Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 70 вопросов по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

Шпоры по возраст. и пед. психологии.docx

— 272.47 Кб (Скачать файл)

1.Предмет, цели и задачи возрастной  и педагогической психологии.Возрастная психология– это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости..Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д. Возрастные изменения подразделяются на эволюционные, революционные и ситуационные. К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Такие изменения протекают медленно, но основательно, и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев (для младенцев) до нескольких лет (для детей более старшего возраста). Они обусловлены следующими факторами: а) биологическим созреванием и психофизиологическим состоянием организма ребенка; б) его местом в системе социальных отношений; в) уровнем интеллектуального и личностного развития. Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возрастного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения. Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков. Теоретической задачей возрастной психологии является изучение закономерностей психического развития в онтогенезе, установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития, а также возрастных особенностей психических процессов, возрастных возможностей усвоения знаний, ведущих факторов развития личности и т. д. Объектом изучения выступают ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, пожилой человек. Пед. псих. - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Предметом пед. психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.  Структуру пед. психологии составляют три раздела: психология обучения, психология воспитания, психология учителя.  Задачи пед. психологии: Выявить взаимосвязь м/ууровнем интеллектуального, эмоционально-волевого психического развития и методами, приёмами, средствами формирования обучения и воспитания; Выявить взаимосвязь м/у уровнем воспитания и индивидуальным стилем пед. деятельности; подобрать и разработать диагностический инструментарий (тесты, анкеты) для определения эффективности образовательного процесса; определить критерии и показатели эффективности образовательного процесса.

2. Исторические этапы  развития возрастной и педагогической  психологии. Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась в конце XIX в. Началом этому послужила книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка» (СПб, 1891). В ней Прейер описывал результаты ежедневных наблюдений за развитием своей дочери, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Все большее внимание уделялось психологии обучения. Свой вклад в становление детской психологии внес выдающийся русский педагог, основатель научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824–1870). Развитию возрастной психологии способствовали эволюционные идеи английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809–1882). В начале XX века в практику стали внедряться методы экспериментального исследования умственного развития детей: тестирование, использование измерительных шкал и т. п. Возрастная психология поднялась на новую ступень с введением метода формирующего эксперимента, разработанного отечественным психологом Л.С. Выготским (1896–1934). Этот метод позволял определить закономерности развития психических функций. Его использование также привело к появлению ряда теорий развития личности. Рассмотрим некоторые из них. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Возникновение и развитие высших психических функций связано с употреблением знаков двумя людьми в процессе их общения. В противном случае знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности. Теория деятелъности А.Н. Леонтъева. Он считал, что деятельность сначала выступает как сознательное действие, затем – как операция и только потом, по мере формирования, становится функцией. Теория формирования умственных действий П.Я. Галъперина. По его мнению, формирование психических функций происходит на основе предметного действия: начинается с материального выполнения действия, а заканчивается умственной деятельностью, затрагивая речевую функцию. Концепция учебной деятелъности – исследования Д.Б. Элъконина и В.В Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни – путем создания экспериментальных школ. Теория «первоначального очеловечивания» И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова,в которой отмечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей. Развитие пед.психологии — неравномерный процесс, в котором условно выделены 3 этапа: Первый этап — с середины 17 в. и до конца 19 в. — может быть назван общедидактическим. Вклад педагогов — мыслителей в развитие педагогической психологии определяется прежде всего кругом тех проблем, которые они рассматривали: связь развития, обучении и воспитания; творческая активность ученика, способности ребенка и их развитие, роль личности учителя, организация обучения и многие другие. Само понятие «педагогическая психология» вошло в научный оборот с появлением в 1877 г. книги Каптерева «Педагогическая психология». Второй этап длился с конца 19 в. до середины 20 в.. В этот период пед. Пс-гия начала оформляться в самостоятельную отрасль, ориентируясь и используя рез-ты псих-ких, психофизических экспериментальных исследований. Особое значение имеет развитие тестовой пс-гии, психодиагностики. В этот период в Европе образовался ряд лабораторий при школах. Данный этап хар-ся форм-ем особого пс. — пед-го направления — педологии, в котором комплексно определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития. Основанием для выделениятретьего этапа развития пед. Пс-гии служит создание теорет-ких основ пед-кой пс-гии. Так, в 1954 г. Б. Скиннер выдвинул идею программированного обучения.

