Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии личности"
Несмотря на громкую известность психоанализа внутри и далеко за пределами психологии, общепризнанным недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни человека.
Последователи Фрейда: Адлер, Юнг, Эриксон, Хор- ни, Фромм, Райх и другие пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений при объяснении личности человека. Бессознательное в психике человека наполняется у них новым содержанием. У Адлера — это стремление к власти вследствие чувства неполноценности; у Юнга — коллективное бессознательное, передаваемое по наследству в виде архетипов; у Фромма — невозможность достижения гармонии с обществом и т.д.
20. Социально-психологические психоаналитические концепции личности (Э. Фромм, К. Хорни).
Личность — это и человек, и нечто связанное с человеком, какой-то его срез, ракурс, перспектива. Личность — это динамичная, относительно устойчивая, целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, которые выражены в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности.
Существуют различные теории развития личности. Одни учёные отдают предпочтение окружающей среде как источнику развития личности и отрицают роль врожденных, биологических факторов. Другие, наоборот, считают, что биологическая природа человека — идеальный источник развития. Нужно лишь довериться ей и не мешать естественному процессу.
Современная психология отказывается от противопоставления биологических и социокультурных факторов развития личности в пользу понимания важности тех и других. При этом все факторы, под воздействием которых личность развивается, подразделяют на внешние и внутренние.
В центре внимания Э. Фромма противоречивость человеческого существования, взятая как онтологический факт. Возникновение человеческого сознания разрывает естественные связи человека с природой, разрушает гармонию с ней.
С одной стороны, человек – часть природы и подвластен ее физическим и биологическим законам, с другой – благодаря своему разуму он возвышается над ней и противостоит ей как самосознающий субъект. Тотальное отчуждение как характеристика человеческого бытия существует с момента разрыва этой естественной связи.
Э. Фромм выделяет пять экзистенциальных потребностей (Специфические человеческие потребности, вырастающие из попыток раскрыть смысл существования, избежав при этом помрачения рассудка.):
• В установлении связей (для преодоления изоляции от природы и отчуждения всем людям надо заботиться о ком-то, нести ответственность за кого-то);
• В преодолении (созидание помогает достичь человеку свободы и собственной значимости);
• В корнях (люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира, в основах, стабильности и прочности);
• В идентичности (копирование кого-то, чужого «Я» не дает возможности достичь подлинной идентичности);
• В системе взглядов (преданность, система ориентаций, опора, посвящение себя чему-либо наделяет жизнь смыслом).
Частичное разрешение экзистенциальных классификаций Э. Фромм связывает с раскрепощением внутренних способностей человека к любви, вере и размышлениям.
Главное понятие К. Хорни – «базальная тревога», определяемая как «чувство изоляции и беспомощности ребенка в потенциально враждебном мире. Это чувство небезопасности может быть порождением многих вредных факторов среды: прямого и непрямого доминирования, безразличия, нестабильного поведения, недостатка уважения к индивидуальным потребностям ребенка, и т. д.»
К. Хорни утверждала, что человеком управляют тенденции:
• стремление к безопасности;
• стремление к удовлетворению своих желаний.
Невротические потребности – стратегии компенсации базальной тревоги:
• невротическая потребность в любви и одобрении;
• невротическая потребность в «партнере-опекуне»;
• невротическая потребность в узком ограничении жизни;
• невротическая потребность в силе;
• невротическое стремление эксплуатировать других;
• невротическая потребность в значимости;
• потребность в том, чтобы быть объектом восхищения;
• невротическое стремление к личным достижениям;
• невротическая потребность в самодостаточности и независимости;
• невротическая потребность в совершенстве и безупречности.
Эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Здоровый человек применяет гибкую стратегию использования потребностей.
К. Хорни выделяет три типа межличностных стратегий:
• стремление к людям (уступчивый тип);
• стремление отделиться от людей (обособленный тип);
• агрессивное (враждебный тип).
21. Когнитивное
направление в изучении
Личность — это динамичная, относительно устойчивая, целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, которые выражены в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности.
Существуют различные теории развития личности. Одни учёные отдают предпочтение окружающей среде как источнику развития личности и отрицают роль врожденных, биологических факторов. Другие, наоборот, считают, что биологическая природа человека — идеальный источник развития. Нужно лишь довериться ей и не мешать естественному процессу.
Современная психология отказывается от противопоставления биологических и социокультурных факторов развития личности в пользу понимания важности тех и других. При этом все факторы, под воздействием которых личность развивается, подразделяют на внешние и внутренние.
Представители когнитивной психологии объясняют поведение человека на основе его знаний или познавательных (когнитивных) способностей. В отличие от бихевиористов, они утверждают, что человек — это не машина, слепо и механически реагирующая на внешние стимулы или внутренние факторы. Напротив, благодаря разуму человек может: анализировать поступающую информацию, проводить сравнение, принимать решения и т.д.
Когнитивная психология подчеркивает влияние интеллектуальных или мыслительных процессов на поведение человека. Например, психолог А. Эллис (США) считает, что причинами неправильного поведения человека являются прежде всего иррациональные мысли, возникающие в определенных ситуациях. Выработка у человека более разумного восприятия событий приводит его к поиску новых эффективных решений, то есть изменение мыслей приводит к изменению поведения.
