Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 01:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

общ.псих.экзамен.docx

— 148.47 Кб (Скачать файл)

Структурная теория эмоций Пейпеца

Концепция американского  невропатолога Джеймса Пейпеца, классический пример нейропсихологического подхода к рассмотрению эмоций, была опубликована в 1937. Изучая эмоциональные расстройства у больных с поражением гиппокампа и поясной извилины, Пейпец выдвинул гипотезу о существовании единой системы, объединяющей ряд структур мозга и образующей мозговой субстрат для эмоций. Эта система представляет замкнутую цепь и включает: гипоталамус, передневентральное ядро таламуса, поясную извилину, гиппокамп и мамиллярные ядра гипоталамуса. Она получила название круга Пейпеца. Позднее, в 1952 году, структура названная кругом Пейпеца была названа Полом Мак-Линомлимбической системой (название учитывало, что поясная извилина окаймляет основание переднего мозга). Источником возбуждения лимбической системы является гипоталамус, активность которого модулируют нижележащие структуры среднего мозга и через таламус передает возбуждение к поясной извилине коры больших полушарий. По Джеймсу Пейпецу, поясная извилина является субстратом осознанных эмоциональных переживаний. Сигналы от поясной извилины, через гиппокамп и мамиллярные тела, вновь достигает гипоталамуса, обеспечивая обратную связь в лимбической системе. Таким образом, субъективные переживания, возникающие на уровне коры, контролируют висцеральные и моторные проявления эмоций. Существует ряд возражений против теории Джеймса Пейпеца. Так, в эксперименте показано, что стимуляция гиппокампа человека электрическим током не сопровождается появлением эмоций (страха, гнева), а субъективно пациенты испытывают лишь спутанность сознания.[3]

Соматическая теория эмоций Джеймса-Ланге

Соматическая теория эмоций выдвинута независимо друг от друга  американским философом и психологом Уильямом Дже[й]мсом и датским медиком Карлом Георгом Ланге в 1880—1890 годах. Основанием для теории послужил анализ соответствия между объективным проявлением активности вегетативной сферы и субъективным ощущением переживаемой эмоции. Согласно данной теории, эмоциональное ощущение — это проявление в сознании функциональных перестроек в организме, происходящих на уровне вегетативной нервной системы. Внешнее раздражение вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхании, кровообращении, тонусе мышц, вследствие чего в сознание проецируются разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоций. То есть, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Если вегетативные реакции являются причиной, а эмоции следствием в континууме взаимодействия организма со средой, то «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим». В сравнении с рудиментарной теорией эмоций, которая рассматривает их в контексте элементарных программ поведения, теория Джемса-Ланге затрагивает более глубокие механизмы поведения, оценивая эмоции на подготовительной стадии, как набор вегетативных реакций, обеспечивающих реализацию плана действий. Следует обратить внимание, что в обеих концепциях эмоции рассматриваются несколько односторонне, как атрибут небольшого набора врожденных программ поведения, поэтому создается впечатление, что ряд процессов нашего сознания лишен эмоционального сопровождения, соответственно становится труднообъяснимым присущее человеку богатство эмоциональной сферы.[4]

Теория эмоций Кеннона-Барда

По мнению Уолтера Кэннона, гамму эмоциональных ощущений человека, в контексте теории Джеймса-Ланге, невозможно сопоставить с относительно небольшим разнообразием вегетативных проявлений. Позднее, Филип Бард доказал одновременность физиологических и субъективных проявлений эмоционального процесса. Развитие этих представлений, подкрепленное данными физиологии, привели к выводу, что при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала приходят в таламус, где возбуждение расщепляется, часть его идет в кору больших полушарий, порождая субъективное переживание эмоций, а другая половина направляется в гипоталамус, который управляет физиологическими изменениями в организме. Данная гипотеза показала взаимоотношения между эмоциональной и двигательной сферами и способствовала пониманию сенсорной природы эмоций.[5]

Активационная теория Линдсея-Хебба

Данная теория основана на работах Джузеппе Моруцци и Хораса Мэгоуна, которые показали наличие в стволе мозга неспецифической системы, способной активировать кору больших полушарий. Более поздние исследования установили наличие неспецифической активирующей системы в таламусе и участие стриопаллидарной системы к регуляции уровня активности. Поскольку данные образования обеспечивают силу и интенсивность протекающих в мозге процессов, помогают организму адаптироваться в среде обитания, а отдельные участки данной системы находятся в реципрокных отношениях, было сделано предположение, что эмоции есть сенсорный эквивалент активирующей системы мозга. Дональд Олдинг Хебб произвел анализ электроэнцефалографической картины работы мозга в связи с деятельностью ретикулярной формации и показал, что её активность коррелируется с силой, продолжительностью и качеством эмоционального переживания. Свои идеи Хебб выразил графически и показал, что для достижения успешного результата деятельности, человеку необходим оптимальный, средний уровень эмоционального возбуждения. Данная теория дополнила существующие представления о связи эмоций с поведением и вегетативными реакциями, показав их связь с активирующей системой мозга.[1]