3. Классификация методов  возрастной и педагогической  психологии.В зависимости от уровня научного познания- теоретического или эмпирического - методы определяются как теоретические или эмпирические. Наблюдение-основной и самый распространенный в пед. псих. эмпирический метод целенаправленного изучения ч-ка. Наблюдаемый не знает о том, что он явл. объектом наблюдения, который может быть сплошным или выборочным, с фиксацией всего хода урока или поведения одного или нескольких уч-ков. На основе наблюдения м.б. дана экспертная оценка. Рез-ты набл-ния занос-ся в спец-е протоколы, где отмеч-ся фамилия наблюд-го,дата,время и цель. Проток-ые данные подвергаются кач-ной и колич-ной обработке. Самонаблюдение-метод набл-ия ч-ком за самим собой на основе рефлексивного мышления. Этот метод лежит в основе самоотчетов. Он хар-ся достат-ой субъектив-тью, испол-ся как дополн-ый. Беседа-эмпир-кий метод получ-я сведений о ч-ке в общении с ним, в рез-те его ответов Целенаправ-ые вопросы. Ведущий беседу не сообщает о ее цели тому, кто изучается. Ответы фикс-ся магнитоф-ой записью или скорописью. Интервью-специф-ая форма беседы. Может использ-ся для получ-я сведений не только о самом интервьюируемом, но и о др-х людях, событиях. Анкетирование-эмипр-ий соц-но-психол-кий метод получ-я инф-ции на основании ответов на спец-но подгот-ые и соответст-щие основной задаче иссл-ния вопросы. При сост-нии анкеты учит-ся:1)содерж-е вопросов,2)их форма-откр-е/закр-ые (ответ «да»/«нет»), 3)их формулировка (ясность,без подсказки ответа),4)кол-во и порядок след-ния вопросов. Времени на анкет-ние не более 30-40 мин. Анект-нием.б.устным, письм-м, индивид-ым ,групповым. Эксперимент- центр-ый эмпир-кий метод науч-го иссл-ия в пед.псих.Различ-т лабор-ый и естест-ый. Наиболее эффек-ый и распростр-ый в наст.время формирующий эксперимент (изуч-ся изменения в уровне знаний, умений, отнош-й,ценностей в уровне психол-го и лич-го разв-я обуч-ся под целенаправл-ым обуч-щим и воспит-щим возд-вием).Анализ продуктов деятельности- метод изуч-я ч-ка через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тесты,музыка) продуктов его деят-ти. Анализ изложений, сочинений, конспектов и т п. Этот метод предпол-ет опред-ую цель, гипотезу и способы анализа каждого специф-го продукта(текста ,рисунка и т п.). Все перечисл-е методы явл. наиб.доступными и применяемыми в пед-ой пс-ии. В то же время получил распростр-е метод тест-ния. Тест, если он хорошо разработан, должен показать, что испытуемый знает и умеет, а не то ,каков он на фоне других, представл-их ту же популяцию. Различные типы тестов сгрупп-ны в 12 групп:1)тесты способ-тей(интеллект-ная ф-ция, знания, способы и т д.),2)тесты УиН (зрительно-моторная координация, прохожд-е лабиринта) , 3)тесты на восприятие,4)опросники (анкетный опрос о поведении, сост-нии здоровья и т д.),5)мнения (выявление отнош-й к др. людям, нормам и т д.),6) эстет-кие тесты (выявление предпочтений картин, рисунков и т д.),7) проективные тесты (формализованные лич-ые тесты),8) ситуац-ые тесты (изучение выполнения задания в разных ситуациях индивидуально,в группе, в соревновании и т д.),9) игры, в кот. наиболее полно проявл-ся люди,10)физиолог-ие тесты (экг, кгр и т д. ),11)физич-ие (антропометр-ие),12) случайные наблюд-я, т е изучение того, как проводится тест (запись провед-я, выводы и т д).Чаще всего испол-ся тесты достижений (определяют эффек-ть программ и проц-саобуч-я). Они охват-ют все уч-ыепрогр-мы для целостных образ-ных систем. Именно они дают конечную оценку достижений индивида по завершении обуч-я, то что индивид может делать к наст. времени .Социометрия —эмпир-ий метод изуч-я внутригрупп-хмежлич-ых связей. Этот метод, испол-щий ответы на вопросы предпочит-го выбора членов группы, позволяет опред-ть ее сплоченность , лидера группы и т д. Испол-ся для формир-ия и перегрупп-ния уч-ных коллективов, опред-ния внутригрупп-го взаимодействия.

