Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 13:23, шпаргалка

Описание работы

1. Психология как научная и практическая дисциплина.
2. Задачи и отрасли психологии.
3. Принципы психологии

Файлы: 1 файл

shpory_psikhologia.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

7. Застревающий – "застревает" на своих чувствах, мыслях, не  может забыть обид, "сводит  счеты", служебная и бытовая  несговорчивость, склонность к  затяжным склокам, в конфликтах  чаще бывают активной стороной;

8. Педантичный – выраженная  занудливость в виде "переживания" подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;

9. Тревожный (психастенический) – пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость,  неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;

10. Экзальтированный (лабильный)  – очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная  отвлекаемость на внешние события,  словоохотливость, влюбчивость;

11. Интровертированный (шизоидный,  аутистический) – малая общительность,  замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен  в себя, о себе ничего не  рассказывает, свои переживания  не раскрывает, хотя свойственна  повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким;

12. Экстравертированный  (конформный) – высокая общительность,  словоохотливость до болтливости,  своего мнения не имеет, очень  не самостоятелен, стремится быть  как все, неорганизован, предпочитает  подчиняться.

 

 

 

 

57. Понятие  деятельности и сравнительная  характеристика ее видов.

  Деятельность - специфический  вид активности человека, направленный  на познание и творческое преобразование  окружающего мира, включая самого  себя и условия своего существования.  В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.

Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру, и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

  Сравнительная характеристика видов человеческой деятельности.

Активность человека, направленная на различные объекты, может представлять собой преобразовательную, познавательную или ценностно-ориентационную деятельность. Преобразовательная деятельность приводит к  изменению, трансформации объекта. В процессе познавательной деятельности человек получает знания об объектах – информацию об их качествах, объективных связях, отношениях и законах реального мира. Ценностно-ориентационная деятельность предполагает предание объекту определенной ценности. В этом случае человек

приобретает информацию о значении этого объекта для него самого или для других людей.

Четыре перечисленных  вида человеческой деятельности взаимосвязаны. Возможно и их органическое слияние, так что в результате возникает новая деятельность,отличная от всех четырех исходных. Речь идет о деятельности художественной,

воплощающейся в искусстве. Поэтому она занимает особое место в общей системе видов и форм человеческой деятельности.

 

58. Психологическая  структура деятельности.

Всякая деятельность имеет определенную Структуру. В  ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.

Действием называют часть  деятельности, имеющею вполне, осознанную человеческом цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение  книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т. п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией Именуют способ осуществления действия. Сколько  есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операций зависит от условия выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличия инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

 

59. Характеристика  знаний, умений и навыков как  уровней освоения действия.

Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т. е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык.

Умение и навык - способность  совершать то или иное действие. Различаются они по степени овладения  данным действием.

Умение – это способность  к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.

Умение – это промежуточный  этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному  использованию знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. Умение обычно соотносят с уровнем, выражающимся на начальном этапе в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т. п.), которое понято учащимися и может быть произвольно воспроизведено.

Навык – это способность  к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизированно, без осознания промежуточных шагов.

Навыки – это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в  процессе его выполнения. Навык возникает  как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. Процесс формирования учебных умений и навыков является длительным и занимает не один год, а многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

 

 

 

 

60. Индивидуальный  стиль деятельности.

Наиболее общепризнанными  признаками индивидуального стиля  можно считать следующие:

а) устойчивая система  приемов и способов деятельности;

б) эта система обусловлена  определенными личными качествами;

в) эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.

Индивидуальный стиль - система отличительных признаков  деятельности данного человека, обусловленных  особенностями, его типологическими  свойствами нервной системы.

Индивидуальный стиль есть индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек.

Наиболее общая структура  индивидуального стиля сводится к следующему. Существуют такие особенности, способы деятельности, которые непроизвольно или без заметных субъективных усилий (как бы стихийно) провоцируются в данной объективной обстановке на основе имеющегося у человека комплекса типологических свойств нервной системы – ядро индивидуального стиля.

Особенности составляющие ядро индивидуального стиля делятся на две категории: особенности, благоприятствующие успеху в данной обстановке (обозначим их литерой «А»), и особенности, противодействующие успеху («Б»). При этом одна и та же особенность деятельности может оказаться в одном случае в категории «А», в другом — в категории «Б» в зависимости от характера объективных требований.

Если мы имеем дело с особенностью, противодействующей успешному осуществлению деятельности, то рано или поздно, стихийно или  сознательно она «обрастает»  компенсаторными механизмами. Так, условленная инертностью недостаточная расторопность возмещается предусмотрительностью, более высоким уровнем ориентировочной деятельности.

Однако в меру наличия  у человека типологически обусловленных  особенностей деятельности, благоприятствующих успешному ее выполнению, возникают и другие элементы пристройки к ядру стиля, а именно: поиски и максимальное использование всех возможностей, которые открываются в связи с этой категорией особенностей деятельности. Подвижные максимально используют свои скоростные ресурсы и способность часто переключаться с одной ситуации на другую и именно на этом пути «находят себя». Таким образом, среди особенностей, составляющих пристройку к ядру индивидуального стиля, также можно выделить две их категории: особенности, имеющие компенсаторное значение («В»), и особенности, связанные с максимальным использованием положительных приспособительных возможностей («Г»).

Таким образом, индивидуальный стиль тем в большей степени  сформирован и выражен, чем больше наблюдается особенностей, относящихся к категориям «А», «В», «Г», и чем меньше остается нескомпенсированных особенностей категории «Б».

 

61. Общение  как психическое и социальное  явление.

Общение – сложный  процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении  разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомофизиологически напоминающим человека. Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

 

62. Виды общения  и их сравнительная характеристика.

  Деление общения  на виды возможно по нескольким основаниям: контингенту участников, продолжительности, степени опосредованности, законченности, желательности и др.

В зависимости от контингента  участников можно выделить межличностное, лично-групповое, межгрупповое общение.

В первичной группе, первичном  коллективе каждый человек общается с каждым. В ходе такого парного общения реализуются как личные, так и групповые цели и

задачи. Если общение  строится на содержании, касающемся только данных лиц, то они сами выбирают средства, которые в большей мере отражают позицию каждого из них. Такое  общение называется межличностным.

Лично-групповое общение  – это тот случай, при котором одна сторона, один участник – личность, другая – группа, коллектив. Лично-групповое общение наиболее отчетливо проявляется между руководителем и группой, коллективом.

Межгрупповое общение предполагает контакт двух общностей. Таковы командные соревнования в спорте. Цели и задачи общения групп, коллективов могут совпадать, но могут и не совпадать. Личность является носителем коллективного содержания, отстаивает его, руководствуется им.

Непосредственное и  опосредованное общение. Непосредственное - общение «лицом к лицу»,                 общение, при котором каждый его  участник воспринимает другого и  осуществляет контакт,   используя  все имеющиеся в его распоряжении средства.

Опосредованное общение – это коммуникация, в которую вклиниваются промежуточные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи.

Законченное и незаконченное (прерванное) общение. Показателем законченности общения служит исчерпанность содержания темы, совместного действия. Законченным можно считать такое общение, которое идентично оценивается его участниками, факт законченности, исчерпанности.

В ходе незаконченного общения  содержание темы или совместного действия оказывается не доведенным до конца, до результата, который преследовала каждая из сторон.

В зависимости от времени  общения различают кратковременное  и длительное общение.

 

63. Понятие  общения. Структура общения

Общение - это многоплановый  процесс развития контактов между  людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"