22. Бихевиористическое
направление в изучении
Личность — это динамичная, относительно устойчивая, целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, которые выражены в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности.
Существуют различные теории развития личности. Одни учёные отдают предпочтение окружающей среде как источнику развития личности и отрицают роль врожденных, биологических факторов. Другие, наоборот, считают, что биологическая природа человека — идеальный источник развития. Нужно лишь довериться ей и не мешать естественному процессу.
Современная психология отказывается от противопоставления биологических и социокультурных факторов развития личности в пользу понимания важности тех и других. При этом все факторы, под воздействием которых личность развивается, подразделяют на внешние и внутренние.
Бихевиоризм как направление в психологии появился в США в XX веке. Его основатель Джон Уотсон считал, что предметом психологии является не психика, не сознание, а поведение. Бихевиоризм можно перевести с английского как «поведенческая психология».
Личность человека в теории бихевиоризма есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному индивиду. Согласно этой теории та или иная поведенческая реакция возникает в ответ на стимул — ситуацию. Формула S — R (стимул — реакция) является в бихевиоризме определяющей.
Согласно закону эффекта Торндайка (также американского психолога) связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Оно может быть положительным либо отрицательным. Поведение человека чаще всего вытекает из ожидания положительного подкрепления (похвала, материальное вознаграждение и т.п.), но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и пр. Личность, с позиции бихевиоризма, это организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки — основа устойчивого поведения, они приспособлены к жизненным ситуациям. Изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.
Следовательно, изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на необходимое поведение.
Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет учение Б. Скиннера(США). Скиннер выдвинул принцип, согласно которому поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем.
Сейчас бихевиористский подход
к личности считается весьма упрощенным.
Более научным психологи
23. Гуманистическая теория личности А.Маслоу.
Крупнейшими представителями гуманистической психологии являются американские психологи К. Роджерс и А. Маслоу. Главным источником развития личности они считают врожденные тенденции к самоактуализации, то есть к самосовершенствованию на основе реализации ннутреннего потенциала личности.
Концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу связана с тем, что психолог выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности:
«дефицытарные» потребности (физиологические и потребности в безопасности), которые прекращаются после их удовлетворения;
«ростовые» потребности (потребности в самоактуализации), которые, напротив, только усиливаются после их реализации.
По мнению психологов-гуманистов, в развитии личности доминируют рациональные процессы, а бессознательное возникает лишь временно, когда по каким-либо причинам блокируется процесс самоактуализации. Личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, свои поступки, строит планы, ищет смысл жизни. Человек — творец собственной личности.
24. Феноменологическая теория личности К. Р. Роджерса.
Феноменологическое
• поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности.
• люди способны определять свою судьбу, они ответственны за то, что они собой представляют.
• люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству. Люди естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации, автономности и зрелости.
Основные теоретические
• Самоактуализация . Идея о том, что человек обладает собственной, идущей изнутри активностью, стремлением к росту, прогрессу.
• «Я-концепция» –представление человека о самом себе.
• Неконгруэнтность (неаутентичность). Актуальный жизненный опыт человека может противоречить сложившейся Я-концепции и тогда возникает неконгруентность (неаутентичность) – несоответствие, противоречие – между представлением о себе и актуальной ситуацией.
• Принятие. К. Р. Роджерс убежден, что тенденция к личностному росту, здоровью и самоактуализации усиливается благодаря принятию самого себя «таким, каков ты есть».
Основные принципы гуманистической феноменологической психологии:
• Человек всегда обладает свободой и необходимой независимостью.
• Важным источником информации является субъективный психический опыт человека, доступный ему через осознание «здесь и теперь».
• Человеческая природа никогда не может быть определена полностью. Она всегда стремится к беспрерывному развитию, к реализации возможностей человека.
• Человек един и целостен.
• Сознание человека не может быть сведено к его основным потребностям или защитам.
Этические принципы:
• в жизни человек несет ответственность за свои поступки;
• идеальные отношения между людьми основаны на взаимном признании, что каждый человек творец своей жизни. Каждый признает и ценит внутренний мир другого и себя;
• каждый человек живет в настоящем моменте «здесь и теперь» и именно он существенен для бытия.
26. Диспозиционное направление в изучении личности: факторная модель личности Р. Кеттелла, иерархическая структура личности Г. Айзенка.
Согласно Р. Кеттеллу, личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации.
По Р. Кеттеллу, главная организующая концепция личности заключается в описании различных типов выявленных им черт.
Черты представляют собой гипотетические психические структуры, которые обнаруживаются в поведении, обусловливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени. Черты личности отражают устойчивые характеристики и являются наиболее важными в концепции Р. Кеттелла.
В исследовании структурных элементов личности Р. Кеттелл в значительной мере полагается на факторный анализ.
Принципы классификации черт (факторов) по принципу дихотомии:
• поверхностные черты – исходные черты;
• конституциональные черты – черты, сформированные окружающей средой;
• способность, темперамент – динамические черты;
• общие черты – уникальные черты.
Иерархическая структура личности Г. Айзенка.
Суть теории Г. Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически.
В его системе присутствуют определенные суперчерты или такие типы, как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. И наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций (ПР), которые, в свою очередь, формируются из множества специфических реакций.