Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 01:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"
Годовалые дети имеют обычно уже довольно богатый опыт взаимодействия с окружающей действительностью. У них есть четкие представления о своих родителях, об окружающей обстановке, о пище, об игрушках, с которыми они играют. Еще задолго до того, как дети практически начинают пользоваться речью, их образный мир имеет уже представления, соответствующие усваиваемым словам. В таких подготовленных предыдущим опытом социализации условиях для овладения речью ребенку остается сделать не так уж много: мысленно связать имеющиеся у него представления и образы действительности с сочетаниями звуков, соответствующими отдельными словами. Сами эти звуковые сочетания к однолетнему возрасту также уже неплохо известны ребенку: ведь он их неоднократно слышал от взрослого.
Следующий этап речевого развития приходится на возраст примерно 1,5-2,5 года. На этом этапе дети обучаются комбинировать слова, объединять их в небольшие фразы (двух-трехсловные), причем от использования таких фраз до составления целых предложений они прогрессируют довольно быстро.
После двух-трехсловных фраз
ребенок переходит к
- подражание взрослым и другим окружающим людям;
- формирование условно-
- постановка и проверка
гипотез о связи слова и
образа эмпирическим путем (
К этому следует добавить и своеобразную детскую речевую изобретательность, проявляющуюся в том, что ребенок вдруг совершенно самостоятельно, по собственной инициативе начинает придумывать новые слова, произносить такие фразы, которые от взрослого он никогда не слышал.
25. Эгоцентрическая
речь с точки зрения Л.С.
Выготского и Ж. Пиаже.
Эгоцентрическая и внутренняя речь. Проблематика Выготского и Пиаже о функциях и путях развития эгоцентрической речи
Эгоцентрическая речь - (от лат. еgо - я, сеntrum - центр круга) - речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка.
Иногда мы встречаем такую
форму речи и во взрослом возрасте,
когда человек совершает какие-
Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выгодский считал, что эгоцентрическая речь - как бы переходный этап от внешней к внутренней речи.
Этот переход является общим законом для развития всех высших психических функций, которые возникают первоначально как формы деятельности в сотрудничестве и лишь затем переносятся ребенком в сферу своих психологических форм деятельности.
Таким образом, проговаривание
своих действий вслух практикуется
до тех пор, пока они не становятся
навыком, который действует
Понятие эгоцентрической речи используется также в патопсихологии при описании соответствующих синдромов.
Внутренняя речь — скрытая вербализация, сопровождающая процесс мышления. Ее проявления наиболее явны при умственном решении различных задач, мысленном планировании, внимательном слушании речи других людей, чтении текстов про себя, при заучивании и припоминании. В плане внутренней речи осуществляется логическое упорядочивание воспринимаемых данных, включение их в определенную систему понятий, проводится самоинструктирование, осуществляется анализ своих действий и переживаний. По своей логико–грамматической структуре, существенно определяющейся содержанием мысли, внутренняя речь представляет собой обобщенные семантические комплексов, состоящие из фрагментов слов и фраз, с которыми группируются различные наглядные образы и условные знаки. При столкновении с затруднениями или противоречиями внутренняя речь приобретает более развернутый характер и может переходить во внутренний монолог, в шепотную или громкую речь, в отношении которых проще осуществлять логический и социальный контроль.
ПИАЖЕ!!!!
