Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 01:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
Виды воображения (произвольное, непроизвольное, воспроизводящее, творческое, мечта, грезы, галлюцинации)
Все формы воображения можно подразделить на две большие группы:
1. Непроизвольные формы воображения, независящие от целей и намерений человека, их протекание не контролируется работой сознания, они возникают при снижении степени его активности или расстройстве работы.
Галлюцинации - под влиянием некоторых токсических и наркотических веществ появляются, это обостренное нереалистическое восприятие действительности, искаженное сниженным контролем сознания и преобразованное воображением.
Промежуточное положение
между непроизвольными и
2. Произвольные формы воображения. Они подчинены творческому замыслу или задачам деятельности и возникают на основе работы сознания.
Произвольное воображение: фан
Произвольнее воображение
Мечта — это образ желаемого будущего. В отличие от грез она всегда активна.
В зависимости от уникальности создаваемого продукта (результата) выделяют репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). В репродуктивном воображении реальность воспроизводится в почти не переработанном виде, поэтому оно напоминает восприятие или память. Продуктивное, творческое воображение предполагает преобразование реальных образов действительности и создание на их основе новых, оригинальных субъективных продуктов.
Воссоздающее воображение такой вид воображения, в ходе которого возникают новые образы на основании восприятия описаний, схем, чертежей, нотных записей и пр.
Творческое воображение предста
Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что, во-первых, люди различаются постепени развития воображения и, во-вторых, по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.
Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки.
Сила и живость воображения
легко оцениваются, когда продуктом
воображения являются неправдоподобные
и причудливые образы, например у
авторов волшебных сказок. Слабое
развитие воображения выражается в
низком уровне переработки представлений.
Слабое воображение влечет за собой
затруднения в решении
Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюсе окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения встречается у людей, занимающихся творческим трудом, – писателей, художников, музыкантов, ученых.
Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Однако есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.
Следует отметить, что человек
не рождается с развитым воображением.
Развитие воображения осуществляется
в ходе онтогенеза человека и требует
прежде всего накопления известного
запаса представлений, которые в
дальнейшем могут служить материалом
для создания образов воображения.
Воображение развивается в
Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существуют примеры чрезвычайно раннего развития воображения.
Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия.
Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.
Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. Другой важнейший скачок в развитии воображения происходит в школьном возрасте. Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.
27. Функции
воображения. Аналитико-
Аналитико-синтетический
Творческое преобразование
действительности в воображении
подчиняется своим законам и
осуществляется в соответствии с
определенными способами и
Перечислим приемы и способы процесса воображения.
1. Агглютинация — "склеивание",
комбинация, слияние отдельных элементов
или частей нескольких
2. Акцентирование или заострение
— выделение и подчеркивание
какой-либо части, детали в
создаваемом образе. Карикатуристы
выделяют самое существенное
в образе, меняя пропорции: болтуна
изображают с длинным языком,
любителя поесть наделяют
3. Гиперболизация— увеличение
или уменьшение предмета, изменение
количества частей предмета
4. Схематизация— сглаживание
различий предметов и
5. Типизация — выделение
существенного, повторяющегося
Воображение различается у людей по нескольким признакам:
1. яркости образов;
2. степени их реалистичности и правдивости, новизне, оригинальности;
3. широте воображения;
4. произвольности, т.е. умению подчинять воображение поставленной задаче (высокоорганизованное и неорганизованное воображение);
5. типу представлений, которыми преимущественно оперирует человек (зрительные, двигательные и т.д.);
6. устойчивости.
Воображение многофункционально. Среди его важнейших функций Р.С. Немов называет следующие.
Представление действительности
в образах и возможность
Регулирование эмоциональных
состояний. При помощи своего воображения
человек способен хотя бы отчасти
удовлетворять многие потребности,
снимать порождаемую ими
Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Планирование и
Управление
28. Значение эмоций в жизни
человека. Классификация и виды
эмоций.
ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.
Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.
Эмоции влияют на
выраженность переживаний
Эмоции влияют и
на сферу восприятия: память, мышление,
воображение. Негативные
Острое эмоциональное напряжение может проявляться самыми различными болезненными ощущениями-чрезмерной потливостью, тошнотой, потерей аппетита у одних или чувством неутолимого голода, жажды у других.
Такие функциональные изменения самочувствия и деятельности внутренних органов обусловлены отклонениями в вегетативной нервной системе.
Эмоции и мышление и мышление взаимосвязаны и потому существует связь между характером мыслей, приходящих в голову, и настроением. Так, благотворно влияет на общее самочувствие приятная мысль, способствующая решению любой сложной задачи.
Эмоциональные межличностные
отношения имеют свою
Ненормально продолжительные
аффекты мы можем наблюдать
у лиц с эпилептоидным складом
характера, врожденно
Эмоции выполняют функцию
оценки, являясь своеобразной системой
сигналов, посредством которых субъект
узнает о значимости