Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на 70 вопросов по дисциплине "Психология".
6. Структурно-генетическая
теория интеллекта Ж. Пиаже. Швейцарский
психолог Ж. Пиаже исследовал стадии развития
интеллекта ребенка от рождения до подросткового
возраста, что позволило ему вскрыть специфику
мышления детей разного возраста. Интеллект ученый Пиаже
рассматривал как механизм глобальной
адаптации организма к среде, поскольку
благодаря нему человек может решать бесконечное
множество проблемных ситуаций. Ж. Пиаже
придумал так называемый, "клинический"
метод исследования, который состоял в
том, что он давал ребенку задание, близкое
к игровому, и наблюдал за его действиями.
При этом он разговаривал с ребенком по
поводу его действий, спрашивал его мнение
о разных явлениях. В таком наблюдении
он провел огромное число часов, но только
такой метод сбора информации позволил
ему выйти на открытые им закономерности.
Ж. Пиаже выделил четыре основных стадии
развития интеллекта. Стадия
сенсомоторного интеллекта (от рождения
до 2-х лет).
Ее содержание составляет овладение ребенком
операциями с реальными объектами (игрушками
и вещами). Ребенок научается манипулировать
с ними, тем самым, развивая "ручной"интеллект.
Главные достижения этой стадии - овладение
речью и с ее помощью формирование предпонятий.
От понятий они отличаются неполнотой
заложенных в них представлений. Стадия конкретных операций
(от 6-7 до 10-11 лет).
На этой стадии, которая совпадает с началом
обучения в школе, ребенок начинает осваивать
простые мыслительные операции с объектами
(классификации, сериации, нахождение
соответствий между объектами). Стадия
формальных операций (от 10-11 до 13-14 лет).
На этой стадии подросток уже овладевает
логическими операциями. Он научается
обратным операциям (сложение, вычитание,
умножение деление), благодаря чему овладевает
способностью к прослеживанию хода своего
мышления и проверке полученных результатов.
По его мнению, последовательность прохождения
этих стадий у всех детей одна и та же.
Ребенок не может пропустить одну из стадий,
так как каждая предыдущая стадия подготавливает
наступление последующей. Но сроки прохождения
стадий могут быть разными. Более развитые
в интеллектуальном отношении дети могут
переходить на следующую стадию на один
два года раньше. Между стадиями существует
преемственность, которая состоит в том,
что более поздние стадии интегрируют
достижения предыдущих стадий, а не отменяют
их. Развитие интеллекта идет от внешнего
манипулирования с объектами к анализу
проблемной ситуации во внутреннем плане,
а также от взаимодействия с конкретными
предметами к оперированию абстрактными
понятиями. Заслуга Ж.Пиаже состоит в том,
что он показал, что развитие интеллекта
идет по пути формирования все более сложных
мыслительных операций, которые закрепляются
и становятся надежным инструментом адаптации
к среде на протяжении всей жизни человека.
7. Культурно-историческая
концепция Л. С. Выготского. Разработкой
этой концепции занимался Л.С. Выготский
с группой ученых – таких, как А.Н. Леонтьев,
А.Р. Лурия, Л.И. Божович, А.В. Запорожец
и др. Их экспериментальные исследования
легли в основу культурно-исторической
теории, согласно которой развитие психических
функций (внимания, памяти, мышления и
других) имеет социальное, культурное,
прижизненное происхождение и опосредовано
особыми средствами – знаками, возникающими
в ходе человеческой истории. По мнению
Л.С. Выготского, знак является для человека
социальным средством, «психологическим
орудием». На начальном этапе создания
этой теории Л.С. Выготский считал, что
«элементарные функции» ребенка имеют
природно-наследственный характер, т. е.
