Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 14:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

шпаргалка по психологии 1 курс.docx

— 475.38 Кб (Скачать файл)

Следует различать понятия  «идентификация» и «референтность». Если для первого понятия основой является процесс уподобления субъекта партнеру по общению, т. е. уподобление значимому другому, то для второго понятия («референтность») главным является зависимость субъекта от других людей, выступающая как избирательное отношение к ним. Объектом референтных отношений может выступать или группа, членом которой является субъект, или другая группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником. Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания и т. п.). И в том и в другом случае субъект заимствует для себя цели, ценности, идеи, нормы и правила поведения объекта референтности (группы, отдельного человека.

Понятие «идентификация»  по своему содержанию близко к понятию  «эмпатия».

Эмпатия — это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определенной мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.

Рефлексия — это осознание  индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет  партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются  и изменяются определенные характеристики друг друга.

Эффекты межличностного восприятия

Таким образом, каузальная атрибуция  — это интерпретация субъектом  межличностного восприятия причин и  мотивов поведения других людей. Слово «каузальный» означает «причинный». Атрибуция — это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия.

Эффект ореола (галоэффект) — это формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола проявляется либо в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол), либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол).

Эффекты новизны и первичности. С эффектом ореола тесно связаны  эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного  порядка предъявления информации о  человеке для составления представления  о нем.

Эффект новизны возникает  тогда, когда по отношению к знакомому  человеку наиболее значимой оказывается  последняя, т. е. более новая информация о нем.

Эффект первичности же возникает, когда по отношению к  незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация.

Все описанные выше эффекты  можно рассматривать как частные  случаи или варианты проявления особого  процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, называемого стереотипизацией.

Стереотипизация — это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.

Стереотип — это упрощенное, зачастую искаженное, характерное для  сферы обыденного сознания представление  о какой-либо социальной группе или  отдельном человеке, принадлежащем  к той или иной социальной общности. Стереотип возникает на основе ограниченного  прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной  информации. Чаще всего стереотипы возникают относительно групповой  принадлежности человека.

 

  1. Виды восприятия.

Традиционно выделяют пять видов  восприятия в соответствии с ведущим  анализатором, участвующим в построении перцептивного образа (по модальности восприятия):

•зрительное;

•слуховое;

•осязательное (тактильное);

•вкусовое;

•обонятельное.

Различают также виды восприятия в зависимости от объекта восприятия, например, восприятие пространства, времени, движения, скорости; произведений живописи, музыки; основных явлений социальной жизни человека (другого человека, событий общественной жизни) и т.п.

В психологии существует деление  видов восприятия в зависимости  от участия в нем других психологических  образований: эмоциональное восприятие (восприятие мира, искусства); рациональное восприятие (восприятие, подчиненное  процессу мышления) и др.

Каждый из видов восприятия имеет свои специфические особенности  и механизмы. Их описание представляет задачу как психологии, так и других отраслей знания: физиологии, кибернетики.

 

  1. Понятие о памяти.

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении  прошлого опыта, делающая возможным  его повторное использование  в деятельности или возвращение  в сферу сознания. Память связывает  прошлое субъекта с его настоящим  и будущим и является важнейшей  познавательной функцией, лежащей в  основе развития и обучения.

Память – основа психической  деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому  для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать  о нашей памяти.

Память играет важнейшую  роль в жизни человека. Наша психика  не только получает непосредственную информацию об окружающем мире при  помощи органов чувств и благодаря  мышлению, но и хранит, накапливает  ее. В течении жизни мы узнаем что-то новое и сохраняем информацию благодаря памяти. Память связывает  прошлое субъекта с его настоящим  и будущим и является важнейшим  познавательным процессом. Память человека избирательна и работает по своим  законам. С одной стороны, в психике  сохраняется значимая для жизни  индивида информация, а с другой- человек « избавляется» от «лишней» информации. Если бы сохранялась вся  несущественная информация, то нервные  сети оказались настолько перегружены, что мозг, в конце концов, уже  не мог бы отделять главное от второстепенного  и деятельность его была бы полностью  парализована. Что и позволяет  утверждать ,что память- это способность  не только к запоминанию но и забыванию. Память- психический познавательный процесс, заключающийся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении  прошлого опыта, что делает возможным  его повторное использование  в деятельности или возращение в  сферу сознания. Таким образом  память- это важнейшее условие  психической жизни личности. Она  обеспечивает единство и целостность  человеческой личности. Исследование памяти ведутся в рамках различных  подходов. Физиологический подход сводиться  к изучению физиологических механизмов запоминания и сохранения информации. Биологический подход предполагает, что память функционирует благодаря  определенным химическим изменениям в  нервных клетках. Психологический  подход связан с положениями ряда теорий относительно психических механизмов запоминания

 

  1. Значение памяти в жизни и деятельности человека.

