Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 01:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

общ.псих.экзамен.docx

— 148.47 Кб (Скачать файл)

Виды воображения (произвольное, непроизвольное, воспроизводящее, творческое, мечта, грезы, галлюцинации)

Все формы воображения  можно подразделить на две большие  группы:

1. Непроизвольные формы воображения, независящие от целей и намерений человека, их протекание не контролируется работой сознания, они возникают при снижении степени его активности или расстройстве работы.

Галлюцинации - под влиянием некоторых токсических и наркотических веществ появляются, это обостренное нереалистическое восприятие действительности, искаженное сниженным контролем сознания и преобразованное воображением.

Промежуточное положение  между непроизвольными и произвольными  формами воображения занимают грезы. С непроизвольными формами их роднит время появления. Они возникают в момент снижения активности сознания в расслабленном состоянии или полудреме. Сходство с произвольными формами обусловлено наличием намерения и возможностью управлять процессом по желанию самого человека. Грезы всегда имеют положительную эмоциональную окраску. Мы грезим о приятном.

2. Произвольные  формы воображения. Они подчинены творческому замыслу или задачам деятельности и возникают на основе работы сознания.

Произвольное воображение:  фантазии, вымыслы или измышления, научное, художественное, техническое творчество взрослых, творчество детей, мечты и воссоздающее воображение.

Произвольнее воображение может  быть: воссоздающим или репродуктивным, творчество, вдохновение (особый подъем, всплеск всех творческих сил), мечта – (говорит о моральном облике человека)

Мечта — это образ желаемого будущего. В отличие от грез она всегда активна.

В зависимости от уникальности создаваемого продукта (результата) выделяют репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). В репродуктивном воображении реальность воспроизводится в почти не переработанном виде, поэтому оно напоминает восприятие или память. Продуктивное, творческое воображение предполагает преобразование реальных образов действительности и создание на их основе новых, оригинальных субъективных продуктов.

Воссоздающее воображение такой вид воображения, в ходе которого возникают новые образы на основании восприятия описаний, схем, чертежей, нотных записей и пр.

Творческое воображение представляет собой такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, имеющие личную или общественную ценность. Основным в процессе творческого воображения выступают модификация и трансформация образов, создание новых синтетических композиций.

Воображение у людей развито  по-разному, и оно по-разному проявляется  в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности  воображения выражаются в том, что, во-первых, люди различаются постепени развития воображения и, во-вторых, по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.

Степень развития воображения  характеризуется яркостью образов  и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки.

Сила и живость воображения  легко оцениваются, когда продуктом  воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у  авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в  низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой  затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая  и разносторонняя в эмоциональном  плане жизнь.

Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости  образов воображения. Если предположить, что существует соответствующая  шкала, то на одном полюсе окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения встречается у людей, занимающихся творческим трудом, – писателей, художников, музыкантов, ученых.

Существенные различия между  людьми выявляются в отношении характера  доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием  зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Однако есть люди, у которых отмечается высокое  развитие всех или большинства типов  воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или  иному типу воображения очень  существенно отражается на индивидуально-психологических  особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного  типа очень часто драматизируют  ситуацию в своих размышлениях, представляя  себе несуществующего оппонента.

Следует отметить, что человек  не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует  прежде всего накопления известного запаса представлений, которые в  дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие  динамику развития воображения, очень  трудно. Существуют примеры чрезвычайно  раннего развития воображения.

Так, первые проявления воображения  тесно связаны с процессом  восприятия.

Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные  представления и понятия. Более  того, речь позволяет ребенку перейти  от выражения образов воображения  в деятельности к непосредственному  их выражению в речи.

Следующий этап развития воображения  связан с появлением его активных форм. Другой важнейший скачок в  развитии воображения происходит в  школьном возрасте. Другой причиной бурного  развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления  об объектах и явлениях реального  мира. Эти представления служат необходимой  основой для воображения и  стимулируют творческую деятельность школьника.

 
27. Функции  воображения. Аналитико-синтетический  характер воображения. 

Аналитико-синтетический характер процессов воображения. Функции  воображения

Творческое преобразование действительности в воображении  подчиняется своим законам и  осуществляется в соответствии с  определенными способами и приемами. Новые представления, благодаря  операциям анализа и синтеза, возникают на основе того, что уже  запечатлено в сознании. Таким  образом, процессы воображения состоят  в мыслительном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер.

Перечислим приемы и способы  процесса воображения.

1. Агглютинация — "склеивание", комбинация, слияние отдельных элементов  или частей нескольких предметов  в один образ. К примеру,  образ водяной русалки в народных  представлениях создался из образов  женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы).

2. Акцентирование или заострение  — выделение и подчеркивание  какой-либо части, детали в  создаваемом образе. Карикатуристы  выделяют самое существенное  в образе, меняя пропорции: болтуна  изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объемистым  животом.

