Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 70 вопросов по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

Шпоры по возраст. и пед. психологии.docx

— 272.47 Кб (Скачать файл)

 

12. Периодизация развития  психики Д. Б. Эльконина.Существует множество подходов к периодизации психического развития ребенка, но наиболее приемлема периодизация развития, предложенная выдающимся специалистом в области детской и педагогической психологии Д.Б. Элькониным. Рассмотрим концепцию Д.Б. Эльконина более подробно.

Период от рождения до окончания  школы Эльконин разделил на семь этапов.

1. Младенчество: от рождения до 1 года жизни.

2. Раннее детство: от 1 года жизни до 3 лет.

3. Младший и средний дошкольный возраст: от 3 до 4–5 лет.

4. Старший дошкольный возраст: от 4–5 до 6–7 лет.

5. Младший школьный возраст: от 6–7 до 10–11 лет.

6. Подростковый возраст: от 10–11 до 14–15 лет.

7. Ранний юношеский возраст: от 14–15 до 16–17 лет.

Весь  процесс развития можно разделить  на три этапа:

дошкольное  детство – от рождения до 6–7 лет; младший школьный возраст – от 6–7 до 10–11 лет; средний и старший  школьный возраст – от 10–11 до 16–17 лет.

В каждом психологическом возрасте необходимо применять особые приемы и методы обучения и воспитания, строить общение с ребенком, учитывая его возрастные особенности. Возрастные периоды сопровождаются развитием  межличностного общения, направленного  в основном на личностное и интеллектуальное развитие, характеризующееся формированием  знаний, умений и навыков, реализацией  операционно-технических возможностей ребенка. Переход от одного этапа  развития к другому происходит в  ситуациях, напоминающих возрастной кризис, т. е. при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционно-техническими возможностями ребенка. Личностное развитие детей осуществляется через воспроизведение и моделирование межличностных отношений взрослых людей и проявляемых в них качеств личности, а также в процессе общения ребенка с другими детьми во время сюжетно-ролевых игр. Здесь он сталкивается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых трудно быть понятым сверстниками и выглядеть более взрослым. Процесс развития начинается в младенческом возрасте с того, что ребенок начинает узнавать родителей и оживляться при их появлении. В начале раннего возраста происходит манипулирование предметами и начинает формироваться практический, сенсомоторный интеллект. Одновременно идет интенсивное развитие вербального (речевого) общения. Ребенок пользуется речью для установления контакта и сотрудничества с окружающими, но не как инструментом мышления. Предметные действия служат способом налаживания межличностных контактов.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой ребенок моделирует отношения между людьми, как бы выполняя их социальные роли, копируя поведение взрослых. В процессе ролевой игры идет личностное развитие ребенка, он овладевает предметной деятельностью и начальными навыками общения.

В младшем школьном возрасте основной деятельностью становится учение, в результате которого формируются  интеллектуальные и познавательные способности. Через учение строится вся система отношений ребенка  с взрослыми людьми.

В подростковом возрасте возникают и развиваются трудовая деятельность и интимно-личностная форма общения. Трудовая деятельность заключается в появлении совместного увлечения каким-либо делом. Подростки начинают задумываться о будущей профессии. Общение в этом возрасте выходит на первый план и строится на основе так называемого «кодекса товарищества». «Кодекс товарищества» включает в себя деловые и личностные взаимоотношения, похожие на те, которые имеются у взрослых.

В старшем школьном возрасте продолжают развиваться процессы подросткового возраста, но ведущим  становится интимно-личностное общение. Старшеклассники начинают размышлять о смысле жизни, своем положении в обществе, профессиональном и личностном самоопределении.

Таковы основные положения концепции  развития Д.Б. Эль-конина. Она получила дальнейшее развитие в работах Д.И. Фельдштейна.

