Шпаргалка по "Психологии личности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии личности"

Файлы: 1 файл

Ответы по психологии личности.doc

— 480.00 Кб (Скачать файл)

Несмотря на громкую  известность психоанализа внутри и далеко за пределами психологии, общепризнанным недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни человека.

Последователи Фрейда: Адлер, Юнг, Эриксон, Хор- ни, Фромм, Райх и другие пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений при объяснении личности человека. Бессознательное в психике человека наполняется у них новым содержанием. У Адлера — это стремление к власти вследствие чувства неполноценности; у Юнга — коллективное бессознательное, передаваемое по наследству в виде архетипов; у Фромма — невозможность достижения гармонии с обществом и т.д.

 

20. Социально-психологические психоаналитические концепции личности (Э. Фромм, К. Хорни).

Личность — это и человек, и нечто связанное с человеком, какой-то его срез, ракурс, перспектива. Личность — это динамичная, относительно устойчивая, целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, которые выражены в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности.

Существуют различные  теории развития личности. Одни учёные отдают предпочтение окружающей среде  как источнику развития личности и отрицают роль врожденных, биологических факторов. Другие, наоборот, считают, что биологическая природа человека — идеальный источник развития. Нужно лишь довериться ей и не мешать естественному процессу.

Современная психология отказывается от противопоставления биологических и социокультурных факторов развития личности в пользу понимания важности тех и других. При этом все факторы, под воздействием которых личность развивается, подразделяют на внешние и внутренние.

В центре внимания Э. Фромма противоречивость человеческого существования, взятая как онтологический факт. Возникновение человеческого сознания разрывает естественные связи человека с природой, разрушает гармонию с ней.

С одной стороны, человек  – часть природы и подвластен ее физическим и биологическим законам, с другой – благодаря своему разуму он возвышается над ней и противостоит ей как самосознающий субъект. Тотальное отчуждение как характеристика человеческого бытия существует с момента разрыва этой естественной связи.

Э. Фромм выделяет пять экзистенциальных потребностей (Специфические человеческие потребности, вырастающие из попыток раскрыть смысл существования, избежав при этом помрачения рассудка.):

•   В установлении связей (для преодоления изоляции от природы и отчуждения всем людям надо заботиться о ком-то, нести ответственность за кого-то);

•   В преодолении (созидание помогает достичь человеку свободы и собственной значимости);

•   В корнях (люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира, в основах, стабильности и прочности);

•   В идентичности (копирование кого-то, чужого «Я» не дает возможности достичь подлинной идентичности);

•   В системе взглядов (преданность, система ориентаций, опора, посвящение себя чему-либо наделяет жизнь смыслом).

Частичное разрешение экзистенциальных классификаций Э. Фромм связывает с раскрепощением внутренних способностей человека к любви, вере и размышлениям.

Главное понятие К. Хорни – «базальная тревога», определяемая как «чувство изоляции и беспомощности ребенка в потенциально враждебном мире. Это чувство небезопасности может быть порождением многих вредных факторов среды: прямого и непрямого доминирования, безразличия, нестабильного поведения, недостатка уважения к индивидуальным потребностям ребенка, и т. д.»

К. Хорни утверждала, что человеком управляют тенденции:

•  стремление к безопасности;

•  стремление к удовлетворению своих желаний.

Невротические потребности – стратегии компенсации базальной тревоги:

•  невротическая потребность в любви и одобрении;

•  невротическая потребность в «партнере-опекуне»;

•  невротическая потребность в узком ограничении жизни;

•  невротическая потребность в силе;

•  невротическое стремление эксплуатировать других;

•  невротическая потребность в значимости;

•  потребность в том, чтобы быть объектом восхищения;

•  невротическое стремление к личным достижениям;

•  невротическая потребность в самодостаточности и независимости;

•  невротическая потребность в совершенстве и безупречности.

Эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться  с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Здоровый человек применяет гибкую стратегию использования потребностей.

К. Хорни выделяет три типа межличностных стратегий:

•  стремление к людям (уступчивый тип);

•  стремление отделиться от людей (обособленный тип);

•  агрессивное (враждебный тип).

 

21. Когнитивное  направление в изучении личности.

Личность — это динамичная, относительно устойчивая, целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, которые выражены в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности.

Существуют различные  теории развития личности. Одни учёные отдают предпочтение окружающей среде  как источнику развития личности и отрицают роль врожденных, биологических факторов. Другие, наоборот, считают, что биологическая природа человека — идеальный источник развития. Нужно лишь довериться ей и не мешать естественному процессу.

Современная психология отказывается от противопоставления биологических  и социокультурных факторов развития личности в пользу понимания важности тех и других. При этом все факторы, под воздействием которых личность развивается, подразделяют на внешние и внутренние.

Представители когнитивной психологии объясняют поведение человека на основе его знаний или познавательных (когнитивных) способностей. В отличие от бихевиористов, они утверждают, что человек — это не машина, слепо и механически реагирующая на внешние стимулы или внутренние факторы. Напротив, благодаря разуму человек может: анализировать поступающую информацию, проводить сравнение, принимать решения и т.д.

Когнитивная психология подчеркивает влияние интеллектуальных или мыслительных процессов на поведение человека. Например, психолог А. Эллис (США) считает, что причинами неправильного поведения человека являются прежде всего иррациональные мысли, возникающие в определенных ситуациях. Выработка у человека более разумного восприятия событий приводит его к поиску новых эффективных решений, то есть изменение мыслей приводит к изменению поведения.

 

22. Бихевиористическое  направление в изучении личности.