Память играет важнейшую роль в жизни человека. Наша психика не только получает непосредственную информацию об окружающем мире при помощи органов чувств и благодаря мышлению, но и хранит, накапливает ее. В течение всей жизни мы узнаем что-то новое и накапливаем информацию благодаря памяти. С. Л. Рубинштейн указывал, что без памяти человек представлял бы собой «существо мгновения», а по словам И. М. Сеченова, он постоянно находился бы в положении новорожденного. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшим познавательным процессом.

Нельзя утверждать, что вся информация, с которой  человек сталкивается в своей  жизни, надолго хранится в психике. Память человека избирательна и работает по своим законам. С одной стороны, в психике сохраняется значимая для жизни индивида информация, а с другой — человек «избавляется» от «лишней» информации. Если бы сохранялась вся несущественная информация, то нервные сети оказались бы настолько перегруженными, что мозг а конце концов уже не мог бы отделять главное от второстепенного и деятельность его была бы полностью парализована. Это и позволяет утверждать, что память — это способность не только к запоминанию, но и к забыванию.психический познавательный процесс, заключающийся в закреплении,

сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, что делает возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память  можно определить как  «совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением».

 

  1. Ассоциативная теория памяти. Ассоциативная теория памяти. Понятие ассоциации и ее основные виды: по смыслу, смежности, сходству и контрасту.

Исследованиями памяти в  настоящее время заняты представители  разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система  понятий и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о  памяти человека, взаимно дополняют  друг друга, позволяют глубже заглянуть  в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.

В основе данной теории лежит  понятие ассоциации — связи между  отдельными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например за­кон забывания Г. Эббингауза, представленный в виде кривой на рис. 43, В соответствии с этим законом, выведенным на основе опытов с запоминанием трехбуквенных бессмысленных слогов, забывание после первого безошибочного повторения серии таких слогов вдет вначале довольно быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов.

Отдельные элементы информации согласно ассоциативной теории запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с  другими.

Со временем ассоциативная  теория столкнулась с рядом трудноразрешимых проблем, основной из которых явилось  объяснение избирательности человеческой памяти. Ассоциации образуются на случайной  основе, а память из всей поступающей  и Хранящейся в мозге человека выбирает всегда определенную информацию. Понадобилось ввести в теоретическое  объяснение мнемических процессов еще один фактор, объясняющий целенаправленный характер соответствующих процессов.

 

  1. Гештальттеория памяти. Теория памяти и механизмы забывания по З. Фрейду.

Психологические теории памяти. Распространение получили аcсоцианистская, гештапьтпсихологическая, бихевиористическая и деятельная теории памяти.

Решительной критике подвергалась ассоцианистская теория памяти от гештальтпсихологии. Исходным в новой теории было понятие "гештальт" - образ как целостно организованная структура, которая не сводится к сумме его частей. В этой теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, доведение его до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее объясняет избирательность мнемических процессов).

В исследованиях, которые  основывались на гештальт теории памяти установлено немало интересных фактов. Память в соответствии с этой теорией существенно определяется строением объекта. Известно, что плохо структурированный материал запомнить очень трудно, тогда как хорошо организованный запоминается легко и почти практически без повторов. Когда материал не имеет четкой структуры, индивид часто разделяет или объединяет его путем ритмизации, симетризации т.д. Человек сам стремится перестроить материал для того, чтобы он лучше мог его запомнить.

З. Фрейда. Уже на подступах  к психоанализу, когда он использовал катартический метод лечения истерии, перед ним стоял вопрос о разработке технических приемов, способствующих воспоминанию пациентами того, что было ими забыто. В совместно с Й. Брейером написанной работе «Исследования истерии» (1895) З. Фрейд высказал мысль о том, что у больных имеются такие забытые представления, которые вытеснены из сознания и из воспоминания. «Незнание» истериков было, по его мнению, «сознательным нежеланием знать», и задача терапевта состояла в том, чтобы с помощью психической работы преодолеть это нежелание пациента и добиться воспоминания им забытого.

   В работе «Психопатология  обыденной жизни» З. Фрейд подвергнул  анализу многочисленные примеры  забывания имен, иностранных слов, словосочетаний. На основе анализа  ему удалось установить, что одним  из механизмов забывания является  нарушение хода мысли силою  внутреннего протеста, исходящего  из чего-то вытесненного. Забытое  или искаженное слово (словосочетание) «соединяется ассоциативным путем  с известным бессознательным  представлением, от которого и  исходит действие, выраженное в  форме забывания».

При рассмотрении явления  забывания З. Фрейд обратил внимание на инфантильную амнезию, то есть утрату воспоминаний человека о первых годах  его жизни. Размышляя над подобным обстоятельством, З. Фрейд предположил, что возможно «именно забывание  детских переживаний и дает нам  ключ к пониманию тех амнезий, которые, как показывают новейшие данные, лежат в основе образования всех невротических симптомов».

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"