Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на 70 вопросов по дисциплине "Психология".
1.Предмет, цели и задачи
2. Исторические этапы
развития возрастной и
3. Классификация методов возрастной и педагогической психологии.В зависимости от уровня научного познания- теоретического или эмпирического - методы определяются как теоретические или эмпирические. Наблюдение-основной и самый распространенный в пед. псих. эмпирический метод целенаправленного изучения ч-ка. Наблюдаемый не знает о том, что он явл. объектом наблюдения, который может быть сплошным или выборочным, с фиксацией всего хода урока или поведения одного или нескольких уч-ков. На основе наблюдения м.б. дана экспертная оценка. Рез-ты набл-ния занос-ся в спец-е протоколы, где отмеч-ся фамилия наблюд-го,дата,время и цель. Проток-ые данные подвергаются кач-ной и колич-ной обработке. Самонаблюдение-метод набл-ия ч-ком за самим собой на основе рефлексивного мышления. Этот метод лежит в основе самоотчетов. Он хар-ся достат-ой субъектив-тью, испол-ся как дополн-ый. Беседа-эмпир-кий метод получ-я сведений о ч-ке в общении с ним, в рез-те его ответов Целенаправ-ые вопросы. Ведущий беседу не сообщает о ее цели тому, кто изучается. Ответы фикс-ся магнитоф-ой записью или скорописью. Интервью-специф-ая форма беседы. Может использ-ся для получ-я сведений не только о самом интервьюируемом, но и о др-х людях, событиях. Анкетирование-эмипр-ий соц-но-психол-кий метод получ-я инф-ции на основании ответов на спец-но подгот-ые и соответст-щие основной задаче иссл-ния вопросы. При сост-нии анкеты учит-ся:1)содерж-е вопросов,2)их форма-откр-е/закр-ые (ответ «да»/«нет»), 3)их формулировка (ясность,без подсказки ответа),4)кол-во и порядок след-ния вопросов. Времени на анкет-ние не более 30-40 мин. Анект-нием.б.устным, письм-м, индивид-ым ,групповым. Эксперимент- центр-ый эмпир-кий метод науч-го иссл-ия в пед.псих.Различ-т лабор-ый и естест-ый. Наиболее эффек-ый и распростр-ый в наст.время формирующий эксперимент (изуч-ся изменения в уровне знаний, умений, отнош-й,ценностей в уровне психол-го и лич-го разв-я обуч-ся под целенаправл-ым обуч-щим и воспит-щим возд-вием).Анализ продуктов деятельности- метод изуч-я ч-ка через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тесты,музыка) продуктов его деят-ти. Анализ изложений, сочинений, конспектов и т п. Этот метод предпол-ет опред-ую цель, гипотезу и способы анализа каждого специф-го продукта(текста ,рисунка и т п.). Все перечисл-е методы явл. наиб.доступными и применяемыми в пед-ой пс-ии. В то же время получил распростр-е метод тест-ния. Тест, если он хорошо разработан, должен показать, что испытуемый знает и умеет, а не то ,каков он на фоне других, представл-их ту же популяцию. Различные типы тестов сгрупп-ны в 12 групп:1)тесты способ-тей(интеллект-ная ф-ция, знания, способы и т д.),2)тесты УиН (зрительно-моторная координация, прохожд-е лабиринта) , 3)тесты на восприятие,4)опросники (анкетный опрос о поведении, сост-нии здоровья и т д.),5)мнения (выявление отнош-й к др. людям, нормам и т д.),6) эстет-кие тесты (выявление предпочтений картин, рисунков и т д.),7) проективные тесты (формализованные лич-ые тесты),8) ситуац-ые тесты (изучение выполнения задания в разных ситуациях индивидуально,в группе, в соревновании и т д.),9) игры, в кот. наиболее полно проявл-ся люди,10)физиолог-ие тесты (экг, кгр и т д. ),11)физич-ие (антропометр-ие),12) случайные наблюд-я, т е изучение того, как проводится тест (запись провед-я, выводы и т д).Чаще всего испол-ся тесты достижений (определяют эффек-ть программ и проц-саобуч-я). Они охват-ют все уч-ыепрогр-мы для целостных образ-ных систем. Именно они дают конечную оценку достижений индивида по завершении обуч-я, то что индивид может делать к наст. времени .Социометрия —эмпир-ий метод изуч-я внутригрупп-хмежлич-ых связей. Этот метод, испол-щий ответы на вопросы предпочит-го выбора членов группы, позволяет опред-ть ее сплоченность , лидера группы и т д. Испол-ся для формир-ия и перегрупп-ния уч-ных коллективов, опред-ния внутригрупп-го взаимодействия.
