проявляется сексуальное влечение к родителям противоположного пола.

Латентная (скрытая) стадия — с 6 до 10—11 лет, то есть до периода полового созревания. Половые чувства выражены минимально. Внешне мальчики и девочки не проявляют интереса друг к другу.

Генитальная стадия — начинается с наступление полового созревания, половое наслаждение перемещается с самого себя на другого человека. У подростков вначале может быть гомосексуальный период, когда предпочтение отдается обществу сверстников одного с ними пола, но постепенно объектом увлечения становится представитель другого пола. Происходит выбор брачного партнера, создается семья.

Согласно Фрейду, если на какой-то из этих пяти стадий ребенок испытывает острый дефицит внимания или, наоборот, чрезмерную опеку со стороны родителей, то это неизбежно сказывается на характере личности в будущем, ее патологии, неврозах, жизненных проблемах и трудностях.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии личности"