Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 01:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

общ.псих.экзамен.docx

— 148.47 Кб (Скачать файл)

Годовалые дети имеют обычно уже довольно богатый опыт взаимодействия с окружающей действительностью. У  них есть четкие представления о  своих родителях, об окружающей обстановке, о пище, об игрушках, с которыми они  играют. Еще задолго до того, как  дети практически начинают пользоваться речью, их образный мир имеет уже  представления, соответствующие усваиваемым  словам. В таких подготовленных предыдущим опытом социализации условиях для овладения речью ребенку остается сделать не так уж много: мысленно связать имеющиеся у него представления и образы действительности с сочетаниями звуков, соответствующими отдельными словами. Сами эти звуковые сочетания к однолетнему возрасту также уже неплохо известны ребенку: ведь он их неоднократно слышал от взрослого.

Следующий этап речевого развития приходится на возраст примерно 1,5-2,5 года. На этом этапе дети обучаются комбинировать слова, объединять их в небольшие фразы (двух-трехсловные), причем от использования таких фраз до составления целых предложений они прогрессируют довольно быстро.

После двух-трехсловных фраз ребенок переходит к употреблению других частей речи, к построению предложений  в соответствии с правилами грамматики. На предыдущем и данном этапах речевого развития существуют три пути усвоения языка и дальнейшего совершенствования  речи на этой основе:

- подражание взрослым  и другим окружающим людям;

- формирование условно-рефлекторных, ассоциативных по своей природе  связей между образами предметов,  действиями, воспринимаемыми явлениями  и соответствующими словами или  словосочетаниями;

- постановка и проверка  гипотез о связи слова и  образа эмпирическим путем (так  называемое оперантное обусловливание).

К этому следует добавить и своеобразную детскую речевую изобретательность, проявляющуюся в том, что ребенок вдруг совершенно самостоятельно, по собственной инициативе начинает придумывать новые слова, произносить такие фразы, которые от взрослого он никогда не слышал.

 
25. Эгоцентрическая  речь с точки зрения Л.С.  Выготского и Ж. Пиаже.

Эгоцентрическая и внутренняя речь. Проблематика Выготского и Пиаже  о функциях и путях развития эгоцентрической  речи

 

Эгоцентрическая речь - (от лат. еgо - я, сеntrum - центр круга) - речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка.

Иногда мы встречаем такую  форму речи и во взрослом возрасте, когда человек совершает какие-либо действия в первый раз, проговаривая вслух (как бы сам себе) свои действия.

Выдающийся отечественный  психолог Л.С. Выгодский считал, что эгоцентрическая речь - как бы переходный этап от внешней к внутренней речи.

Этот переход является общим законом для развития всех высших психических функций, которые  возникают первоначально как  формы деятельности в сотрудничестве и лишь затем переносятся ребенком в сферу своих психологических  форм деятельности.

Таким образом, проговаривание своих действий вслух практикуется до тех пор, пока они не становятся навыком, который действует автоматически.

Понятие эгоцентрической  речи используется также в патопсихологии при описании соответствующих синдромов.

Внутренняя речь — скрытая  вербализация, сопровождающая процесс  мышления. Ее проявления наиболее явны при умственном решении различных  задач, мысленном планировании, внимательном слушании речи других людей, чтении текстов  про себя, при заучивании и припоминании. В плане внутренней речи осуществляется логическое упорядочивание воспринимаемых данных, включение их в определенную систему понятий, проводится самоинструктирование, осуществляется анализ своих действий и переживаний. По своей логико–грамматической структуре, существенно определяющейся содержанием мысли, внутренняя речь представляет собой обобщенные семантические комплексов, состоящие из фрагментов слов и фраз, с которыми группируются различные наглядные образы и условные знаки. При столкновении с затруднениями или противоречиями внутренняя речь приобретает более развернутый характер и может переходить во внутренний монолог, в шепотную или громкую речь, в отношении которых проще осуществлять логический и социальный контроль.

 

ПИАЖЕ!!!!

