Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 15:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
- позицией психолога и других субъектов сопровождения;
- способами взаимодействия и разделением ответственности психолога с родителями;
- приоритетами видов (направлений) деятельности психолога в работе родителями;
- стратегическими целями: развитием личности родителя как субъекта семейного воспитания;
- критериями эффективности
работы психолога в терминах
субъектности личности родителе
Билет 24
24.1 - внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т. п.), мешающее человеку успешно выполнить некоторое действие. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений.
Психологическая система регуляции психики человека, направленная на снятие или уменьшение тревожности, связанной с ощущением конфликтной ситуации. Психологическая защита ограждает личность от негативных эмоций и переживаний.
Описано много механизмов
психологической защиты. Охарактеризуем
вкратце основные из них:1.Вытеснение.Это процесс
непроизвольного устранения в бессознательное
неприемлемых мыслей, побуждений или чувств.
Фрейд подробно описал защитный механизм
мотивированного забывания. Он играет
существенную роль в формировании симптомов.
Когда действие этого механизма для уменьшения
тревожности оказывается недостаточным,
подключаются другие защитные механизмы,
позволяющие вытесненному материалу осознаваться
в искаженном виде. Наиболее широко известны
две комбинации защитных механизмов:
а) вытеснение + смещение. Эта комбинация
способствует возникновению фобических
реакций. Например, навязчивый страх матери,
что маленькая дочка заболеет тяжелой
болезнью, представляет собой защиту против
враждебности к ребенку, сочетающую механизмы
вытеснения и смещения;
б) вытеснение + конверсия (соматическая
символизация). Эта комбинация образует
основу истерических реакций.
2.Регрессия.Посредством
этого механизма осуществляется неосознанное
нисхождение на более ранний уровень приспособления,
позволяющий удовлетворять желания. Регрессия
может быть частичной, полной или символической.
Большинство эмоциональных проблем имеют
регрессивные черты В норме регрессия
проявляется в играх, в реакциях на неприятные
события (например, при рождении второго
ребенка малыш первенец перестает пользоваться
туалетом, начинает просить соску и т.п.),
в ситуациях повышенной ответственности,
при заболеваниях (больной требует повышенного
внимания и опеки). В патологических формах
регрессия проявляется при психических
болезнях, особенно при шизофрении.
3.Проекция.Это механизм
отнесения к другому лицу или объекту
мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые
на сознательном уровне индивид у себя
отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются
в повседневной жизни. Многие из нас совершенно
некритичны к своим недостаткам и с легкостью
замечают их только у других. Мы склонны
винить окружающих в собственных бедах.
Проекция бывает и вредоносной, потому
что приводит к ошибочной интерпретации
реальности. Этот механизм часто срабатывает
у незрелых и ранимых личностей. В случаях
патологии проекция приводит к галлюцинациям
и бреду, когда теряется способность отличать
фантазии от реальности.
4.Интроекция.Это символическая интернализация (включение
в себя) человека или объекта. Действие
механизма противоположно проекции. Интроекция
выполняет очень важную роль в раннем
развитии личности, поскольку на ее основе
усваиваются родительские ценности и
идеалы. Механизм актуализируется во время
траура, при потере близкого человека.
С помощью интроекции устраняются различия
между объектами любви и собственной личностью.
Порой вместо озлобленности или агрессии
по отношению к другим людям уничижительные
побуждения превращаются в самокритику,
самообесценивание, потому что произошла
интроекция обвиняемого. Такое часто встречается
при депрессии.
5.Рационализация.Это защитный
механизм, оправдывающий мысли, чувства,
поведение, которые на самом деле неприемлемы.
Рационализация - самый распространенный
механизм психологической защиты, потому
что наше поведение определяется множеством
факторов, и когда мы объясняем его наиболее
приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем.
Бессознательный механизм рационализации
не следует смешивать с преднамеренными
ложью, обманом или притворством. Рационализация
помогает сохранять самоуважение, избежать
ответственности и вины. В любой рационализации
имеется хотя бы минимальное количество
правды, однако в ней больше самообмана,
поэтому она и опасна.
6.Интеллектуализация.Этот
защитный механизм предполагает преувеличенное
использование интеллектуальных ресурсов
в целях устранения эмоциональных переживаний
и чувств. Интеллектуализация тесно связана
с рационализацией и подменяет переживание
чувств размышлениями о них (например,
вместо реальной любви - разговоры о любви).
7.Компенсация.Это бессознательная
попытка преодоления реальных и воображаемых
недостатков. Компенсаторное поведение
универсально, поскольку достижение статуса
является важной потребностью почти всех
людей. Компенсация может быть социально
приемлемой (слепой становится знаменитым
музыкантом) и неприемлемой (компенсация
низкого роста - стремлением к власти и
агрессивностью; компенсация инвалидности
- грубостью и конфликтностью). Еще выделяют
прямую компенсацию (стремление к успеху
в заведомо проигрышной области) и косвенную
компенсацию (стремление утвердить себя
в другой сфере).
8.Реактивное формирование.Этот
защитный механизм подменяет неприемлемые
для осознания побуждения гипертрофированными,
противоположными тенденциями. Защита
носит двуступенчатый характер. Сначала
вытесняется неприемлемое желание, а затем
усиливается его антитеза. Например, преувеличенная
опека может маскировать чувство от-вержения,
преувеличенное слащавое и вежливое поведение
может скрывать враждебность и т.п.
