Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 13:23, шпаргалка
1. Психология как научная и практическая дисциплина.
2. Задачи и отрасли психологии.
3. Принципы психологии
Человек с преобладанием представлений слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. Цифры им запоминаются также в виде слухового образа.
Человек с преобладанием представлений двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.
У большинства людей в той или иной мере присутствуют представления всех указанных типов, и бывает достаточно тяжело определить, какие из них играют у данного человека ведущую роль. Причем индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в особенностях представлений. Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направлениях. Один путь – это путь схематизации. В результате схематизации представление теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. По этому пути идет, например, развитие пространственных геометрических представлений. Другой путь – путь развития типических образов. В этом случае представления, не теряя своей индивидуальности, наоборот, становятся все более конкретными и наглядными и отображают целую группу предметов и явлений.
18. Значение представлений в жизни человека.
Часто в формировании
представлений участвуют сразу
несколько анализаторов. Так, представляя
в сознании огурец, человек одновременно
представляет себе и его
Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.
19. Воображение
и его индивидуальные
Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что, во-первых, люди различаются по степени развития воображения и, во-вторых, по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.
Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки.
Сила и живость воображения легко оцениваются, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию.
Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения.
Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Однако есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.
20. Виды воображения
Все формы воображения можно подразделить на две большие группы:
1. Непроизвольные формы
воображения, независящие от
Галлюцинации - под влиянием
некоторых токсических и
Промежуточное положение
между непроизвольными и
2. Произвольные формы воображения. Они подчинены творческому замыслу или задачам деятельности и возникают на основе работы сознания.
Произвольное воображение: фантазии, вымыслы или измышления, научное, художественное, техническое творчество взрослых, творчество детей, мечты и воссоздающее воображение.
Мечта — это образ желаемого будущего. В отличие от грез она всегда активна.
В зависимости от уникальности создаваемого продукта (результата) выделяют Репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). В репродуктивном воображении реальность воспроизводится в почти не переработанном виде, поэтому оно напоминает восприятие или память. Продуктивное, творческое воображение предполагает преобразование реальных образов действительности и создание на их основе новых, оригинальных субъективных продуктов.
Воссоздающее воображение такой вид воображения, в ходе которого возникают новые образы на основании восприятия описаний, схем, чертежей, нотных записей и пр.
Творческое воображение представляет собой такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, имеющие личную или общественную ценность. Основным в процессе творческого воображения выступают модификация и трансформация образов, создание новых синтетических композиций.
21. Формы и приемы воображения.
Отношение человека к процессу воображения непосредственно определяет существование различных уровней воображения. На низших уровнях смена образов происходит непроизвольно - пассивная, на высших – в ней все большую роль играет сознательное человека к формированию образов -активная.
Различают также
воображение воспроизводящее (
В репродуктивном
воображении ставится задача
воспроизвести реальность в
Продуктивное воображение
отличается тем, что в нем
действительность сознательно
Воображение, как
известно, тесно связано с творчеством.
И эта зависимость обратная, т.е.
именно воображение
Во всех этих
случаях воображение играет
Сновидения относятся
к пассивным и непроизвольным ф
Галлюцинациями называют
фантастические видения, не
Грезы – это
вполне нормальное психическое
состояние, представляющее
Мечта - форма особой внутренней деятельности, заключающуюся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима.
Мечты у человека
занимают довольно большую
Приемы воображения Преобразование действительности при помощи воображения происходит не произвольно, оно имеет свои закономерные пути, которые выражаются в различных способах или приемах преобразования, которые используются человеком неосознанно.
1.Агглютинация, т.е. комбинирование
или сочетание различных,
2. Акцентуирование –
это подчеркивание черт. Оно достигается
при помощи изменения
3.Схематизация - отдельные
представления сливаются, а
4. Типизация, т.е. специфическое
обобщение. Для него
22. Значение воображения в жизни человека. Развитие воображения.
Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось воображение в процессе труда, и основное его значение состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельности воображения. Если бы не было воображения, невозможно было бы принять решение и найти выход в проблемной ситуации, когда мы не обладаем нужной полнотой знаний.
23. Мышление и его индивидуальные особенности.
Мыслительные задачи решаются с помощью мыслительных операций.
Анализ – мыслительная
операция, посредством которой
Синтез – мысленное объединение отдельных частей в единый целостный образ.
Сравнение – мыслительная
операция, благодаря которой происходит
сопоставление предметов и
Конкретизация – мысленный переход от общих понятий, суждений к единичным, соответствующим общим. Наличие у человека выделенных мыслительных операций свидетельствует о хорошем уровне развития мышления.
Каждый человек отличается от другого разнообразными качествами мышления.
Широта ума – это способность человека видеть задачу в целом, масштабно, но при этом не забывать о важности деталей. О человеке, обладающем широтой ума, говорят, что у него широкий кругозор.