Итак, концепция детского эгоцентризма занимает как бы место  центрального фокуса, в котором перекрещиваются  и собираются в одной точке  нити, идущие от всех пунктов. С помощью  этих нитей Пиаже сводит к единству все многообразие отдельных черт, характеризующих логику ребенка и превращает их из бессвязного, неупорядоченного, хаотического множества в строго связанный структурный комплекс явлений, обусловленных единой причиной. Теперь попытаемся выяснить мысль самого Пиаже,  определить в чем автор видит фактическое основание своей концепции.   В своей книге «Речь и мышление ребенка» автор пытается разрешить вопрос: «какие потребности стремится удовлетворить ребенок, когда он говорит?». Речь даже у взрослых людей существует не только для функции сообщения мысли. С помощью исследований, проведенных на утренних занятиях «Дома малюток» Института Ж.-Ж. Руссо, Ж. Пиаже удалось классифицировать детскую речь по функциональным категориям. В течении месяца несколько человек тщательно записывали (с контекстом) все, что говорил тот или иной ребенок. После обработки полученного материала Пиаже делит разговоры детей на две большие группы: эгоцентрическую и социализированную. Произнося фразы, относящиеся к эгоцентрическому типу речи, ребенок не интересуется тем, кому он говорит и слушают ли его. Пиаже пишет: «Эта речь эгоцентрична прежде всего потому, что ребенок говорит лишь о себе, именно потому, что он не пытается стать на точку зрения собеседника. Собеседник для него – первый встречный. Ребенку важен лишь видимый интерес, хотя у него, очевидно, есть иллюзия, что еге слышат и понимают. Он не испытывает желания воздействовать на собеседника, действительно сообщить ему что-нибудь6 это разговор вроде тех, что ведутся в некоторых гостиных, где каждый говорит о себе и никто никого не слушает»[1]. Далее Пиаже разделяет эгоцентрическую речь на 3 категории: повторение, монолог и «монолог вдвоем».

1) Повторение (эхолалия). Речь и идет лишь о повторении слов и слогов. Ребенок повторяет их ради удовольствия говорить, не думая ни о том, чтобы обратиться к кому-нибудь, ни даже о том, чтобы произносить осмысленные слова. Это один из последних остатков младенческого лепета, не содержащий в себе, видимо, никакой общественной направленности. Действительно, в первые годы жизни ребенок любит повторять слова, которые он слышит, имитировать слоги и звуки даже тогда, когда они не имеют смысла. Пиаже замечает, что функции этого явления невозможно определить в одной формуле, т.к. это психическое состояние составляет « полосу деятельности ребенка – полосу, которую можно найти в любом возрасте с иным только содержанием, но всегда тождественную в своих функциях». Пиаже находит в этом явлении сходство с игрой, ребенок повторяет слова ради удовольствия, развлечения. Т.е. ребенок повторяет слова не для того, чтобы приобщиться к разговору, а просто, чтобы поиграть с ними.

2) Монолог.  Ребенок говорит  сам с собой, как если бы  он громко думал. Он ни к  кому не обращается. « Слово  для ребенка ближе к действию, чем для нас». Пиаже выделяет  два важных следствия из этого  утверждения, важных для понимания  монологов ребенка: 1) ребенок, действуя, должен говорить, даже когда он  один, и должен сопровождать свои  движения и игры криками и  словами; 2) если ребенок говорит,  чтобы сопровождать словами свое  действие, он может видоизменить  это отношение и воспользоваться  словами, чтобы произнести то, без чео действие не могло бы само осущствиться.

Как правило, цель монолога –  сопровождение какого – либо действия или замена желаемого действия его  проговариванием. В своей книге  Пиаже приводит такой пример детского монолога: (Ребенок, глядя в аквариум) «ах, как она (саламандра) удивляется этому великану (рыбе) и восклицает: « Саламандра, надо есть рыб!».

3) Монолог вдвоем или  коллективный монолог. Пиаже так  пишет об этом типе эгоцентрической  речи: «Внутреннее противоречие  этого названия хорошо парадоксальность  детских разговоров (о чем мы  только не говорили!), во время  которых каждый приобщает другого  к своей мысли или действию в данный момент, но не заботиться о том, чтобы и в самом деле быть услышанным или понятым. Позиция собеседника никогда не принимается в расчет, собеседник только возбудитель». Автор считает коллективный монолог наиболее социальной формой из всех имеющихся эгоцентрических разновидностей языка. При использовании монолога данного типа ребенок говорит не только для себя, но и для окружающих. Но дети не слушают такие монологи, поскольку коллективный монолог обращен на себя: «ребенок лишь думает вслух о своем действии и вовсе не желает ничего никому сообщать».

Пиаже выделяет отношение  эгоцентрической речи к общей  сумме свободных высказываний ребенка[2] по итогам многочисленных исследований ученый приходит к выводу, что эгоцентрическая  речь достигает 50 ‰  всей их спонтанной речи. Позже, многие исследователи проводили  подобные подсчеты и опровергали  это утверждение Пиаже.

Как мы видим, выделенные Ж. Пиаже  типы эгоцентрической речи ребенка, используются детьми в зависимости  от ситуации и их потребностей. По мысли  автора речь для ребенка 2-6,7 лет является не столько средством общения, как  для взрослых людей, сколько вспомогательным, подражательным действием.  В представлении  психолога, ребенок дошкольного  возраста представляет собой нечто  замкнутое и обращенное на себя. Подобный тип поведения обусловлен особенностями мышления маленького ребенка. О детском мышлении в  представлении ученого речь пойдет в следующем пункте этой главы.