Итак, концепция детского эгоцентризма занимает как бы место центрального фокуса, в котором перекрещиваются и собираются в одной точке нити, идущие от всех пунктов. С помощью этих нитей Пиаже сводит к единству все многообразие отдельных черт, характеризующих логику ребенка и превращает их из бессвязного, неупорядоченного, хаотического множества в строго связанный структурный комплекс явлений, обусловленных единой причиной. Теперь попытаемся выяснить мысль самого Пиаже, определить в чем автор видит фактическое основание своей концепции. В своей книге «Речь и мышление ребенка» автор пытается разрешить вопрос: «какие потребности стремится удовлетворить ребенок, когда он говорит?». Речь даже у взрослых людей существует не только для функции сообщения мысли. С помощью исследований, проведенных на утренних занятиях «Дома малюток» Института Ж.-Ж. Руссо, Ж. Пиаже удалось классифицировать детскую речь по функциональным категориям. В течении месяца несколько человек тщательно записывали (с контекстом) все, что говорил тот или иной ребенок. После обработки полученного материала Пиаже делит разговоры детей на две большие группы: эгоцентрическую и социализированную. Произнося фразы, относящиеся к эгоцентрическому типу речи, ребенок не интересуется тем, кому он говорит и слушают ли его. Пиаже пишет: «Эта речь эгоцентрична прежде всего потому, что ребенок говорит лишь о себе, именно потому, что он не пытается стать на точку зрения собеседника. Собеседник для него – первый встречный. Ребенку важен лишь видимый интерес, хотя у него, очевидно, есть иллюзия, что еге слышат и понимают. Он не испытывает желания воздействовать на собеседника, действительно сообщить ему что-нибудь6 это разговор вроде тех, что ведутся в некоторых гостиных, где каждый говорит о себе и никто никого не слушает»[1]. Далее Пиаже разделяет эгоцентрическую речь на 3 категории: повторение, монолог и «монолог вдвоем».
1) Повторение (эхолалия). Речь и идет лишь о повторении слов и слогов. Ребенок повторяет их ради удовольствия говорить, не думая ни о том, чтобы обратиться к кому-нибудь, ни даже о том, чтобы произносить осмысленные слова. Это один из последних остатков младенческого лепета, не содержащий в себе, видимо, никакой общественной направленности. Действительно, в первые годы жизни ребенок любит повторять слова, которые он слышит, имитировать слоги и звуки даже тогда, когда они не имеют смысла. Пиаже замечает, что функции этого явления невозможно определить в одной формуле, т.к. это психическое состояние составляет « полосу деятельности ребенка – полосу, которую можно найти в любом возрасте с иным только содержанием, но всегда тождественную в своих функциях». Пиаже находит в этом явлении сходство с игрой, ребенок повторяет слова ради удовольствия, развлечения. Т.е. ребенок повторяет слова не для того, чтобы приобщиться к разговору, а просто, чтобы поиграть с ними.
2) Монолог. Ребенок говорит
сам с собой, как если бы
он громко думал. Он ни к
кому не обращается. « Слово
для ребенка ближе к действию,
чем для нас». Пиаже выделяет
два важных следствия из этого
утверждения, важных для
Как правило, цель монолога – сопровождение какого – либо действия или замена желаемого действия его проговариванием. В своей книге Пиаже приводит такой пример детского монолога: (Ребенок, глядя в аквариум) «ах, как она (саламандра) удивляется этому великану (рыбе) и восклицает: « Саламандра, надо есть рыб!».
3) Монолог вдвоем или
коллективный монолог. Пиаже
Пиаже выделяет отношение эгоцентрической речи к общей сумме свободных высказываний ребенка[2] по итогам многочисленных исследований ученый приходит к выводу, что эгоцентрическая речь достигает 50 ‰ всей их спонтанной речи. Позже, многие исследователи проводили подобные подсчеты и опровергали это утверждение Пиаже.
Как мы видим, выделенные Ж. Пиаже типы эгоцентрической речи ребенка, используются детьми в зависимости от ситуации и их потребностей. По мысли автора речь для ребенка 2-6,7 лет является не столько средством общения, как для взрослых людей, сколько вспомогательным, подражательным действием. В представлении психолога, ребенок дошкольного возраста представляет собой нечто замкнутое и обращенное на себя. Подобный тип поведения обусловлен особенностями мышления маленького ребенка. О детском мышлении в представлении ученого речь пойдет в следующем пункте этой главы.
в) Эгоцентрическое мышление.