 

13. Основные психологические  характеристики кризисов возрастного  развития.Каждый возрастной период характеризуется особым видом деятельности. При переходе из одного периода в другой меняется и ведущая деятельность. Современные психологи выделили следующие виды ведущей деятельности.    1. В возрасте от рождения до 1 года отмечается непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми. Новообразование – потребность в общении и хватании.                                                         2. В возрасте от 1 года до 3 лет присутствует предмет-но-манипулятивная деятельность. Новообразование – самосознание («Я сам»).  3. Детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) присуща игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра. Новообразования – появляется внутренняя позиция школьника, возникают произвольное поведение, личностное сознание, соподчинение мотивов, первичные этические инстанции, первый схематический абрис цельного детского мировоззрения. 4. Учебная деятельность отмечается у детей младшего школьного возраста (от 6 до 10 лет). Новообразования – идет интенсивное интеллектуальное развитие, «память становится мыслящей, а восприятие думающим», создаются предпосылки к развитию чувства взрослости. 5. Подростковый возраст (от 10–11 до 14–15 лет) характеризуется общением, которое распространяется на различные виды деятельности: трудовую, учебную, спортивную, художественную и др. Новообразованиями являются: появление чувства взрослости, склонность к рефлексии, самопознанию, интерес к противоположному полу, половое созревание, повышенная возбудимость, частая смена настроения; идет развитие волевых качеств, появляется потребность в самоутверждении, самоопределении. Смена ведущей деятельности ведет к наступлению кризиса в развитии. Это связано с тем, что потребности ребенка меняются, но он еще не в состоянии их удовлетворить.                                    Кризис развития в трактовке Л.С. Выготского – это сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис – это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным...» (Выготский Л.С., 1991). Л.С. Выготский считал, что сущностью каждого кризиса является перестройка внутренних переживаний, отношений ребенка и окружающих, изменений потребностей и побуждений. Кризис происходит на стыке двух возрастных периодов и характеризует окончание одного периода и начало другого.

 

14. Деятельностная  теория онтогенеза А. И. Леонтьева.Теория деятельности разработана во второй половине XX в. В трудах Леонтьева . Предмет рассмотрения в Теории деятельности – целостная деятельность субъекта как органическая система во всех её формах и видах. Генетически исходной является внешняя, предметная, чувственно-практическая деятельность, от которой производны все виды внутренней психической деятельности индивидум, сознания. Конституирующей чертой деятельности является предметность. Сначало деятельность детерминируется предметом, а потом она опосредуется и регулируется его образом как своим субъективным продуктом. Взаимно превращающимися единицами деятельности считается потребность мотив мишень условия и соотносимые с ними деятельность деяния операции. Под действием предполагается процесс, предмет и мотив которого не совпадают меж собой. Мотив и предмет обязаны быть отображены в психике субъекта: по другому действие лишается для него смысла . Действие в Теории деятельности внутренне связано с личным смыслом. Психологическое слияние в единое действие отд. Частных действий представляет собой перевоплощение последних в операции, а содержание, которое до этого занимало место осознаваемых целей частных действий, занимает в строении деяния структурное место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из обычного приспособления деяния к условиям его выполнения. Операции – это качество деяния, образующая деяния. Генезис операции состоит в соотношении действий, их включенности одно в другое. В Теории деятельности введено понятие "мотива-цели", т. Е. Осознанного мотива, выступающего в роли "общей цели" и "зоны целей", выделение которой и зависит от мотива или конкретной цели, а процесс целеобразования постоянно связан с апробированием целей действием.совместно с рождением деяния данной. Генезис, развитие и функционирование сознания производны от того либо другого уровня развития форм и функций деятельности. Совместно с конфигурацией строения деятельности человека изменяется и внутреннее строение его сознания. Возникновение системы соподчиненных действий, т. Е. Сложного деяния, обозначает переход от сознательной цели к осознаваемому условию деяния, появление уровней осознания. Разделение труда, производственная специализация рождают "сдвиг мотива на мишень" и перевоплощение деяния в деятельность. Происходит рождение новейших мотивов и потребностей, что влечет за собой качественную дифференциацию осознания. Далее предполагается переход к внутренним психическим действиям, возникают внутренние деяния, а потом – формирующиеся по общему закону сдвига мотивов внутренняя деятельность и внутренние операции. Личность в Теории деятельности – это внутренний момент деятельности, некое неповторимое единство, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими действиями, целостное психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивидума в итоге преобразования его деятельности. Личность в первый раз возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивидум, наделенный природными качествами и способностями, а личность он становится только в качестве субъекта обществ, отношений. Иерархические дела деятельностей, за которыми стоят соотношения мотивов, и характеризуют личность Последняя рождается дважды: первый раз – когда у дитя появляются в явных формах полимотивированность и соподчинение его действий, второй раз – когда возникает его сознательная личность. Становление личности – это становление личных смыслов. Психологию личности венчает неувязка самосознания, поскольку основное – это осознание себя в системе обществ, отношений. Личность – это то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. В Теории деятельности предлагается употреблять следующие основания при разработке типологии личности: достояние связей индивидума с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру. На каждой возрастной ступени развития личности в Теории деятельности более представлен определенный вид деятельности, приобретающий ведущее значение в формировании новейших психических действий и параметров детской личности Разработка трудности ведущей деятельности явилась фундамент, вкладом Леонтьева в детскую и возрастную психологию. Этот ученый не лишь охарактеризовал смену ведущих деятельностей в процессе развития дитя, но и положил начало исследованию устройств данной смены, перевоплощения одной ведущей деятельности в другую.