Личность — это динамичная, относительно устойчивая, целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, которые выражены в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности.

Существуют различные  теории развития личности. Одни учёные отдают предпочтение окружающей среде  как источнику развития личности и отрицают роль врожденных, биологических  факторов. Другие, наоборот, считают, что биологическая природа человека — идеальный источник развития. Нужно лишь довериться ей и не мешать естественному процессу.

Современная психология отказывается от противопоставления биологических  и социокультурных факторов развития личности в пользу понимания важности тех и других. При этом все факторы, под воздействием которых личность развивается, подразделяют на внешние и внутренние.

Бихевиоризм как направление в психологии появился в США в XX веке. Его основатель Джон Уотсон считал, что предметом психологии является не психика, не сознание, а поведение. Бихевиоризм можно перевести с английского как «поведенческая психология».

Личность человека в  теории бихевиоризма есть не что иное, как совокупность поведенческих  реакций, присущих данному индивиду. Согласно этой теории та или иная поведенческая реакция возникает в ответ на стимул — ситуацию. Формула S — R (стимул — реакция) является в бихевиоризме определяющей.

Согласно закону эффекта Торндайка (также американского психолога) связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Оно может быть положительным либо отрицательным. Поведение человека чаще всего вытекает из ожидания положительного подкрепления (похвала, материальное вознаграждение и т.п.), но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и пр. Личность, с позиции бихевиоризма, это организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки — основа устойчивого поведения, они приспособлены к жизненным ситуациям. Изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.

Следовательно, изменяя стимулы  и подкрепления, можно программировать человека на необходимое поведение.

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет учение Б. Скиннера(США). Скиннер выдвинул принцип, согласно которому поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем.

Сейчас бихевиористский подход к личности считается весьма упрощенным. Более научным психологи признают подход сторонников теории социального научения, истоки которой, тем не менее, находятся в бихевиоризме.

 

23. Гуманистическая  теория личности А.Маслоу.

Крупнейшими представителями гуманистической психологии являются американские психологи К. Роджерс и А. Маслоу. Главным источником развития личности они считают врожденные тенденции к самоактуализации, то есть к самосовершенствованию на основе реализации ннутреннего потенциала личности.

Концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу связана с тем, что психолог выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности:

«дефицытарные» потребности (физиологические и потребности в безопасности), которые прекращаются после их удовлетворения;

«ростовые» потребности (потребности в самоактуализации), которые, напротив, только усиливаются после их реализации.

По мнению психологов-гуманистов, в развитии личности доминируют рациональные процессы, а бессознательное возникает лишь временно, когда по каким-либо причинам блокируется процесс самоактуализации. Личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, свои поступки, строит планы, ищет смысл жизни. Человек — творец собственной личности.

 

24. Феноменологическая теория личности К. Р. Роджерса. 

Феноменологическое направление  теории личности подчеркивает идею о  том, что:

•  поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности.

•  люди способны определять свою судьбу, они ответственны за то, что они собой представляют.

•  люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству. Люди естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации, автономности и зрелости.

Основные теоретические посылки  теории К. Р. Роджерса:

•   Самоактуализация . Идея о том, что человек обладает собственной, идущей изнутри активностью, стремлением к росту, прогрессу.

•   «Я-концепция» –представление человека о самом себе.

•   Неконгруэнтность (неаутентичность). Актуальный жизненный опыт человека может противоречить сложившейся Я-концепции и тогда возникает неконгруентность (неаутентичность) – несоответствие, противоречие – между представлением о себе и актуальной ситуацией.

•   Принятие. К. Р. Роджерс убежден, что тенденция к личностному росту, здоровью и самоактуализации усиливается благодаря принятию самого себя «таким, каков ты есть».

Основные принципы гуманистической феноменологической психологии:

•   Человек всегда обладает свободой и необходимой независимостью.

•   Важным источником информации является субъективный психический опыт человека, доступный ему через осознание «здесь и теперь».

•   Человеческая природа никогда не может быть определена полностью. Она всегда стремится к беспрерывному развитию, к реализации возможностей человека.

•   Человек един и целостен.

•   Сознание человека не может быть сведено к его основным потребностям или защитам.

Этические принципы:

•   в жизни человек несет ответственность за свои поступки;

•   идеальные отношения между людьми основаны на взаимном признании, что каждый человек творец своей жизни. Каждый признает и ценит внутренний мир другого и себя;

•   каждый человек живет в настоящем моменте «здесь и теперь» и именно он существенен для бытия.

 

26. Диспозиционное направление в изучении личности: факторная модель личности Р. Кеттелла, иерархическая структура личности Г. Айзенка.

Согласно Р. Кеттеллу, личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации.

По Р. Кеттеллу, главная  организующая концепция личности заключается в описании различных типов выявленных им черт.

Черты представляют собой  гипотетические психические структуры, которые обнаруживаются  в поведении, обусловливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени. Черты личности отражают устойчивые характеристики и являются наиболее важными в концепции Р. Кеттелла.

В исследовании структурных  элементов личности Р. Кеттелл в значительной мере полагается на факторный анализ.

Принципы классификации  черт (факторов) по принципу дихотомии:

•  поверхностные черты – исходные черты;

•  конституциональные черты – черты, сформированные окружающей средой;

•  способность, темперамент – динамические черты;

•  общие черты – уникальные черты.

Иерархическая структура личности Г. Айзенка.

Суть теории Г. Айзенка  состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически.

В его системе присутствуют определенные суперчерты или такие типы, как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. И наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций (ПР), которые, в свою очередь, формируются из множества специфических реакций.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии личности"