Как и большинство исследователей проблемы детского мышления, Пиаже отмечает безусловные различия между мышлением взрослого и ребенка. У взрослого человека социализированная, способная к интимности мысль. Он даже во время своей личной, интимной работы думает социально, испытывает потребность в контроле и доказательстве, которая порождает внутреннюю речь, непрерывно обращенную к противоречащим лицам. Ребенок мыслит эгоцентрически, мысли его не склонны к интимности. Говорит ребенок бесконечно больше, чем взрослый, так как не знает интимности своего «я». Его мысли высказываются открыто, но не потому, что он хочет быть услышанным, а лишь оттого, что он не осознает себя в обществе. Пиаже пишет, что «… взрослый думает социально, даже когда он один, а ребенок младше семи лет мыслит и говорит эгоцентрически, даже когда он в обществе» (С.40).
Обращаясь к материалам предыдущих исследователей проблемы детского мышления, Пиаже отмечает, что психоаналитики различают два основных типа мысли: разумное и аутистическое мышление.
1) Разумное мышление (направленное),
то есть такое, которое
2) Аутистическое мышление
– подсознательно, цели такого
мышления не представляются
Эти формы мышления имеют разное происхождение, разумное м. социально и выполняет функцию обработки и передачи получаемой информации; аутистическое м. индивидуально и несообщаема. По мысли Ж. Пиаже помимо этих двух форм должна быть и третья, являющаяся промежуточным звеном. Автор выделяет тип эгоцентрического мышления, т.е. такого, которое старается приспособиться к действительности, не будучи сообщаемым и находится в промежутке между разумным и аутистическим этапами.
Эгоцентрическая мысль является
промежуточным звеном между аутентической
и социализированный мыслями. По
своей структуре она остается
аутентической, но ее интересы уже не
направлены не удовлетворение органических
потребностей или потребностей игры,
как при чистом аутизме, а обращены
также на умственное приспособление
как у взрослого. Характерно, что
в своих рассуждениях Пиаже опирается
на теорию Фрейда: "И психоанализ
пришел косвенным путем к чрезвычайно
схожему результату. Одной из заслуг
психоанализа является то, что он установил
различие между двумя родами мышления:
один - социальный, способный быть высказанным,
направляемый необходимостью приноровиться
к другим (логическая мысль), другой
- интимный и потому не поддающийся
высказыванию (аутентическая мысль)".
Однако под влиянием внешних факторов
эгоцентрическое мышление постепенно
социализируется. Активное начало
этого процесса можно отнести
к 7-8 годам ("первый критический период"),
результатом же является переход
к форме мышления, которую Пиаже
называл социализированной, стремясь
подчеркнуть завершенность
Эгоцентрическое мышление
и понимание как следствие
общения содержат в себе два
различных способа рассуждения
и две различные логики[3]. Автор
выделяет логику
Эгоцентрическая логика:
1)Интуитивна, более синкретична, чем дедуктивна, ее рассуждения явно не выражены. Суждение перескакивает с первых предпосылок прямо к выводам, минуя промежуточные этапы.
2)Мало останавливается
на доказательствах, не
3)Имеет личные схемы
аналогии на основе
4)Большую роль играют зрительные схемы.
5)Личные суждения и оценки имеют большее влияние, нежели коллективные.
Коллективная логика:
1)Пытается уяснить связь
между предложениями,
2)Более настаивает на доказательстве. Четко организует изложение мысли для большей убедительности.
3)Схемы по аналогии
устраняет, заменяя их
4)Устраняет зрительные схемы.
5)Стремится к суждениям,
выражающим коллективную
Для ребенка наиболее характерен эгоцентрический тип логики. Эта особенность сказывается, например, тогда, когда ребенок пытается объяснить что-либо своему сверстнику. Пиаже отмечает эгоцентрический характер детского стиля, ребенок говорит сам для себя, думая, что объясняет хорошо, тогда как дети редко правильно понимают друг друга.