Двухфакторная теория эмоций

Основная статья: Двухфакторная  теория эмоций

Двухфакторная теория эмоций Стенли Шехтера предлагает рассматривать  эмоцию как сочетание двух компонентов: физиологического возбуждения и  когнитивной интерпретации этого  возбуждения. Согласно теории, «продукты  процесса познания используются для  интерпретации значения физиологических  реакций на внешние события». Иллюстрирует данную теорию следующий эксперимент: «Четыре группы студентов держали  экзамен. Предварительно с этими  студентами проводили эксперимент, в котором две группы экзаменовались в условиях враждебности, а две  другие — в условиях дружественного отношения. На экзамене одна из каждой пары групп получила инъекцию адреналина, а другая контрольную инъекцию физиологического раствора. Студенты сделали отчет  о своих переживаниях. Как ожидалось, первая группа испытывала преимущественно  отрицательные эмоции, а вторая —  положительные. Влияние же адреналина оказалось неожиданным. Он усиливал как положительные, так и отрицательные  эмоции. Какое бы физиологическое  состояние не вызывала инъекция, его  знак определялся установкой — социальным окружением студентов, а не введенным  веществом».[6] Эмоция, с одной стороны, обуславливает энергетический компонент  сознания, а с другой её качество определяется взаимодействием содержания сознания и возможной программой действий. Двухфакторная теория косвенно отделяет проблему силы и знака эмоции, от её качественного содержания. Собственно на энергетический компонент эмоций указывают многие исследователи, но остается неясным механизм его реализации в системе прочих психических  явлений. Например, идею об уровне возбудимости мозга как модификаторе поведения животных находим у Леонида Викторовича Крушинского. Эта гипотеза основывалась на опытах, в которых искусственное повышение возбудимости нервной системы трусливых и злобных собак введением фармакологических средств приводило к значительному усилению активно- и пассивнооборонительных реакций.[7]

Биологическая теория эмоций

В соответствии с биологической  теорией эмоций Петра Кузьмича Анохина, в процессе эволюции эмоции совершенствовались так же как мышцы, зрение и слух. Наиболее развита система эмоций у человека, так как у него наряду с биологическими потребностями, появляются потребности физиологические. Ведущие  эмоции с отрицательным знаком сигнализируют  организму об отклонениях в его  внутренней среде (голод, жажда), что  активирует соответствующую программу  действий. Завершение целенаправленных действий сопровождается положительным  эмоциональным фоном, что закрепляется в памяти животного как «получение награды». Объясняя свою позицию, Пётр Кузьмич Анохин приводит пример, когда  хищник в течение многих дней, целенаправленно  преследует свою добычу, что сопровождается как негативными переживаниями (чувство  голода), так и позитивными (процесс  насыщения). Таким образом: «ведущие эмоции участвуют в формировании функциональной системы, определяя  вектор, то есть направленность поведения, постановку цели, формирование акцептора  результата действия. Ситуативные эмоции, возникающие при оценке отдельных  этапов действия, позволяют корректировать поведение и достигать поставленной цели».

Таким образом, основную информационную нагрузку в биологической теории несет её знак, который маркирует  программу поведения и придает  последней определенную направленность.[8]

Потребностно-информационная теория эмоций

Потребностно-информационная теория эмоций Павла Васильевича Симонова развивает идею Петра Кузьмича Анохина о том, что качество эмоции необходимо рассматривать с позиций эффективности поведения. Все сенсорное разнообразие эмоций сводится к умению быстро оценить возможность или невозможность активно действовать, то есть косвенно привязывается к активирующей системе мозга. Эмоция представляется как некая сила, которая управляет соответствующей программой действий и в которой зафиксировано качество этой программы. С точки зрения данной теории, предполагается, что «… эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) её удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта»[9]. Это утверждение можно представить в виде формулы:

Э = П × (Ис — Ин),

где Э — эмоция (её сила, качество и знак); П — сила и  качество актуальной потребности; (Ин - Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности, на основе врождённого (генетического) и приобретённого опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.

Из формулы хорошо видно, что при Ис>Ин эмоция приобретает положительный знак, а при Ис<Ин — отрицательный.

Теория когнитивного диссонанса

В контексте теории когнитивного диссонанса Леона Фестингера эмоция рассматривается как процесс, качество которого определяется согласованностью взаимодействующих систем. Положительное эмоциональное переживание появляется тогда, когда реализуемый план действий не встречает на своем пути препятствий. Отрицательные эмоции связаны с несовпадением между текущей деятельностью и ожидаемым результатом. Диссонанс, несоответствие между ожидаемыми и действительными результатами деятельности, предполагает существование двух основных эмоциональных состояний, которые напрямую связаны с эффективностью когнитивной деятельности, построением планов активности и их реализацией. Такое понимание эмоций, ограниченное объяснением их положительного или отрицательного компонента, несколько односторонне показывает природу эмоций, как сигнальной системы реагирующей на качество программ поведения и вуалирует активную, энергетическую сторону эмоций, а так же их качественное многообразие. В то же время, данная теория подчеркивает зависимость знака эмоций, от качества программы действия, а не от качества эмоционального ощущения.[5]