3. Гиперболизация— увеличение  или уменьшение предмета, изменение  количества частей предмета или  их смещение. Например, многорукий  Будда в индийской религии,  драконы с семью головами, одноглазый  циклоп.

4. Схематизация— сглаживание  различий предметов и выделение  черт сходства между ними. Так  создаются национальные орнаменты  и узоры, элементы которых заимствованы  из окружающего мира.

5. Типизация — выделение  существенного, повторяющегося в  однородных явлениях, и воплощение  его в конкретном образе. А.М.  Горький писал: "Как строятся  типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут  отдельно какого-нибудь человека, а берут тридцать—пятьдесят человек  одной линии, одного рода, одного  настроения и из них создают  Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета,  Отелло и т.д. Все это обобщенные  типы".

Воображение различается  у людей по нескольким признакам:

1.        яркости образов;

2.        степени их реалистичности и правдивости, новизне, оригинальности;

3.        широте воображения;

4.        произвольности, т.е. умению подчинять воображение поставленной задаче (высокоорганизованное и неорганизованное воображение);

5.        типу представлений, которыми преимущественно оперирует человек (зрительные, двигательные и т.д.);

6.        устойчивости.

Воображение многофункционально. Среди его важнейших функций  Р.С. Немов называет следующие.

Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими. Воображение ориентирует человека в процессе деятельности — создает  психическую модель конечного или  промежуточного продуктов труда, что  и способствует их предметному воплощению. Эта функция воображения связана  с мышлением и органически  в него включена.

Регулирование эмоциональных  состояний. При помощи своего воображения  человек способен хотя бы отчасти  удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.

Произвольная регуляция  познавательных процессов и состояний  человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью  искусно вызываемых образов человек  может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Формирование внутреннего  плана действий — способности  выполнять их в уме, манипулируя  образами.

Планирование и программирование деятельности — составление таких  программ поведения, когда проблемная ситуация не определена.

Управление психофизиологическим состоянием организма. С помощью  воображения чисто волевым путем  человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат  в основе аутотренинга, широко используемого  для саморегуляции.

 

28. Значение эмоций в жизни  человека. Классификация и виды  эмоций. 

ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 

 

 

   В индивидуальном развитии  человека  чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее  мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека. 

 Чувства выполняют  в жизни и деятельности  человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего  его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить  свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой  сознания, могут  произвольно регулироваться.  

 Эмоции влияют на  выраженность переживаний человека. При этом настроение определяется  эмоциональной реакцией не на  посредственные последствия тех  или иных событий, а на их  значение для человека в деле  его общих жизненных планов. Настроение  большинства людей колеблется  между умеренным унынием и  умеренной радостью. Люди весьма  различаются скоростью перехода  от радостного настроения к  унылому и наоборот. 

 Эмоции влияют и  на сферу восприятия: память, мышление, воображение. Негативные эмоции  порождают чувство печали, скорби, уныния, зависти, злобы, более того, часто повторяясь, они могут вызвать психогенные  кожные заболевания: экзему, нейродермиты, секреторные и трофические изменения кожи-выпадение или  поседение волос. 

 Острое эмоциональное  напряжение может  проявляться самыми различными болезненными  ощущениями-чрезмерной потливостью, тошнотой, потерей аппетита у одних или чувством  неутолимого голода, жажды у других. 

 Такие функциональные  изменения  самочувствия и деятельности внутренних  органов обусловлены отклонениями в вегетативной  нервной системе. 

 Эмоции и мышление  и мышление  взаимосвязаны и потому существует  связь между  характером мыслей, приходящих в голову, и настроением. Так, благотворно  влияет на общее самочувствие приятная мысль, способствующая решению любой сложной задачи. 

 Эмоциональные межличностные  отношения имеют свою определенную  динамику. Они могут достигать  величайшей напряженности и постепенно  угасать или критически  разрушаться или разрешаться. Само время стирает в памяти трагическое, забываются пережитые страдания, становятся менее  значимыми прошлые обиды и огорчения. Эмоции, переходящие в аффекты в безуспешной борьбе рассудка со страстями, правильному осознанию поддаются трудно. При этом нередко ни интеллект, ни  добрая воля не способны нормализовать психическое равновесие человека. Под влиянием эмоций он становится как бы слепым перед лицом фактов, не может контролировать свои действия. При этом свои поступки люди объясняют примерно так: « Я не хотел кричать, бить по столу, оскорбить вас, но я был не в себе, я ничего не мог  с собой поделать». 

 Ненормально продолжительные  аффекты мы можем наблюдать  у лиц с эпилептоидным складом  характера, врожденно слабоумных, легко возбуждающихся от мелкой  неприятности на несколько дней.  

 Эмоции выполняют функцию  оценки, являясь своеобразной системой  сигналов, посредством которых субъект  узнает о значимости происходящего.  На это указывал и Грот (1879-1880) в своих работах, а также  и ряд современников.[9] 

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"