Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 01:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

общ.псих.экзамен.docx

— 148.47 Кб (Скачать файл)

Таковы основные тезисы, высказанные  Пиаже относительно особенностей детской  речи и мышления. Трудно переоценить  значение работ этого ученого, его  исследования это целая эпоха  в развитии учения о речи и мышлении ребенка. Значение работы Пиаже замечательно выразил Э. Клеопард во вступительной статье к французскому изданию книги психолога: «В то время как из проблемы детского мышления сделали проблему количественного порядка, Пиаже поставил ее как проблему качественную. В то время как в прогрессе детского ума раньше видели результат известного числа сложений и вычитаний (обогащение новыми данными опыта и исключение некоторых ошибок, объяснение чего наука считала своей задачей), нам теперь показывают, что этот прогресс зависит прежде всего от того , что ум ребенка понемногу меняет самый свой характер».

Можно сказать, что именно это исследование Ж.Пиаже при всей своей спорности проложило дорогу для дальнейшего изучения детской психологии. Более того, все дальнейшие теории в большей или меньшей степени отталкивались от исследований Пиаже.

 

ВЫГОТСКИЙ!!!!!!!

Критика теории детского эгоцентризма Ж. Пиаже.

Результаты исследовательской  деятельности Выготского и его сотрудников  нашли отражение во множестве  его публикаций 1928-1931 годах. Наиболее значимое из достигнутого было сведено  в книги "История развития высших психических функций" (1931) и "Мышление и речь" (1934). Одной из центральных  тем этих исследования была проблема развития детской психики. Он вместе со своими учениками и последователями  критически переосмыслил теорию Пиаже. В своей работе Пиаже пытался  не попадать под влияние существующих теории и сосредоточиться непосредственно  на сборе фактов и их обработке. Также  нельзя не заметить "биологического прошлого" автора, проявляющегося в  необыкновенной тщательности расположения и классификации фактов. Именно последнему Пиаже уделяет особое внимание, намеренно  устранясь от попыток преждевременно проанализировать и систематизировать многообразие полученных фактов. "Мы постарались, - рассказывает Пиаже, - следить шаг за шагом за фактами в том их виде, в каком их нам преподнес эксперимент. Мы, конечно, знаем, что эксперимент всегда определяется породившими его гипотезами, но пока мы ограничили себя только лишь рассмотрением фактов"(С. 5-6).   

Именно такой нетрадиционный подход Пиаже с одной стороны  позволил его работам сказать  новое слово в области мышления и речи ребенка, а с другой стороны  обеспечил им небывалое количество критики. Справедливости ради, стоит  отметить, что эти исследования, опубликованные  в книгах "Речь и мышление ребенка" (1923) и "Суждение и рассуждение ребенка" (1924), не претендовали на роль, которую им отвела критика. Приведем высказывание самого Пиаже: "Прежде чем публиковать  исследование в систематической  форме, надо обязательно дать возможно более тщательный и полный каталог  фактов, на которые оно опирается. Именно это мы попытались сделать  выпустив эти две книги. Обе они  и составят первый труд под названием "Этюды о логике ребенка". Во втором труде мы попытаемся дать анализ функций реального и причинности  у ребенка (представления и типы объяснений их у ребенка). Лишь после  этого мы попробуем дать синтез, который без этого был бы постоянно  стесняем изложением фактов и все  время стремился бы, в свою очередь, к искажению этих последних"(1, с.6-7).

По мысли Выготского, Пиаже  стремился избежать двойственности, характерной для современной  психологической мысли, изучающей  детскую логику; хотел замкнуться в узком кругу фактов, избегая  обобщений. Пиаже действительно  ввел новый клинический метод, позволивший  ему собрать огромное количество фактов. Но факты привели к проблемам, проблемы к теории и двойственность для работ Пиаже все равно  стала неизбежной. Основное направление  критики Выготского заключается  в переработке и обосновании  «теорий и методологической системы, лежащих в основе тех исследований, ключ к пониманию и оценке которых  мы ищем»[4].