Единая концепция сознания и эмоций

Юрий Иосифович Александров  формулирует представление об эмоциях  с точки зрения системной психофизиологии. Системный подход позволяет более  глубоко определить место эмоций в организации мозговых процессов. Проводится разделение между поведением и эмоциями, причем последние определяются как феномен сенсорной сферы, эквивалент сознания. Такое понимание  эмоций заставляет иначе расставить акценты в понимании самого сознания. Согласно изложенному материалу: «Эмоции  характеризуют реализацию систем, формирующихся  на самых ранних этапах онтогенеза и обеспечивающих минимальный уровень  дифференциации („хорошо-плохо“). Сознание характеризует реализацию систем, формирование которых на более поздних этапах развития обусловливает прогрессивное  увеличение дифференцированности в соотношении организма и среды и усложнение поведения. Все системы направлены на достижение положительных адаптивных результатов поведения»[10]

 

30. Формирование высших чувств  и их культурно-историческое происхождение. 

Культурно-историческая теория развития чувств описывает происхождение  эмоций и чувств, возникших в результате культурного развития общества, и  одновременно описывает процесс  научения детей этим "взрослым" эмоциям.

Эмоции и чувства детей - продукт социального научения, и это социальное научение идет в  две стороны: в то время, как дети осваивают те состояния, которые наиболее эффективно защищают их от родителей или позволяют им родителями управлять, взрослые обучают детей тем состояниям, которые удобны и интересны взрослым. Ребенок с помощью окружающих его взрослых и влияния культуры в целом осваивает чувства, принятые в данном обществе, в частности, приобщается к чувствам дружбы, любви, благодарности, патриотизма и другим высоким чувствам. Именно благодаря социализации происходит у детей развитие собранности и воли, мальчики осваивают роль мужчины и закладывают основы для будущей роли отца, девочки осваивают женские роли, интериоризируют ценности быть женой и матерью, осваивают необходимые для этого навыки.

Когда-то это называют социальное программирование, когда-то - освоение человеческой культуры, превращение  человеческой особи в человека.

Чувство страха маленьким детям практически не знакомо. Конечно, у младенцев есть элементарные рефлексы (испуг) на громкие звуки, протест против боли и предрасположенность к реакциям страха не некоторые возможно опасные в жизни вещи (высота, пауки), но основной массив страхов, который мы наблюдаем у детей - результат научения. При том, что чувство страха - базовая,врожденная эмоция, врожденной является только способность бояться, способность замирать или убегать от опасности. А вот от чего нужно замирать, при виде чего необходимо убегать - этот список врожденным не является, это уже результат социального научения.

Слушая родителей, друзей и просматривая мультики, дети учатся принятому видению, учатся социальным интерпретациям, что страшным является, а что нет, что страшное не очень, а что - полный кошмар. Дети учатсяпринятому рисунку страха: с какими словами, с каким лицом и с какими вскрикиваниями нужно бояться в разных ситуациях, как принято бояться тараканов, а как - бояться учительницы. Научение страхам идет во многом за счет естественных внушений: не только словами, но самой ситуацией, в том числе естественной реакцией родителей.

Ребенок упал - это страшно? Ребенок еще этого не знает. Если родители внушают, что это страшно, ребенок это усвоит и начнет падений  бояться. Теперь он знает: «Падать - это  страшно!» Если же ребенка научить, что падать - это интересно, маленький  будет бегать и падать без страха, а с интересом.

Страхам учат не только родители, дети учатся бояться сами. Дети (в  большей степени девочки) сами учатся бояться, потому что бояться интересно, принято и выгодно. Нередко дети сами придумывают себе страхи и с удовольствием их боятся. Начинается это как игра, но дети легко заигрываются, особенно если игра в страхи оказывается для них выгодной. Когда родители подкрепляют страхи детей своим повышенным вниманием, когда ребенок оказывается в центре внимания каждый раз, как ему стало страшно, то скоро ребенок в отсутствии других развлечений свои страхи начинает коллекционировать, хранить и беречь, как свою дорогую собственность. Дети становятся - тревожными.

Чувство вины, состояние виноватости  изначально прививается через наказание. Когда нежелательное поведение ребенка родители называли "плохим" и сопровождали наказанием (физическое наказание, боль, чувство одиночества в случае, если родители оставили ребенка одного, прочее), то ребенок по мере повторения этого наказания воспринимает эти свои действия как «плохие». Если наказание за "плохие" действия повторяется достаточное количество раз, страх и боль возникает при осуждаемом поступке у ребенка уже автоматически, даже в отсутствие "воспитателя", который это чувство вины привил. Формируется чувство вины: реактивная, автоматическая эмоция на прошлые наказания, которым подвергался человек. Если состояние виноватости возникает часто и поддерживается окружающими, оно становится привычным выученным поведением и частью образа жизни: человек начинает ходить, как виноватый, горбить плечи, как обвиняемый, и носить несчастное лицо.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"