Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 14:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

шпаргалка по психологии 1 курс.docx

— 475.38 Кб (Скачать файл)

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ  РАЗВИТИЯ ТЕСТОВ ДОСТИЖЕНИЙ

История тестов учебных  достижений насчитывает, по мнению В.Кадневского, по крайней мере, несколько тысячелетий.  В.Аванесов  указывает на факты, свидетельствующие о еще более древнем применении тестов.

Древние вавилоняне знали 400 клинописных знаков, использовали шестидесятеричную систему счета, умели вычислять проценты, измерять площадь и объем различных  геометрических фигур.  Среди изучаемых  предметов были те, которые отвечают современному понятию «профессиональная  пригодность». За 2200 лет до н.э. в Китае успешно действовала система проверки способностей и отбора персонала для различных государственных должностей. В частности проверялось умение писать, читать, знать порядок проведения придворных ритуалов и церемоний. В течение последующих 2000 лет в систему отбора чиновников были внесены экзамены по гражданскому праву, военному делу, финансам, сельскому хозяйству, географии.

По мнению  А.Н.Майорова одним из первых ученых, попытавшихся измерить различия между людьми в области элементарных психических процессов, был англичанин Френсис Гальтон (Galton F.; 1882-1911). 

Гальтон ввел в теорию тестирования три фундаментальных принципа, используемых и по сей день:

1. Применение  серии одинаковых испытаний к  большому количеству испытуемых.

2. Статистическая  обработка результатов.

3. Выделение эталонов  оценки.

 

  1. Тест как научный инструмент получения данных. Классификация тестов. Требования валидности, надежности, однозначности, достоверности, точности, стандартизации тестов.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества. третий тип тестов — проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Тесты могут бить прогностическими и диагностирующими. Их цель – выявление устойчивых псих. харак.

  1. Экспериментальный метод психологического исследования.

В отличие от неэкспериментальных и диагностических методов "психологический эксперимент" предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт. Специфика экспериментальных методов состоит, таким образом, в том, что они предполагают:

а) организацию  специальных условий деятельности, влияющих на исследуемые психологические  особенности испытуемых;

б) изменение этих условий в ходе исследования.

В психологии существуют три типа собственно экспериментального метода:

естественный  эксперимент;

моделирующий  эксперимент;

лабораторный  эксперимент.

Естественный (полевой) эксперимент , как говорит само название этого метода, наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам. Условия используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи неэкспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых.

Моделирующий эксперимент. При проведении моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью эксперимента данного типа является то, что поведение испытуемых в экспериментальной ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание различных сведений, выбор или постановку целей, выполнение различных интеллектуальных и практических действий и т.д. Моделирующий эксперимент позволяет решать самые разнообразные исследовательские задачи.

Лабораторный эксперимент - особый тип экспериментального метода - предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций ( сенсорной и моторной реакций, реакции выбора, различий сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже - при изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.). Лабораторный эксперимент более соответствует предмету предмету психологического исследования.

 

  1. Концепция уровней психического отражения действительности и развития поведения животных по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабри.

Стадии и уровни развития психики животных (А.Н. Леонтьев, К.Э. Фабри)

