Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 13:23, шпаргалка

Описание работы

1. Психология как научная и практическая дисциплина.
2. Задачи и отрасли психологии.
3. Принципы психологии

Файлы: 1 файл

shpory_psikhologia.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

      Человек  с преобладанием представлений  слухового типа, вспоминая текст,  как бы слышит произносимые  слова. Цифры им запоминаются  также в виде слухового образа.

      Человек  с преобладанием представлений двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.

            У большинства людей в той  или иной мере присутствуют  представления всех указанных  типов, и бывает достаточно  тяжело определить, какие из них играют у данного человека ведущую роль. Причем индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в особенностях представлений. Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направлениях. Один путь – это путь схематизации. В результате схематизации представление теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. По этому пути идет, например, развитие пространственных геометрических представлений. Другой путь – путь развития типических образов. В этом случае представления, не теряя своей индивидуальности, наоборот, становятся все более конкретными и наглядными и отображают целую группу предметов и явлений.

 

 

 

 

 

18. Значение  представлений в жизни человека.

  Часто в формировании  представлений участвуют сразу  несколько анализаторов. Так, представляя  в сознании огурец, человек одновременно  представляет себе и его зелёный  цвет и пупырчатую поверхность,  его твердость, характерный вкус  и запах. Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балерины — двигательный, у химика — обонятельный и т. д.

  Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.

 

19. Воображение  и его индивидуальные особенности.

Воображение у людей  развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что, во-первых, люди различаются по степени развития воображения и, во-вторых, по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.

Степень развития воображения  характеризуется яркостью образов  и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки.

Сила и живость воображения  легко оцениваются, когда продуктом  воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию.

Наиболее отчетливо  люди различаются по степени яркости  образов воображения.

Существенные различия между людьми выявляются в отношении  характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Однако есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.

 

20. Виды воображения

Все формы воображения  можно подразделить на две большие  группы:

1. Непроизвольные формы  воображения, независящие от целей  и намерений человека, их протекание  не контролируется работой сознания, они возникают при снижении степени его активности или расстройстве работы.

Галлюцинации - под влиянием некоторых токсических и наркотических  веществ появляются, это обостренное  нереалистическое восприятие действительности, искаженное сниженным контролем  сознания и преобразованное воображением.

Промежуточное положение  между непроизвольными и произвольными  формами воображения занимают Грезы. С непроизвольными формами их роднит время появления. Они возникают  в момент снижения активности сознания в расслабленном состоянии или  полудреме. Сходство с произвольными формами обусловлено наличием намерения и возможностью управлять процессом по желанию самого человека. Грезы всегда имеют положительную эмоциональную окраску. Мы грезим о приятном.

2. Произвольные формы  воображения. Они подчинены творческому замыслу или задачам деятельности и возникают на основе работы сознания.

Произвольное воображение:  фантазии, вымыслы или измышления, научное, художественное, техническое  творчество взрослых, творчество детей, мечты и воссоздающее воображение.

Мечта — это образ  желаемого будущего. В отличие  от грез она всегда активна.

В зависимости от уникальности создаваемого продукта (результата) выделяют Репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). В репродуктивном воображении  реальность воспроизводится в почти не переработанном виде, поэтому оно напоминает восприятие или память. Продуктивное, творческое воображение предполагает преобразование реальных образов действительности и создание на их основе новых, оригинальных субъективных продуктов.

Воссоздающее воображение  такой вид воображения, в ходе которого возникают новые образы на основании восприятия описаний, схем, чертежей, нотных записей и  пр.

Творческое воображение  представляет собой такой вид  воображения, в ходе которого человек  самостоятельно создает новые образы, имеющие личную или общественную ценность. Основным в процессе творческого воображения выступают модификация и трансформация образов, создание новых синтетических композиций.

 

21. Формы и  приемы воображения.

Отношение человека к процессу воображения непосредственно определяет существование различных уровней воображения. На низших уровнях смена образов происходит непроизвольно - пассивная, на высших – в ней все большую роль играет сознательное человека к формированию образов -активная.

 Различают также  воображение воспроизводящее (репродуктивное), и преобразующее (продуктивное).

 В репродуктивном  воображении ставится задача  воспроизвести реальность в том  виде, какова она есть, и хотя  здесь также присутствует элемент  фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество (натурализмом, реализм в искусстве).

 Продуктивное воображение  отличается тем, что в нем  действительность сознательно конструируется  человеком, а не просто механически  копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески преобразуется (абстракционизм).

