Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 13:23, шпаргалка
1. Психология как научная и практическая дисциплина.
2. Задачи и отрасли психологии.
3. Принципы психологии
Восприятие зависит
не только от характера раздражения,
но и от самого субъекта. Воспринимают
не глаз и ухо, а конкретный живой
человек. Поэтому в восприятии всегда
сказываются особенности
Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Существенное место в апперцепции, также, занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.
Еще одно, свойство восприятия как психического процесса – это активность (или Избирательность). Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.
Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.
Иллюзии. Иногда, например, при повороте головы, либо изменении скорости перемещения тела в пространстве проявляется несоответствие сигналов, поступающих в мозг со стороны вестибулярного, двигательного и кожного анализаторов, с одной стороны, и зрительного — с другой. В результате разлада между этими источниками информации пространственного положения возникает ряд пространственных иллюзий.
Иллюзии вызываются физическими, физиологическими и психологическими причинами (физическая иллюзия - восприятие стоящей палки в сосуде с водой, она кажется изломанной. Или, если надавить сбоку на глазное яблоко, то предмет, на который мы смотрим, раздвоится. Это физиологическая иллюзия).
13. Память и ее виды.
Память – процесс запечатления, хранения и воспроизведения информации.
По происхождению различают 3 вида памяти :
1) Генетическую – хранится в молекулах ДНК, устойчива к повреждениям.
2) Прижизненную – хранилище информации, кот. Человек получает от рождения до смерти.
3) Промежуточную
– между наследственной и
По характеру психической активности:
1) Образная
– память на представления
картин природы и жизни, звуки,
2) Вербальная – специфический человеческий вид памяти в отличие от двиг, эмоц, и обр..
3) Моторная
– запоминание, сохранение, воспроизв.
Различных движений и их
4) Эмоциональная – память на чувства
По характеру целей деятельности и степени волевой регуляции:
1) Непроизвольная – предполагает ненамеренное запоминание, хранение и воспроизв. информ., при отсутствии специально поставленной цели что-либо запомнить.
2) Произвольная
– целенаправленный процесс
По длительности сохранения информации:
1) Мгновенная – связана с энерционностью органов чувств.
2) Кратковременная – кратковременно сохраняется информация, к которой привлечено внимание
Промежуточная память – промежуточная стадия между №2 и №3
3) долговременная память – не ограничена по объему и времени сохран. информации.
4) Оперативная – процессы, обсуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия и операции.
Существует стоящая особняком память – эдетическая (фотографическая) – долговременная, произвольная. Наглядно-образная: память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и др образы; словесно-логическая: память на смысл изложения, его логику; двигательная: память на движения; эмоционаольная: память на переживания. Кроме того в зависимости от приемов заучивания различают механическую (запоминание инф-ции в той форме, в кот она воспринимается) и смысловую ( логическая – запоминание смыла изучаемой информации) память.
14. Характеристика процессов памяти.
Запоминание — Это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).
Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.
Произвольное (преднамеренное) характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится заучивание- многократное повторение учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Главная особенность преднамеренного запоминания — это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание.
Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается.
Воспроизведение и узнавание— процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что Узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же — в отсутствие объекта.
Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное — это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.
Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятии и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).
Забывание — естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Забывание проявляется в двух основных формах: а) невозможность припомнить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.
Подавление – это активное забывание, торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного.
15.Индивидуальные
особенности памяти и ее
Память в целом и конкретного чел-ка в частности имеет свои особенности , свидетельствующие о его эффективности: 1. объем – важнейшая хар-ка П в целом и ее отдельных процессов, отражающая количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой чел-ком информации; 2. быстрота – способность чел-ка в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения инф-ции достигать опред-ной скорости ее обработки и использования. 3. точность – хар-ка П, кот показывает способность чел-ка в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения инф-ции качественно и продуктивно отражать ее основное содержание. 4. длительность – свидетельствует о способности чел-ка удерживать опред-ное время в своем сознании нужную инф-цию (КП,ДП,ОП) 5. готовность - свидетельствует о предрасположенности чел-ка и его сознании всегда активно использовать всю запечатленную инф-цию.