15. Теория развития  личности Л. И. Божович.

 

 

16. Модель развития  общения М.И. Лисиной

17. Младенческий возраст.  Кризис первого года жизни.Период младенчества длится от 4–6 недель до одного года.развиваются зрение, восприятие, речь, память, мышление, происходит становление эмоциональных контактов с окружающими. Рассмотрим, как это происходит.

Зрение.развиваться оно начинает в первую очередь. Вначале ребенок может только сосредоточивать взгляд на предмете в течение очень малого промежутка времени. После второго месяца жизни зрительное сосредоточение становится более длительным и появляется способность к различению простейших цветов. В 2 месяца во время бодрствования ребенок занимается рассматриванием окружающих предметов, младенец начинает отличать людей от окружающих предметов, но зрение пока еще остается слабым. К трем месяцам -хороший уровень развития движения глаз. Ребенок начинает различать форму предметов. В 4 месяца ребенок смотрит активно: эмоционально реагирует на увиденное, двигается, повизгивает.восприятия. К одному году возникает такое свойство восприятия, как предметность. Предметность – это соотнесенность своих ощущений и образов с предметами окружающей действительности. Ребенок может различать тембр, громкость и высоту звука, у него развивается способность запоминать и хранить в памяти образы в своих первичных формах. До трех-четырехмесячного возраста он может хранить образ воспринимаемого предмета не более одной секунды, позже время сохранения увеличивается, и постепенно младенец станет узнавать свою мать в любое время. В 8-12 месяцев он начинает выделять предметы в зрительном поле, и не только в целом виде, но и по частям. При изучении зрительного восприятия детей установлено, что предметы, расположенные близко друг к другу, воспринимаются ребенком как целое. В результате наблюдений за детьми было установлено, что при восприятии предметов они сначала ориентируются на их форму, затем – на величину, и только потом – на цвет (в возрасте около 2 лет). У младенцев сильно развит познавательный интерес. Они могут подолгу рассматривать предметы, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, переходя от горизонтальных элементов рисунка к вертикальным, особое внимание уделяя цвету. В первый год жизни ребенка идет активное развитие памяти. Развиваются все ее генетические виды: эмоциональная, моторная, образная, вербальная. Эмоциональная память помогает ему ориентироваться в действительности, фиксируя внимание и направляя органы чувств на наиболее важные в эмоциональном отношении объекты. Моторная память появляется в 7–9 недель. Затем у младенцев начинает развиваться образная память. Если в 4 месяца он может просто узнать предмет, то в 8–9 месяцев способен воспроизвести его по памяти. Вербальная память начинает развиваться с 3–4 месяцев, когда ребенок начинает узнавать голос матери. Затем с 6 месяцев он может правильно указать называемый предмет или найти его, если тот находится вне поля зрения.происходит развитие мышления младенца. Пока это наглядно-действенное мышление, которое выражается в манипулятивных движениях рук и формировании операционных структур. Развивается речь. До одного месяца ребенок просто слушает и различает звуки. В возрасте около одного месяца он начинает произносить простые звуки. К концу первого – началу второго месяца жизни у ребенка появляется особое внимание к речи, называемое слуховым сосредоточением. Затем, в 2–4 месяца, возникает гукание, а в 4–6 месяцев – гуление, повторение простых слогов. В 4 месяца младенец различает речь взрослых по интонации. С 6 месяцев отмечается лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные в основном с действиями ребенка. В 9-10 месяцев младенец произносит первые слова. К концу первого года жизни он понимает 10–20 слов, произносимых взрослыми. В этом возрасте идет развитие психики ребенка. Э. Эриксон считал, что в младенческом возрасте формируется чувство доверия или недоверия миру. Основную роль в возникновении данного чувства играют родители, в частности мать. Кризис одного года возникает на стыке двух периодов: окончания младенчества и начала раннего детства. Данный кризис сопровождается: Внешние проявления - когда взрослый что-то запрещает ребенку или не понимает его, тот начинает беспокоиться, кричать, плакать, старается проявить самостоятельность, могут даже возникнуть аффективные состояния. Внутренние причины - нарастают противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает.Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным. Но возможности его все же ограничены, поскольку, во-первых, речь ребенка носит автономный характер, а во-вторых, взрослый помогает ему в осуществлении любого действия.

