Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 14:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
Первый вид сенсибилизации тесно связан с изменением чувствительности.
Синестезия
Синестезия это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. У многих людей звуковые волны способны создавать иллюзию окрашенности окружающего пространства в тот или иной цвет.
Синестезия, по некоторым предположениям, может служить основой выдающихся способностей.
Явления синестезии наглядно показывают тесную связь анализаторов между собой.
Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие – это отражение комплексного раздражителя.
Выделяется четыре операции, или четыре уровня, перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям.
Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия - Различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.
восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.
В зависимости оттого, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).
Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое.
Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т. д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение.
Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более конкретных задач.
Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности.
Общее определение восприятия – отражение объекта в его целостности. Восприятие представляет собой отражение предметов и явлений в совокупности их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств. Результатом этого процесса является перцептивный образ, который тем сложнее, чем сложнее отражаемый объект.
В развитии восприятия с точки зрения фило-, онто- и актуалогенеза проблема будет одна и та же – существует два этапа в создании перцептивного образа:
- локализация в пространстве (за это отвечают подкорковые структуры);
- восприятие формы и мелких деталей (детализация). Осуществляется корковыми отделами.
Восприятие – это сложная познавательная Деятельность, включающая целую систему перцептивных действий, которая позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить и так далее. Состав перцептивных действий зависит от степени осмысленности восприятия, т.е. понимания того, что воспринимается и от характера перцептивной задачи, стоящей перед человеком, т.е. того, зачем и для какой цели человек смотрит и слушает в данный момент. Б.Г. Ананьев, который посвятил этой проблеме большое количество исследований, выделял следующие перцептивные действия:
-измерительные, позволяющие оценить величину воспринимаемого объекта;
-измерительные, сопоставляющие размеры нескольких объектов;
-построительные, отвечающие за построение перцептивного образа;
- контрольные, сличающие возникающий образ с особенностями предмета;
-корректирующие, исправляющие ошибки в образе;
-регуляторные, поддерживающие необходимый уровень мышечного тонуса для осуществления процесса восприятия и др.
Исходным периодом формирования перцептивных действий является 2 – 3 год жизни, но наиболее значимо позднее время дошкольного возраста, а так же школьный возраст. Во всех видах восприятий моторный компонент способствует вычленению объекта из фона. Так, зрительное восприятие связано с зрительно-моторной координацией, слуховыми восприятия начинается с фиксации раздражения путем возврата слухового анализатора к источнику, а касательное определяется согласованность тактильно-моторных анализаторов. И. М. Сеченова отмечал, что сенсорный и двигательный аппараты в процессе приобретение опыта соединены в единую отображательную систему.
В психологии детально изучены зрительные перцептивные действия. Они напоминают "манипулятивные действия", то есть движения рук, которые ощупывают предмет, выявляя особенности его формы, размеры. Материальным основой зрительных перцептивных действий являются движения глаз. Изучение этих движений при восприятии объектов различной сложности (реальных предметов, их изображений) показало, что они необходимы для создания образа предмета, исправления тех отклонений в отражении действительности, возникающие по законам оптики, выработка способности видеть предметы такими, какими они являются на самом деле. Сначала движения глаз имеют, развернут, хаотический характер, затем они упорядочиваются, становятся экономнее. Когда образ сложился, он становится основой для узнаваемость предмета при повторном его восприятие, которое может происходить и без внешнего двигательного компонента.
Восприятие не только связано с действием и деятельностью, но и само оно - специфическая познавательная деятельность, которая заключается в сопоставлении чувственных качеств предмета, которые возникают во время восприятия.
Критерии адекватности образов восприятия действительности производятся под влиянием условий жизни и обучения и подвергаются перестройке. Об этом свидетельствуют, в частности, данные о восприятия слепорожденных в первые дни после удаления катаракты.
Восприятие - это система перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и опыта.
Сложные нервные процессы в коре головного мозга, лежащие в основе восприятия, характеризуются тем, что они вызываются комплексными раздражителями, действующими одновременно на разные рецепторы, состоят в одновременной и согласованной деятельности нескольких анализаторов и протекают при большом участии ассоциативных отделов коры и центров речи.
Эти возбуждения в рецепторах
дают, по словам И.Павлова, «первое основание
анализу», но еще недостаточное для
полного осуществления
Возбуждения, возникающие
под воздействием комплексного раздражителя
в нескольких различных рецепторах,
передаются в мозговые концы анализаторов
одновременно или в ближайшей
последовательности. Корковые отделы
различных анализаторов взаимно
проникают друг в друга, что, несомненно,
облегчает образование связей между
ними при восприятии сложных предметов
и явлений. Одновременное возбуждение
этих корковых отделов приводит
к образованию временных
нервных связей между ними, к сложным
интегративным нервным
Восприятие является отражением цельного объекта, поскольку отдельные части реально существующего предмета всегда связаны друг с другом в каком-то определенном отношении. Это дает возможность воспринимать саму структуру объекта, абстрагируясь от качеств самих раздражителей. Например, какую-либо мелодию мы воспринимаем независимо от того, сыграна ли она на высоком или низком регистре, на рояле или скрипке или пропета голосом. Мы видим одну и ту же картину, абстрагируясь от того, написана ли она красками, представлена ли в гравюре или дана нам просто в виде фотографического снимка.
Важнейшую роль в нервных процессах, составляющих физиологическую основу восприятия, играет вторая сигнальная система, органически связанная с первосигнальными возбуждениями, но имеющая ведущее, направляющее значение. Так, при взгляде на рисунок
совмещающий в себе два различных изображения, мы будем воспринимать то из них, которое нашло соответствующее отражение в слове, в названии предмета. При этом слово (вторая сигнальная система) организует непосредственные наглядные образы (первая сигнальная система). Когда мы сознаем (а это не возможно без слов), что видим «вазу», в системе первосигнальных раздражителей первенствующее значение приобретают белые места рисунка и контур их воспринимается как очертания вазы. Когда же нам говорят, что здесь изображены «два профиля, обращенные друг к другу», система первосигнальных раздражений перестраивается, в ней на первый план выступают черные места рисунка, контуры которых воспринимаются как очертания лиц, а отдельные части контуров приобретают значение лба, губ, подбородка.
1. Целостность, т. е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видели не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т. е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели целостные предметы. Постепенно, через несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т. е. восприятие – система перцептивных действий, которыми надо овладеть.
2. Константность восприятия - благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили, пешеходы им кажутся маленькими; в то же время строители, работающие постоянно на высоте, говорят, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.
3. Структурность восприятия
– восприятие не является
4. Осмысленность восприятия
– восприятие тесно связано
с мышлением, с пониманием
5. Избирательность восприятия
– проявляется в
свойства восприятия: константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:
близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе),
Принцип близости. Правая часть рисунка воспринимается как три столбика.
схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),
Принцип схожести. Рисунок воспринимается как строки, а не как колонки.
целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),
замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),
Принцип замкнутости. Рисунок воспринимается не как отдельные отрезки, а как круг и прямоугольник.
смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),
общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).
Представление о другом человеке
тесно связано с уровнем
Идентификация — это один
из механизмов познания и понимания
другого человека, заключающийся
чаще всего в неосознанном уподоблении
себя значимому другому. Здесь значимый
другой — это человек, являющийся
авторитетом для данного