Закономерности П: 1.закон ассоциаций; 2. фактор края – первый и последний элемент запоминаются лучше; 3. эффект Зейгарник – незаконченные действия запоминаются лучше; 4. кривая забывания – зависимость эффективности памяти от времени( выученный материал уже в первые минуты и часы во многом забывается, если повторять материал, то запоминание улучшиться и кривая пойдет вверх). 5. осмысленное запоминание в 10 раз эффективнее, чем запоминание бессмысленное. 6. интерес к материалу и внимание к нем в несколько раз повышает эффективность запоминания. 7 распределенное во времени заучивание в несолько раз эфф-нее, чем концентрированное. 8. Ременисенция – всплывание в памяти ранее забытого материала, благодаря таким факторам как отдых и сон (увеличение эфф-ти запоминания спустя некоторое время). Память как ВПФ. Развитие памяти. Память – совокупность процессов, с помощью которых человек запоминает, сохраняет и воспроизводит полученную информацию. П – ВПФ, т.к. обладает всеми св-вами ВПФ: 1. П – произвольна, потому что связана с волевым контролем запоминания. 2. П – опосредована, т.к. связана с использованием различных средств запоминания (узелки на П, образы, ассоциации). 3. П – социальна, т.к. П напрямую зависит от практической деятельности человека.
Теория развития П: 1. Эббингауз первым начал изучение П. Кривая забывания отражает фундаментальный закон человеческой памяти - сколько бы мы не учили инфо, часть все равно забудем. Наиболее интенсивное забывание в первые часы после заучивания. Физиологической основой забывания является угасание временных связей при отсутствии их подкрепления. 2. Жане первый стал трактовать П как систему действий, ориентированную на запоминание, сохранение и переработку инфо. Он доказал прямую зависимость всех процессов П от практической деятельности человека. 3. Блонский П.П. Различные виды П, представленные у взрослого человека, являются различными ступенями ее исторического развития. В истории развития человечества виды П последовательно появились один за др. Последовательность развития видов П: двигательная, аффективная, образная и логическая. Двигательная П – от рождения. Аффективная П – примерно в 6 месяцев. Образная П – в 2 года. Логическая П – 3-4 года – подростковый возраст. Существенную роль в развитии П играет речь, поэтому процесс совершенствования П человека идет рука об руку с развитием его речи. 4. Выготский Л.С. Совершенствование П в филогенезе шло за счет улучшения средств запоминания и изменения связей мнемических функций с др. психическими состояниями и процессами. П по мере своего развития сближалась с мышлением. 5. ЛеонтьевА.Н. Проводил опыты с детьми разного возраста и со студентами. Вывел кривую непосредственного и опосредованного запоминания. Если у дошкольников запоминание, в основном, непосредственное, то у взрослых опосредованное (пример с параллелограммом).
16. Представление и его виды.
Представление – это психически-познавательный процесс отражения в сознании человека объектов действительности, образы которых сохранились у человека благодаря его предшествующему опыту. Представление играет существенную роль в познавательном процессе, так как позволяет обходиться без многократного опыта и обеспечивает накопления информации о мире.
О роли представления говорят его функции:
1. Сигнальная функция
нам сообщает с каким
2. Регулирующая функция – настраивание организма на определенные действия.
3. Настроичная функция - формирует программу действий на основе предыдущего опыта.
Виды представлений:
1. По модальности раздражителя – зрительные, слуховые, двигательные, обонятельные.
2. По степени обобщенности
– общие и единичные (общие
– обобщенно отражающие ряд
сходных предметов; единичные
– представления, основанные
на восприятии одного
3. По степени волевого усилия – произвольные и непроизвольные (непроизвольные - представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека).
Представления лежат в основе воображения, тесно связаны с мышлением, речью.
17.Индивидуальные особенности представлений, их функции.
Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладают зрительные, у других – слуховые, а у третьих – двигательные представления. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о типах представлений. В соответствии с этой теорией все люди могут быть разделены в зависимости от преобладающего типа представлений на четыре группы:
1) люди
с преобладанием зрительных
2) люди
с преобладанием слуховых
3) люди с преобладанием двигательных представлений;
4) люди с представлениями смешанного типа.
К последней группе принадлежат люди, которые примерно в одинаковой степени пользуются представлениями любого вида.
Человек
с преобладанием представлений
зрительного типа, вспоминая текст,
представляет себе страницу