 

18. Раннее детство. Развитие  познавательной сферы, самосознания  и самооценки в раннем возрасте. Кризис трех лет.Раннее детство – это период от 1 года до 3 лет. В этом возрасте происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития.Развитие познавательной сферы ребенкаВ этом возрасте развиваются восприятие, мышление, память, речь. Развитие восприятия определяется тремя параметрами: перцептивными действиями (целостностью воспринимаемого предмета), сенсорными эталонами (возникновением эталонов ощущений: звуковых, световых, вкусовых, тактильных, обонятельных) и действиями соотнесения.Так ребенок учиться делить предметы на классы: куклы, машины, мячи, ложки и т. д.С года начинает активно развиваться процесс познания окружающего мира. Ребенок в возрасте от одного года до двух лет для выполнения одного и того же действия использует различные варианты, а с полутора до двух лет у него появляется способность решать проблему путем догадки.Со второго года жизни восприятие ребенка меняется. Научившись воздействовать одним предметом на другой, он оказывается способным предвидеть исход ситуации, например, возможность протаскивания шарика через отверстие, перемещения одного предмета при помощи другого и т. д. Ребенок может различать такие формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник; цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.В раннем детстве продолжается развитие мышления, которое от наглядно-действенного постепенно переходит в наглядно-образное, т. е. действия с материальными предметами заменяются действиями с образами.Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и остается ведущим до 3,5–4 лет. В возрасте около двух лет он выделяет предметы, основываясь на существенных и несущественных признаках. В 2,5 года ребенок выделяет предметы по существенным признакам: цвет, форма, величина.Особенностью мышления в раннем детстве является синкретизм. Синкретизм означает нерасчлененность: ребенок, решая задачу, не выделяет в ней отдельных параметров, воспринимая ситуацию как целостную картину. Наглядно-образное мышление возникает в 2,5–3 года и остается ведущим до 6–6,5 лет. Развитие памяти. К двум годам у ребенка развивается оперативная память. Ему доступны легкие логические и тематические игры, он может составлять план действий на короткий промежуток времени, не забывает цель, поставленную несколько минут назад.Развитие речи. До года ребенок уже может называть вещи своими именами. Годовалый ребенок реагирует на слова как на ситуацию в целом. Слово оказывается связанным с обстановкой, а не с представляющим ее предметом. С 11 месяцев начинается переход от дофонемной речи к фонемной и становление фонематического слуха, который заканчивается к двум годам, В 3 года ребенок научается правильно применять падежи, начинает пользоваться сначала однословными предложениями, затем, в возрасте от 1,5 до 2,5 лет, может комбинировать слова, объединяя их в двух-трехсловные фразы или предложения из двух слов, где есть и подлежащее и сказуемое. В это же время возникает сознательный контроль за правильностью произношения речевых высказываний.После 1,5 лет отмечается активность самостоятельной речи и речевого общения. Ребенок начинает сам спрашивать названия интересующих его предметов или явлений. Но ребенок в возрасте от 2,5 до 3 лет не может следовать инструкциям взрослых, особенно тогда, когда надо выбирать одно действие из нескольких; он сумеет сделать данный выбор только ближе к 4 годам.В течение второго года жизни ребенок начинает усваивать словесное обозначение окружающих предметов, а затем имен взрослых, названия игрушек и только потом – частей тела Около 3 лет ребенок начинает внимательно слушать, о чем говорят взрослые, любит, когда ему читают рассказы, сказки, стихи..Основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста таковы.• Пассивная речь в развитии опережает активную.• Ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название.• На границе 2-го и 3-го года жизни ребенок как бы интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой.• Происходит переход от многозначности детских слов к первым функциональным обобщениям, построенным на основе практических действий.• Фонематический слух опережает развитие артикуляции. Ребенок сначала научается правильно слушать речь, а затем правильно говорить.• Осуществляется овладение синтаксическим строем языка.• Развиваются функции речи, происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи.В раннем детстве происходит становление самосознания. Развитие самосознания введет к формированию самооценки. Отмечается развитие самостоятельности. Фраза «Я сам» как нельзя лучше говорит о ее проявлении. Ребенок уже не всегда хочет, чтобы ему помогали. Овладев ходьбой, он находит себе преграды, препятствия и старается их преодолеть. Все это доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него начинают складываться такие качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность.В этом возрасте у многих детей проявляется непослушание. Когда им говорят, что так делать нельзя, те продолжают делать по-своему. Зачастую это происходит из-за стремления детей как можно быстрее познать окружающий мир.С 1,5 лет ребенок начинает осознавать свои возможности и собственные качества личности. Двухлетний ребенок понимает, что может оказывать влияние на людей и добиваться желаемой цели.Кризис трех лет Кризис трех лет характеризуется тем, что личностные изменения, происходящие с ребенком, приводят к изменению его отношений со взрослыми. Он начинает сравнивать себя со взрослыми, и у него невольно возникает желание выполнять те же действия, что и они, В этом возрасте появляются следующие черты: негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм. Эти характеристики описал Л.С. Выготский. Он считал, что возникновению подобных реакций способствует зарождение потребности в уважении и признании. Негативизм проявляется в негативной реакции на требование или просьбу взрослого, а не на само действие. Например, ребенок игнорирует требования одного члена семьи или воспитательницы, а других слушается. Поэтому надо помнить, что негативизм и непослушание – разные вещи. Еще одна характеристика кризиса трех лет – упрямство. Его причина не в стремлении ребенка во что бы то ни стало получить желаемое или требуемое, а в том, чтобы с его мнением считались. Следующая характеристика – обесценивание– присуща всем кризисам. Проявляется оно в том, что начинают обесцениваться все привычки и ценности, которые раньше были дороги. Например, ребенок может бросить и даже сломать любимую в прошлом игрушку, отказывается соблюдать ранее принятые правила поведения, теперь считая их неразумными, и т. д. Строптивость направлена против принятых норм поведения в семье и схожа с негативизмом и упрямством. Например, если в семье принято вместе ужинать, то ребенок начинает отказываться есть именно в это время, а затем у него появляется аппетит. Свое волие выражается в стремлении ребенка делать все самому. Если в младенчестве он стремился к физической самостоятельности, то сейчас его поведение направлено на самостоятельность намерений и замыслов. Проявление самостоятельности отражается на взаимоотношениях со взрослыми. Когда ребенок осознает, что может что-то сделать сам, помощь взрослых ему не нужна. Они должны понимать это и стараться избегать негативных высказываний по данному поводу, не критиковать ребенка, а позволять ему проявлять самостоятельность. Протест-бунт выражается в частых ссорах детей с родителями. Проявления деспотизма таковы: ребенок начинает диктовать всем окружающим, как себя вести, и стремится, чтобы его слушались и поступали так, как он говорит. Подобное поведение может отмечаться тогда, когда ребенок один в семье или последний по счету.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"