Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 13:23, шпаргалка

Описание работы

1. Психология как научная и практическая дисциплина.
2. Задачи и отрасли психологии.
3. Принципы психологии

Файлы: 1 файл

shpory_psikhologia.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

Организующие волевые усилия проявляются при технических, тактических и психологических трудностях в преодолении препятствий и реализуются путем использования различных видов произвольной направленности внимания на контроль за ситуацией и собственными действиями. Например: идеомоторная подготовка, контроль за расслаблением мышц, регуляция дыхания, наблюдение за соперником, решение тактических задач и т.д.  

Волевые качества личности.        

Мы то испытываем упадок, ослабление воли, то мобилизуем свои усилия и проявляем упорство, силу. Какие-то формы поведения со временем становятся привычными и переходят в качества характера. К ним относятся: - целеустремленность, - настойчивость, - терпеливость, - выдержанность, - самообладание, - решительность, - исполнительность, - дисциплинированность,  
- твердость воли, - стойкость воли, - осторожность, - разумный азарт, - смелость, - храбрость, - отвага, - мужество;  

 

 

 

 

 

 

36. Виды и  структура волевого действия

  Волевые действия  бывают простые и сложные. Простое - человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, то есть побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.

  Сложное волевое  действие включает следующие  этапы: - осознание цели и стремление ее достичь; - осознание ряда возможностей достижения цели; - появление мотивов, утверждающих или отвергающих эти возможности; - борьба и выбор мотивов; - принятие одной из возможностей в качестве решения; - осуществление принятого решения; - преодоление внешних препятствий, объективных трудностей, возможных помех до тех пор, пока поставленная цель не будет достигнута.

Волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием  решений и их реализацией.

Для волевого акта характерно наличие продуманного плана осуществления каких-либо действий.

Структура

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых  действий, в которых содержатся все  признаки и качества воли, изучение волевых действий ведет к правильному  пониманию воли в целом и успешному решению задач ее воспитания.

1 фаза – возникновение  побуждения и постановка цели, на достижение которой направляется  данное действие. Цель можно ставить  как перед собой, так и перед  другими людьми, принимать или  отвергать ее, когда она ставится кем-нибудь другим или обстоятельствами жизни.

2 фаза  - стадия обсуждения  и борьбы мотивов, выбор, использование  и создание средств, способов  и приемов достижения поставленной  цели.

Определение конкретных путей и возможностей достижения цели является основой планирования человеком своих действий и деятельности в целом.

3 фаза - принятие решения,  то есть выбор действия в  соответствии с целью. Постановка  цели и определение средств  ее достижения человеку даются  далеко не всегда просто и  легко. Особенно сложно это делать в нестандартной ситуации, в экстремальной обстановке.

4 фаза - исполнение принятого  решения. Это завершающий момент  волевого действия. Исполнить решение  – значит практически достигнуть  цели. На этом и заканчивается  конкретное волевое действие, составляющее элемент волевой деятельности человека.

 

37. Классификация  и сравнительная характеристика  волевых качеств.

  К основным волевым  качествам человека можно отнести  целеустремленность, самообладание,  самостоятельность, решительность,  настойчивость, энергичность, инициативность, исполнительность.

Целеустремленность - это  способность человека подчинять  свои действия целям, которые необходимо достигнуть, это мобилизация сил  на то, чтобы правильно определить пути, средства, способы и приемы своей деятельности, это целевая направленность принимаемых решений и их исполнения.

Самообладание – это  волевое качество, характерное для  людей, которые управляют своими мыслями и чувствами, своими действиями и поступками.

Самостоятельность - это  волевое качество; оно заключается в возможности человека не поддаваться влияниям различных сил, которые могут отвлечь его от достижения поставленной цели.

Решительность – это  волевое качество человека, благодаря  которому он способен принимать своевременные, обоснованные и твердые решения в различных условиях своей жизни и деятельности.

Настойчивость - это волевое  качество, благодаря которому человек  может мобилизовать свои силы для  относительно длительной и сложной  борьбы с препятствиями и трудностями, встречающимися в его деятельности на пути достижения достаточно отдаленных целей.

Энергичность - это волевое  качество, представляющее собой возможность  человека действовать быстро и с  большим напряжением своих физических и духовных сил.

Инициативность - это  волевое качество, благодаря которому человек действует творчески.

Исполнительность –  это волевое качество человека, которое  заключается в активном, старательном и систематическом исполнении принимаемых  решений.

 

38. Внимание  и его виды. Роль внимания в психической активности человека.

Внимание — избирательная  направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем.

Внимание не является самостоятельной психической функцией. Это особая форма психической  активности человека; она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание - характеристика любого психического процесса: восприятия, когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах; мышления, когда мы решаем какую-то задачу; памяти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе.

   Виды внимания.

Непроизвольное внимание (пассивное). Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.

Произвольное внимание. Возникновение ПВ исторически связано  с процессом труда, так как  без управления своим вниманием  невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность. Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Полезно чередовать сильную  концентрацию внимания с менее напряженной  работой, путем переключения на более  легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный  интерес к делу, требующему напряженного внимания.

