Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 13:23, шпаргалка

Описание работы

1. Психология как научная и практическая дисциплина.
2. Задачи и отрасли психологии.
3. Принципы психологии

Файлы: 1 файл

shpory_psikhologia.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

Эгоцентрическая речь –  особая форма речи, промежуточная  между внутренней и внешней речью, выполняющая в основном интеллектуальную, а не коммуникативную функцию. Она  активизируется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6-7 годам исчезает.

Речь имеет свои свойства:

содержательность - это  количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;

понятность - это синтаксически  правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;

выразительность - это  ее эмоциональная насыщенность, богатство  языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может  быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;

действенность - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии  на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

 

30. Классификация  и функции эмоций.

Эмоции - это психологический  процесс отражения общего отношения человека к предметам и явлениями действительности, к другим людям, самому себе относительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений.

В настоящее время  особенно хорошо изучены шесть основных эмоций:

1. Радость – активная положительная эмоция, выражающаяся в хорошем настроении и ощущении удовольствия.

2. Горе - глубокая печаль  по поводу утраты кого-либо  или чего-либо ценного, необходимого. Оно сводится к страданию, печали, унынию.

3. Страх – эмоция, отражающая защитную реакцию при переживании реальной или мнимой опасности для здоровья или благополучия человека.

4. Гнев может быть  вызван личным оскорблением, обманом  или неопределимым препятствием, стоящим на пути к цели.

5. Отвращение, как и  презрение, является специфическим проявлением враждебности.

6. Удивление возникает  при встрече человека с новым  объектом. Удивление – переживание  захваченности, любопытства.

Самая старая и простейшая форма переживаний – это удовольствие и неудовольствие.

Функции эмоций:

1. Ф. оценки - непосредственно в переживании оценивают и выражают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта.

 

2. Ф. побуждения. Из  оценки происходящего вытекает  побуждение к действию. В зависимости  от знака оценки (положительного или отрицательного), действие может быть направлено либо на присвоение, овладение требуемым, необходимым, либо на прекращение неуспешного действия, либо на выбор другого.

3. Активация нервных  центров и всего организма  в целом. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности ЦНС и отдельных ее структур.

4. Регулирующая Ф., влияет  на направление и осуществление  деятельности субъекта. Регуляция  действий совершается как через  эмоциональную оценку текущих  событий, так и через актуализацию индивидуального опыта.

5.Синтезирующая Ф.  эмоций позволяет соединять, синтезировать  в единое целое отдельные, сопряженные  во времени и пространстве  события и факты. 

6. Экспрессивная (выразительная)  Ф. Эмоции сопровождаются органическими  изменениями периферического характера (покраснением, побледнением, учащением дыхания, сердцебиения и т.п.), проявляются в выразительных движениях (мимике – движениях лица, пантомимике – движениях всего тела, вокализации – в интонации и тембре голоса).

 

31. Чувства,  их виды и функции.

Чувства – высший продукт  культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными  входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими  человека.

Чувства выполняют в  жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью.

По силе стремления к  объекту выделяются страсти и  увлечения.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические и интеллектуальные.

Моральное (нравственное) чувство - эмоциональное отношение  личности к поведению людей и  своему собственному: чувства симпатии и антипатии, привязанности и  отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти, чувство товарищества и дружбы, чувство долга и совести.

Переживания, возникающие  в процессе умственной деятельности - интеллектуальные чувства: любопытство, любознательность, удивление, уверенность  в правильности решения задачи и  сомнение при неудаче, чувство нового, побуждающее к поискам более глубоких знаний.

Интеллектуальные чувства  выражают отношение человека к своим  мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным чувствам относятся и чувства юмора  и иронии, в которых выступает  отношение человека к познанному и оцененному им объекту.

Эстетические чувства  возникают и развиваются при  восприятии и создании человеком  прекрасного.

 Функции: сигнальная  и регулирующая.

      Сигнальная  функция чувств выражается в  том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

      Регулятивная  функция чувств связана с тем,  что переживания определяют поведение  человека, становясь длительными  или кратковременными мотивами  его деятельности. Благодаря наличию регулятивного механизма у человека происходит снижение эмоционального побуждения или его нарастание. Сильнейшие эмоциональные переживания человека трансформируются в мышечные движения, смех, возгласы, плач. При этом происходит разрежение избыточного напряжения, длительное сохранение которого крайне опасно.

 

32. Индивидуальное  своеобразие эмоций и чувств  человека.

Чувства и эмоции зависят  от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность  или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Эмоции и чувства  – это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Они не существуют вне познания и деятельности человека и возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

Источниками эмоций и  чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме.

Своеобразие эмоций и  чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.

Чувства выполняют две  функции: сигнальную и регулирующую.

Сигнальная ф.- переживания  возникают и изменяются в связи  с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

Регулирующая ф.- стойкие  переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или  мешают протеканию деятельности, блокируют  ее. Регулятивные механизмы эмоций могут снимать избыток эмоционального возбуждения или способствовать его нарастанию.