А.Н.Леонтьев, рассматривая эволюционное развитие психики, выделяет три стадии: стадию элементарной сенсорной  психики, стадию перцептивной психики, стадию интеллекта. Примитивные формы психики можно обнаружить даже у мельчайших одноклеточных животных. Первичная, наиболее примитивная стадия психики – элементарная сенсорная психика. Она характеризуется тем, что животное реагирует на отдельные изолированные абиотические свойства объектов. На данной стадии активность животного носит целостные нерасчлененный характер, его поведение представляет собой однофазный акт, протекающий от возникновения ощущения к результату. Способность к обучению минимальна и в основном выражается в привыкании. Более высокая стадия – перцептивная психика. Она характеризуется способностью реагировать не на изолированные свойства объектов, а на целостные предметы. Действительность воспринимается в форме образов вещей. Эта стадия характеризуется бурным развитием головного мозга. Важной особенностью этой стадии является тот факт, что основу всех форм поведения составляют инстинктивные действия, то есть генетически наследуемые элементы поведения. Большую роль в реализации инстинктов играет научение. Появляются многообразные виды активности животных (навыки, игра). Наиболее высокоорганизованные млекопитающие (человекообразные приматы) достигают самой высокой стадии развития психики в животном мире – интеллектуальной. Эта стадия предполагает отражение мира в форме целостных ситуаций, состоящих из нескольких компонентов. Животное способно не просто воспринимать предметы, но и установить значимые связи между ними. Интеллектуальная стадия характеризуется: - активным использованием «орудий», - явлением инсайта (мгновенное нахождение решения задачи без видимой наблюдателю фазы проб и ошибок), - закреплением эффективного способа решения после единственной успешной попытки, - возможностью переноса способа решения на широкий класс схожих задач, - способностью решать «двухфазные» задачи, то есть к объединению в рамках одной задачи двух уже сформированных операций. Но все же интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологических потребностей.

Позднее на основе новейших зоопсихологических данных К.Э. Фабри развил взгляды Леонтьева и разработал концепцию развития психики Леонтьева-Фабри. Фабри сохраняет лишь первую и вторую стадии, растворяя стадию интеллекта в стадии перцептивной психики по причине трудности разделения "интеллектуальных" и "неинтеллектуальных" форм поведения высших млекопитающих (он отрицал существование интеллектуальной стадии развитии психики у животных). В данной концепции выделяются 2 стадии: 1 – стадия элементарной сенсорной психики (2 уровня: низший и высший), 2 - стадия перцептивной психики (3 уровня: низший, высший, наивысший). В основе выделения этих двух стадий развития психики лежат основные характеристики способов получения информации об окружающем мире, Для первой стадии характерен сенсорный способ или уровень ощущений; для второй – перцептивный способ или уровень восприятия. Каждая из стадий развития психики и поведения животных и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционного развития то и другое взаимодействуют друг с другом. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое опосредуется совершенствованием психики.

 

  1. Таксис, рефлекс, инстинкт, импринтинг, навык, интеллектуальное поведение животных.

Таксисы (от греч. taxis — расположение по порядку) — ориентирующие компоненты поведенческих актов, врожденные способы пространственной ориентации в сторону благоприятных (положительные таксисы) или неблагоприятных (отрицательные таксисы) условий среды. У растений аналогичные реакции выражаются в изменениях направления роста (тропизмы). По модальности воздействий различают фото-, хемо-, термотаксисы и т.д. Таксисы одноклеточных и многих низших многоклеточных животных представлены ортотаксисами (изменение скорости передвижения) и клинотаксисами (изменение направления передвижения на определенный угол). У животных с развитой центральной нервной системой и симметрично расположенными органами чувств возможен, кроме того, активный выбор направления передвижения и сохранение этого направления (топотаксисы). Они являются постоянными компонентами даже наиболее сложных форм поведения.

Основным механизмом нервной деятельности как у низших, так и у самых сложных организмов является рефлекс.

Рефлексом называется ответная реакция организма на раздражение внешней или внутренней среды.

Осуществляемая  в рефлексе передача нервного возбуждения  от рецепторов через центральные  отделы нервной системы к эффекторным механизмам совершается по так называемой рефлекторной дуге.

Инстинкт — (от лат. instinctus — побуждение) — совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека. В понятие инстинкта в разное время вкладывалось различное содержание; в одних случаях инстинкт противопоставлялся сознанию, а применительно к человеку термин «инстинкт» служил для обозначения страстей, импульсивного, необдуманного поведения, «животного начала» в человеческой психике и т. д.; в других случаях инстинктом назывались сложные безусловные рефлексы, нервные механизмы для координации жизненно необходимых движений и т. п. Столь расплывчатая трактовка побудила большинство современных исследователей отказаться от употребления понятия инстинкт в качестве научного термина, сохранив, однако, термин «инстинктивное» как синоним понятий: «генетически фиксированное», «наследственно закрепленное», «врожденное» поведение, действие и т. п. (см. Инстинктивное поведение животных).