Послепроизвольное внимание. Вид внимания, при котором в  наличии сознательный выбор объекта  внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного  внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в  большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека.

 

39. Свойства  внимания. Методы развития внимания.

  Концентрация —  удержание внимания на каком-либо  объекте, выделение «объекта»  из общего фона.

Объём - это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким.

Устойчивость - длительность, в течение которой сохраняется  на одном уровне концентрация внимания. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи. Внимание устойчиво там, где мы можем развернуть данное в восприятии или мышлении содержание, раскрывая в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, где открываются возможности для дальнейшего развития, движения, перехода к другим сторонам, углубления в них.

Переключаемость - изменение  направления сознания с одного предмета на другой. Данное изменение направление  сознания сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели. Только на этих условиях говорят о переключаемости. Когда же эти условия не выполняются, говорят об отвлекаемости. Различают полное и неполное (завершенное и незавершенное) переключение внимания.

Распределение - способность  выдерживать в центре внимания несколько  разнородных объектов.

Способы развития внимания. Например, посмотрите на какую-нибудь яркую вещь, закройте глаза и попытайтесь  воспроизвести её во всех деталях. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока не сможете максимально точно описать в уме выбранную вещь. Таким образом, вы разовьёте способность припоминания, Все упражнения, которые направлены на развитие внимания человека, развивают, в основном, непроизвольное внимание.

Далеко не каждый из нас  может «уйти с головой в  работу», полностью вникнуть в то, чем занимается, не отвлекаясь при  этом на различные мелочи. Развитие внимания начинается ещё в детстве, и немалую роль в этом играли учителя. Произвольное внимание формируется в коре головного мозга, концентрируясь в его определённых очагах. Создавая определенные условия для мозга  с помощью света и звука, можно максимально улучшить внимание, прилагая при этом минимум усилий с вашей стороны. Все существующие упражнения для развития внимания направлены на стимуляцию коры головного мозга.

 

40. Психические  состояния и их классификация.

Психическое состояние- это целостное проявление психики  человека, отражающее ее функциональные возможности в конкретный период времени и реализующие ряд функций уравновешивания человека как организма и личности с внешней и внутренней средой.

Псих состояние человека проявляется в 2-ух вариантах:

1)в варианте индивидуального  состояния (индивидуализировано)

2) массового состояния  (эффект группы)

К психическим состояния  относятся:

проявления чувств (настроения, аффекты, эйфория, тревога, фрустрация и др.), внимания (сосредоточенность, рассеянность), воли (решительность, растерянность, собранность), мышления (сомнения), воображения (грезы) и т. д.

Предметом специального изучения в психологии являются  психические состояния людей в условиях стресса при экстремальных обстоятельствах (в боевой обстановке, во время экзаменов), в ответственных ситуациях (предстартовые психические состояния спортсменов и т. д.).  Особенности псих. состояний: целостность( охват всей психики), подвижность( изменчивость),

достаточно устойчивы  и могут сопровождать деятельность в течение нескольких часов, а  то и больше (депрессия), многообразность

Отрицательными психическими состояниями являются:

аффект как психическое состояние представляет собой обобщенную характеристику эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов психики субъекта в определенный, относительно ограниченный отрезок времени. Как психический процесс он характеризуется стадиальностью развития эмоций; он может рассматриваться и как проявление психических свойств индивида (вспыльчивости,  несдержанности, гневливости).

 

41. Понятие  стресса и стадии его развития.

Понятие стресса введено  канадским патофизиологом и эндокринологом Г. Селье. Стресс - стандартный ответ организма на любой фактор, который воздействует на него извне. Характеризуется аффектами – выраженными эмоциональными переживаниями.

Стадии развития стресса

Связи организма с  внешней средой многочисленны и многогранны. Он постоянно подвергается бесчисленным воздействиям различных по силе и качеству раздражителей. Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:

1) непосредственная реакция  на воздействие (стадия тревоги);

2)максимально эффективная адаптация (стадия сопротивления);

3) нарушение адаптационного  процесса (стадия истощения).

1 фаза - первичный ответ  организма на действие стрессоров - характерны увеличение и повышенная деятельность коры надпочечников, усиленная секреция адреналина, повышение концентрации сахара в крови (гипергликемия), а так же сморщивание тимуса (вилочковой железы, которая отвечает за иммунитет организма). В желудочно-кишечном тракте появляются кровоточащие язвочки. Активация системы гипоталамус - гипофиз - кора надпочечников (эти железы внутренней секреции связаны между собой, причем гипоталамус является также частью нервной системы) вызывают гормональные сдвиги и обеспечивают мобилизацию защитных сил организма в ответ на действие стрессоров. Происходящие на этой фазе изменения функционально неоднозначны, и не всегда полезны для организма (например, повышение АД - необходимый компонент физиологической мобилизации - при некоторых с\с заболеваниях может привести к инсульту или инфаркту).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"