в) Эгоцентрическое мышление.

Как и большинство исследователей проблемы детского мышления, Пиаже  отмечает безусловные различия между  мышлением взрослого и ребенка. У взрослого человека социализированная, способная к интимности мысль. Он даже во время своей личной, интимной работы думает социально, испытывает потребность  в контроле и доказательстве, которая  порождает внутреннюю речь, непрерывно обращенную к противоречащим лицам. Ребенок мыслит эгоцентрически, мысли  его не склонны к интимности. Говорит  ребенок бесконечно больше, чем взрослый, так как не знает интимности своего «я». Его мысли высказываются  открыто, но не потому, что он хочет  быть услышанным, а лишь оттого, что  он не осознает себя в обществе. Пиаже  пишет, что «… взрослый думает социально, даже когда он один, а ребенок  младше семи лет мыслит и говорит  эгоцентрически, даже когда он в  обществе» (С.40).

Обращаясь к материалам предыдущих исследователей проблемы детского мышления, Пиаже отмечает, что психоаналитики различают два основных типа мысли: разумное и аутистическое мышление.

1) Разумное мышление (направленное), то есть такое, которое преследует  цели, которые ясно представляются  уму того, кто думает, стремится  воздействовать на действительность. Такие мысли человек способен  выразить речью.

2) Аутистическое мышление  – подсознательно, цели такого  мышления не представляются осознанно,  не может быть выражена непосредственной  речью, не приспособлена к внешней  действительности.

Эти формы мышления имеют  разное происхождение, разумное м. социально  и выполняет функцию обработки  и передачи получаемой информации; аутистическое м. индивидуально  и несообщаема. По мысли Ж. Пиаже помимо этих двух форм должна быть и третья, являющаяся промежуточным звеном. Автор выделяет тип эгоцентрического мышления, т.е. такого, которое старается приспособиться к действительности, не будучи сообщаемым и находится в промежутке между разумным и аутистическим этапами.

Эгоцентрическая мысль является промежуточным звеном между аутентической  и социализированный мыслями. По своей структуре она остается аутентической, но ее интересы уже не направлены не удовлетворение органических потребностей или потребностей игры, как при чистом аутизме, а обращены также на умственное приспособление как у взрослого. Характерно, что  в своих рассуждениях Пиаже опирается  на теорию Фрейда: "И психоанализ  пришел косвенным путем к чрезвычайно  схожему результату. Одной из заслуг психоанализа является то, что он установил  различие между двумя родами мышления: один - социальный, способный быть высказанным, направляемый необходимостью приноровиться  к другим (логическая мысль), другой - интимный и потому не поддающийся  высказыванию (аутентическая мысль)". Однако под влиянием внешних факторов эгоцентрическое мышление постепенно  социализируется.  Активное начало этого процесса можно отнести  к 7-8 годам ("первый критический период"),  результатом же является переход  к форме мышления, которую Пиаже  называл социализированной, стремясь подчеркнуть завершенность процесса.  

 Эгоцентрическое мышление  и понимание как следствие  общения содержат в себе два  различных способа рассуждения  и две различные логики[3]. Автор  выделяет логику эгоцентрическую  и коммуникативную, отмечая, что  эти два типа будут менее  различаться в своих выводах,  чем в функционировании. Пиаже  приводит ряд отличий между  двумя типами логики.

Эгоцентрическая логика:

1)Интуитивна, более синкретична,  чем дедуктивна, ее рассуждения явно не выражены. Суждение перескакивает с первых предпосылок прямо к выводам, минуя промежуточные этапы.

2)Мало останавливается  на доказательствах, не контролирует  предложения. 

3)Имеет личные схемы  аналогии на основе воспоминаний  о предшествующих рассуждениях.

4)Большую роль играют  зрительные схемы.

5)Личные суждения и  оценки имеют большее влияние,  нежели коллективные.

Коллективная логика:

1)Пытается уяснить связь  между предложениями, дедуктивна.

2)Более настаивает на  доказательстве. Четко организует  изложение мысли для большей  убедительности.

3)Схемы по аналогии  устраняет, заменяя их дедукцией.

4)Устраняет зрительные  схемы.

5)Стремится к суждениям,  выражающим коллективную оценку.

Для ребенка наиболее характерен эгоцентрический тип логики. Эта  особенность сказывается, например, тогда, когда ребенок пытается объяснить  что-либо своему сверстнику. Пиаже отмечает эгоцентрический характер детского стиля, ребенок говорит сам для  себя, думая, что объясняет хорошо, тогда как дети редко правильно  понимают друг друга.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"