Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 14:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

шпаргалка по психологии 1 курс.docx

— 475.38 Кб (Скачать файл)

Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к  темпу и звучанию речи.

Письменная  речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя  речь – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.

Информативность речи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.

Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между  ее сложностью с одной стороны, и  уровнем развития, кругом знаний и  интересов слушателей – с другой.

Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

 

  1. Понятие о воображении. Значение

Воображение занимает особое место в познавательной деятельности. Воображение – психический познавательный процесс, характеризующийся активным преобразованием имеющихся представлений  об окружающей действительности и выражающийся в построении новых образов и  их сочетаний. Роль воображения в  жизни человека можно конкретизировать в следующих основных функциях: 1.представление  в психике действительности в  образах – во внутреннем психическом  плане окружающая действительность отражается в виде соответствующих  образных представлений; при этом для  обозначения образов явлений, которые  человек воспринимал ранее, используют понятие «представление», а в  ситуациях, когда речь идет о преобразовательной деятельности и  создании на ее основе новых представлений, употребляют  понятие «воображение».  2. регуляция  деятельности и поведения – благодаря  воображению человек, столкнувшись с проблемной ситуацией, вначале  в идеальном плане строит программу  ее разрешения, образ желаемого результата, а затем на основе этого образа осуществляет практические действия. 3.управление эмоциональными состояниями  – основу эмоциональной саморегуляции составляет использование для достижения желаемых состояний образов, их обусловливающих.

 

  1.  Виды воображения. Мечта.

Воображение может проявляться  по разному, о чем свидетельствует существование различных его видов. В зависимости от степени выраженности активности : 1.пассивное – воображение, характеризующееся созданием образов, которые впоследствии не воплощаются в практических делах, деятельности. В зависимости от волевых усилий пассивное воображение может быть либо преднамеренным- это образы фантазий, осознанно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь; непреднамеренное – это самопроизвольное создание новых образов. 2. Активное – связанно с выполнением конкретной практической деятельности. В зависимости от характера создаваемого образа активное воображение может быть воссоздающим – это представление чего-то нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового; творческое воображение – это создание нового образа без опоры на готовое описание или условное воображение. С творческим воображением напрямую связана мечта. Мечта – образ, отражающий желаемое будущее для человека.  Роль мечты в жизни человека сложно переоценить. Она ориентирована на будущее, делает жизнь увлекательной и целеустремленной. Хотя мечта и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого, но вместе с тем она может стать сильной мотивирующей  и смыслообразующей основой активной и творческой жизни человека.

  1. Аналитико-синтетический характер процессов воображения.

Процессы воображения имеют  аналитико-синтетический характер, как и процессы восприятия, памяти и мышления. Сущность воображения  составляет процесс преобразования представлений, создания новых образов  на основе имеющихся. Воображение- это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если придумать что – то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взятый из жизни, из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного или непреднамеренного анализа бесчисленного множества фактов, как первой стадии творческой фантазии.

Синтез представлений в процессах  воображения осуществляется в различных  формах. Наиболее элементарная форма синтезирования образов – агглютинация, которая предполагает «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (русалка, избушка на курьих ножках, пегас, кентавр). Близкой агглютинации, как форме преобразования представлений, является гиперболизация, которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета, но и изменением количества частей предмета или их смещением. Заострение – это подчеркивание каких – либо признаков (дружеские шаржи и злые карикатуры).

 

 

  1. Формы синтезирования образов.

Наиболее элементарная форма синтезирования образов -агглютинация - предполагает «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, Пегас, кентавр и т.д.), она используется и в техническом творчестве (например, танк-амфибия, соединяющий качества танка и лодки, аккордеон - сочетание фортепьяно и баяна)По форме преобразования представления агглютинации близка гиперболизация, которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета (великан - огромный как гора и мальчик с пальчик), но и изменением количества частей предмета и их смещением: многорукие богини в индийской мифологии, драконы с семью головами и т.д.Возможный путь создания образа фантазии — заострение, подчеркивание каких-либо признаков. При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые карикатуры (рис. 18). В том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, образ схематизируется. Хороший пример схематизации - создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира. Наконец, синтез представления в воображении может быть произведен при помощи типизации, широко используемой в художественной литературе, скульптуре, живописи, для которых характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.


Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"