Пиаже избегает системы в  своем изложении, Выготский пытается найти «центральное звено во всей этой цепи фактов, от которого протягиваются  соединительные связи по всем остальным  звеньям, и которое поддерживает все это построение, взятое в целом» (С. 25.). По мысли Выготского для Пиаже  это центральное звено заключается  в идее эгоцентризма детского мышления: «это – основной нерв всей его системы, это – краеугольный камень его  построения». Выготский утверждает, что для того чтобы быть уверенным  в точности утверждений Пиаже, нужно  узнать на каком фактическом материале  они покоятся. Так, советский психолог подвергает утверждение Пиаже о  функциональной бесполезности эгоцентрической  речи ребенка сомнению. Выготский  проводит ряд собственных клинических  исследований, он пишет, что они: «привели нас к иному пониманию психологической  природы эгоцентрической речи ребенка, нежели то, которое развивает Пиаже», (С.43). Выготский и его помощники  изучали речь детей в условиях схожих с теми, в которых производил свои эксперименты Пиаже.  Но был  введен целый ряд затрудняющих деятельность ребенка моментов. Так, например, у  ребенка забирали необходимые для  рисунка цвета карандашей и смотрели на то, как ребенок использует речь , пытаясь выйти из затруднительной  ситуации. Благодаря ряду подобных экспериментов Выготский создал ряд тезисов об особенностях эгоцентрической  речи и мышления детей, в противовес первоначальным утверждениям Пиаже.

1) Коэффициент эгоцентрической  детской речи возрастает почти  двое при ситуации, затрудняющей  деятельность ребенка: «Затруднение  или нарушении гладко текущей  деятельности является одним  из главных факторов, вызывающих  к жизни эгоцентрическую речь», (С.44).

 

2) «Эгоцентрическая речь  помимо чисто экспрессивной функции  и функции разряда, помимо того, что она просто сопровождает  детскую активность, очень легко  становится средством мышления  в собственном смысле, т.е. начинает  выполнять функцию образования  плана разрешения задачи, возникающей  в поведении», (С.44-45).

3) Основная функция эгоцентрической  речи - переход в процессе развития  речи от внешней к внутренней. Эгоцентрическая речь похожа  на внутреннюю речь взрослого.  Они имеют и схожую структуру:  сокращенный ход мысли, образное  мышление, невозможность понимания  окружающими без дополнительного  контекста, и.т.д.

4) В школьном возрасте  эгоцентрическая речь не исчезает, как это утверждает Пиаже, а  переходит во внутреннюю.

5) Интеллектуальная функция  эгоцентрической речи не является  прямым отражением эгоцентризма  детской мысли, но показывает, что эгоцентрическая речь очень  рано при соответствующих условиях  становится средством реалистического  мышления ребенка. Поэтому между  эгоцентрической речью и эгоцентрическим  мышлением не может существовать  никакой связи.

Таковы результаты критики  Выготским практического аспекта  исследований Пиаже. Второй аспект критики  – теоретический, Выготский рассматривает  теорию эгоцентрического мышления Пиаже, которое по мысли автора является промежуточным звеном между первичным  аутистическим мышлением и, характерным  для взрослого человека разумным. Пиаже считает аутистическое  мышление ранней формой мышления ребенка. Выготский опровергает этот тезис: «… аутистическое мышление, рассматриваемое  с точки зрения филогенетического  и онтогенетического развития, не является вовсе первичной ступенью в умственном развитии ребенка и  человечества…. Допустить изначальность  принципа удовольствия в развитии мышления – значит с самого начала сделать  биологически необъяснимым процесс  возникновения той новой психологической  функции, которую мы называем интеллектом  или мышлением». Таким образом, Выготский  утверждает, что аутизм должен быть помещен не в начало детского развития, а среди поздних образований. Изучая утверждения Пиаже, относительно типов человеческого мышления, Выготский  делает некоторые выводы и отмечает их в своей статье двумя тезисами.

1) С точки зрения филогенетического  и онтогенетического развития  нельзя утверждать генетическую  полярность аутистического и  реалистического мышления.

2)Сама постановка вопроса  относительно двух форм мышления  в психоанализе является неверной. Нельзя противопоставить удовлетворение  потребностей приспособлению к  действительности.

 Выготский показал,  что помимо функций указанных   у Пиаже, эгоцентрическая речь  очень легко становится средством  мышления в собственном смысле, т.е. начинает выполнять функцию  образования плана разрешения  задачи. По поводу результатов  этого эксперимента Выготский  высказался так: "Мы не хотим  вовсе сказать, что эгоцентрическая  речь ребенка проявляется всегда  только в этой функции. Мы  не хотим утверждать далее,  что эта интеллектуальная функция  эгоцентрической речи возникает  у ребенка сразу…в эгоцентрической  речи мы склонны видеть переходную  стадию в развитии речи от  внешней к внутренней"(С.48-49). В  упрощенном виде эту гипотезу  можно представить как: 

    Социальная речь  →  Эгоцентрическая речь  →   Внутренняя речь

На первый взгляд может  показаться что, эта схема имеет  некоторые родственные черты  со схемой, приведенной Пиаже. Однако это не так. Основной вопрос формулируется  следующим образом: процесс развития детского мышления у Пиаже идет от аутизма, от миражного воображения, от логики сновидений к социализированной  речи и логическому мышлению, переваливая  в своем критическом пункте через  эгоцентрическую речь; у Выготского процесс идет обратным путем: от социальной речи ребенка через эгоцентрическую  речь к его внутренней речи и мышлению. 