Эмоции и чувства  человека сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты).

Голосовая и мимическая сигнализация настраивают на определенный стиль общения с собеседником, создают атмосферу взаимных контактов. Речевые интонации, голосовые реакции, мимические проявления – тончайший  инструмент общения.

Психика человека настолько  сложна, что не всегда по выразительным движениям можно определенно судить о переживаниях. Накапливая жизненный опыт, человек очень искусно научается управлять своими переживаниями и проявлениями.

 

33. Развитие  эмоционально-личностной сферы человека.

Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни человека? Есть 2 точки зрения. 1- эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. 2 - эмоциональная сфера человека, как и многие другие присущие ему психологические явления, развивается.

 На самом деле  эти позиции вполне совместимы  друг с другом и неразрешимых  противоречий между ними нет.  Для того чтобы убедиться в  этом, достаточно связать каждую  из представленных точек зрения  с разными классами эмоциональных явлений. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не случайно эмоциональность относят к числу врожденных и жизненно устойчивых личностных характеристик человека.

 Но в отношении  аффектов и чувств такое утверждение  неверно. Все связываемые с  ними качества говорят о том,  что эти эмоции развиваются.  Человек, кроме того, в состоянии  сдерживать естественные проявления  аффектов и, следовательно, вполне  обучаем и в этом плане. Аффект, например, может быть подавлен сознательным усилием воли, его энергия может быть переключена на другое, более полезное дело.

 Совершенствование  высших эмоций и чувств означает  личностное развитие их обладателя, которое может идти в нескольких направлениях. Во-1, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-2х, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-3х, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.

 

34. Понятие  воли, и ее значение в жизни  человека.

Воля - это свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути, достижения сознательно поставленной цели.

Все волевые действия целенаправленны. Чтобы действовать  не хаотически, не от случая к случаю, а организованно, то есть волевым образом, люди учитывают особенности своей деятельности и условия, в которых им приходится действовать. При этом они их оценивают и в одних случаях к ним приспосабливаются, в 2 – изменяют их, в 3 – создают новые.

Волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием  решений и их реализацией. Для  волевого акта характерно наличие продуманного плана осуществления каких-либо действий.

Волевой акт характеризует  усиленное внимание к действию и  отсутствие непосредственного эмоционального удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения.

Воля является действенной  стороной сознания человека, то есть таким  его качеством, благодаря которому психическая деятельность влияет на деятельность практическую. Под влиянием волевых процессов человек может приложить усилия к тому, чтобы активизировать свои действия и поступки и добиться их успешного завершения в условиях преодоления трудностей. Человек благодаря воле может удержаться от совершения каких-то действий или поступков, замедлить или остановить их, если они начались, или направить по другому руслу. Это очень важное и сложное свойство личности.

Если человек может  мобилизовать свои физические и моральные  силы на борьбу с трудностями, то он обладает высокоразвитой, сильной волей.

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых  действий, в которых содержатся все  признаки и качества воли, изучение волевых действий ведет к правильному  пониманию воли в целом и успешному  решению задач ее воспитания.

 

35.Понятие волевого усилия и волевого качества, их виды.

ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ - сознательно совершаемое усилие, являющееся толчком (импульсом) к выбору цели, к концентрации внимания на объекте, исполнению принятого решения, к началу или остановке движения и т. п.

Волевое усилие может  иметь различную степень выраженности как по интенсивности, так и по длительности. Эта степень и характеризует проявляемую тем или иным человеком "силу воли". 
     Свойства: 1.лабильность (подвижность) - умение человека когда нужно - напрячь внимание, а когда можно - ослабить его интенсивность. Неумение расслаблять внимание приводит к быстрому психическому утомлению и к невнимательности.  
     2. направленность, в связи с чем различают функции, активации и торможения (запуск и остановку при наличии внешнего и внутреннего сопротивления, усиление и ослабление, ускорение и замедление). В различных ситуациях человек использует разные характеристики волевого усилия в разной степени: в одном случае прилагает максимум волевого усилия однократно, в другом - сохраняет волевое усилие определенной интенсивности длительное время, в третьем - тормозит реакции. 
     Виды волевых усилий. П.А. Рудик (1967) выделяет следующие виды волевых усилий: - Волевые усилия при мышечных напряжениях. - Волевые усилия, связанные с преодолением утомления и чувства усталости. - Волевые усилия при напряжении внимания. - Волевые усилия, связанные с преодолением чувства страха. - Волевые усилия, связанные с соблюдением режима. Б.Н. Смирнов выделяет мобилизующие и организующие волевые усилия. Мобилизующие - содействуют преодолению препятствий при возникновении физических и психологических трудностей и реализуются при использовании приемов психической саморегуляции типа словесных воздействий: самоободрения, самоубеждения, самоприказа, самозапрещения и т.п.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"