 Воображение, как  известно, тесно связано с творчеством.  И эта зависимость обратная, т.е.  именно воображение формируется  в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Специализация различных видов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется видов человеческой деятельности – конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное и так далее.

 Во всех этих  случаях воображение играет положительную  роль, но есть и другие виды  воображения. К ним относятся  сновидения, галлюцинации, грезы и  мечты.

 Сновидения относятся  к пассивным и непроизвольным формам воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

 Галлюцинациями называют  фантастические видения, не имеющие,  по- видимому, почти никакой связи  с окружающей человека действительностью.  Обычно они - результат тех  или иных нарушений психики  или работы организма, сопровождают  многие болезненные состояния.

 Грезы – это  вполне нормальное психическое  состояние, представляющее собой  фантазию, связанную с желанием.

 Мечта - форма особой  внутренней деятельности, заключающуюся  в создании образа того, что  человек желал бы осуществить.  Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима.

 Мечты у человека  занимают довольно большую часть  времени, особенно в юности  и для большинства людей являются  приятными думами о будущем, хотя у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства и агрессивности. Необходимость мечты в том, что, будучи первоначально простой реакцией на сильно возбуждающую ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности.

Приемы воображения Преобразование действительности при помощи воображения происходит не произвольно, оно имеет свои закономерные пути, которые выражаются в различных способах или приемах преобразования, которые используются человеком неосознанно.

1.Агглютинация, т.е. комбинирование  или сочетание различных, несоединимых  в повседневной жизни частей  в новых необычных комбинациях.  Комбинирование – это не случайный  набор, а именно подбор определенных  черт, производимый сознательно,  в соответствии с определенной идеей и замыслом композиции. Он широко применяется в искусстве, науке, техническом изобретательстве.

2. Акцентуирование –  это подчеркивание черт. Оно достигается  при помощи изменения пропорций  в различные стороны. Таким  приемом пользуется карикатура: она воспроизводит черты оригинала, утрируя те или иные его черты. При этом чтобы быть значимым, акцентуирование должно выделять характерное, существенное. Акцентуирование активно использует изменение предметов при помощи их увеличения или уменьшения (гиперболизация и литота), что находит широкое применение в фантастическом изображении действительности. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: небывало сильный Святогор, крошечный Мальчик-с-пальчик. С одной стороны, внешность великана, его грандиозные размеры могут сделать более очевидной внутреннюю силу и значимость героев, а с другой, фантастически малые размеры могут силой контраста подчеркнуть большие внутренние достоинства персонажа.

3.Схематизация - отдельные  представления сливаются, а различия  сглаживаются. Отчетливо прорабатываются  основные черты сходства. Примером  служит любой схематический рисунок.

4. Типизация, т.е. специфическое  обобщение. Для него характерно  выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе.  В этом приеме одни черты вовсе опускаются, другие же упрощаются, освобождаются от деталей и усложнений. В результате весь образ преобразуется. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, художника и так далее.

22. Значение  воображения в жизни человека. Развитие воображения.

Значение воображения  в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось  воображение в процессе труда, и основное его значение состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельности воображения. Если бы не было воображения, невозможно было бы принять решение и найти выход в проблемной ситуации, когда мы не обладаем нужной полнотой знаний.

 

23. Мышление  и его индивидуальные особенности.

Мыслительные задачи решаются с помощью мыслительных операций.

Анализ – мыслительная операция, посредством которой производится разделение целого на составляющие его  части.

Синтез – мысленное  объединение отдельных частей в  единый целостный образ.

Сравнение – мыслительная операция, благодаря которой происходит сопоставление предметов и явлений  для обнаружения сходства и различия между ними. Абстракция – мыслительная операция, в процессе которой выделяются значимые, существенные свойства предметов и явлений, при этом отвлекаются от несущественных свойств. Обобщение – мыслительная операция, объединяющая явления и предметы по существенным, наиболее общим признакам.

Конкретизация – мысленный  переход от общих понятий, суждений к единичным, соответствующим общим. Наличие у человека выделенных мыслительных операций свидетельствует о хорошем уровне развития мышления.

Каждый человек отличается от другого разнообразными качествами мышления.

Широта ума – это  способность человека видеть задачу в целом, масштабно, но при этом не забывать о важности деталей. О человеке, обладающем широтой ума, говорят, что у него широкий кругозор.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"