Все это позволяет Выготскому признать неправильным основное направление  развития детского мышления, представленное в теории Пиаже. Сам Выготский  так охарактеризовал результаты своей работы: "Действительное движение процесса развития детского мышления совершается не от индивидуального  к социализированному, а от социального  к индивидуальному - таков основной итог как теоретического, так и  экспериментального исследования интересующей нас проблемы", (С.57). 

в)Комментарии Ж. Пиаже.

Много позже после того, как Выготский провел свое критическое  исследование и обобщил его результаты в своей статье «Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже», автор теории детского эгоцентризма ознакомился с опровержением  советского психолога и написал  на них своеобразный «ответ» - «Комментарии к критическим замечаниям Л. Выготского». Вот что пишет Пиаже: «По главным  вопросам я сейчас более согласен с Выготским, чем был в 1934 году, в то время как по другим вопросам у меня есть лучшие аргументы»[5]. Автор  сожалеет, что не может высказать  свои мысли лично (Выготский уже  умер к тому времени). Первым делом  Пиаже уточняет понятие эгоцентризма. В своей книге автор говорит  о познавательном эгоцентризме, определенном как «неосознанное предпочтительное сосредоточие или как недостаток дифференциации точек зрения, не имеющего отношение к области межличностных  отношений». Пиаже говорит о том, что ребенок не способен концентрировать  свое внимание на нескольких вещах  и потому обращает все свое внимание на себя. То же происходит и с речью  ребенка, он говорит «для себя» только потому, что в силу психологических  особенностей своего возраста не может  во время одного действия обращать внимание на что-то еще.

Следующее уточнение Пиаже  касается  вопросов измерения коэффициента эгоцентрической речи детей. Подсчитанный ранее коэффициент эгоцентрической  речи составлял от 44% до 47% для детей  в возрасте 5-7 лет и от 54% до 60% для  возраста 3-5 лет. Автор пишет, что  дальнейшие исследования в этой области  показали, что существуют очень большие  вариации коэффициента в зависимости  от ситуации и окружения. Исходя из этих новых данных, Пиаже утверждает, что «коэффициент измерения эгоцентрической  речи не является действительной мерой  интеллектуального эгоцентризма или  даже вербального эгоцентризма».

Также Ж.Пиаже соглашается с утверждением Л.С. Выготского по поводу того, что аутистическое мышление не является первичным, а эгоцентрическая речь идентична внутренней речи взрослого человека и начинает трансформироваться в школьном возрасте.

В конце своих «комментариев» автор пишет, что, несмотря на множество  практических исследований в этой сфере, «сам феномен, относительную частоту  которого на различных уровнях развития мы хотели определить (а также его  уменьшение с возрастом), никогда  не обсуждался подробно, потому что  редко был понят".

 
26. Понятие  воображения. Виды воображения.  Индивидуальные особенности воображения.  

ВООБРАЖЕНИЕ — способность  человека к построению новых образов  путем переработки психических  компонент, обретенных в прошлом  опыте; процесс психический создания образа предмета или ситуации путем  перестройки наличных представлений. Часть сознания личности, один из процессов  познавательных, характерный высокой  степенью наглядности и конкретности. В воображении своеобразно и  неповторимо отражается внешний  мир, происходит образное предвосхищение результатов, могущих достигаться  посредством тех или иных действий; оно позволяет программировать  не только будущее поведение, но и  представлять возможные условия, в  коих это поведение будет реализоваться. Одним из источников развития воображения, где оно обретает коммуникативные  качества, является игра дошкольников. Воображение выражается: 
 
1) в построении образа средств и конечного результата деятельности предметной субъекта; 
 
2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 
 
3) в продуцировании образов, кои не программируют, а заменяют деятельность; 
 
4) в создании образов, соответственных описанию объекта.  
 
Оно традиционно рассматривается как самостоятельный процесс, однако некоторые авторы склонны отождествлять его либо с мышлением, либо с представлением. Важнейшее значение воображения — в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Процессы воображения, как и мышления, памяти и восприятия, имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения — преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации. Сущность воображения, если говорить о его механизмах, — преобразование представлений, создание новых образов на основе наличных. Воображение — это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.  
 
Синтез представлений в процессах воображения реализуется в различных формах: 
 
1) агглютинация-соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов; 
 
2) гиперболизация, или акцентирование — увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей; 
 
3) заострение — подчеркивание некоих признаков; 
 
4) схематизация-сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними; 
 
5) типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.  
 
Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего — в мечтании. Мечта — необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение коей оказалось отсроченным. Синоним воображения — фантазия.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"