Импринтинг (англ. imprint — запечатлевать, оставлять след) — специфическая форма научения у новорожденных высших позвоночных (см. Научение у животных), при котором в их памяти автоматически фиксируются отличительные признаки поведения первых увиденных ими внешних объектов (чаще всего родительских особей, выступающих одновременно носителями типичных признаков вида, братьев и сестер, пищевых объектов, в том числе животных-жертв, и др.). Импринтинг возможен в течение определенного, обычно весьма ограниченного («сенсибильного», «критического») периода. Процесс импринтинга совершается чрезвычайно быстро, без внешнего подкрепления, и результат его, как правило, необратим. Импринтинг обеспечивает животным охрану потомства (следование детей за родителями), узнавание родителей, членов сообщества, сородичей, будущих половых партнеров, признаков местности и др. В искусственных, экспериментальных условиях у некоторых видов животных и птиц импринтинг может быть вызван любым живым или неживым движущимся объектом.

 

  1. Общее строение ЦНС. Мозг как орган психики, его строение.

Нервная система человека представлена центральным и периферическим отделом. Центральная нервная система  состоит из строения головного мозга, ствола и спинного мозга. Остальные  структуры составляют периферическую НС, подразделяющуюся на  автономную (вегетативную) и соматическую.

Вегетативная нервная  система (висцеральная) регулирует деятельность внутренних органов и работу гладкой (непроизвольной) мускулатуры. Соматическая НС управляет чувствительными и  двигательными органами, иннервирует  поперечно - полосатую (произвольную) мускулатуру.

Спинной мозг:  представляет  собой  совокупность нервных клеток и волокон, находящихся в канале позвоночного столба в виде тяжа и  образующих проводящие пути, которые  соединяют головной мозг и  различные  структуры периферической нервной  системы. Непосредственно с помощью  спинного мозга осуществляется небольшое  количество  довольно простых рефлексов (ахиллов и коленный рефлексы, например). Основные реакции контролируются головным мозгом (включает передний, средний  и задний мозг).

Передний мозг представлен  большими полушариями (отвечают за память, речь, сознание, произвольное движение и т.д.), миндалиной, гиппокампом, базальными ганглиями (здесь находятся черная субстанция, полосатое тело, субталамическое ядро и бледный шар) и перегородкой, образующая одну из стенок желудочков мозга.

Средний мозг – это таламус (является коллектором всех видов  чувствительности, кроме обоняния) и гипоталамус (отвечает за вегетативную регуляцию в организме, терморегуляцию, это главный центр эмоций, здесь  находятся центры страха, удовольствия, агрессии т.д.).

Задний мозг включает мост (осуществляет проводниковую функцию), продолговатый мозг (принимает участие в регуляции дыхания, глотания, пищеварения, сокращений сердца).

Лобные доли полушарий  отвечают за ассоциативные и интегративные  функции, оказывают влияние на  поведенческие реакции и организацию  второй сигнальной системы.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИКИ И  МОЗГА

Давно замечено, что психические  явления тесно связаны с работой  мозга человека. Задача психологического исследования и заключается в  том, чтобы проследить происходящее в этой борьбе развитие новых  форм психики в их существенных закономерностях. Психика является, продуктом развития  органической жизни.  Поэтому вопрос о материальных основах психики - это, прежде всего, вопрос об ее зависимости  от материальных основ органической жизни, от ее материального субстрата  непосредственным материальным субстратом психики в ее развитых формах является центральная нервная система, мозг. Но психика, несомненно, связана не только с нервной, но и с гуморальной, химической регуляцией, психика является функцией центральной нервной системы, функцией мозга. Однако взаимоотношения  психики и мозга, психики и  нервной системы составляют   лишь   одну   сторону   во   взаимоотношениях   психики   и   ее материальных  основ.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"