Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 13:23, шпаргалка

Описание работы

1. Психология как научная и практическая дисциплина.
2. Задачи и отрасли психологии.
3. Принципы психологии

Файлы: 1 файл

shpory_psikhologia.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

 Основными методами  получения психологической информации  являются наблюдение и эксперимент.

  Наблюдение – один  из основных методов сбора  первичной информации, состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях.

  Необходимые условия для использования метода: четкий план наблюдения, фиксация результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, и проверка гипотезы в последующих наблюдениях.

  Эксперимент– один  из основных методов сбора  первичной информации, характеризующийся  тем, что исследователь планомерно  манипулирует одной или несколькими  переменными (или факторами) и  фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления.

  Лабораторный эксперимент  проводится в специальных условиях, действия испытуемого определяются  инструкцией, испытуемый знает,  что проводится эксперимент, хотя  до конца истинного смысла  эксперимента может и не знать.

 

6. Развитие  психики.

  Главная отличительная  особенность психики человека  – наличие сознания, а сознательное  отражение – это такое отражение  предметной действительности, в  котором выделяются ее объективные  устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта.

  Сознание, разум человека  развивались в процессе трудовой  деятельности, которая возникает  в силу необходимости осуществления  совместных действий для добывания  пищи при резком изменении  условий жизни первобытного человека. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер: труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте (то есть, происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей). Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

  В процессе исторического  развития общества человек изменяет  способы и приемы своего поведения,  трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические функции» – специфические и человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

 

7. Проблема  сознания в психологии.

Проблема сознания –  одна из глобальных проблем современности, это философско-психологическая  проблема бытия. С изучением этой проблемы связаны труды крупнейших философов и психологов: Рубинштейна, Юнга, Фрейда, Маслоу и др.

Сознание – это  высший уровень психического отражения  объективной реальности, а также  высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. Сознание представляет собой совокупность знаний об окружающем нас мире. В его структуру включены важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свое знание (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление).

Функции сознания: мысленное построение действий; предвидение последствий своих действий; контроль и управление поведением личности; способность отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в собственном духовном мире.

Характеристики сознания: активность сознания проявляется в дифференциации психических образов по степени их значимости для субъектов;

- интенциональность –  направленность на предмет или  объект;

-способность к рефлексии  – готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя;

-способность к коммуникации  – передача осознанной человеком  информации другим лицам с  помощью языка и других знаковых  систем;

-мысленное представление  и воображение действительности; наличие интеллектуальных схем – благодаря этой характеристики Сознания возможно абстрагирование. Одним из уровней сознания является Самосознание. На этом уровне осуществляется осознание, оценка человеком своих знаний, чувств, потребностей, мотивов поведения и деятельности.

Одним из основных принципов психологии является принцип единства сознания и деятельности (Рубинштейн). Согласно этому принципу сознание не просто проявляется и формируется в деятельности как отдельная реальность – оно встроено в деятельность и неразрывно с ней. Человек движимый каким-нибудь влечением, будет действовать иначе, когда он осознает влечение, на которое направлена деятельность, чем действовал, пока он этого не осознавал.

В настоящее время  в качестве основных выделяют 3 свойства сознания:

 Способность к познанию

 Способность к переживанию

 Способность к построению  отношений с миром в целом  и с конкретными явлениями  и людьми.

 Эти свойства сознания  реализуются с помощью взаимодействия  процессов мышления и эмоций - в результате чего формируется  субъективное отношение человека к миру, к окружающим его предметам и людям.

 Все психические  процессы вносят свой вклад  в организацию сознания. Однако  в зоне сознания находят отражения  лишь малая часть всех сигналов, поступающих из внешней и внутренней  среды организма; многое из того, что прежде было в поле актуального сознания, переводится в подсознательное регулирование и осуществляется человеком автоматически. В связи с этим Фрейд полагал, что бессознательное – это переживания подавляемые сознанием, против которых оно выдвигает мощные барьеры.

 

8. Проблема самосознания в психологии.

Венцом развития высших психических процессов является формирование самосознания. Самосознание – это оценка человеком самого себя как личности — своего нравственного  облика, интересов, ценностей и мотивов поведения. Этот процесс носит глубоко общественный характер, т.к. мерилом для человека выступают другие люди. Оценка себя с точки зрения того с кем встречается человек – делают его все более многосторонним. Сознательное поведение является в таком случае не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о самом себе, сложившимся на основании представлений о нем окружающих.

 В процессе жизнедеятельности  и в общении у человека складывается самооценка, которая зависит от успехов и притязаний. Американский психологи Джеймс предложил формулу: Самоуважение = успех/притязания.

 Чем выше уровень  притязаний, тем труднее их удовлетворить  и тем вероятнее снижение уровня  самоуважения. Самосознание в данном случае должно дать человеку понять мотивы и результаты его поступков и притязаний, на основании которых он сможет сделать вывод о том, каков он на самом деле. Т.о. главная функция самосознания заключается в поддержании приемлемого для личности уровня самоуважения.

 

9. Ощущения  и его виды.

Ощущение — это  простейший психический процесс, состоящий  в отражении отдельных свойств  предметов и явлений материального  мира, а также внутренних состояний  организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и  передают ее в мозг, ежесекундно  получающий и перерабатывающий этот огромный и неиссякаемый поток. В  результате возникает адекватное отражение  окружающего мира и состояния самого организма.

Виды ощущений (экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные).

Поскольку ощущения возникают  в результате воздействия определенного  раздражителя на соответствующий рецептор, классификация ощущений исходит  из свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители. По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы:

1) Экстероцептивные, отражающие  свойства предметов и явлений  внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела;

2) Интероцептивные, имеющие  рецепторы, расположенные во внутренних  органах и тканях тела и  отражающие состояние внутренних  органов; 

3) Проприоцептивные, рецепторы  которых расположены в мышцах  и связках; они дают информацию о движении и положении нашего тела. Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется также кинестезией, а соответствующие рецепторы - кинестезическими или кинестетическими.

 

10.Ощущения  и их закономерности.

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители одной анализаторнои системы повышают чувствительность другой системы, сильные - снижают.

Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, не постоянна и изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий, среди которых особое место занимает явление адаптации.

Адаптация, или приспособление, — это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Контраст ощущений –  это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предварительного или сопутствующего раздражителя. В случае одновременного действия двух раздражителей возникает одновременный контраст. Такой контраст можно проследить в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом - темнее. Зеленый предмет на красном фоне кажется более насыщенным.

Сенсибилизация. Повышение  чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией. Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно путем применения специальным образом подобранных побочных раздражителей сенсибилизировать тот или иной рецептор, т. е. повышать его чувствительность. Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой.

Синестезия. Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном  роде явлений, называемом синестезией. Синестезия — это возникновение  под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы.

 

11. Восприятие  и его виды

В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую  роль, различают простые восприятия - зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

Обычное восприятие –  результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или  иной степени участвуют во всех видах  восприятия. В качестве примера можно  назвать осязательное восприятие, в  котором участвуют тактильный и  кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия.

Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительных, слуховых и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.

 

12. Восприятие  и его свойства.

Восприятие – это  целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при  непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие – форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Свойства:

Предметность – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия. Наиболее ярко данное свойство проявляется в феномене выделения фигуры (предмета или объекта восприятия) из фона.

 Константность. Это относительная независимость образа от физических условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности. Форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при всяком нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы все основные признаки, по которым человек узнает предмет. Мир перестал бы служить средством познания объективной действительности.

 Осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"