4. Соотношение генотипических и средовых обусловленностей в развитии ребенка. Проблема генотипической и средовой обусловленности развития психики и поведения связана с выяснением того, как соотносятся данные человеку с рождения особенности организма и генетически обусловленные законы его созревания с возможностями развития, обучения, воспитания, приобретения знаний, умений и навыков, с развитием интеллектуальных способностей, с формированием личностных качеств ребенка. Все современные ученые признают, что психика и поведение человека во многих своих проявлениях имеют врожденный характер. Развитие представляет собой переход растущего организма на более высокую ступень, и этот переход может зависеть как от созревания, так и от научения. Одна из точек зрения на данную проблему, представляющая в настоящее время в основном исторический интерес, заключается в утверждении, что становление психики и поведения человека есть результат эволюционного преобразования генетически заложенных в организме с рождения возможностей, существующих в виде задатков. Другую и также не очень популярную в наши дни теорию именуют революционной теорией развития. Она представляет собой, что у любого человека независимо от его природных анатомо-физиологических особенностей можно сформировать любые психологические и поведенческие свойства, доведя их развитие до любого уровня с помощью обучения и воспитания. Третья точка зрения, именуемая вероятностной, или стохастической, теорией развития, имеет в настоящее время больше всего сторонников. В ней утверждается, что конечный результат развития, достигаемый на каждой его ступени, изначально в генотипе не заложен. Четвертую, также достаточно распространенную точку зрения можно было бы назвать функциональной. Одним из известных примеров теории последнего типа является культурно-историческая теория развития высших психических функций Л. С. Выготского. Строя свою теорию, Л. С. Выготский в основном имел в виду процесс развития познавательных функций человека —восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления. Но основные положения данной теории применимы и к развитию личности ребенка. Принято считать, что развитие психики и поведения идет в направлении от инстинктивных к разумным, от бессознательных к сознательным формам. При нормальном ходе созревания и элементарном обучении ребенок довольно быстро усваивает речь. Однако самостоятельная активная речь у него при любых условиях не возникает и не может появиться раньше 1—1,5 лет, т. е. того периода времени, когда детский организм уже достиг определенного уровня зрелости. Ни один ребенок не начал еще говорить предложениями раньше годовалого возраста. Это — убедительное доказательство того, что для нормального развития под влиянием обучения необходима достаточная степень зрелости организма. Если принять в расчет то, что именно речь является основой многих других психических процессов и свойств человека, в том числе интеллектуальных, то можно утверждать, что влияние среды на развитие человеческого индивида действительно огромное. Наряду с этим — и для подтверждения данной мысли есть немало доказательств — влияние среды ограничено теми возможностями, которые ребенку предоставляет, достигнутый к данному моменту Уровень биологического созревания организма.
5. Общие закономерности
психического развития ребенка. С рождения ребёнок
развивается очень интенсивно. И чем он
моложе, тем выше темпы его физического
и психического развития. Очень интенсивно
ребёнок развивается в первые три года. Трёх
летний малыш много умеет: -он способен
к самообслуживанию; вступает во взаимоотношения;
усвоил речь и хорошо её чувствует; заявляет
о своей личности; демонстрирует на что
способен («Я сам!»). Именно в дошкольном возрасте:
-активно развиваются все психические
процессы; -появляются тонкие переживания;
-рождаются новые высшие чувства (нравственные,
эстетические, интеллектуальные); складываются
интересы; -развиваются способности, закладываются
основы характера. В психическом развитии
проявляются количественно-качественные
изменения. В младших возрастах быстро
увеличивается количественный состав
слов. 1г. – 10 слов. Количественные изменения
ведут к изменениям качественным. 1,5г.
– 20 слов. 2г. – 200 слов. Ребёнок овладевает
грамматическим строем речи (суффиксы,
изменение слов по числам, родам, падежам).
3г. – 1500 слов. 6л. – 4500слов Развитие
отдельных органов и психических функций
происходит, не изолировано друг от друга,
а взаимосвязано и обусловлено. Так, развитие
двигательного анализатора влияет на
сердечно-сосудистую систему, головной
мозг; предметные действия – на развитие
восприятия, мышления и др. Рост и развитие
отдельных органов, систем, психических
функций протекают не параллельно и не
с одинаковой степенью интенсивности.
Каждая функция мозга имеет строго определённое
время начала и время завершения свое
эволюции. Так, развитие воображения не
совпадает с развитием функций волевых
действий. Есть периоды онтогенетического
развития, в которых развивающийся организм
бывает особенно чувствителен к определённого
рода влияниям окружающей среды, определённого
рода влияниям окружающей действительности.
Эти периоды называются сензитивными. Отдельные
психические функции ребёнка: -1,5 –
3 года – речь; -3-6 лет – восприятие, мышление,
воображение и др.; -5-6 лет – координация
движений (балет, фигурное катание и т.д.).Имеют
свои сроки развития 5-6 лет – чтение, 6-7
лет – учебные навыки
Важность своевременного влияние на те
психические функции индивидуальные развития
которые только начинают развиваться
различия детей.
Каждая функция имеет ограниченное время
для своего развития. Задача той или иной
функции - помочь ребёнку устанавливать
связь со средой, обеспечивать себе жизнеспособность
в ней, познавать окружающий мир. В сензитивный
период можно достичь предельного развития
той или иной функции, иначе эта возможность
будет «похоронена» в детстве. Природой
определено календарное время индивидуально
для каждого ребёнка. Это значит, что, скажем,
какая-то функция у этого ребёнка войдёт
в свою наиболее интенсивную фазу развития
в возрасте двух лет и, постепенно замедляя
темп, завершит эту фазу до 9-11 лет.
Деятельность развития органов, систем
психических функций регулируется ЦНС
и её высшим отделом – корой головного
мозга.
В
целом развитие организма у детей протекает
не одинаково и зависит: -от наследственности;
-от среды; -от обучения и воспитания; -от
активности самого ребёнка.
Роль отношения внутренних (наследственность)
и внешних (среда, воспитание) факторов
в становлении личности человека, движущих
сил его психического развития по-разному
рассматриваются представителями разных
теорий. Психика ребёнка развивается при
активном освоении им внешнего мира в
разных видах деятельности. В совместной
деятельности ребёнка и взрослого с предметами
внешнего мира формируется психика ребёнка.
Деятельностью ребёнка взрослый руководит
с помощью специально организованных
способов передачи общественно-исторического
опыта – воспитания и обучения.