еще не опосредованы культурными средствами
– знаками, но позднее сделал такой вывод:
«...Функции, обычно считавшиеся наиболее
элементарными, подчиняются у ребенка
совсем другим законам, чем на более ранних
ступенях филогенетического развития,
и характеризуются той же опосредованной
психологической структурой... Детальный
анализ структуры отдельных психических
процессов.дает возможность убедиться
в этом и показывает, что даже учение о
структуре отдельных элементарных процессов
детского поведения нуждается в коренном
пересмотре». Л.С. Выготский сформулировал
генетический закон существования любой
психической функции человека, любого
психологического механизма его поведения
или деятельности: «.Всякая функция в культурном
развитии ребенка появляется на сцену
дважды, в двух планах: сперва – социальном,
потом – психологическом, сперва между
людьми. потом внутри ребенка. Функции
сперва складываются в коллективе в виде
отношений детей, затем становятся психическими
функциями личности». Выготский считал,
что существует два типа психического
развития: биологическое и историческое
(культурное). Он полагал, что эти типы
реально существуют в слитом виде и образуют
единый процесс в онтогенезе. В этом ученый
видел величайшее и основное своеобразие
психического развития ребенка. По Выготскому,
идея созревания лежит в основе особых
периодов повышенного реагирования –
сензитивных периодов. Сензитивным периодом развития
называется период, когда разумнее всего
начинать и вести обучение и воспитание
детей, так как именно в это время будут
наилучшим образом формироваться психологические
и поведенческие свойства – развитие
памяти, мышления, внимания, волевых качеств
и др. Например, интенсивное развитие речи
идет в возрасте от одного года до восьми
лет, причем интонационный и грамматический
строй речи хорошо развивается в возрасте
от 1,5 до 3 лет, а фонетический слух – в
возрасте 5 лет.Положение Выготского об
образовании высших психических функций
благодаря речевому общению людей опровергало
представление классической психологии
о внутренней природе психической деятельности.
Положение о «врастании извне внутрь»
высших психических функций, наметило
новый путь их объективного изучения и
привело к созданию нового метода – экспериментально-
8. Понятие и виды возрастов. С психологическим
развитием детей тесно связано понятие
возраста. Р.С. Немов определил возраст
как качественно своеобразный период
физического, психологического и поведенческого
развития, характеризующийся присущими
только ему особенностями. По Л.С. Выготскому,
возраст – это относительно замкнутый
цикл детского развития, имеющий свою
структуру и динамику. В психологии возраст
подразделяют на физический (хронологический)
и психологический.
9. Проблема периодизации
3. Гезелл. Изменение внутреннего ритма
и темпа психического развития, из определения
текущего объема развития. Выделяет отдельные
ритмические периоды развития, объединенные
внутри себя постоянством темпа развития.
Динамика детского развития – процесс
замедления роста. Ошибка в том, что Геззел
не видел в развитии качественных преобразований,
развитие для него – это рост, увеличение
того, что дано с самого начала. Односторонность
– да темп замедляется, но им не все исчерпывается.
4. Принципы подлинной периодизации. Внутреннее
изменение самого развития. Развитие –
непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся
в первую очередь непрестанным возникновением
и образованием нового, не бывшего на прежних
ступенях.
10. Периодизация психосексуального развития по З. Фрейду.В понимании Фрейда личность – это взаимодействие побуждающих и сдерживающих сил. Все стадии психического развития человека, по его мнению, связаны с сексуальным развитием. Рассмотрим эти стадии.Оральная стадия (от рождения до 1 года). Фрейд считал, что на этой стадии основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух фаз – ранней и поздней, занимающих первое и второе полугодия жизни. На ранней фазе присутствует действие сосания, на поздней – укус. Анальная стадия (1–3 года). Она состоит из двух фаз. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. «Я» ребенка обучается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. На этой стадии полностью образована инстанция «Я», и она может контролировать импульсы «Оно». Социальное принуждение, наказание родителей и страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе запреты. Начинает формироваться «Сверх-Я».Фаллическая стадия (3–5 лет). Это высшая ступень детской сексуальности, главной эрогенной зоной выступают генитальные органы. Латентная стадия (5-12 лет). Отмечается снижение полового интереса, инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Энергия либидо (влечения) переносится на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми, на освоение общечеловеческого опыта.Генитальная стадия (12–18 лет). 3. Фрейд считал, что подросток стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению; в этот период все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сексуального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыдущих стадий. На этой стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которое вновь дает о себе знать.
11. Психосоциальные стадии
развития личности Э. Эриксона.