4. Соотношение генотипических  и средовых обусловленностей  в развитии ребенка. Проблема генотипической и средовой обусловленности развития психики и поведения связана с выяснением того, как соотносятся данные человеку с рождения особенности организма и генетически обусловленные законы его созревания с возможностями развития, обучения, воспитания, приобретения знаний, умений и навыков, с развитием интеллектуальных способностей, с формированием личностных качеств ребенка. Все современные ученые признают, что психика и поведение человека во многих своих проявлениях имеют врожденный характер. Развитие представляет собой переход растущего организма на более высокую ступень, и этот переход может зависеть как от созревания, так и от научения. Одна из точек зрения на данную проблему, представляющая в настоящее время в основном исторический интерес, заключается в утверждении, что становление психики и поведения человека есть результат эволюционного преобразования генетически заложенных в организме с рождения возможностей, существующих в виде задатков. Другую и также не очень популярную в наши дни теорию именуют революционной теорией развития. Она представляет собой, что у любого человека независимо от его природных анатомо-физиологических особенностей можно сформировать любые психологические и поведенческие свойства, доведя их развитие до любого уровня с помощью обучения и воспитания. Третья точка зрения, именуемая вероятностной, или стохастической, теорией развития, имеет в настоящее время больше всего сторонников. В ней утверждается, что конечный результат развития, достигаемый на каждой его ступени, изначально в генотипе не заложен. Четвертую, также достаточно распространенную точку зрения можно было бы назвать функциональной. Одним из известных примеров теории последнего типа является культурно-историческая теория развития высших психических функций Л. С. Выготского. Строя свою теорию, Л. С. Выготский в основном имел в виду процесс развития познавательных функций человека —восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления. Но основные положения данной теории применимы и к развитию личности ребенка. Принято считать, что развитие психики и поведения идет в направлении от инстинктивных к разумным, от бессознательных к сознательным формам. При нормальном ходе созревания и элементарном обучении ребенок довольно быстро усваивает речь. Однако самостоятельная активная речь у него при любых условиях не возникает и не может появиться раньше 1—1,5 лет, т. е. того периода времени, когда детский организм уже достиг определенного уровня зрелости. Ни один ребенок не начал еще говорить предложениями раньше годовалого возраста. Это — убедительное доказательство того, что для нормального развития под влиянием обучения необходима достаточная степень зрелости организма. Если принять в расчет то, что именно речь является основой многих других психических процессов и свойств человека, в том числе интеллектуальных, то можно утверждать, что влияние среды на развитие человеческого индивида действительно огромное. Наряду с этим — и для подтверждения данной мысли есть немало доказательств — влияние среды ограничено теми возможностями, которые ребенку предоставляет, достигнутый к данному моменту Уровень биологического созревания организма.

5. Общие закономерности  психического развития ребенка. С рождения ребёнок развивается очень интенсивно. И чем он моложе, тем выше темпы его физического и психического развития.  Очень интенсивно ребёнок развивается в первые три года. Трёх летний малыш много умеет: -он способен к самообслуживанию; вступает во взаимоотношения; усвоил речь и хорошо её чувствует; заявляет о своей личности; демонстрирует на что способен («Я сам!»). Именно в дошкольном возрасте: -активно развиваются все психические процессы; -появляются тонкие переживания; -рождаются новые высшие чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные); складываются интересы; -развиваются способности, закладываются основы характера. В психическом развитии проявляются количественно-качественные изменения. В младших возрастах быстро увеличивается количественный состав слов. 1г. – 10 слов. Количественные изменения ведут к изменениям качественным. 1,5г. – 20 слов. 2г. – 200 слов. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи (суффиксы, изменение слов по числам, родам, падежам). 3г. – 1500 слов. 6л. – 4500слов  Развитие отдельных органов и психических функций происходит, не изолировано друг от друга, а взаимосвязано и обусловлено. Так, развитие двигательного анализатора влияет на сердечно-сосудистую систему, головной мозг; предметные действия – на развитие восприятия, мышления и др. Рост и развитие отдельных органов, систем, психических функций протекают не параллельно и не с одинаковой степенью интенсивности. Каждая функция мозга имеет строго определённое время начала и время завершения свое эволюции. Так, развитие воображения не совпадает с развитием функций волевых действий.  Есть периоды онтогенетического развития, в которых развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определённого рода влияниям окружающей среды, определённого рода влияниям окружающей действительности. Эти периоды называются сензитивными. Отдельные психические функции ребёнка: -1,5 – 3 года – речь; -3-6 лет – восприятие, мышление, воображение и др.; -5-6 лет – координация движений (балет, фигурное катание и т.д.).Имеют свои сроки развития 5-6 лет – чтение, 6-7 лет – учебные навыки 
Важность своевременного влияние на те психические функции индивидуальные развития которые только начинают развиваться различия детей. 
Каждая функция имеет ограниченное время для своего развития. Задача той или иной функции - помочь ребёнку устанавливать связь со средой, обеспечивать себе жизнеспособность в ней, познавать окружающий мир. В сензитивный период можно достичь предельного развития той или иной функции, иначе эта возможность будет «похоронена» в детстве. Природой определено календарное время индивидуально для каждого ребёнка. Это значит, что, скажем, какая-то функция у этого ребёнка войдёт в свою наиболее интенсивную фазу развития в возрасте двух лет и, постепенно замедляя темп, завершит эту фазу до 9-11 лет. 
Деятельность развития органов, систем психических функций регулируется ЦНС и её высшим отделом – корой головного мозга.  
В целом развитие организма у детей протекает не одинаково и зависит: -от наследственности; -от среды; -от обучения и воспитания; -от активности самого ребёнка. 
Роль отношения внутренних (наследственность) и внешних (среда, воспитание) факторов в становлении личности человека, движущих сил его психического развития по-разному рассматриваются представителями разных теорий. Психика ребёнка развивается при активном освоении им внешнего мира в разных видах деятельности. В совместной деятельности ребёнка и взрослого с предметами внешнего мира формируется психика ребёнка. Деятельностью ребёнка взрослый руководит с помощью специально организованных способов передачи общественно-исторического опыта – воспитания и обучения.  

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"