9.Отрицание.Это механизм
отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей
или реальности, которые неприемлемы на
сознательном уровне. Поведение таково,
словно проблемы не существует. Примитивный
механизм отрицания в большей мере характерен
для детей (если спрятать голову под одеялом,
то реальность перестанет существовать).
Взрослые часто используют отрицание
в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая
болезнь, приближение смерти, потеря близкого
человека и т.п.).
10.Смещение.Это механизм
направления эмоций от одного объекта
к более приемлемой замене. Например, смещение
агрессивных чувств от работодателя на
членов семьи или другие объекты. Смещение
проявляется при фобических реакциях,
когда тревожность от скрытого в бессознательном
конфликта переносится на внешний объект.
24.2 Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Действительно, когда мы из светлой комнаты переходим в темную, то в начале ни чего не видим, но вскоре начинаем различать и людей и вещи, чувствительность нашего глаза повышается и он адаптируется к новым условиям. При этом заметим, без целенаправленных специальных действий с нашей стороны. С социально-психологической адаптацией дело обстоит иначе. Для того чтобы адаптироваться, необходимо проявить специальные усилия. Отношения со средой, к которой надо приспосабливаться, здесь иные. Здесь не только среда воздействует на человека, но он сам меняет социально- психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходится не только ребенка к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам.
Первоначальный
этап пребывания ребенка в
школе как раз и есть период
социально-психологической
Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам; общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний
взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на здоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового решения задач по образцу требует значительной учебной помощи учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников. Какие же факторы социальной микросреды играют позитивную роль в
адаптации ребенка к школе?
Как видим, в числе наиболее благоприятных факторов – адекватная самооценка своего положения, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе сверстников и др. дошкольного возраста по подготовке их к школе необходимо учитывать следующие рекомендации:
- формирование
психологической готовности к
школе предполагает сочетание
- для достижения эффективности в обучении шестилеток необходимо формирование положительного, эмоционального отношения к знаниям;
- руководство деятельностью детей шестилетнего возраста следует осуществлять, широко используя (особенно в I полугодии) методы дошкольного воспитания с частичным применением школьных методов;
- в педагогической работе в первом классе необходимо соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения;
- необходимо соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при формировании коллектива детей первых классов и организации их межличностного общения;
- использовать большие воспитательные возможности совместной деятельности;
- формировать способности
к ролевому и личностному
- при формировании
психологической готовности к
школе необходимо
учитывать индивидуально-психологические
Билет 25
25.1 Слово «метод» означает способ построения и обоснования научного знания, а также совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Выделяют следующие методы социальной психологии: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространенный социометрический тест), эксперимент (как лабораторный, так и естественный). Наиболее широкое применение в социально-психологических исследованиях получил метод опроса, суть которого состоит в получении информации об объективных или субъективных фактах со слов опрашиваемых (респондентов). Выделяют две разновидности опросного метода: анкетный опрос и интервью.
Метод контент-анализа широко применяется в политологических исследованиях. Так как основным объектом контент-анализа являются документальные источники, политическая сфера жизни общества предоставляет исследователю огромное количество единиц анализа, которые удобно и нужно изучать, используя количественный подход. Среди таких документальных источников: протоколы заседаний органов власти (Государственной Думы, законодательных органов всех уровней), планы проведения заседаний, количество и содержательная сторона политических решений всех органов власти и многое другое.
Отдельный интерес у исследователей вызывает деятельность средств массовой информации и коммуникации, направленная на политическую сферу жизни общества. Это может быть количество и суть статей на политические темы, вопросы, обсуждаемые политическими обозревателями СМИ, исследование других проблем, направленных на выявление степени влияния СМИ на политическую жизнь.
Наконец, метод контент-анализа предоставляет исследователю возможность изучения такого аспекта политической жизни как функционирование избирательной системы. Исследование документов избирательных кампаний позволяет лучше понять механизм избирательного процесса, выявить его закономерности, объяснить и научиться повторять выигрышные ходы избирательных стратегий кандидатов на выборные посты.
Выше уже говорилось о работе Элеазера А.В.,магистранта отделения политологии факультета Социальных наук РГПУ им. А.И.Герцена «Исследование избирательных стратегий – метод контент-анализа». В его работе было проведено исследование влияния рекламной деятельности кандидатов в депутаты на формирование индивидуальной стратегии. По мнению самого Элеазера, «такое исследование подтверждает возможности метода контент- анализа в изучении избирательных технологий как части избирательного процесса – составляющей политической системы общества ... и одной из наиболее актуальных вопросов современной политологии.»[18] В качестве примера был взят 48 избирательный округ города Санкт-Петербурга на выборах Законодательного собрания Санкт-Петербурга второго созыва, прошедших в декабре 1998 го да. Основной единицей анализа выступил агитационный материал листовочной формы. Политическая листовка была взята за основу анализа не случайно. Несмотря на относительное многообразие видов и типов агитационных
материалов, политическая листовка – основа избирательной стратегии кандидатов на выборах районного масштаба. Кроме нее, единицами анализа также выступили: . возраст кандидатов, . их профессиональный статус, . способ выдвижения